КТП по ИЗО 4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Пешехонова  Людмила  Борисовна

КТП по ИЗО  для 4 класса УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_izo_4_klass_moyo.docx47.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная школа г. Лысково

                                                                                                                                               

                                                                                                                                               

Календарно-тематическое планирование

                                           по предмету «Изобразительное искусство»

                                                                для 4 класса

                                                     на 2021/2022 учебный год

                                                                                                               Составила:   Пешехонова Людмила  Борисовна,      

учитель  начальных  классов первой  категории.

                   

Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное  искусство»

УМК «Школа России»      4  класс (34 ч.)    

Дата

Тема   /  страницы  учебника

Планируемые результаты обучения

Тип  урока

Оборудование

ЦОР

План

Факт

Цели  урока

Универсальные учебные действия (УУД)

Истоки родного искусства  (8   час.)

1

Каждый народ строит, украшает,  изображает. Художественные материалы

учебник

с.  6  -  9

Красота природы в произведениях русской живописи.

Разнообразие пейзажных сюжетов.

Характерные черты и красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин,
А. Саврасов, Ф. Васильев,
И. Левитан, И. Грабарь и др.). Живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция.

Колорит в живописи.

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «пейзаж»; усваивают суть понятий
«жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником
и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте  природы в произведениях русской живописи; проявляют эмоционально-ценностное
отношение к Родине, природе.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь

2

 Истоки родного искусства.

Пейзаж родной земли

учебник

с.  11  -  19

Знакомство с русскими художниками и жанром «пейзаж».

Один из самых известных русских художников – И. И. Левитан. Картины «Осень» и «Заросший дворик».

Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция.

 

Предметные: расширяют свои представления
о пейзажном жанре; получают возможность продолжить учиться: организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий
«жанр пейзажа», «колорит»,  «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь

Презентация «Красота родной природы
в творчестве русских художников»

3

Деревня – деревянный мир.  Русская деревянная изба.  Конструкция   и украшения избы

учебник

с.  20  -  31

Знакомство с русской деревянной архитектурой.

Конструкция избы и назначение ее частей.

Традиции разных областей России. Русские обычаи закладки нового дома.

Природные материалы для постройки, роль дерева.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.

Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений о порядке
и устройстве мира.

Различные виды изб.

Предметные: расширяют свои представления
о  красоте деревянного зодчества Руси; овладевают навыками конструирования – конструировать макет избы; учатся создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений; усваивают суть понятий
«асимметрия», «декор»,  «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение;  умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте деревянного зодчества Руси; овладевают навыками коллективной деятельности.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь

Презентация «Русская изба»  

4

Деревня –деревянный мир.

Коллективное панно «Деревня»

учебник

с.  32  -  33

Знакомство с русской деревянной архитектурой.

Храмовая архитектура.

Древний деревянный храм. Шатровый храм.

Памятники русского деревянного зодчества в Кижах.

Предметные: расширяют свои представления
о красоте деревянного зодчества Руси; усваивают суть понятий
«асимметрия», «декор»,  «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к  учебной деятельности, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь, цветная бумага, клей, ножницы

Презентация «Русская изба»  

5

Красота человека.   Русская красавица

учебник

с.  35  -  39

Образ женской и мужской красоты.

Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда
в определенных природных и исторических условиях. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека.

Женский и мужской праздничный костюм – концентрация народных представлений об устройстве мира;  украшения и их значение;
образ русского человека в произведениях искусства.

Предметные: расширяют свои представления
о культуре Руси; учатся различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма; знакомятся с образом русского человека в произведениях художников; усваивают понятия  
«декор», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа русской красавицы.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь,  бумага,  кисти

Презентация «Народный праздничный костюм»

6

 Красота человека. Образ русского человека в произведениях художников

учебник

с.  35  -  39

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты.

Образ русского человека
в  произведениях искусства. Изобразительное искусство, «кокошник», «лобная повязка», портрет, образ, цвет, тон, композиция.

Предметные: расширяют свои представления
о культуре Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий
«декор», «композиция», знакомятся с творчеством выдающихся русских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте русского народного костюма.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь, бумага, кисти

Презентация «Народный праздничный костюм»

7

Народные праздники.

учебник

с.  40  -  43

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники, осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни.

Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).

Тема праздника
в литературе и в музыке. «Народный календарь».

Предметные: расширяют свои представления
о культуре и традициях  России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют  суть понятий
«раёк», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником
и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте народных праздников, обрядов и обычаев.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь, кисти, склеенные листы бумаги (или обои)

8

Календарные праздники

Коллективное панно на тему народных праздников.

учебник

с.  40  -  43

История и традиции ярмарочных  гуляний родного города.

