В мире красок
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

Смирнова Марина Анатольевна

Программа по дополнительному образованию по нетрадиционному рисованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В Мире красок46.02 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА № 814

«РЕКОМЕНДОВАНО»                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

экспертным советом                                                             Директор ГБОУ Школа № 814

_______________________                                                            

Протокол № ____________                                                  ________________ М. Н. Иванцов

«         »                          2021г.                                               «         »                                      2021г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«В МИРЕ КРАСОК»

Нетрадиционная техника рисования

Возраст обучающихся: 4-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Разработчик:                                                             Педагог, реализующий программу:

Смирнова Марина Анатольевна,                            Смирнова Марина Анатольевна

Воспитатель

МОСКВА, 2021-2022 уч. год.

1. Пояснительная записка

Направленность программы: художественная.

Уровень программы: ознакомительный

  Актуальность.

     Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие эстетического восприятия.

     Зачастую для того, чтобы выразить свои фантазии, ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств.

     В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

      Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает и удивляет детей. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности для выражения собственных фантазий.

      Оригинальное рисование без кисточки позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.

      И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь главным будет научить детей выражать на бумаге свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.

    Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы научить дошкольников творческому видению, исследовательскому поведению. Ведь именно эти качества личности позволят им успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому все педагогические усилия должны быть направлены на развитие любознательности, наблюдательности, познавательной и творческой активности и самовыражения ребенка в исследовательской и проектной деятельности. Овладение нетрадиционными техниками рисования помогает детям раскрепоститься, реализовать свои замыслы на бумаге различными художественными материалами. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, учит нестандартно мыслить. У ребенка возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, он начинает экспериментировать и творить.

     Новизна программы «В мире красок» является ее инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Для рисования используются природные и бросовые материалы, нестандартные инструменты.

Цель и задачи программы.

  Цель – создание условий для развития потенциальных творческих способностей ребенка, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность средствами нетрадиционного рисования. 

  Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования;

- учить приемам работы с нетрадиционными художественными материалами;

- учить различать цвета спектра и их оттенки.

Развивающие:

- развивать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования;

- развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, любознательность, мышление, мелкую моторику рук, пространственную ориентировку.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств;

- воспитывать аккуратность, желание добиваться успеха собственным трудом, стремление к творческой самореализации.

  Отличительные особенности.

     Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психологическом развитии как детей общих развивающих групп, так и детей с ОВЗ. Это особенно важно, потому что выразить свои чувства, фантазии в рисунке легче, чем о них рассказать.

     Художественно- графические техники рисования ориентированы на возрастные особенности детей.

  Возраст обучающихся.

     Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет (и с ОВЗ)

  Сроки реализации программы.

     Срок реализации программы 1 год (с октября по май включительно).

Для двух возрастных групп. Первая возрастная группа детей - 4-5 лет, вторая возрастная группа детей - 5-7 лет.

Формы и режим занятий.

  Режим:

    В первой возрастной группе занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (30 минут).

Во второй возрастной группе занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (45 минут).

  Форма обучения – групповая, очная.

  Методы обучения:

- словесные (беседа, объяснение, художественное слово);

- наглядный (иллюстрации, рисунки);

- игровые (дидактические, малоподвижные);

- практический (синхронное рисование, показ воспитателем новой техники рисования, прием пассивных движений с неуверенными детьми, экспериментирование с художественным материалом и техниками (смешивание красок, сочетание в рисунке разных техник, использование новых материалов);

- выставки в конце каждого занятия для подведения итога.

  Ожидаемые результаты.

     По окончанию обучения ребенок будет знать:

- разные виды нетрадиционной техники рисования;

- различать цвета спектра и их оттенки.

По окончанию обучения ребенок будет уметь:

- ориентироваться в пространстве;

- использовать в своей работе разные техники нетрадиционного рисования.

Формы подведения итогов реализации программы.

