Занятие по внеурочной деятельности "Нетрадиционные техники рисования. Времена года."
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Разукова Елена Валерьевна

Работа в технике рисования пальчиками и ладошкой ("пальцеграфия") способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать за красотой природы и окружающей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Мельниковская средняя общеобразовательная школа»

Алтайского края, Новичихинского района,

село Мельниково, пер. Школьный,1

Занятие по внеурочной деятельности в 4 классе

Нетрадиционные техники рисования.

Времена года.

                                               Подготовила

                                                                               учитель начальных  классов    

                                                                         Разукова Елена Валерьевна

Занятие по внеурочной деятельности в 4 классе.

Учитель: Разукова Е.В.

Тема занятия: Нетрадиционные техники рисования. Времена года.

Вид занятия: работа в технике рисования пальчиками и ладошкой («пальцеграфия»).

Цель урока:
– развивать умения наблюдать за красотой в природе и окружающей жизни; совершенствовать технику пальчикового рисования;
– формировать умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию;
– развивать любознательность, фантазию, воображение, творческое техническое и художественное мышления;
– формировать эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни.

Задачи урока:
– формирование умения видеть красоту в природе, чуткого и бережного отношения к ней, чувства удивления и восхищения удивительным миром природы; 
– развитие фантазии, воображения, создание разнообразных форм; обобщение формы на основе выделения главного, характерного; формирование умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, привлекать знания, полученные на предыдущих занятиях изобразительного искусства и других учебных дисциплинах, из собственного жизненного опыта и наблюдений за природой;

– воспитывать трудолюбие, усидчивость, прививать интерес к изобразительному творчеству;

- обучать корректному общению и положительным взаимоотношениям со сверстниками;

- способствовать возникновению у детей ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.

- способствовать стабилизации эмоционального состояния и развития детей;

- воспитывать самостоятельность и умение работать в микрогруппах;

- развивать мелкую моторику рук и тактильно-кинестетическую чувствительность.

Тип занятия – творческая мастерская

Оборудование урока: интерактивная доска, презентация «Времена года», музыкальный материал, прозрачный мольберт, световой стол-планшет для рисования на песке, этюдник с ватманом, холст, гуашевые краски, баночки для воды, губки, салфетки. Переноска, чашечки, фотоаппарат, шнур к нему.

                                           Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. -Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на занятии.

- Ребята, у нас гости. Поприветствуйте их так, чтобы ваши слова не повторялись (здравствуйте, добрый день, рада вас видеть, добро пожаловать, приятно познакомиться, доброго дня, рада встрече) .

- Начинаем  занятие в нашей творческой мастерской.

Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.

2. Вступление.

– Ребята, сейчас мы займёмся творчеством. Как вы думаете, что такое творчество?

Действительно, творчество – это источник доброты, истины и красоты.

3. Актуализация знаний.

-Но не каждому дано видеть красоту, есть люди которые остаются слепы, чужды прекрасному. Почему? – вы ответите мне после того, как послушаете внимательно притчу Сухомлинского "В поисках красоты”. 

а) Учитель рассказывает притчу.

Притча "В поисках КРАСОТЫ” В.А. Сухомлинский

"Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал: – Какое оно сильное, могучее, вечное – море. А человек с холодным сердцем сказал: – Да. Много воды. Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:        – Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем! – Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена. Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал: – Да, крепкий камушек…”

– А вам приходилось видеть красоту на своем пути? (Ответы детей.)
– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает? (Ответы детей.)

- Сегодня мы с вами отправимся на поиски красоты. Мы с вами постараемся разглядеть красоту, красоту природы.

Четверо художников,
столько же картин!
Белой краской выкрасил
всё подряд один.
Лес и поле белые,
белые луга.
У осин заснеженных
ветки, как рога...

У второго - синие
небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
льдинки-кружева.
Первые проталинки,
первая трава.

