РП по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК "Школа России" предмет ИЗО, 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_izo_2_klassy.docx | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № ____1___от «30» августа 2019 г. | «Согласовано» ____________________ (подпись курирующего заместителя директора) «30» августа 2019 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «30» августа 2019 г. №323 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
2 абвгд классы
Количество часов: 34 ч.
Программа составлена на основе
Примерной программы учебно-методического комплекса «Школа России» по изобразительному искусству 2016 г с использованием рекомендаций авторской программы Неменского Б.М., «Изобразительное искусство» изд.- М. : Просвещение, 2016.
УЧЕБНИК: Неменский Б.М., «Изобразительное искусство» 2кл: учебник для общеобразовательных учреждений с электронным приложением/ Рос. акад. наук. 2 –е изд.- М. : Просвещение, 2016. – 96 с. : ил. – (Академический школьный учебник)
Составители:
учителя начальных классов МБОУ гимназия г. Советский
Галинурова И.В.,
Демидова С.Н.
Попкова Е..В.,
Шарыгина Э.А.,
Каменская И.В.
2019-2020 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по Изобразительному искусству для 2абвгд классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08 апреля 2015г. № 1/15);
- Примерная программа по предмету Изобразительное искусство.
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования по ФГОС 2 классы МБОУ гимназии г. Советский (с изменениями), утвержденной приказом от 30.08.2019 г. № 323 «Об утверждении образовательных программ и учебного плана МБОУ гимназии г. Советский на 2019-2020 учебный год».
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 2 класс
В результате освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» при получении начального общего образования у второклассника будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Планируемые результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Регулятивные УУД:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Коммуникативные УУД:
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Познавательные УУД:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно – творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно – творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно – нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
- знание видов художественной деятельности: изобразительной, конструктивной, декоративной;
- знание основных видов и жанров пространственно – визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно – творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Ученик научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Ученик получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально – пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно – прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность – это создание предметно- пространственной среды; декоративная деятельность – это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно – эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности – практическая художественно – творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Темы и разделы изучаемые во втором классе:
Раздел 1. Чем и как работают художники.(8ч)
Знакомство и освоение графических художественных материалов, их выразительных возможностей. Основы изобразительного искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (соотношение черного и белого, композиция), живописи (теплые и холодные цвета), декоративно-прикладного искусства (роль ритма и цвета). Отражение в произведениях изобразительных искусств отношений к природе, на примере произведения художника В.Д. Поленова «Золотая осень», Левитана «Золотая осень», В.Серова «Октябрь. Домотканово». Жанры изобразительных искусств: натюрморт в произведении художника И.Т. Хрупкого «Цветы и плоды». Богатство и разнообразие художественной культуры России (декоративно-прикладное народного искусства).
Знакомство с Государственной Третьяковской галереей (видеоматериал).
Раздел 2. О чем говорит искусство?(8ч)
Знакомство с различными жанрами изобразительного искусства.
Раздел 3. О чем говорит искусство?(9ч)
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Передача настроения в творческой работе (декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Роль изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни (оформление книг, украшение игрушек, роспись ткани).
Раздел 4. Как говорит искусство?(9ч)
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Моделирование предметов бытового окружения человека (мебели, елочных игрушек, машин)- связь с технологией.
Тематическое планирование | ||||
№ | Тема урока | Кол – во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Раздел 1. Кем и как работают художники? 8ч | ||||
1 | Цветочная поляна. Р.К. Экскурсия в парк. | 1 | 1 нед | |
2 | Белая и черная краски. Природная стихия. | 1 | 2 нед | |
3 | Пастель и цветные мелки. Р.К. Букет осени. | 1 | 3 нед | |
4 | Пастель и цветные мелки. Р.К.Букет осени. | 1 | 4 нед | |
5 | Аппликации из «Осенних листьев." | 1 | 5 нед | |
6 | Аппликации «Осенний ковер". РК Сезонные изменения в природе. Народный календарь. | 1 | 6 нед | |
7 | Графические материалы. Волшебный цветок. | 1 | 7 нед | |
8 | Пластилин. Древний мир. | 1 | 8 нед | |
Раздел 2. Мы изображаем, украшаем, строим. 8ч | ||||
9 | Изображение и реальность. Р.К. Птицы родного края. | 1 | 9 нед | |
10 | Изображение и фантазия. Сказочная птица. Р.К Влияние деятельности человека на растения и животных этих сообществ. | 1 | 10 нед | |
11 | Изображение и фантазия. Сказочная птица. Р.К Влияние деятельности человека на растения и животных этих сообществ. | 1 | 11 нед | |
12 | Узор "Паутинка". | 1 | 12 нед | |
13 | Украшение и фантазия. "Зимние узоры". | 1 | 13 нед | |
14 | Постройка и реальность. Мой дом. Р.К Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций и обычаев народа. | 1 | 14 нед | |
15 | Постройка и фантазия. Городок – коробок. Р.К. Экскурсия в парк. | 1 | 15 нед | |
16 | Постройка и фантазия. Городок – коробок. | 1 | 16 нед | |
Раздел 3. О чем говорит искусство? 9ч. | ||||
17 | Изображение природы в различных состояниях. Море. | 1 | 17 нед | |
18 | Выражение отношения к окружающему миру. Изображение животных. | 1 | 18 нед | |
19 | Изображение характера человека. Женский образ. | 1 | 19 нед | |
20 | Изображение характера человека. Женский образ. | 1 | 20 нед | |
21 | Изображение характера человека. Мужской образ. | 1 | 21 нед | |
22 | Украшение кокошников и доспехов. | 1 | 22 нед | |
23 | Выражение намерений человека через конструкцию и декор. Корабль | 1 | 23 нед | |
24 | Выражение намерений человека через конструкцию и декор. Корабль. | 1 | 24 нед | |
25 | Конструирование. Космическое путешествие. | 1 | 25 нед | |
Раздел 4. Как говорит искусство? 9ч. | ||||
26 | Теплые и холодные цвета. Чудо – коврик. | 1 | 26 нед | |
27 | Теплые и холодные цвета. Чудо – коврик. | 1 | 27 нед | |
28 | Цвет как средство выражения. Автопортрет. | 1 | 28 нед | |
29 | Ритм пятен. Силуэт. | 1 | 29 нед | |
30 | Ритм пятен. Силуэт. | 1 | 30 нед | |
31 | Характер линий. Мыльные пузыри. | 1 | 31 нед | |
32 | Ритм линий, пятен и цветов. Аппликация «Весна, шум птиц». Р.К Разнообразие условий жизни, приспособление организмов к различным условиям среды. | 1 | 32 нед | |
33 | Ритм линий, пятен и цветов. Аппликация «Весна, шум птиц». Р.К Экскурсия в парк. | 1 | 33 нед | |
34 | Итоговый урок года. Путешествие с Бабой-ягой. | 1 | 34 нед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".
Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....
Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству для четвёртого класса (в соответствии с ФГОС учебник Т.Я.Шпикаловой Л.В.Ершовой"Изобразительное искусство")
Изучение изобразительного искусства имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые ими знания, первоначальное овладение эстетическим сознанием и жхудожественным вкусом, станут фунд...
Технологическая карта урока изобразительного искусства для 2 класса «Изразец в архитектуре» по программе "Перспектива" Т. Я. Шпикаловой "Изобразительное искусство"
Данная технологичкская карта разработана для урока ИЗО во 2 классе по теме: "Изразец в архитектуре"...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Портрет", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Картина-портрет»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условия для формирования представлени...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Портрет», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Тема урока «Портрет» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования кар...