    - диагностика;

    - выставки детских работ;

    - опрос, анкетирование родителей;

2. Учебно-тематический план

Наименование разделов

 

Всего

Количество часов

Теория

Практика

Формы аттестации/ Всего Теория Практика контроля

1.

Вводное занятие.

1

0,5

0,5

Наблюдение педагога

2.

Золотая осень

7

1,75

5,25

Наблюдение педагога

3.

Поздняя осень

8

2

6

Наблюдение педагога

4.

Новый год

8

2

6

Наблюдение педагога

5.

Зима

8

2

6

Наблюдение педагога

6.

Животные

8

2

6

Наблюдение педагога

7.

Весна

8

2

6

Наблюдение педагога

8.

Цветы

8

2

6

Наблюдение педагога

9.

Лето

7

1,75

5,25

Наблюдение педагога

10.

Итоговое занятие

1

0,2

0,8

Диагностика

Итого

64

16,2

47,8

Примечание: Педагог оставляет за собой право частичного изменения количества учебных часов внутри каждого блока, в зависимости от уровня усвоения материала, необходимости завершения выставочных работ.

3. Содержание учебного плана

Первая возрастная группа (4-5 лет)

Вводное занятие

Теория. Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с разными нестандартными инструментами.

 Практика. Свободное экспериментирование с материалами для создания рисунка.

Раздел 1. Золотая осень.

Тема 1.1. Осенний листопад.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – печатью листьями. Беседа о признаках осени.

Практика. Печатание листьями на листе бумаги.

Тема 1.2. Рябина.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование пальчиками. Беседа о деревьях.

Практика. Рисовать ягоды на ветке и листья при помощи пальчиков.

Тема 1.3. Малина.

Теория. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой – штампование пробкой. Беседа о ягодах.

Практика. Создавать образ малины при помощи пробок.

Тема 1.4. Мухомор.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование пупырчатой пленкой. Беседа о ядовитых грибах.

Практика. Делать отпечатки пупырчатой пленкой, создавая образ мухомора.

Тема 1.5. Опята.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой. Беседа о съедобных грибах.

Практика. Делать отпечатки ладошки, создавая композицию.

Тема 1.6. Яблочное варенье.

Теория. Знакомство с новой нетрадиционной техникой – отпечатки разрезными фруктами и овощами. Беседа о фруктах.

Практика. Делать отпечатки яблок в банке, определяя цвет и расположение различных частей.

Тема 1.7. Овощи на тарелке.

Теория. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой – оттиск печатками разрезными фруктами и овощами. Беседа об овощах.

Практика. Создавать натюрморт при помощи отпечаток овощей.

Раздел 2. Поздняя осень.

Тема 2.1. Дождик.

Теория. Познакомить с новой нетрадиционной техникой – фотокопией. Беседа о явлениях природы.

Практика. Рисовать свечей короткие линии и тонировать лист акварелью.

Тема 2.2. Ночное небо.

Теория. Знакомство с новой нетрадиционной техникой – набрызг. Беседа о времени суток.

Практика. Рисование ночного неба при помощи набрызга краски..

Тема 2.3. Осенний пейзаж.

Теория. Знакомство с новой нетрадиционной техникой – рисование по мокрому листу. Беседа о золотой осени.

Практика. Наносить рисунок на смоченный водой лист бумаги.

Тема 2.4. Зонтик

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – проступающий рисунок. Беседа о зонтиках.

Практика. Рисовать контур и узор зонтика восковыми мелками, затем тонировать лист бумаги акварелью.

Тема 2.5. Деревья.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ребром ладони и пальца. Беседа о видах деревьев.

Практика. Изображение деревьев при помощи боковой части ладони и пальца.

Тема 2.6. Хвойный лес.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – шаблонография. Беседа о хвойных деревьях.

Практика. Рисовать лес при помощи шаблонов.

Тема 2.7. Первый снег.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – кляксография. Беседа о поздней осени.

Практика. Изображение снежинки при помощи раздувании кляксы.

