"Архангельские и Тульские печатные пряники", 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Конспект и презентация по изобразительному искусству "Архангельские и Тульские печатные пряники", 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_izo_dlya_uchenikov_2.docx | 31.28 КБ |
tema.pptx | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ИЗО для учеников 2 «А» класса
Тема урока: «Архангельские и Тульские печатные пряники»
Цель урока:
УМК: «Планета знаний»
Задачи:
1.Образовательные: Формировать умение в декоративном рисунке выражать свои зрительные представления об украшении предмета;
2.Развивающие: Развивать творческое воображение учащихся.
3. Воспитательные: Воспитывать у учащихся уважение к труду и людям труда, интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций;
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
- умение осуществлять логические действия;
- умение решать проблемы творческого и поискового характера;
- умение сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
- умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;
- умение работать по предложенному учителем плану;
Оборудование для учителя: презентация, компьютер, проектор, экран, доска, образец рисунков, палитра, кисть и краски.
Оборудование для учеников: альбом, простой карандаш, ластик, краски и кисточки, палитра, стаканчик для воды, салфетка.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
I.Организационный момент | |||||
1.Приветствие, знакомство; 2. Проверка готовности класса к уроку. | - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня урок рисования проведу у вас я, зовут меня …... На сегодняшнем уроке рисования вам понадобится карандаш, краски, кисти, баночка с водой, палитра, тычок. | Обучающиеся здороваются с учителем, садятся. | Регулятивные: Организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | ||
II. Вступительная беседа | |||||
Пряники русские, Сладкие, мятные, К чаю ароматному Угощенье знатное. Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего урока: « Архангельские и Тульские печатные пряники » Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы побывать в «Пряничной стране», познакомиться с историей изготовления пряников, самим попробовать себя в качестве мастеров и принять участие в «Весёлой ярмарке». Жизнь наших предков переплеталась с обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и трудом. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Об одной из них и поговорим сегодня. Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники. Пряник на Руси на протяжении нескольких столетий был не только лакомством, но и использовался в различных обрядах, праздниках. Существовал обычай к каждому значительному дню выпекать строго определенные виды пряников. Слайд 2, 3 « Так в Егорьев день (23 апреля) – день первого выгона скота и лошадей – пекли козули – сделанные из ржаного теста фигурки птиц, коров, овец, оленей с ветвистыми рогами. Козули раздавались детям, ставились на окна и даже скармливались домашним животным для того чтобы скот летом ходил сам домой и лучше плодился» Слайд 4 В каждом городе был свои излюбленные образы. Тульские пряники не похожи на вологодские, а нижегородские разрисовывались и выпекались иначе, чем калужские. Слайд 5 Из рода в род, от отца к сыну передавали пекари – умельцы свое мастерство. Слайд 6 Существовали разные способы приготовления пряников: лепили, вырезали из теста с помощью металлических форм, делали на тесте оттиски с печатных досок – печатные пряники. Самыми красивыми считались печатные пряники. Слайд 7 Пряники с рисунками, сделанные при помощи досок, в народе называли печатными. Печатные пряники печатали на тесте при помощи деревянных форм – так называемых пряничных досок. Пряники делались самой разнообразной формы - фигурные (Конь, птица, лев древние образ; Бытовые мотивы: рыба, кувшин, самовар, прялки часы, Дед мороз, , буксирные и пассажирские пароходы, солдат, баба.) , круглые, но чаще всего квадратные или прямоугольные. Пряники покрывались затейливым узором из сахарной глазури, раскрашивались и даже золотились. Во многих музеях страны бережно хранятся пряничные доски 17 – 19 века. Сегодня пряник не только лакомство, но и память об искусстве изготовления пряников в далекие времена. Искусство пряника — живая национальная традиция Мы с вами сегодня познакомились с историей пряничного ремесла на Руси. Сегодня мы тоже можем лакомиться пряником. Мы можем купить пряники: мятные, с начинкой, шоколадные, покрытые разноцветной глазурью… - И так ребята, с каким народным обычаем мы сегодня познакомились?( Существовал обычай к каждому значительному дню выпекать строго определенные виды пряников.) - Какие способы приготовления пряников вы запомнили. (Существовали разные способы приготовления пряников: лепили, вырезали из теста с помощью металлических форм, делали на тесте оттиски с печатных досок – печатные пряники.) - Какие пряники считались самыми красивыми?(печатные пряники) - Как украшали пряники?(Пряники покрывались затейливым узором из сахарной глазури, раскрашивались и даже золотились.) Молодцы, ребята вы много запомнили. | Слушают внимательно учителя | Личностные: выражают удивление, внимание. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. |
III. Практическая работа | |||