На картине третьего
красок и не счесть:
жёлтая, зелёная,
голубая есть...
Лес и поле в зелени,
синяя река,
белые, пушистые
в небе облака.

А четвёртый золотом
расписал сады,
нивы урожайные,
спелые плоды.
Всюду бусы-ягоды
зреют по лесам...
Кто же те художники?
Догадайся сам.

-Что же это за волшебные художники?

-Зима, весна, лето, осень.

б) Презентация.

-О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов, рассказов и произведений художников, но поэт, музыкант и художник воспевают мир каждый по-своему. Живописцы, например, пишут красками, мастерски пользуясь цветом.

Красота природы всегда волновала сердца художников. Давайте совершим путешествие в картинную галерею и посмотрим на репродукций картин замечательных русских художников  Левитана,  Поленова,Серова, Шишкина, Саврасова. Определите время года, которое изобразил художник и цветовую гамму.

(беседа во время презентации)

-Какие цвета и оттенки использовали художники чтобы передать красоту зимы (весны, лета, осени)?

3. Минута релаксации: (включается аудиозапись). Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнём, расслабимся и помечтаем под прекрасную музыку великого русского композитора П. И. Чайковского, создавшего галерею образов природы, объединив их в цикле под названием «Времена года».

Закроем на минуту глаза и представим себе, что мы оказались на лесной полянке, где только недавно растаял снег. Кое-где пробивается первая травка, светит тёплое весеннее солнышко, пахнет свежестью, на все голоса распевают птицы. И тут мы замечаем нежно склонённые головки подснежников, синенькие пролески, лиловые глазки фиалок. Или яркий солнечный летний денек, напоенный ароматами летних цветов. Поют птицы, тихо шелестит изумрудная зелень листвы. А кто-то окажется в сказочном зимнем лесу. Вдохнет морозный свежий воздух и побежит кататься на санках или коньках, лепить снеговика. Ну, а может быть кому-то захочется посидеть на берегу реки под березкой, облитой расплавленным золотом, или прогуляться по осеннему саду. Полюбоваться багряными, золотыми, алыми красками. Попробовать румяных яблок, сочных груш, ароматных ягод. Постоять под теплым дождем. Или, наоборот, послушать громовые раскаты.

Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами художника, поэта, музыканта. Откройте своё сердце для восприятия красоты и гармонии красок, слов, звуков!

4. Беседа.

-Я предлагаю вам стать волшебными художниками, найти и передать красоту природы, красоту времен года и выполнить мини проект, который так и называется «Времена года». Но изобразить красоту природы  не просто красками и карандашами на листе бумаги, а попробовать себя в других необычных и интересных техниках.

-Кроме кисти и карандаша, как ещё мы можем изобразить прекрасные картины природы? (печать картофелем, пенопластом, губкой по трафарету, набрызг, граттаж, свечой,  выдувание из трубочки, печатание листьями,  ниткография,  монотипия, шаблонография, рисование мыльной пеной и т. д.)

ак всё это называется?

-Нетрадиционные техники рисования.

-Вместо кисточек и карандашей рисовать мы будем руками: пальчиками, ладошками, кулачками и т.д.)

-Мы будем создавать работу не только с помощью  красок.  На чём и как можно ещё выполнить рисунок?

( на снегу, на песке, на стекле, на холсте)

-Посмотрите, какие предметы вы видите? (прозрачный мольберт, стол с песком, этюдник, холст)

-Над какими видами изображения  мы будем работать? (рисование на стекле, рисование на песке, на бумаге, на холсте)

 -Используя эти техники, можно создавать необычные, интересные рисунки.

5. Самостоятельная работа.

- Ну, а теперь самое время приступить к нашей основной работе.

-Работать мы будем в четырех микрогруппах.

-Определитесь для себя, какое время года вы хотели бы изображать. А теперь определим технику, в которой будем выполнять свой проект. Предлагаю зимний пейзаж выполнить на песке. Весенний на холсте. Лето на стекле. Осень на бумаге.  