Тема 2.8. Подарок маме.

Теория. Свободная техника. Беседа о маме.

Практика. Изображение рисунка по замыслу, используя ранее изученные техники.

Раздел 3. Новый год.

Тема 3.1. Подарок для Деда Мороза.

Теория. Знакомство с новой нетрадиционной техникой – печать по трафарету. Беседа о Дне рождения Дедушки Мороза.

Практика. Выполнение при помощи трафарета и поролона. Беседа про Новый год.

Тема 3.2. Мешок Деда Мороза.

Теория. Знакомство с новой нетрадиционной техникой – тычок жесткой полусухой кистью. Беседа о детских мечтах.

Практика. Рисование форму мешка и узор.

Тема 3.3. Снеговик

Теория. Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования – оттиск  бросовым материалом. Беседа о снеговике.

Практика. Изображать снеговика при помощи втулки.

Тема 3.4. Семья снеговиков

Теория. Знакомство с новой нетрадиционной техникой – рисование мятой бумагой. Беседа о семье.

Практика. Изображать снеговиков разной высоты.

Тема 3.5. Гирлянда

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – оттиск бросовым материалом. Беседа о традициях Нового года.

Практика. Изображение гирлянды при помощи втулки.

Тема 3.6. Елочные игрушки.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – проступающий рисунок. Беседа о елочных игрушках.

Практика. Рисовать контур и узор елочной игрушки восковыми мелками и тонировать лист бумаги акварелью. Затем сверху посыпать солью.

Тема 3.7. Новогодняя ёлочка.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой – рисование зубной щеткой. Беседа об украшении елки.

Практика. При помощи зубной щетки создать образ елки.

Тема 3.8. Снежный шар.

Теория. Смешанные нетрадиционные техники рисования.

Практика. При помощи разных техник нетрадиционного рисования по замыслу детей создается образ стеклянного шара со снегом.

Раздел 4. Зима.

Тема 4.1. Падающий снег

Теория. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – оттиск печатками из салфеток. Беседа о снеге.

Практика. Создать композицию из печатанья салфеток на темном фоне.

Тема 4.2. Лунная ночь.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование мятой бумагой. Беседа о зиме.

Практика. Создание пейзажа при помощи мятой бумаги.

Тема 4.3. Зимние напевы.

Теория. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – набрызг. Беседа о явлениях погоды.

Практика. Передача динамики в картине при помощи набрызга.

Тема 4.4. Зимний лес.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – печатание листьями пекинской капустой. Беседа о природе.

Практика. При помощи печатью листьями создается композиция.

Тема 4.5. Снежинки.

Теория. Продолжать знакомство с  нетрадиционной техникой рисования – фотокопией. Беседа о снежинках.

Практика. Рисовать свечей короткие линии и тонировать лист акварелью.

Тема 4.6. Рукавички

Теория. Продолжать знакомство с  нетрадиционной техникой рисования – монотипия предметная. Беседа о зимней одежде.

Практика. Складывать лист пополам. На одной стороне листа рисовать рукавичку, на другой получать его отражение.

Тема 4.7. Елочки в снегу.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисование – оттиск поролоном. Беседа о елях.

Практика. Создание пейзажа при помощи поролона.

Тема 4.8. Белая береза.

Теория. Знакомство с  нетрадиционной техникой рисования – рисование солью. Беседа о березе.

Практика. Простым карандашом рисуется контур и узор. По контуру наносится клей ПВА и посыпается солью.

Раздел 5. Животные.

Тема 5.1. Пингвин.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – тычок жесткой полусухой кистью. Беседа о пингвинах.

Практика. Рисование пингвина, используя метод тычка.

Тема 5.2. Белый медведь.

Теория. Продолжать знакомство с  нетрадиционной техникой рисования – печать по трафарету. Беседа о белых медведях.

Практика. Рисование медведя при помощи поролона и трафарета.

Тема 5.3. Страус.

