Пуантилизм для начальной школы 4 класс ОВЗ
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Данная публикация необходима для знакомства учащихся начальной школы с ОВЗ с весьма интересной техникой рисования Пуантилизм!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_puantilizm_ovz_v_nachalnoy_shkole.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект мастер-класса
Тема:«Пуантилизм - развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе»
Педагог: Савчук Марина Георгиевна
Продолжительность мастер-класса: 45 минут
Вид мастер-класса: практический
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активной творческой деятельности по освоению техники «пуантилизм», способов применения ее в работе с детьми с ОВЗ.
Задачи:
- знакомство участников мастер-класса с техникой «Пуантилизм», направленной на развитие мелкой моторики рук;
- отработка с участниками мастер-класса различных методов и приёмов работы в технике «Пуантилизм»;
- создание условий для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер - класса;
- способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.
Формы работы, используемые на мастер-классе:фронтальная, групповая, элементы индивидуальной.
Методы работы: рассказ, объяснение, беседа, наглядный, упражнения, дидактическая игра, практический.
Оборудование:
- проектор, экран, ноутбук;
- столы, стулья;
- магнитная доска (белого цвета), магниты;
- образцы выполненных работ
Раздаточный материал:
- краски гуашь, акварель;
- кисти круглые № 4-5;
- ватные палочки;
- простые карандаши с ластиком на конце;
- маркеры, фломастеры;
- бумага белая, бумага тонированная.
Структура плана-конспекта мастер-класса на тему«Пуантилизм - развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»:
1.Вступительная часть (целевые установки, содержание МК, ожидаемые результаты).
2. Теоретическая часть (рассказ руководителя о технике мастер-класса и ее истории с использованием презентации).
3. Практическая часть МК, участники мастер-класса приступают под руководством руководителя МК к выполнению творческих работ в данной технике.
4. Комментирующая часть (Руководитель МК вносит необходимые пояснения и дополнения)
5.Кульминация творческого процесса, выставка творческих работ, фотографии работ всех участников МК с комментариями самих участников.
6. Рефлексия (самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения участников).
7. Подведение итогов руководителем МК и релаксация.
8. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов.
План проведения мастер-класса:
1.Вступительная часть.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас приветствовать на мастер - классе по технике рисования в стиле пуантилизм. Тема нашего мастер-класса - «Пуантилизм - развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у учащихся с ОВЗ».
Цель нашего мастер-класса -повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активной творческой деятельности по освоению техники «пуантилизм», способов применения ее в работе с детьми с ОВЗ.
В ходе мастер - класса вы познакомитесь с техникой «Паунтилизм», узнаете немного об ее основателях, истории возникновения, познакомитесь с различными работами в стиле пуантилизма. В практической части нашего мастер-класса у вас будет возможность попрактиковаться в выполнении работ в данной технике, а также попробовать выполнить творческое задание различными материалами.
Что же мы ожидаем от нашего мастер-класса?
- повышение креативности педагогов;
- возможность применения педагогами нового нетрадиционного метода в своей практике;
- рост мотивации участников МК к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;
- практическое освоение участниками МК специальных знаний, умений, навыков и приемов данной техники в процессе работы;
- создание предлагаемых творческих работ с проявлением творческой инициативы, фантазии, мышления.
2. Теоретическая часть.
Перед тем, как мы с вами начнем, стоит пояснить, что же это за техника и как она появилась.
Пуантилизм - произошло от французского слова «точка», это направление живописи, в котором картины рисуются не мазками, а точками или квадратами, чтобы в итоге сложиться в единое целое. Данное направление относится к неоимпрессионизму.
Основателем его является французский художник Жорж Пьер Сёра, творивший в конце 19 века. Помимо живописи, Сёра интересовался открытиями в области оптики, свою технику придумал, основываясь на теории цвета и смешения. По теории пуантилизма смешение цветов и получение задуманного художником эффекта происходит при оптическом восприятии человеком изображения с дальнего расстояния, за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза (особенно это касается больших полотен). Т.е мы не смешиваем краски механическим способом, а используем отдельные точки чистого цвета, как элементы мозаики. Раскладываем их в определенном порядке (точка к точке или наслаивая друг на друга), таким образом создается иллюзия смешения при помощи точек, которые на расстоянии смотрятся цельным пятном. Поэтому работы, выполненные в данной технике, можно увидеть только с определенного расстояния.
Известнейшей работой художника является полотно «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» или «Воскресный день на острове» (1884-1886г., 207х308 см.). На ее создание художник потратил 2 года.
После смерти художника, его последователем стал Поль Синьяк, привнесший что-то свое в данную технику. Если Жорж Пьер Сёра располагал точки вплотную друг к другу, Поль Синьяк, работал в данной технике, располагая точки на расстоянии друг от друга. Тем самым создавая в своих работах легкость, воздушный эффект. Примером может служить его работа «Большой канал. Венеция».
Технику «пуантилизм» можно применять как в пейзажах, так и в натюрмортах, в анималистике.
