Статья
статья по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Симонова Юлия Сергеевна

Статья "Пластилинография как нетрадиционная техника изобразительного искусства в развитии творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_simonova_yu.s.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Пластилинография как нетрадиционная техника изобразительного искусства в развитии творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Автор: Симонова Юлия

Развитие творческих способностей младших школьников является важной составляющей развития ребёнка, его эмоциональности, воображения, креативности. В настоящее время школа стремится развивать творчество ученика уже с первого класса, так как современное общество требует творчески мыслящих людей, способных нестандартно подходить к решению как учебных, так в будущем и профессиональных задач; людей, уверенных в себе, инициативных и самостоятельных, которые могут предлагать миру новые  оригинальные идеи.

В данной статье нам бы хотелось познакомить читателя с такой нетрадиционной техникой изобразительного искусства, как пластилинография, вскрыть возможности данной техники в развитии творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности. В современной российской школе занятия внеурочной деятельностью  являются неотъемлемой частью образовательного процесса.  Именно на этих занятиях открывается масса возможностей для творческой  самореализации, проявления личностных качеств и их развития. Работы в технике «Пластилинография» будут актуальны при изучении тем окружающего мира (строение человека, животный мир, времена года), в литературном чтении (создание иллюстраций к изучаемым произведениям), а также при подготовке подарков к праздникам или облагораживании помещений.

Пластилинография, как уже было отмечено, относится к нетрадиционной технике изобразительного искусства. Традиционным рисованием принято считать  рисование карандашом, мелками, кистью. Нетрадиционные же техники подразумевают нестандартное применение различных материалов или инструментария. По сути, пластилинография – это рисование пластилином, создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основным материалом при создании лепной картины является пластилин, а главным инструментом – руки мастера. Именно поэтому данная техника рисования способствует не только творческому развитию, но и успешно развивает мелкую моторику и зрительную координацию ребёнка, что, в свою очередь, создает условия для развития речи и письма младшего школьника. Также эта техника благотворно влияет на развитие внимания, усидчивости ребёнка, тренирует умение довести начатое дело до конца, обладает успокаивающим, релаксирующим эффектом, а значит, хорошо снимает агрессивные проявления в поведении ребёнка.

Организовать работу учащихся в данной технике посильно любому учителю, так как пластилинография не требует сложных и  дорогостоящих материалов, инструментария. В различных видах пластилинографии используются как специальные, так и подручные инструменты. К специальным инструментам для пластилина относятся различные по форме стеки: заостренные, плоские, в форме лопаточек и т.п. В качестве подручных инструментов могут выступать любые предметы, имеющие «необходимую» форму, например, колпачки от ручек и фломастеров отлично подойдут для создания черепицы крыши или рыбьей чешуи, а медицинский и кондитерские шприцы позволят получить ровный, аккуратный жгут для мощения или прорисовки отдельных элементов рисунка. Уже при выборе подручного инструмента ребёнок может проявлять фантазию и творчество.

Рисование пластилином доступно как самым маленьким детям, так и подросткам, так как существуют различные виды пластилинографии. Условно их можно разделить на легкие и более сложные, что позволит с интересом заниматься таким способом рисования  тем, кто уже умеет создавать лепные картины, и тем, кто только начинает заниматься этим  увлекательным искусством [3]. Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность ученика, делает занятие увлекательным и интересным, что немаловажно для успешной работы. Так, например, прямая и обратная (витражная) пластилинография подразумевает изображение лепной картины на горизонтальной поверхности картоне или прозрачной поверхности. В данных техниках могут работать все дети, начиная с младшего возраста, здесь прекрасно развивается чувство цвета и формы. Модульная пластилинография выражается в изображении лепной картины с применением различных элементов рисунка. Такая техника достаточно сложна, так как ребёнку предварительно необходимо овладеть всеми приемами лепки. Изображение лепной картины в мозаичной пластилинографии достигается с помощью пластилиновых шариков одного размера. Такая техника позволит развивать не только творческий потенциал ребёнка, но и будет способствовать развитию глазомера, чувства формы. Данная техника является самой простой в пластилинографии и рекомендована учащимся как дошкольного, так и младшего школьного возраста, так как основным элементом выступает катаный шарик. Контурная пластилинография позволяет получить изображение рисунка при помощи аккуратно уложенных жгутов. Многослойная пластилинография реализует объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением материла в несколько слоев. Эти виды пластилинографии развивают мелкую моторику ребёнка, способствуют снятию мышечного напряжения и расслаблению, вырабатывают усидчивость, позволяют развить чувство цвета и формы. Фактурная пластилинография нацелена на получение  выпуклого изображения больших участков картин. Данная техника в полной мере способствует развитию образного мышления, помогает раскрыть в ребёнке творца, и  ориентирована на развитие эстетического восприятия, вкуса и умения передать форму изображаемого, а полученные изображения можно использовать при создании тематических микрофильмов в области литературного чтения или окружающего мира.

Любой вид пластилинографии имеет определенные этапы обучения: на первом (подготовительном) этапе дети получают навыки обращения с пластичным материалом. Осваивают способы получения различной формы, смешения цветовой гаммы. На втором (основном) этапе происходит создание изображения,  ребёнок учится правильно заполнять трафарет, сочетать разные цвета, использовать специальные и подручные инструменты. На третьем (заключительном) этапе ребёнок уже освоил технику, а значит, дальше готов проявлять фантазию, продумывать образы и композицию, способен работать как свободный художник [1].

Использование такой нетрадиционной техники изобразительного искусства, как пластилинография на занятиях внеурочной деятельности определенно будет развивать творческие и художественные способности младших школьников, воображение, фантазию и креативное мышление; эстетический вкус.  Занятия в технике «Пластилинография» весьма увлекательны, побуждают школьников к самостоятельному творчеству. Младший школьник чувствует себя созидателем и создателем чего-то нового, на занятии создается ситуация успеха для каждого ученика. Эти условия мотивируют ребёнка на продолжения занятия творчеством, тем самым, развивая его творческие способности [2]. Ведь как сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев...». Овладев техникой пластилинографии можно выполнять как индивидуальные, так и коллективные работы, создавать тематические  картины на основе литературных произведений, снимать обучающие мультфильмы, мастерить оригинальные подарки для родителей и друзей.

Список использованной литературы:

  1. Морозова Л. Пластилинография: особенности проведения занятий в разных группах, реализация проектной деятельности и кружковой работы [Электронный ресурс] / Л. Морозова. – Режим доступа: https://paidagogos.com/plastilinografiya-osobennosti-provedeniya-zanyatiy-v-raznyih-gruppah-realizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-i-kruzhkovoy-rabotyi.html, свободный. – Заглавие с экрана. – На русском языке.
  2. Смирнова Т.В., Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией, Изд: Учитель, 2020г.
  3. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. – «ТЦ СФЕРА», 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...