Теория. Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования – рисование вилкой. Беседа о животных жарких стран.

Практика. Рисование страуса при помощи вилки.

Тема 5.4. Черепаха.

Теория. Знакомство с  нетрадиционной техникой рисования – проступающий рисунок. Беседа о черепахах.

Практика. Рисование черепаху восковыми мелками и тонировать лист бумаги акварелью.

Тема 5.5. Ежик

Теория. Продолжать знакомство с  нетрадиционной техникой рисования – печать смятой бумагой. Беседа о животных леса.

Практика. Рисовать ежа при помощи смятой бумаги.

Тема 5.6. Зайчик.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования –рисование поролоном. Беседа о зайцах.

Практика. Рисование зайца поролоновой губкой.

Тема 5.7. Кошка.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – набрызг. Беседа о домашних животных.

Практика. Рисование фона при помощи техники набрызг.

Тема 5.8. Аквариумные рыбки.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой. Беседа о домашних питомцах.

Практика. Рисование рыбок при помощи ладошки.

Раздел 6. Весна.

Тема 6.1. Солнце.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – кляксографией. Беседа о солнце.

Практика. Рисование лучиков солнца при помощи раздувании кляксы.

Тема 6.2. Верба

Теория. Знакомство с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование на мятой бумаге. Беседа о весне.

Практика. Рисование вербы на мятой бумаге.

Тема 6.3. Открытка для мамы

Теория. Свободная техника. Беседа о празднике 8 марта.

Практика. Изображение рисунка по замыслу, используя ранее изученные техники.

Тема 6.4. Весенний день.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой – монотипия пейзажная.

Практика. Складывать лист пополам. На одной стороне листа рисовать пейзаж, на другой получать его отражение.

Тема 6.5. Грачи прилетели.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – печатками из ластика.

Практика. Рисовать грачей при помощи печатками из ластика.

Тема 6.6. Берёзки.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование мятой бумагой. Беседа о кронах деревьев.

Практика. Рисование кроны дерева при помощи мятой бумаги.

Тема 6.7. Весенняя поляна.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование по мокрому листу. Беседа о луге.

Практика. Рисование пейзажа по мокрому листу.

Тема 6.8. Цветущая весна.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование пучком ватных палочек. Беседа о цветущих деревьях.

Практика. Рисование пучком ватных палочек цветы.

Раздел 7. Цветы.

Тема 7.1. Одуванчики.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – рисование тычком жесткой полусухой кистью. Беседа об одуванчиках.

Практика. Рисование методом тычка жесткой кисти.

Тема 7.2. Мимоза.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – рисование тычком ватной палочки. Беседа о мимозе.

Практика. Рисование цветов мимозы методом тычка ватной палочки.

Тема 7.3. Тюльпаны.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – рисование вилкой.

Практика. Рисование бутонов при помощи отпечаток вилки.

Тема 7.4. Цветы

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой – отпечатки бутылкой

Беседа о полевых цветах.

Практика. Делать отпечатки дном бутылки 0,5.

Тема 7.5. Красивый цветок

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – кляксографией.

Беседа о садовых цветах.

Практика. Рисовать бутоны при помощи раздувания кляксы.

Тема 7.6. На лугу

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – рисование штампами Беседа о пользе цветов.

Практика. Изображать цветы ребром спичечной коробки.

Тема 7.7. Гиацинты.

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой – штампование пробкой. Беседа о гиацинтах.

Практика. Создавать образ гиацинта при помощи отпечатка пробки.

Тема 7.8. Цветочная клумба.

Теория. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой – оттиск печатками разрезными фруктами и овощами. Беседа о клумбе.

Практика. Делать отпечатки разрезным болгарским перцем, создавая композицию рисунка.

Раздел 8. Лето.

Тема 8.1. Божья коровка

Теория. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой – монотипия предметная. Беседа о божьей коровке.

Практика.  Рисовать в технике монотипии.