Ярмарка – место главных развлечений и место  для встреч.

Предметные: расширяют свои представления
о культуре и традициях  России; усваивают суть понятий
«раёк», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте народных праздников, обрядов и обычаев.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь, цветная бумага, клей, ножницы

Презентация «Царицынская ярмарка»

Древние города нашей земли  (7   час.)

9

Родной угол

учебник

с.  46  -  53

Значение выбора места для постройки города.

Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад.

Размещение и характер жилых построек.

Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Строительные материалы. Картины русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих, др.).

Предметные: расширяют свои представления
о красоте деревянного зодчества Руси; учатся  понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства; усваивают суть понятий
«сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомятся с укреплением  древнерусского  города; учатся создавать макет древнерусского города.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте деревянного зодчества Руси.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки, графические материалы

Презентация «Древние города нашей земли»

10

Древние соборы

учебник

с.  54  -  55

Соборы – святыни города, архитектурный и смысловой центр города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Арка. Свод. Закомары.  Глава. Купол.

Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.  

Предметные: расширяют свои представления
об истории архитектуры России;  получают представление о конструкции древнерусского каменного храма; усваивают суть понятий
«собор», «храм», «колокольня»,  «живопись»; знакомятся с работами  известных художников, изображавших древние храмы Москвы.

Метапредметные понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные  представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте древнерусской храмовой архитектуры.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Акварель  или  цветные  карандаши

Презентация  «Древние  соборы»

11

Города Русской земли

учебник

с.  56  -  59

Организация внутреннего пространства города. Особенность древнерусских городов.

Город-крепость. Новгород, Псков, Изборск. Крепость. Детинец. Кром. Кремль.  

Постройки внутри крепостных стен.

Монастыри и их значение в жизни древних городов.

Единство конструкции и декора. Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде.

Предметные: расширяют свои представления
о красоте древнерусской архитектуры; интересуются историей своей страны; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомятся с укреплением древнерусского города.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте деревянного зодчества Руси.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Бумага, коробки, ножницы, клей, тушь, палочка или гуашь, кисти

Презентация «Древнерусский город-крепость»

12

Древнерусские воины- защитники

учебник

с.  60  -  61

Образ жизни людей древнерусского города; князь
и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов. Творчество художника В. М. Васнецова.

Цвет в одежде
и символические значения орнаментов.

Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.

Предметные: расширяют свои представления
об истории искусства России; усваивают суть понятий
«графика», «декор»,  «живопись»; знакомятся
с  работами  известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте образа древнерусского воина.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Бумага,  гуашь,  кисти

13

Золотое кольцо России.

учебник

с.  62  -  72

«Золотое кольцо России». Памятники архитектуры родного города. Москва, Псков, Новгород, Владимир, Суздаль
и другие города.

Знакомство со своеобразием древних русских городов.

Предметные: расширяют свои представления
о  красоте деревянного зодчества Руси; выражают свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; усваивают суть понятий
«Золотое кольцо», «ритм», «рельеф»; знакомятся с древнерусскими городами.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. 

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте зодчества Руси.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь, кисти или мелки, бумага

Презентация  «Древние  города  нашей  земли»

14

Узорочье теремов

учебник

с.  73  -  74

Образы теремной архитектуры.

Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Расписные украшения и изразцы. Отражение природной красоты в орнаментах.

Сказочность и цветовое богатство украшений.

Предметные: расширяют свои представления
о красоте деревянного зодчества Руси; усваивают суть понятий
«асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским деревянным зодчеством.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь,  кисти

Презентация «Узорочье теремов»

15

Праздничный  пир  в  теремных  палатах

учебник

с.  76  -  79

Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Праздник в интерьере царских или княжеских палат: ковши и другая посуда на праздничных столах. Длинногорлая боярская одежда с травяными узорами. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.

Предметные: расширяют свои представления
о  красоте деревянного зодчества Руси, значении старинной архитектуры для современного человека; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий
«асимметрия», «декор»,  «композиция»; продолжают знакомиться с русским деревянным зодчеством.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми

и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте деревянного зодчества Руси.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей

Каждый народ – художник  (11   час.)

16

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры

учебник

с.  82  -  93

Художественная культура Японии.

Особое поклонение природе в японской культуре.

Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни.

Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты.

Японские сады. «Праздник цветения вишни – сакуры». Японские праздники. Традиционные постройки.

Предметные: расширяют свои представления
о культуре Японии; имеют представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды); усваивают суть понятий
«жанр пейзажа», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся  японских художников-пейзажистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником
и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте цвета в природе и искусстве древней Японии.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Цветная бумага, ткань, клей, пенопласт, кисти, белая бумага, ножницы, гуашь, пластилин, подставки для «деревьев»

Презентация «Япония»

17

Искусство оригами

учебник

с.  82  -  93

Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия – характерные особенности японского искусства.