Я в своей педагогической деятельности применяю эту технику в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У детей данной категории бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. На коррекционных занятиях развиваю мелкую моторику кистей рук, используя игры с мелкими предметами, шнуровку, пальчиковые игры, массаж кистей, пальцев и др. Особое внимание уделяю нетрадиционным техникам рисования, как средству развития мелкой моторики у детей с ОВЗ. Техника «Пуантилизм» вполне по силам детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как коснуться листа бумаги кистью, палочкой или фломастером и оставить след в виде точки, под силу даже детям данной категории.
3. Практическая часть.
Вдохновившись работами художников, выполним наши творческие работы, в которых познакомимся поближе с техникой «Пуантилизм». Сегодня вашему вниманию представляю работы: «Осеннее (летнее) дерево», «Рыбка в аквариуме», «Натюрморт с фруктами», «Бабочка».
Перед тем, как начать работать, нам нужно разделиться на четыре группы. Каждая из групп, выполнит поочередно все работы, используя разные материалы и инструменты.
Для работы нам понадобятся.
I группа («Натюрморт с фруктами»):
- акварельные краски;
- кисти круглые № 4-5;
- белая бумага;
- простой карандаш;
- баночка с водой.
II группа («Рыбка в аквариуме»):
- ватные палочки;
- гуашь;
- тонированная бумага;
- простой карандаш;
- баночка с водой.
III группа («Осеннее дерево»)
- гуашь;
- простые карандаши с ластиком на конце;
- влажные салфетки;
- простой карандаш;
- тонированная бумага.
IVгруппа («Бабочка»)
- маркеры, фломастеры;
- простой карандаш;
- бумага белая.
Этапы работы:
- Выполним подготовительный рисунок карандашом.
- На ватную палочку (кисть) наносим краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды.
- Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку(кисть) в краску.
- Заполняем точками по всему рисунку. Если нужен объём: с краю проставляем точки часто, в центре - редко ставим точки ватными палочками (кистью).
- Когда главный элемент рисунка заполнен, ребенку можно дать задание - оформить все пространство вокруг него.
I группа («Натюрморт с фруктами»)
Работаем на белой бумаге. Набираем акварельную краску, предварительно смоченную водой, на кисть, и начинаем наносить точки по контуру фруктов. В теневых местах проставляем точки плотнее друг к другу, на свету – с расстоянием друг от друга. Грушу заполняем желтыми и зелеными точками. В теневой части груши можно добавить синий цвет. Яблоко -красными, оранжевыми, желтыми точками. В теневой части яблока можно добавить точки малинового и фиолетового цвета.
Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
II группа («Рыбка в аквариуме»)
Рыбку выполняем на тонированной бумаге, в форме аквариума. Рисуем ватными палочками и гуашью. Сначала обводим контур рыбки и водорослей, затем заполняем внутри контура. Чтобы добиться объемного изображения, наносим точки не по прямой линии, а по дуге. Для изображения рыбки подойдут фиолетовые, красные, желтые, оранжевые цвета; для водорослей – синие, желтые, зеленые. По желанию, можно заполнить все пространство, изображая волны, с добавлением синей и белой гуаши.
Работа ватной палочкой вырабатывает у детей усидчивость, способствует формированию положительной мотивации к учебе.Учащиеся преодолевают боязнь «чистого листа».
Задачи перед детьми могут ставиться разные, бывает так, что мы используем эту технику, чтобы изобразить весь рисунок, а бывает– только для того, чтобы подчеркнуть какие-то отдельные, важные детали в картине (пена на гребне волны, ягоды на кустах и тд.).
III группа («Осеннее (летнее) дерево»)
Выполняем на тонированной бумаге, гуашью, нанося краску простым карандашом с ластиком на конце, удерживая его перпендикулярно к листу бумаги. Рисуя дерево, на ствол наносим красные, зелёные, жёлтые точки (получаем коричневый цвет). Чтобы прорисовать тонкие ветки, наклоняем ластик, чтобы получилась овальная точка. На крону -жёлтые и синие точки (зелёный цвет, если летнее дерево) или – красные, жёлтые и оранжевые точки(осеннее дерево). Добавляем внизу опавшие листья-точки или точки разного цвета, изображая цветы (летний вариант).
IV группа («Бабочка»)
Для обучающихся с ОВЗ предлагаю освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов- цветных маркеров (фломастеров). Работаем на белой бумаге, вырезанной в форме бабочки. Изображая узор на крыльях бабочки, не забываем о симметрии. Для рисования бабочки, можно брать любые цвета, раскладывая их пятнами причудливой формы. По контуру бабочки и по контуру пятен можно пройти черным цветом.
Предлагаемый способ изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику обучающихся, их усидчивость, восприятие контрастов в картине, но и создавать общий положительный эмоциональный фон, поскольку изображение, полученное с помощью фломастеров (цветных маркеров), не требует высыхания, исключается растекание красок.