Тема 8.2. Бабочки

Теория. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой – оттиск поролоном. Беседа о бабочках.

Практика. Нарисовать бабочек при помощи оттиска губки.

Тема 8.3. Салют.

Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – проступающий рисунок. Беседа о Дне Победы!

Практика. Рисовать салют восковыми мелками, затем тонировать лист бумаги акварелью.

Тема 8.4. Воздушный шарик.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование объемными красками. Беседа о воздушных шарах.

Практика. Рисовать при помощи объемных красок.

Тема 8.5. Морская звезда.

Теория. Знакомство с новой нетрадиционной техникой – рисование крупой. Беседа о морских звездах.

Практика. При помощи клея ПВА и 2  крупы создается образ морской звезды.

Тема 8.6. Веселые осьминоги.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой. Беседа об осьминогах.

Практика. Рисовать морское дно.

Тема 8.7. Лето.

Теория. Свободная техника.

Практика.  Изображение рисунка по замыслу, используя ранее изученные техники.

Итоговое занятие. Диагностика

Теория. Выявить умения и навыки в нетрадиционных техниках рисования.

Практика. Владеть умениями и навыками в свободном экспериментировании с материалами.

Вторая возрастная группа (5-7 лет)

Вводное занятие

Теория. Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с разными нестандартными инструментами.

 Практика. Свободное экспериментирование с материалами для создания рисунка.

Раздел 1. Золотая осень.

Тема 1.1. Осенний пейзаж.

Теория. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – печатью листьями. Знакомство с понятием «пейзаж».

Практика. Печатание листьями на листе бумаги.

Тема 1.2. Рябина.

Теория. Продолжать знакомить нетрадиционной техникой рисования – методом тычка. Беседа о рябине.

Практика. Изображать ягоды рябины при помощи ватных палочек.

Тема 1.3. Виноград.

Теория. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой – штампование пробкой. Беседа о ягодах.

Практика. Создать образ винограда при помощи пробки.

Тема 1.4. Белый гриб.

Теория. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование пупырчатой пленкой. Беседа о съедобных и ядовитых грибах.

Практика. Делать отпечатки пупырчатой пленкой, создавая композицию.

Тема 1.5. Грибы в лукошке.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – проступающий рисунок. Беседа о поведении в лесу.

Практика. Рисование натюрморта восковыми мелками и тонировать лист бумаги акварелью.

Тема 1.6. Натюрморт.

Теория. Продолжать знакомить с техникой – печатание разрезанными фруктами. Беседа о натюрморте.

Практика. Составлять натюрморт из разрезных яблок, определяя цвет и расположение частей.

Тема 1.7. Осенний букет.

Теория. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – печатью листьями и оттиском поролоном. Беседа о деревьях.

Практика. Печатание листьями на листе бумаги и создание образа вазы при помощи поролона.

Раздел 2. Поздняя осень.

Тема 2.1. Звездное небо.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – фотокопией. Беседа о космосе.

Практика. Рисовать свечей звезды, луну или месяц и тонировать лист акварелью.

Тема 2.2. Ночь.

Теория. Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования – граттаж. Беседа о времени суток.

Практика. Процарапывание рисунка при помощи деревянной палочки.

Тема 2.3. Осенняя пора

Теория. Знакомство детей с новой нетрадиционной техникой – пейзажной монотипией. Беседа о признаках осени.

Практика. Изображение пейзажа осени на ½ листа бумаги, сгибание листа пополам для отпечатка изображения на второй половине листа.

Тема 2.4. Зонт.

Теория. Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования – витраж (клеевые картинки). Беседа о витраже.

Практика. Клеем ПВА наносится контур рисунка. Раскрашивается акварелью.

Тема 2.5. Сильный ветер.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – фотокопией. Беседа о ветре.

Практика. Рисование свечей различные образы деревьев.

Тема 2.6. Лес.

Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – шаблонографией. Беседа об этажах леса.

Практика. Рисовать лес при помощи шаблонов.

Тема 2.7. Волшебное дерево.

Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – кляксография. Беседа о фантазиях.

Практика. Рисовать дерево при помощи раздувания кляксы.

Тема 2.8. Мама.

Теория. Свободная техника. Беседа о маме.

Практика. Изображение рисунка по замыслу, используя различные нетрадиционные техники рисования.

Раздел 3. Новый год.

Тема 3.1. Подарок для Деда Мороза.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – печать по трафарету.  Беседа про Новый год.

Практика. Выполнение при помощи трафарета и поролона.

Тема 3.2. Портрет Деда Мороза.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – тычок жесткой полусухой кистью. Беседа о Дедушке Морозе.

Практика. Рисование портрета.

Тема 3.3. Веселый снеговик

Теория. Продолжать знакомить нетрадиционной техникой рисования – рисование пупырчатой пленкой. Беседа о снеговиках из разных стран.

Практика. Изображать снеговика при помощи оттиска пупырчатой пленки.

Тема 3.4. Подарок от Дедушки Мороза.

Теория. Знакомство с новой нетрадиционной техникой – рисование по мятой бумаге. Беседа о мечтах.

Практика. Смять лист бумаги. Нанести рисунок на мятую бумагу.

Тема 3.5. Новогодние игрушки 1часть.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – рисование солью. Беседа о елочных игрушках.

Практика. Простым карандашом рисуется контур и узор. По контуру наносится клей ПВА и посыпается солью.

Тема 3.6. Новогодние игрушки 2 часть.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – рисование солью. Беседа о наряде елочки дома.

Практика. При помощи пипетки разрисовывается рисунок из соли.

Тема 3.7. Еловая ветка.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – рисование зубной щеткой. Беседа о традициях празднования Нового года в других странах.

Практика. Создать образ еловой ветки при помощи зубной щетки.

Тема 3.8. Новогодняя ёлочка.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – рисование вилкой. Беседа о семейных традициях празднования Нового года.

Практика. При помощи вилки создать образ елки.

Раздел 4. Зима.

Тема 4.1. Кружевные деревья.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск печатками из салфеток. Беседа о снегопаде.

Практика. Создать пейзаж  при помощи  печатанья ажурных салфеток.

Тема 4.2. Зимняя сказка.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование мятой бумагой. Беседа о зиме.

Практика. Создание пейзажа при помощи мятой бумаги.

Тема 4.3. Вьюга.

Теория. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – набрызг. Беседа о вьюге.

Практика. Передача динамики в картине при помощи набрызга.

Тема 4.4. Снежная зима

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – печатание листьями пекинской капустой. Беседа о снеге.

Практика. При помощи печатью листьями создается композиция.

Тема 4.5. Зимние узоры.

Теория. Продолжать знакомство с  нетрадиционной техникой рисования – фотокопией. Беседа об узорах на стекле.

Практика. Рисовать свечей узоры и тонировать лист акварелью.

Тема 4.6. Зимушка-зима

Теория. Продолжать знакомство с  нетрадиционной техникой рисования – монотипия пейзажная. Беседа об отражениях.

Практика. Складывать лист пополам. На одной стороне листа рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.

Тема 4.7. Солнечный день.

Теория. Продолжать знакомство с  нетрадиционной техникой рисования – рисование пупырчатой пленкой.  Беседа о морозе.

Практика. Делать отпечатки пупырчатой пленкой, создавая пейзаж.

Тема 4.8. Вечер.

Теория. Продолжать знакомство с  нетрадиционной техникой рисования – рисование солью. Беседа о природе.

Практика. Простым карандашом рисуется контур. По контуру наносится клей ПВА и посыпается мелкой солью.

Раздел 5. Животные.

Тема 5.1. Снегири на ветках.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – тычок жесткой полусухой кистью. Беседа о зимующих птицах.

Практика. Рисование снегиря, используя метод тычка.

Тема 5.2. Тюлень.

Теория. Продолжать знакомство с  нетрадиционной техникой рисования – печать по трафарету. Беседа о животных Севера.