Определиться с темой (весна, лето, осень, зима).

а). Пальчиковая гимнастика : Прежде чем приступить к работе давайте приготовим наши руки к работе и выполним пальчиковую гимнастику:

Бабочка спит в вашем кулачке и начинает просыпаться. С начала затрепетало маленькое крылышко (мизинец). затем – другое (безымянный палец). Наконец запорхало большое крыло (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка не взлетела, а сидит на ладошке. Подуйте на неё. Полетела.

-Приступаем к выполнению наших мини проектов.

-Для представления своих работ я предлагаю вам использовать прекрасные стихи  великих русских поэтов: Пушкина, Фета, Тютчева, Майкова и других .Стихи перед вами на разноцветных листах: голубые-весна, зеленые-лето, желтые-осень, белые-зима.

Желаю творческих успехов!

Поможет вам в работе музыка Чайковского « Времена года»

в). Самостоятельная работа.

Дети работают, учитель советами помогает.

6.Представление работ.

-Какое время года представили.

-На чем выполняли проект.

-В какой технике выполняли работу?

-Какие краски использовали, чтобы передать красоту этого времени года.

-Если не краски (песок), то какую подсветку выбрали.

-Чем интересно это время года.

-Что ощущали, что чувствовали, работая с песком, стеклом, холстом, бумагой?

-Где можем представить свои работы (выставка творческих работ). Песочную картину сфотографируем и тоже представим на выставке.

-Какое стихотворение подобрали к своему пейзажу.

7. Подведение итогов, рефлексия.

-Смогли мы найти красоту? Увидели ли вы красоту в представленных работах?

-Определите свое эмоциональное состояние с помощью солнышек.

-Наше занятие я хотела бы закончить этим стихотворением:

Красивое всё нравится всегда,

И на душе от красоты прекрасно,

Но огорчит, как личная беда,

Коль что-нибудь в округе безобразно.

Приятно посмотреть на красоту,

Она возносит душу в поднебесье,

Увидеть можно наяву мечту,

В груди звучит восторженная песня.

Жизнь станет, как цвет яблонь, хороша,

Когда краса божественная рядом,

От нежных слов разнежится душа,

Прекрасно, если радость дарят взглядом.

-Я получила большое удовольствие от нашего совместного творчества.

- Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Здравствуй, зимушка - зима" из цикла "Времена года"

Внеклассное занятие направлено на расширение представления о зимнем времени года, развитие внимания, речи, мышления, формирует навыки чтения....

Презентация по рисованию Время года ОСЕНЬ

В презентации представлены яркие иллюстрации и алгоритм рисования...

Конспект открытого занятия, с использованием нетрадиционной техники.Рисование по воде, по- подобию "Эбру"

Конспект открытого занятия.Рисование на воде по-подобию "Эбру".Для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста....

Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования (техника «набрызг»). Тема: «Зимний пейзаж».

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг».Задачи:- образовательные:• Дать представления о нетрадиционной технике рисования «набрызг».&bull...

Конспект занятия по обучению нетрадиционным техникам рисования «Монотипия»

Конспект занятия по обучению нетрадиционным техникам рисованияМОНОТИПИЯГлавная идея урока:Познакомить детей   не со средствами изобразительности, а со средствами выразительности. Научить видеть ж...

Открытое занятие по внеурочной деятельности ( проект). Тема: «Времена года» 1класс

Открытое занятие по внеурочной деятельности. Тема "Времена года". Вид проекта - книга. Дети приходят к выводу, что каждое время года по своему прекрасно....

Конспект занятия на тему «Нетрадиционная техника рисования на кленовых листьях»

Конспект может быть использован на уроках рисования в общеобразовательных школах, как мастер- класс для педагогов и родителей, также для проведения дистанционных занятий с детьми...