Коллективная деятельность на уроках ИЗО. Статья.
статья по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Окорочкова Ирина Александровна

Статья содержит краткую информацию об особенностях организации коллективной деятельности на уроках ИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektivnaya_rabota_na_urokah_izo.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Окорочкова Ирина Александровна

Учитель ИЗО и МХК

Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства.

Коллективное обучение.

Психологические исследования показывают, что для полноценного обучения необходимо сотрудничество учащихся между собой, без прямого вмешательства учителей. Следовательно, в образовательном процессе надо использовать не только индивидуальные и фронтальные формы учебных занятий, но и различные коллективные. Необходимость сочетания индивидуальных и коллективных форм организации учебной работы учащихся диктуется тем, что восприятие учебной информации может происходить и при фронтальных занятиях, а вот усвоение знаний, овладение учащимися учебными умениями и навыками происходит лишь в собственной деятельности ученика. При этом наиболее эффективной оказывается работа в малых группах.

Особенности формирования малых групп:

  1. соблюдение принципа гетерогенности (разнородности). Исследования показывают, что комплектование гомогенных (однородных по уровню обученности) групп — не эффективно: сильные становятся еще сильнее, а слабые – еще слабее, и тем самым увеличивается разрыв между учебными достижениями.
  2. стремление к разнообразию учебных интересов, умений и навыков внутри малой группы.
  3. стремление к разнообразию социально-психологических характеристик и психологической совместимости.

Наиболее оптимальное количество участников в малой группе 4 человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутригруппового общения. Есть также и некоторые организационные преимущества: такая группа легко перегруппировывается в две подгруппы, поэтому в ней удобно работать в парах.

Особенно важно подчеркивать учащимся значимость формирования и овладения коммуникативными умениями, способностью работать в команде, показать, что это более ценно, чем владение узкоспециальными профессиональными умениями.

При организации групповой деятельности преподавателю следует четко продумывать все этапы выполнения задания.

Этапы проведении занятия с применением технологии группового обучения:

  1. Подготовительный этап, на котором происходит определение конкретной цели деятельности, подготовка оснащения и материалов для урока,) использование средств мотивации, организация рабочего пространства, распределение действий и ролей.
  2. Выполнение задания подразумевает распределение исполнительских ролей, если это не было сделано на первом этапе, объяснение учителем содержания заданий, объяснение правил работы в группах, предложение свободного выбора своей роли в деятельности, а также в подборе средств и способов выполнения работы, обеспечение учителем режима «саморегуляции», политики «невмешательства» в работу групп, но — помощь при необходимости тем, у кого возникли вопросы и трудности, организация учителем наблюдения за работой учащихся.
  3. Презентация результатов, общий вывод, рефлексивное осмысление каждым участником проделанной работы и своего участия в ней, что включает выступления и презентация полученных результатов, выявление роли каждого обучающегося в совместной деятельности. Обсуждение проделанной работы и ее результатов проходит вместе с учащимися. Проведение рефлексии каждым участником групповой работы.

При групповой работе можно увидеть положительные сдвиги, которые проявляются в активности обучающихся. Учащиеся в группах заинтересованно обсуждают задания, в значительной степени снимаются трудности, связанные с организацией взаимодействий учеников, с регуляцией их деятельности, поведения.

Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства.

Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообогащения чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально - интеллектуальный опыт каждого участника общения.

В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности — это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения. В качестве критериев, способствующей развитию коллективного творчества можно выделить:

  1. общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;
  2. неограниченность индивидуально-творческого проявления;
  3. гуманистический характер общения, составление группы на основе добровольности;
  4. доверие и взаимопомощь;
  5. сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров.

В методике преподавания изобразительного искусства выделяются классификации коллективных форм изобразительной деятельности.

По программе Б.М. Неменского все виды коллективной деятельности поделены по признаку количества участников процесса коллективного труда. Согласно этому подходу все коллективные работы учащихся делятся на:

  • парные — работа в паре;
  • групповые — в небольших группах по 3-5 человек;
  • коллективные — работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом.

Кроме того, существует  более полная классификация, раскрывающая специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения коллективной композиции, в основе которой лежат три основные формы организации совместной деятельности:

1. Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе  и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Методы и приемы организации совместно-индивидуальной деятельности, которые способствуют успешному выполнению работы.

а) Продумать заранее композицию коллективной работы; выбрать цвет, размер и положение общей — плоскости фона;

б) Выбрать единый изобразительный материал и технику изображения.

в) Определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполняемых элементах.

г) Определить технику “сборки” коллективной композиции.

д) Продумать процесс выполнения коллективной композиции.

Роль организатора коллективной деятельности в школе выполняет учитель. В конце урока все школьники принимают участие в анализе результата коллективной деятельности.

2. Совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого.

Совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:

  1. индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;
  2. последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия. На некоторых этапах есть возможность проявить творческий подход в процессе индивидуальной деятельности. Конвейер включается тогда, когда нужно за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий. Совместная работа учащихся, организованная по принципу конвейера, всегда имеет практический, общественно значимый результат.

3. Совместно-взаимодействующая форма деятельности наиболее сложная в организации коллективной деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости) или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности.

В начале урока происходит деление класса на группы, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определенного опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции.

В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у учащихся совершенствуются коммуникативные навыки, умение координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.

Этапы совместно-взаимодействующей деятельности:

  • Совместное составление эскиза коллективной композиции, разработка ее колористического решения, выбор материала и технологии выполнения коллективной работы.
  • Выполнение картона эскиза, расчленение его на составные части и организация групп учащихся для создания фрагментов композиции.
  • Выполнение частей композиции в материале индивидуально или в малых группах.
  • Монтаж коллективной композиции, ее анализ, обобщение и эстетическая оценка.

При выборе темы и методики коллективной деятельности необходимо учитывать следующее:

  • место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока искусства;
  • возрастные особенности учащихся;
  • посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения.

Основные трудности в совместной изобразительной деятельности, которые в первую очередь отражаются на качестве результата:

  • трудоёмкость задания, для выполнения которого требуется более одного урока, так как младшие школьники могут не вернуться через неделю к данной деятельности;
  • сложность и недоступность изобразительной техники для совместной деятельности;
  • отсутствие соразмерности и цветового единства в коллективной композиции.

Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коллективной деятельности детей на уроках и во внеурочное время

Статья посвящена формированию навыков взаимодействия и сотрудничества у младших школьников. Современное общество предъявляет к человеку высокие требования, проявляющиеся в способности успешно адаптиро...

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

Коллективная деятельность как актуальный метод художественного воспитания и приобщения младших школьников к изобразительному творчеству

Цель данной работы – определить содержание, раскрыть различные формы организации коллективного творчества на уроках изобразительного искусства в условиях специального (коррекционного) образовательного...

Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе

Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функ...

статья "Формирование навыков общения детей в коллективной деятельности"

Предложенный материал представляет собой статью о работе по формированию навыков общения младших школьников коррекционной школы 8 вида....

" Формирование УУД с помощью коллективных игр на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности."

Формирование учебных действий направленно на освоение способов физического,духовного,интеллектуального саморазвития,эмоциональной самореализации..Любая игра включает ребёнка в систему общественных отн...

Статья на тему «Воспитание творческой направленности личности младших школьников в условиях коллективной деятельности»

   Изобретателем методики  коллективно - творческой деятельности( КТД), создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, считают доктора пе...