Практика. Рисование тюленя при помощи поролона и трафарета.

Тема 5.3. Верблюд в пустыне.

Теория. Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования – расчесывание краски. Беседа о пустыне.

Практика. Передача в рисунке колорита, характерного для пустыни при помощи пластмассовой вилки и зубочистки.

Тема 5.4. Жираф.

Теория. Продолжать знакомство с  нетрадиционной техникой рисования – проступающий рисунок. Беседа о животных Африки.

Практика. Рисование жирафа восковыми мелками и тонировать лист бумаги акварелью.

Тема 5.5. Ёж.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование вилкой. Беседа о ежах.

Практика. Рисование ежа при помощи вилки.

Тема 5.6. Лиса.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование штрихом. Беседа о лисицах.

Практика. Рисование лису при методом «чиркать».

Тема 5.7. Овечка.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование мыльной пеной. Беседа о домашних животных.

Практика. Рисование тело овечки мыльными пузырями.

Тема 5.8. Курочка.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой. Беседа о домашних птицах.

Практика. Рисование курочек при помощи ладошки.

Раздел 6. Весна.

Тема 6.1. Веточка с первыми листочками.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – кляксографией. Беседа о почках.

Практика. Рисование ветки при помощи раздувании кляксы.

Тема 6.2. Деревья

Теория. Продолжать знакомство с техникой нетрадиционного рисования – рисование на мятой бумаге. Беседа об изменениях природы весной.

Практика. Рисование вербы на мятой бумаге.

Тема 6.3. Открытка для мамы

Теория. Свободная техника. Беседа о празднике 8 марта.

Практика. Изображение рисунка по замыслу, используя ранее изученные техники.

Тема 6.4. Весна

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – монотипия пейзажная. Беседа о весне.

Практика. Складывать лист пополам. На одной стороне листа рисовать пейзаж, на другой получать его отражение.

Тема 6.5. Солнце

Теория. Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования – батик. Беседа о солнечной системе.

Практика. Рисование солнца на ткани.

Тема 6.6. Весенний день.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование мятой бумагой. Беседа о кронах деревьев.

Практика. Рисование кроны дерева при помощи мятой бумаги.

Тема 6.7. Горы.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование поролоном и ватными палочками. Беседа о горах.

Практика. Рисование поролоном и ватными палочками.

Тема 6.8. Цветущие деревья.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование пучком ватных палочек. Беседа о цветущих деревьях.

Практика. Рисование цветов пучком ватных палочек.

Раздел 7. Цветы.

Тема 7.1. Астры.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – рисование тычком жесткой полусухой кистью. Беседа об астрах.

Практика. Рисование методом тычка жесткой кисти.

Тема 7.2. Черемуха.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – рисование тычком ватной палочки. Беседа о цветах черемухи.

Практика. Рисование цветов черемухи методом тычка ватной палочки.

Тема 7.3. Подсолнух.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – рисование вилкой. Беседа о подсолнухе.

Практика. Рисование лепестков при помощи отпечаток вилки.

Тема 7.4.Сказочные цветы.

Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой – рисование нитью. Беседа о цветах.

Практика. Рисование цветов при помощи шерстяной нитки.

Тема 7.5. Букет.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование мыльной пеной. Беседа об уходе за цветами.

Практика. Рисование бутонов мыльными пузырями.

Тема 7.6. Одуванчики

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск  бросовым материалом. Беседа об одуванчике.

Практика. Изображать цветы одуванчика при помощи втулки.

Тема 7.7. Сирень.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – рисование пучком ватных палочек. Беседа о сирени.

Практика. Рисование цветов сирени пучком ватных палочек.

Тема 7.8. Лотосы.

Теория. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой – оттиск печатками разрезными фруктами и овощами. Беседа о лотосах.

Практика. Делать отпечатки разрезным луком, создавая композицию рисунка.

Раздел 8. Лето.