4. Комментирующая часть.
Работая кистью, промываем ее в воде, ватные палочки меняем в зависимости от цвета, можно в каждую баночку опустить по палочке. При работе простым карандашом с ластиком на конце, вытираем ластик влажной салфеткой.
Техники нанесения могут отличаться, в зависимости от преследуемой цели или от индивидуальных особенностей ребенка.
Итак, как вы поняли, суть техники проста: рисунок выполняется точками, краски не смешиваются. Переход цвета происходит оптически, при рассматривании работы. Точки можно ставить по-разному: близко или далеко. Так же в данной технике создаются и переходы от светлого к темному и наоборот. Как вы поняли, выполнять работу можно не только ватными палочками, но и кистью, ластиком, кончиками пальцев, фломастерами или маркерами. Выполните несколько работ разными материалами для сравнения, и выберите понравившийся способ для себя!
Все эти и другие работы можно выполнить с детьми, используя лишь одну фактуру - точку, одного цвета! А также можно выполнять настоящие живописные картины в многоцветной гамме, следуя или частично используя принципы и идеи пуантилизма.
5. Кульминация творческого процесса.
- Организация выставки творческих работ;
- Фотографии работ всех участников мастер-класса;
- Заслушивание комментариев участников мастер-класса.
6. Рефлексия.
- Самоанализ (мысли, чувства, знания, мироощущения участников).
- Насколько понятна вам данная технология?
- Возможно ли применение ее на ваших уроках?
- У вас на столах лежат точки из бумаги красного, желтого и зеленого цветов. Поднимите одну их них, в зависимости от ваших ощущений:
Зеленый– мастер-класс прошел плодотворно, мне понятна данная технология, буду применять на своих уроках.
Желтый– вам технология знакома, давно используете ее;
Красный– вам не понятна и далека эта технология, вы не будете ее применять.
7. Подведение итогов и релаксация.
Метод «Ромашка»: отрываем лепестки ромашки по кругу и отвечаем на вопросы по теме мастер-класса:
- как называется техника, с которой вы познакомились на мастер-классе?
- кто является ее основателем?
- что является основным элементом техники «Пуантилизм»?
- какие материалы можно использовать в данной технике?
- какими инструментами работают в технике «Пуантилизм»?
Релаксация: На первую букву Вашего имени назовите Ваше мнение о мастер-классе.
На своих уроках Учитель является Творцом! Удачи вам, коллеги, и новых творческих находок! СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!
8.Список используемой литературы и Интернет-ресурсов.
1.Баряева Л.Б., Зарин А.П. Изобразительная деятельность с детьми с умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряева 2011г.,
2.Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.
3.Гетман, И. В. Средства художественно-творческого развития [Текст] / И. В. Гетман. - Изобразительное искусство в школе. - М., 2008.
4. Дмитриева, Н.А. Передвижники и импрессионисты. Из истории русского искусства XIX - нач. XX вв. [Текст]/ Н. А. Дмитриева - М., 2006 - 268 с.
5. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Е. Игнатьев. - М. : Мир : Академический Проект, 2007. - 191 с.
6. Культурология [Текст]: учебное пособие / Столяров, Д.Ю., Кортунов В.В., отв. ред. Столяров Д.Ю. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003 - 327 с.
7. CG mania графика и анимация: [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.cg-mania.ru/articles/more/1840
8. Художественная галерея, Сёра - М. «Издательский дом «Бурда», № 20, 2005.
9.Интернет-ресурсы https://www.livemaster.ru/topic/1738295-ozhivshaya-tochka-tehnika-puantilizm-v-detskom-tvorchestve
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства. Тема: «Красота окружающего мира. Рисуем бабочку в технике пуантилизм» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Данный материал может быть использован на уроках изобразительного искусства 2 класс УМК "Перспективная начальная школа" и во внеурочной деятельности....
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...
УМК:Перспективная Начальная Школа Класс:4 Тема: Герои - защитники Тип урока: ОНЗ
УМК:Перспективная Начальная ШколаКласс:4Тема: Герои - защитникиТип урока: ОНЗ...
Внеклассное мероприятие, приуроченное к неделе русского языка и литера-туры в начальной школе (класс-комплект 2-4).Музыкальная пьеса- сказка «Муха-Цокотуха»
Внеклассное мероприятие, приуроченное к неделе литературного чтения в начальной школе. Музыкальная пьеса- сказка "Муха- Цокотуха...
олимпиаду для начальной школы (класс на ваш выбор), включающий не менее 3 заданий по каждой теме "Арифметические действия", "Задачи", "Геометрический материал", "Величины".
олимпиаду для начальной школы (класс на ваш выбор), включающий не менее 3 заданий по каждой теме "Арифметические действия", "Задачи", "Геометрический материал", &qu...
Вечер досуга. Тема «Международный женский день 8 Марта» Начальная школа класс «Особый ребёнок»
Создание эмоционального благополучия.Воспитание уважения и любви к маме, бабушке, сестре....