Статья на тему: "Техника папье-маше, как способ тренировки мелкой моторики и усидчивости у младших школьников".
статья по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

История техники папье-маше. Зачем использовать эту технику на уроках технологии и ИЗО, в отделении дополнительного образования детей. Ее положительное влияние на развитие мелкой моторики и усидчивости детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Техника папье-маше, как способ тренировки мелкой моторики и усидчивости у младших школьников».


Думаю, каждому взрослому когда-то на уроках труда посчастливилось познакомиться с техникой папье-маше. Давайте вспомним, что же это за техника. Итак, «папье́-маше́ (фр. papier mâché букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумагикартона)с клеящими веществами, крахмаломгипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжимаски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники».1 Трудно представить, но в Древнем Китае (202 до н.э. — 220 н.э.) из папье-маше делали даже доспехи!  В те времена такая защита была самым технологичным оснащением, она выдерживала попадание стрелы и скользящий удар меча. Ко всему прочему, бумажные доспехи очень мало весили, что позволяло бойцу быстро двигаться в бою2.

При таком широком спектре применения техника изготовления папье-маше предельно проста и понятна ребенку. Детям интересен сам процесс, а результат, как правило, превосходит ожидания. По крайней мере, в первый раз точно. А далее ребенка ждет еще и увлекательная роспись своего изделия!

Помимо того, что при изготовлении папье-маше мы получаем «штучное» и уникальное изделие, параллельно мы тренируем у младшего школьника такие важные качества, как мелкую моторику, усидчивость и умение двигаться к цели маленькими шагами. Каким образом? Давайте рассмотрим подробнее. Не секрет, что на занятиях в начальной школе ребёнок должен владеть определёнными навыками ручного труда, но не у всех детей хорошо развиты мелкие движения рукИ здесь перед педагогом встает вопрос: как развить моторику руки? Конечно, это:

  • всевозможные пальчиковые игры;
  • лепка из пластилина, глины, соленого теста;
  • игры с мозаикой;
  • работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами;
  • рисование на бумаге в разных техниках: традиционными и нетрадиционными способами;
  • движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами, и т.д.

Что же происходит, когда ребёнок делает папье-маше? Для развития мелкой моторики здесь присутствуют такие упражнения, как:

  • техника «рваной аппликации» - когда ребенок рвет газету/бумагу и накладывает ее на основу;
  • в какой-то степени, складывание неровных кусочков бумаги в единое целое можно сравнить с мозаикой;
  • наклеивание бумаги на поверхность, используя клей и кисть;
  • роспись готового изделия во всевозможных техниках.

Тренировка движений пальцев и кисти рук повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Активизируется моторика руки. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Развитие усидчивости достигается тем, что все-таки работа достаточно кропотливая, кусочки бумаги должны быть не очень большими, но при этом и не совсем маленькими. Наложить нужно 2-3 слоя за один раз, затем оставить изделие на просушку до полного высыхания. Затем снова наложить 2-3 слоя. И так до достижения нужного количества слоев (не менее 6). Чем больше слоев, тем прочнее изделие! Получается, что на изготовление уйдет несколько дней. А впереди еще масса интересных действий: шлифовка, грунтовка и, конечно, финальная покраска изделия. А затем, рисунок можно закрепить еще и лаком, конечно, с помощью взрослого. Как тут не научиться усидчивости и терпению! А еще необходимости регулярно, на протяжении нескольких дней, выполнять определенные действия, чтобы добиться результата.

Помимо этого, нужно не сбиться со счета, сколько слоев уже нанесено и сколько осталось наклеить, еще и запомнить эти значения до следующего занятия. А это, в свою очередь, тренировка счета и памяти при одновременном развитии творческой деятельности.

         Таким образом, папье-маше способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера: ловкость рук, внимательность, воображение, трудолюбие и усидчивость. В результате выполнения этого нехитрого задания кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыками ручного труда.

1 Информация из энциклопедии интерьерных идей 4living.ru

2https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BF%D1%8C%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей и учеников на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей»

Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.Считается...

Пластилинография - один из способов развития мелкой моторики рук

В  данной папке размещена вся информация о пластилине; история рождения пластилина, особенности его использования, как с ним работать и что такое пластилинография, а также подборка всевозможных п...

Программа по внеурочной деятельности «Школа будущего первоклассника» («Развитие умственных способностей детей через тренировку мелкой моторики руки»)

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой...

«Азбука» — первая учебная книга. Прописи — первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки (2ч).

laquo;Азбука» — первая учебная книга. Прописи — первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки (2ч). Водное учебное занятиеЗдравствуй, школа. Речь устная и п...

Статья РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В статье представлена информация об особенностях развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью....

"Вязание крючком как один из способов развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста"

В данной статье раскрыт термин "мелкая моторика" и сформулировано влияние прикладного творчества, в частности вязания крючком, на развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста...

Методическая разработка "Пальчиковые игры для развития мелкой моторики и речи у младших школьников".

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики и речи у учащихся младших классов. Данные игры подобраны с учетом возрастных особенностей и рекомендованы для использования  родителями  в ...