Тема 8.1. Бабочка

Теория. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой – монотипия предметная. Беседа о насекомых.

Практика.  Рисовать в технике монотипии.

Тема 8.2. Радуга

Теория. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой – рисование губкой. Беседа о радуге.

Практика. Нарисовать радугу при помощи губки.

Тема 8.3 Салют

Теория. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой – рисование жесткой сухой кисточкой.

Практика. Изображение на черном фоне салют.

Тема 8.4. Мороженое

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование объемными красками. Беседа о мороженом.

Практика. Рисовать при помощи объемных красок.

Тема 8.5. Морская рыбка.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой – рисование крупой. Беседа о морских рыбах.

Практика. При помощи клея ПВА и 2  крупы создается образ морской рыбки.

Тема 8.6. Морское дно.

Теория. Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования – кляксография. Беседа о морских обитателях.

Практика. Рисовать водоросли, осьминогов при помощи раздувании кляксы.

Тема 8.7. Лето.

Теория. Свободная техника.

Практика.  Изображение рисунка по замыслу, используя ранее изученные техники.

Итоговое занятие. Диагностика

Теория. Выявить умения и навыки в нетрадиционных техниках рисования.

Практика. Владеть умениями и навыками в свободном экспериментировании с материалами.

4. Методическое обеспечение

 

  1. Мультимедийная установка, презентации на тему «Рисование вилкой», «Граттаж», «Рисование зубной щеткой», «Монотипия», «Мыльная пена», «Рисование поролоном», «Рисование солью».

  1. Условия реализации программы:

- освещение;

- столы по количеству детей;

- раковины;

- наличие канцелярских принадлежностей;

- компьютеры;

- мультимедийные установки;

  1. Развивающая предметно – пространственная среда:

- пальчиковые краски;

- гуашь;

- альбомы для рисования;

- кисточки;

- покрытия на стол;

- непроливайки;

- пробки;

- ватные палочки;

- пупырчатая пленка;

- листья, овощи и фрукты;

- восковые свечи;

- восковые мелки;

- зубные щетки;

- шаблоны;

- трафареты;

- втулки;

- пустые бутылки 0,5;

- ажурные салфетки;

- поролон;

- соль;

- клей ПВА;

- пипетки;

- зубочистки;

- вилки;

- ластики;

- крупа;

- нитки;

- ткань;

- губки.

5. Список литературы

1. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. - М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2018г.

2. Леонова Н.Н. Творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе изобразительной деятельности: метод. пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020г.

3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб.: КАРО, 2020г.

4. Савельева Н.М. В мире красок: программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019г.

5. Савельева Н.М. В мире красок: программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019г.

6. Черепкова Н.А. Рисование разными способам с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021г.

7. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 1 классе. Вселенная или космос. Пластилин – вместо карандашей и красок.

Для учащихся первого класса, обучающихся по развивающей программе Л.В.Занкова, трудно воспринимать материал о Вселенной. Космические тела – это те предметы, которые нельзя потрогать, увидеть рядом. Де...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире красок и форм" (художественно-эстетическое направление)

Данная программа может использована педагогами начальной школы для разработки собственной рабочей программы по изобразительному искусству (художественно-эстетическое направление)....

В мире волшебных красок

Технологическая карта внеурочной деятельности кружка "Волшебная кисточка"...

музыкальная викторина "В мире красок и мелодий"

Все дети любят все необычное, яркое, красочное и викторина, представленная здесь, поможет детям проявить свои умения, знания, фантазию и просто приятно провести время с друзьями, родителями и своим уч...

Кружок по изодеятельности "В мире летних красок"

Программа кружка по изодеятельности рассчитана на старших дошкольников и младших школьников....

Программа внеурочной деятельности "В мире красок"

Программа внеурочной деятельности "В мире красок" для 1-4 класса...

Программа дополнительного образования «В мире красок и красоты»

Программа разработана для начальных классов на 4 года....