Планирование УМК "Школа России" 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2021 -2022 учебный год для обучающихся 4-го класса МБОУ «Нахабинская гимназия №4» разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);
- приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
- приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- учебного плана начального общего образования, утвержденного приказом МБОУ «Нахабинская гимназия №4» от 31.08.2021 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования»;
- рабочей программы воспитания МБОУ «Нахабинская гимназия №4»;
- УМК «Школа России», Горяева Н.А., Неменская Л.А.
Программа ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:
Неменская Л.А.. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2021
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников. Приказ Минпросвещения России от 20.05.2000г. №254 с изменениями, внесёнными приказом №766 от 23.12.2020г.
Цели и задачи курса
Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Общая характеристика курса
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Место курса в учебном плане
В 4 классе на уроки изобразительного искусства отводится 34 ч (1ч в неделю, 34 учебных недели).
Логика изложения и содержание программы «Изобразительное искусство» полностью соответствует авторской программе Неменского Б.М.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
У обучающегося будут сформированы:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Регулятивные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- осознанного стремления к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
- использования средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.
Познавательные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- умения творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- умения вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умения узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры.
Коммуникативные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.
Обучающийся научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в эмоциональных различных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Содержание учебного курса
Раздел программы | Программное содержание | Основные виды деятельности учащихся |
«Истоки родного искусства» | Пейзаж родной земли. Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты. Образ традиционного русского дома (избы). Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Украшения деревянных построек и их значение. Единство в работе трёх Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека. Деревня—деревянный мир. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы. Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа. Представления народов о духовной красоте человека. Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Народные праздники. Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки. Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы. | Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. |
«Древние города нашей Земли» | Древние города твоей земли. Древнерусский город-крепость. Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Древние соборы. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа. Древний город и его жители. Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Древние города Русской земли. Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания. Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира. | Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
«Каждый народ — художник» | Образ художественной культуры Японии. Характерное для японских художников изображение природы через детали. Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Народы гор и степей. Разнообразие и красота природы различных регионов нашей страны. Сцены жизни людей в степи и в горах, красота пустых пространств и величия горного пейзажа. Города в пустыне. Особенности художественной культуры Средней Азии. Архитектурные постройки с особенностями природы и природных материалов. Образ древнего среднеазиатского города. Древняя Эллада. Искусство Древней Греции. Древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения. Моделирование из бумаги конструкции греческих храмов. Изображение олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах). Европейские города Средневековья. Изображение человека в условиях новой образной системы. Многообразие художественных культур в мире. | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку. Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
«Искусство объединяет народы» | Все народы воспевают материнство. Изображение матери и дитя. Все народы воспевают мудрость старости. Изображение любимого пожилого человека. Сопереживание — великая тема искусства. Изображение страдания в искусстве. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево). Герои, борцы и защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребёнком). Искусство народов мира. Каждый народ – художник. | Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. |
Тематическое планирование
Тематическое планирование по изобразительному искусству для 4 класса составлено с учётом рабочей программы воспитания. Внесены темы, обеспечивающие реализацию следующих приоритетов воспитания обучающихся НОО через изучение изобразительного искусства:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, готовности выражать и отстаивать свою позицию в искусстве и через искусство;
- воспитание творческого потенциала и формирование духовно-богатой, высоконравственной личности через приобщение к искусству в целом;
- развитие воображения, творчества, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Истоки родного искусства | 8 ч |
2 | Древние города нашей Земли | 7 ч |
3 | Каждый народ - художник | 11 ч |
4 | Искусство объединяет народы | 8 ч |
Итого: | 34 ч |
Формы организации учебных занятий и средства текущего контроля
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Виды и формы контроля
Текущий контроль: проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.
Тематический итоговый контроль проводится в конце изучения раздела. Оценивается уровень сформированности практических умений по разделу. Умения проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которой учащиеся самостоятельно изучают поэтапное выполнение рисунка или скульптурного изображения либо задумывают авторский проект, продумывают план работы, создают творческую работу, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематичесое планирование для 3 класса по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса (Т. Я. Шпикалова)....
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....
Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»
Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»...
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России) и планированием для 1 класса
Предложена рабочая программа по русскому языку с приложением календарно-тематического планирования для 1 класса...
Рабочая программа по математике 1-4 классы (Школа России) с планированием для 1 класса
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс
Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...
Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 классы УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 классы УМК "Школа России"...