Урок изобразительного искусства. «Изображение предметного мира – натюрморт»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства для 6 класса.
Тема: «Изображение предметного мира – натюрморт»
Цель: развивать умение творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом
Планируемые результаты:
Предметные: знать особенности жанра натюрморта.
Личностные: формировать интерес к искусству, уметь выражать эмоциональное отношение к произведениям искусства
Метапредметные: уметь выстраивать алгоритм работы, реализовывать творческий замысел
Задачи:
- знать понятие «натюрморт»
- иметь представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства
- уметь анализировать произведения искусства в жанре натюрморта
- знать понятия «колорит», «контраст».
- владеть навыками изображения элементов в соответствии с идейным замыслом
- владеть навыками колористического решения натюрморта
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся: | Использова-ние ИКТ |
Организацион-ный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся. | ||
Мотивация Постановка задачи урока
Целеполагание Практическая работа Оценивание Выставка рисунков | Что стоит передо мной на столе? Как это можно назвать одним словом? Как по вашему, какое это имеет отношение к нашему уроку? Давайте вспомним, что такое натюрморт. Задача каждого произведения Изобразительного искусства рассказать зрителю, созерцателю о чём-то. О чём вам рассказали эти натюрморты? Натюрморт –может быть частью какой-то картины. Найдите натюрморт . Придумайте название натюрморту. Правильно ли составлен натюрморт? Для того, чтобы мы не совершали этих ошибок, я предлагаю их повторить. Правила выбора композиции листа. Нахождение центра листа.Закон композиционного равновесия Натюрморт должен иметь композиционный центр - предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный в соответствии с задуманной темой. Предметы в натюрморте должны быть зрительно уравновешены, расположены так, чтобы возникло ощущение, что они водят хоровод вокруг главного предмета. Вместе все предметы вписываются в фигуру: треугольник, круг или квадрат. Композиционный центр совсем не обязательно совпадает с центром. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота; если слишком сблизить - натюрморт может получиться, наоборот, очень тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Закон использования цвета. Существенную роль в натюрморте играет фон. Взгляд зрителя имеет свойство стремиться вдаль. + облегченный передний план позволяет нашему глазу лучше воспринять предметы, размещенные в пространстве. Ненавязчивый задний план, он только дополняет, а не главенствует. Дело дошло до цветового решения - колорита… Колорит играет большую роль в любой живописной работе. На что будет влиять цветовое решение? Оказывается наше настроение передает цвет. Все мы знаем, что яркие и теплые цвета создадут хорошее настроение(веселое, радостное). Приглушенные , смешанные, сложные цвета, такие как синий, фиолетовый, зеленый- грусть, покой, размышление. Цвета темные, холодные,- создадут настроение горя, несчастья. План работы над картиной -Разметка листа -Создание фона -Рисование вазы -Рисование букета сирени Оценивание работ осуществляется по критериям Тема нашего урока «Живописный натюрморт» Вот он у меня какой красивый! Нравится? А какое название можно дать моему натюрморту? А почему такое название? Составляя натюрморт, я придерживалась каких-либо правил? | Натюрморт Мы начали работу над натюрмортом Нет, нарушены законы изображения | Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд |
Целеполагание | Натюрморт просто так не нарисуешь, нужно соблюдать правила, приемы, средства композиции. Возникает вопрос: - Над чем будем работать на уроке? Т. е. создадим свой натюрморт с соблюдением правил. Что такое натюрморт? Какое из определений верное? А второе определение, какого жанра? То есть мы будем изображать мир вещей. | Рисовать натюрморт по правилам 1 Пейзаж | 4 слайд 5 слайд |
Обобщение материала. поэтапное выполнение натюрморта
| Работа с репродукциями Дайте название натюрмортам. С названием работ художников вы быстро определились. Почему моему натюрморту было сложно дать название? 1. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи, характеризующие определенный быт, и т. п. Поэтому когда мы начинаем работу над натюрмортом мы должны определиться с темой. (запись на доске: 1. Тема) Давайте исправим, уберем ненужные предметы в моем натюрморте. 2. Мы устранили ошибку в содержании, а в композиционном решении есть проблемы, предметы правильно расположены на листе? Обратимся к композициям известных художников 2. Натюрморт должен иметь композиционный центр - предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный в соответствии с задуманной темой. Предметы в натюрморте должны быть зрительно уравновешены, расположены так, чтобы возникло ощущение, что они водят хоровод вокруг главного предмета. Вместе все предметы вписываются в фигуру: треугольник, круг или квадрат. Композиционный центр совсем не обязательно совпадает с центром. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота; если слишком сблизить - натюрморт может получиться, наоборот, очень тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. 3. В каком из натюрмортов выдержано равновесие? Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных по своим основным пропорциям. Этим будет усиливаться выразительность натюрморта, предметы будут как бы помогать выявлять характерные качества друг друга. В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалась слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить. (2. Композиция) Возвращаемся к неправильному натюрморту, исправляем 4. Существенную роль в натюрморте играет фон. Взгляд зрителя имеет свойство стремиться вдаль. + облегченный передний план позволяет нашему глазу лучше воспринять предметы, размещенные в пространстве. Ненавязчивый задний план, он только дополняет, а не главенствует. 5. Дело дошло до цветового решения - колорита… Колорит играет большую роль в любой живописной работе. На что будет влиять цветовое решение? Какой колорит данных композиций? 6. Чтобы предметы приобрели форму для этого нужно использовать законы перспективы при рисунке кубических форм и округлых - цилиндрических. На каком рисунке все предметы правильно построены? 7. Восприятию формы помогает еще разбивка предметов на светотень. Итак, мы поэтапно разобрали работу над натюрмортом, выделили правила, средства композиции, записали ключевые слова.