Предметные: расширяют свои представления
о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий
«образ», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся  японских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником
и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте искусства древней Японии.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Бумага

Презентация «Оригами, приемы работы с бумагой»

18

Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды   в японской культуре

учебник

с.  82  -  93

Красота  женского образа Японии.  

Что считалось эталоном красоты
в древней Японии?

Предметные: расширяют свои представления
о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий
«образ», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся  японских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником
и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте женского образа в  искусстве древней Японии.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь,  акварель

Презентация «Художественная культура Японии»

19

Народы гор и степей

учебник

с.  94  -  103

Разнообразие природы нашей планеты.

Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека
в построении своего мира. Поселения в горах.

Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств.  

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий
«жанр пейзажа», «колорит»,  «композиция», «иглу», «чум»,  «аул»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте природы в произведениях русской живописи.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Художественные  материалы  (гуашь,  акварель)

Николай Рерих «Горы»,

презентация «Народы гор и степей»

20

Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры

учебник

с.  94  -  103

Художественные традиции в культуре народов степей.

Понимать и объяснять красоту природы нашей страны; самостоятельно создавать творческую  работу: изображать сцены жизни людей в степи и в горах.

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают  суть понятий
«жанр пейзажа», «колорит»,  «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; обобщают собственные представления; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте природы в произведениях русской живописи.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Художественные  материалы  (гуашь,  акварель)

Николай Рерих «Юрты.Монголия», П.  В.  Кузнецов «Степной пейзаж с юртами», «В степи. Мираж».

21

Города в пустыне

учебник

с.  105  -  111

Города в пустыне.

Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами, их сходство со станом кочевников. Глина – основной строительный материал.

Мечети. Мавзолеи.

Торговая площадь – самое многолюдное место города. Арабески.

Восточный орнамент.

Предметные: расширяют свои представления
о красоте города в пустыне Самарканда; получают возможность продолжить учиться: работать
с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с архитектурой Востока, ее декором.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте архитектуры Средней Азии.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Цветная  бумага, мелки, ножницы, клей

22

Древняя Эллада

учебник

с.  112  -  119

Особое значение искусства Древней Греции.

Мифологические представления древних греков.

Древнегреческое понимание красоты человека.

Размеры, пропорции, конструкции храмов.

Гармония человека
с окружающей природой и архитектурой.

Афинский Акрополь – главный памятник греческой культуры. Ордерные системы Древней Греции.

Театр.  

Греческая вазопись.

Скульптура.

Предметные: расширяют свои представления
об архитектуре Древней Греции, роли пропорций
в образе построек,  соотношении основных пропорций фигуры человека; использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий
«ордер», «архитектура»,  «композиция»; знакомятся с выдающимися архитектурными сооружениями Древней Греции.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение,  умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Греции.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти

23

Олимпийские игры

учебник

с.  120  -  127

Древнегреческие скульпторы и их творения.  

История возникновения Олимпийских игр.

Отличия  древнегреческих скульптурных  и архитектурных произведений;  красота  движения спортсменов, атмосфера  Древнегреческих олимпийских  игр. Изобразительное искусство, скульптура,  пропорции, рельеф, роспись, цвет, тон, композиция.

Предметные: расширяют свои представления
об архитектуре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «скульптура», «пропорции», «рельеф»,  «композиция»; знакомятся с выдающимися художественными произведениями Древней Греции.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте скульптуры и вазописи Греции.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь, бумага, кисти, ножницы, клей

:  Презентация «Древняя Греция»

24

Европейские города Средневековья.

учебник

с.  128  -  137

Образ готических городов. Готические храмы.

Витражи.

Ремесленные цеха – основная  сила этих городов.

Единство форм костюма
и архитектуры, одежды человека и его окружения.

Предметные: расширяют свои представления
о культуре средневековой Европы; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий
«витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте культуры Средневековья.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Цветная и тонированная бумага, гуашь (или пастель), кисти ножницы, клей

Презентация «Средневековый город»

25

Образ готического храма  в средневековом городе

учебник

с.  128  -  137

Основные памятники архитектуры средневековой Европы.  

Значимость исторического прошлого Западной Европы для современного человека. Готические храмы.

Витражи.

Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения.

«Витраж», «готика», «окно-роза», «портал», образ, цвет, тон, композиция.

Произведение В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» Литературное описание архитектурных особенностей готического собора.

Предметные: расширяют свои представления
о культуре средневековой Европы; получают возможность продолжить учиться: использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий
«витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников. 