| А сейчас наш класс превращается в кондитерскую мастерскую, а вы, ребята - в мастеров – кондитеров, которые продемонстрируют нам своё творчество и умение. Сегодня мы будем составлять эскиз печатного пряника. Каждый из вас должен составить узор для украшения пряника. Но прежде чем рисовать посмотрите на рисунок. Слайд 8 Ребята что изображено на этом рисунке? В какой форме выполнен этот пряник? В виде чего? Чем украшена ………? Какого цвета глазурь? Посмотрите еще раз внимательно на то, как украшены пряники. (рассматривание). | Рисуют с карандашом (пряник) ( В форме рыбки) ( в виде рыбки) (глазурью) (белая, желтая, розовая) | |
2. Объяснение этапов рисования | 1-ый этап : выбор расположения листа. Если высота предмета , который вы используете в качестве идеи для пряника больше ширины , то листы вертикально. Вот например посмотрите на доску я придумала пряник в виде елочки. Что в этом случае больше ширина или высота предмета? 2-ой этап - затем намечаем величину. Для этого точками намечаем величину нашего будущего пряника , отступаем от верхнего края листа немного вниз и ставим точку , а также отступаем от нижнего края листа и ставим еще одну точку . 3-ой - начинаем прорисовывать с общей формы пряника 4-ой этап -изображаем все мелкие детали украшения пряника. Работа с красками 1.изображаем цвет пряника , для чего разводим краску коричневого цвета на палитре . Сначала раскрасим фон пряника . Ребята, как вы думаете, почему именно коричневым цветом? ( Чтобы показать цвет печенного румяного теста). Затем, с помощью белой краски, а также желтой и розовой или бледно - зеленой нанесите узор на изображение по собственному желанию, т. е украшаете пряники цветной глазурью. Все цвета смешиваем с белым цветом? Еще раз посмотрите, как украшены пряники. -У вас появится какие-то идеи . Я вам покажу птичек. Птичек рисовать уже нельзя. - Предлагайте , что вы будете рисовать . -Хорошо, молодцы ребята , у вас хорошие идеи . Повторим все этапы выполнения нашей работы . -От чего зависит расположения листа? -Какой величины должен получится изображения , т.е ваш пряник? -С чего мы начинаем работу с красками? -Какой цвет берем в начале? - Что мы должны сделать с коричневым цветом? -Если не дождаться высыхание нижнего светлого слоя краски , то при изображении ярких мелких деталей произойдет расплывание краски. - Какие цвета можно использовать для украшения? -Во все эти цвета , какую краску надо добавлять? Чтобы ваш узор получился аккуратным и изящным, пользуйтесь тычком(ватная палочка), который я для вас приготовила. - А теперь приступайте к работе. | Коричневый Разводить на палитре с белым цветом белую | |
IV. Cамостоятельная работа | |||
Контроль самостоятельной работы . | Самостоятельная работа учащихся – выполнение линейного рисунка и завершение эскиза фигурного пряника в цвете. | ||
V. Итог урока | |||
1.Анализ работ учащихся | Завершаем работу. Ребята , кто на 1 ряду закончил работу выйдите к доске и покажите другим какие у вас получились пряники. 2ряд 3ряд | ||
2.Рефлексия | Ребята, на какую тему мы сегодня с вами рисовали? Какие пряники в народе называли печатными? (Пряники с рисунками, сделанные при помощи досок, в народе называли печатными.) | (Тульские и архангельские пряники). | |
3.Наведение порядка на рабочем месте | -Достаньте кисточки из воды и положите на салфетку, закройте краски вылейте воду, вытрите парты. До свидания, ребята мне было приятно с вами работать. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спасибо за урок!!! До свидания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" на тему: " Печатный пряник с ярмарки"
Данный урок изобразительного искусства способствует ознакомлению с искусством мастеров-резчиков пряничных досок, расширяет представления учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитыва...
Презентация к уроку " Печатный пряник с ярмарки" по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Изобразительное искусство" 2 класс
В данной презентации вставлено видео для урока на слайде 10 и видео физминутка на слайде 25.Ссылка на видео (Вырезаем форму для пряника - Carving wooden mold) https://www.youtube.com/watch?v=D_P...
Конспект урока изобразительного искусства «Печатный пряник с ярмарки» (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о печатном прянике; ознакомление с историй создания печатного пряника; создание условий для реализации своего варианта печатного пряника с использованием...
Конспект урока изобразительного искусства «Печатный пряник с ярмарки» (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о печатном прянике; ознакомление с историй создания печатного пряника; создание условий для реализации своего варианта печатного пряника с использ...
Технологическая карта по изобразительному искусству.Тема "Печатный пряник с ярмарки". УМК "Перспектива" (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Дата: 04.05.2022Школа: № 95Класс: 2-3Урок: 6Кабинет: 111Студент: Колдаева И.МГруппа: 42Учитель: Удачина И.В.Методист: Буторина В.В...
Технологическая карта урока изоискусства «Печатный пряник с ярмарки» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: знакомство с историей создания тульского пряника; объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта рисунка пряника; формиро...
Презентация "Архангельские и тульские пряники"
В помощь для уроков технологии и изобразительного искусства...