А какой натюрморт для вас интереснее изобразить с натуры или придуманный? Как можно сделать так чтобы мы могли совместить два варианта и с натуры и придуманный? | Нет сюжета Нет темы… Цветом можно создать настроение (теплый, холодный, контрастный) Нет Поставить корзину с подсолнухами в центр и яблоко с подсолнухом приблизить к корзине. Гл. предметом
| 6-12 слайд 13 слайд 14 слайд 15 слайд |
Выбор темы | Времена года | ||
Составление плана работы | 43 слайд | ||
Итог урока Анализ работы Рефлексия Оценивание работы Рефлексия Вывод | - Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать жизнь вещей в рисунке и свое отношение к натюрморту. Карточки оценивания др. др. На тарелки положите яблоки если вы видите + от урока, то красное спелое яблоко Если ничего нового то зеленое Если хочется еще получить информацию и поработать на уроках в этом жанре, то кладем желтое яблоко. Все мы видим появившийся натюрморт с яблоками….
| Мини-выставка Рассказ 4 групп учащихся о своей работе | 44-45 слайд |
Представление рисунка
1 Тема, название
2. Композиционное решение. Почему изображены эти предметы в твоем рисунке.
3. Почему используется такой колорит (цвет) в твоем рисунке.
4. Как оцениваешь свою работу.
Лист оценивания.
Критерии | баллы | |
1 | Соответствие предметов теме, сюжету | |
2 | Композиция натюрморта - правильное расположение предметов | |
3 | Построение предметов (перспектива кубических и цилиндрических форм) | |
4 | Освещение, объем предметов | |
5 | Колорит (цвет) соответствует настроению натюрморта | |
6 | Оригинальность сюжета | |
Всего смайликов | Отлично! Сомневаюсь. | Не получилось. |
5-6 смайликов – «5» 3-4 смайлика – «4» 2 смайлика – «3»
Что мы узнали о натюрморте
Подчеркни слова, которые подходят по смыслу
1. Чтобы начать рисовать натюрморт нужно выбрать (тему, сюжет, карандаш).
2. В натюрморте можно передать (настроение, предметы, желания) природы, время (работы, суток, отдыха), время (года, отдыха, перерыва), (рост, профессию, увлечения) человека, и через предметы натюрморта можно совершить путешествие в (историю, никуда, пустыню).
3. Настроение в натюрморте передается с помощью звучания (колокольчиков, красок, музыки), которые создают определенный (ритм, звук, колорит)
4. Колорит натюрморта может быть (белым, теплым, холодным, контрастным, серебристый, золотистый, охристо-красный, изумрудный, черным, прозрачным)
5. Обязательно в композиции натюрморта должен быть (композиционный центр, кувшин, овощ) - это главный предмет, который должен быть (меньше, больше, толще) и ( ярче, бледнее, веселее) других предметов.
6. Предметы вокруг главного должны быть расположены по (подальше, по кругу, овалу)
7. В целом контур всего натюрморта по очертанию должен напоминать фигуры __________, или___________, или _________(квадрат, облако, треугольник, круг, дерево).
8. Фоном натюрморта может быть __________, ___________, ________ и мн. др.(впишите сами)
9. Натюрморты можно рисовать с________и можно _______.(с натуры, по представлению, подглядывая, срисовывая у соседа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку изобразительного искусства "Изображение фигуры человека в истории"
Презентация к уроку изобразительного искусства "Изображение фигуры человека в истории"...
Урок изобразительного искусства "Изображение и фантазия. Сказочная птица" 2 класс
Урок изобразительного искусства 2 класс...
Урок изобразительного искусства. ИЗОБРАЖЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ. ПАВЛИН
разработка урока для 2 класса...
Технологическая карта урока изобразительного искусства: "Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока изобразительного искусства :«Изображение характера человека: мужской образ. Изображение доброго и злого героев сказок»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель ур...
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Изображение характера животного. Изображение доброго, весёлого животного» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: создание условий для ознакомления с характером и настроением животных, передача выразительности средствами художественной деятельности характера и настроения животных, знакомство с графико...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Изображение и фантазия» (изображение фантастического животного) (УМК «Школа России», 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о фантастических животных и их строении тела; выполнение творческого задания.Задачи урокаПланируемые результатыДид...