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником
и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте культуры Средневековья.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Графические материалы, акварель, бумага, кисти

Презентация «Средневековый город»

26

Многообразие художественных культур  в мире. Обобщение

учебник

с.  138 -  139

Художественные культуры мира – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники.

Понимание разности творческой работы в разных культурах.

Предметные: расширяют свои представления
о культурах разных стран; соотносят особенности традиционной культуры народов мира
в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте искусства разных стран.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Художественные материалы
по выбору учащихся

Презентация «Многообразие художественных культур в мире»

Искусство объединяет народы  (8   час.)

27

Тема материнства в искусстве

учебник

с.  143 - 147

Великие  произведения искусства XX века на тему материнства. Тема материнства в литературе и в музыке.

Тема материнства – общая в искусстве для всех времен
и народов.

Примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства; анализировать выразительные средства произведений; развивать навыки композиционного изображения.

Предметные: расширяют свои представления
о жанрах изобразительного искусства; усваивают суть  понятий
«жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов; изображают образ мамы.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте образа женщины-матери в искусстве.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь, кисти или пастель, бумага

28

Образ Богоматери в русском   и западно-европейском искусстве

учебник

с.   143 - 147

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Символика каждого цвета в иконописи.

Примеры произведений изобразительного искусства, выражающих красоту материнства.

Анализ выразительных средств произведений.

Навыки композиционного изображения.

Предметные: расширяют свои представления
о жанрах в изобразительном искусстве; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее  место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий:
 «иконопись», «жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником
и рабочей тетрадью.
 

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к отображению женского образа в искусстве.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь, бумага, кисти

29

Мудрость старости

учебник

с.  148 - 151

Произведения искусства величайших художников.

Навыки   восприятия произведений искусства; проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека и художественными материалами передать свое отношение к дорогому человеку.

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «портрет»; усваивают понятия
«жанр портрета», «колорит»,  «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте и мудрости пожилого человека  в произведениях живописи.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь или мелки, пастель, бумага

30

Сопереживание.

учебник

с.  152 - 155

Произведения  известных  художников-анималистов.

Рассматривать и рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание; эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия; выражать художественными средствами при изображении свое отношение к печальному событию.

Предметные: расширяют свои представления
об анималистическом жанре; усваивают суть понятий
«анималистический жанр», «колорит»,  «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся соотечественников; изображают в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к чужой беде, отраженной в произведениях искусства.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь (черная или белая), кисти, бумага

31

Герои-защитники

учебник

с.  156 - 157

Героическая тема в искусстве разных народов.

Основные памятные события, связанные с историей родного края.

Рассматривать произведения известных художников – картины и скульптуры; создавать композицию; изображать задуманное.

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия
«жанр портрета», «колорит»,  «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся скульпторов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте юности в произведениях живописи.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Художественные материалы
по выбору учащихся

32

Героическая тема в искусстве разных народов

Героическая тема в искусстве разных народов.

Основные памятные события, связанные с историей родного края.

Рассматривать произведения известных художников – картины и скульптуры; создавать композицию; изображать задуманное;  приобретать творческий композиционный опыт в создании героического
образа.

Памятники героям. Монументы славы.

Предметные: расширяют свои представления
о скульптуре; получают возможность продолжить учиться: использовать художественные материалы и инструменты для работы; знакомятся с творчеством выдающихся художников-монументалистов; овладевают навыками изображения в объеме и композиционного построения в скульптуре.
 

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте юности в произведениях живописи.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Пластилин, стеки, дощечка

33

Юность и надежды

учебник

с.  158 - 159

Тема детства, юности в искусстве, детская тема
в творчестве художников разных исторических периодов (В. Тропинин, А. Шилов,  З. Серебрякова).

Произведения изобразительного искусства, посвященные теме детства, юности в искусстве всех народов.

Рассматривать произведения известных художников и выражать свое отношение к ним; создавать композицию, изображающую радость детства; передавать художественными средствами радость темы детства.

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий
«жанр портрета», «колорит»,  «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи.

Урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Гуашь или акварель, бумага, кисти

34

Искусство народов мира (обобщение темы)

.  

Роль искусства в жизни человека. Вечные темы в искусстве.

Многообразие образов красоты

и единство нравственных ценностей  в произведениях искусства разных народов мира.  

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач; работать в команде.

Предметные: расширяют свои представления
о культурах разных стран; получают возможность проверить, чему научились за год.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте искусства народов разных стран.

Обобщающий  урок  постановки  и  решения  учебной  задачи

Фломастеры, гуашь, бумага, кисти

Презентация «Викторина»
Д. Кабалевский.   пьеса «Веселый марш»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...