"Архангельские и Тульские печатные пряники", 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация по изобразительному искусству "Архангельские и Тульские печатные пряники", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_izo_dlya_uchenikov_2.docx31.28 КБ
Файл tema.pptx2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ИЗО для учеников 2 «А» класса

Тема урока: «Архангельские и Тульские печатные пряники»

Цель урока: 

УМК: «Планета знаний»

Задачи:

1.Образовательные: Формировать умение в декоративном рисунке выражать свои зрительные представления об украшении предмета;

2.Развивающие: Развивать творческое воображение учащихся.

3. Воспитательные: Воспитывать у учащихся уважение к труду и людям труда, интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций;

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • умение осуществлять логические действия;
  • умение решать проблемы творческого и поискового характера;
  • умение сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать.

Коммуникативные УУД:        

  • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;
  • умение работать по предложенному учителем плану;

Оборудование для учителя: презентация, компьютер, проектор, экран, доска, образец рисунков, палитра, кисть и краски.

Оборудование для учеников: альбом, простой карандаш, ластик, краски и кисточки, палитра, стаканчик для воды, салфетка.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование

УУД

I.Организационный момент

1.Приветствие, знакомство;

2. Проверка готовности класса к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня урок рисования проведу у вас я, зовут меня …...

На сегодняшнем уроке рисования вам понадобится карандаш, краски, кисти, баночка с водой, палитра,  тычок.

Обучающиеся здороваются с учителем, садятся.

Регулятивные: Организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Вступительная беседа

Пряники русские,

Сладкие, мятные,

К чаю ароматному

Угощенье знатное.

Слайд 1

Тема нашего сегодняшнего урока: « Архангельские и Тульские печатные пряники »

Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы побывать в «Пряничной стране»,  познакомиться с историей изготовления пряников, самим попробовать себя в качестве мастеров и принять участие в  «Весёлой ярмарке».  Жизнь наших предков переплеталась с обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и трудом. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Об одной из них и поговорим сегодня.  Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники.

Пряник на Руси на протяжении нескольких столетий был не только лакомством, но и использовался в различных обрядах, праздниках. Существовал обычай к каждому значительному дню выпекать строго определенные виды пряников.

Слайд 2, 3

 « Так в Егорьев день (23 апреля) – день первого выгона скота и лошадей – пекли козули – сделанные из ржаного теста фигурки птиц, коров, овец, оленей с ветвистыми рогами. Козули раздавались детям, ставились на окна и даже скармливались домашним животным для того чтобы скот летом ходил сам домой и лучше плодился»

Слайд 4

В каждом городе был свои излюбленные образы. Тульские пряники не похожи на вологодские, а нижегородские разрисовывались и выпекались иначе, чем калужские.

Слайд 5

Из рода в род, от отца к сыну передавали пекари – умельцы свое мастерство.

Слайд 6

Существовали разные способы приготовления пряников: лепили, вырезали из теста с помощью металлических форм, делали на тесте оттиски с печатных досок – печатные пряники.

Самыми красивыми считались печатные пряники.

  Слайд 7

Пряники  с  рисунками, сделанные  при помощи  досок,  в народе  называли  печатными.   Печатные  пряники  печатали  на  тесте при помощи  деревянных  форм – так  называемых  пряничных  досок. Пряники  делались   самой разнообразной  формы -  фигурные   (Конь, птица, лев   древние образ; Бытовые мотивы: рыба, кувшин, самовар, прялки часы, Дед мороз, , буксирные и пассажирские пароходы, солдат, баба.) , круглые,  но  чаще  всего  квадратные  или  прямоугольные. Пряники покрывались   затейливым  узором  из сахарной  глазури,  раскрашивались  и даже  золотились.

Во многих музеях страны бережно хранятся пряничные доски 17 – 19 века. Сегодня пряник не только лакомство, но и память об искусстве изготовления пряников в далекие времена.

Искусство пряника — живая национальная традиция

Мы с вами сегодня познакомились с историей пряничного ремесла на Руси. Сегодня мы тоже можем лакомиться пряником. Мы можем купить пряники: мятные, с начинкой, шоколадные, покрытые разноцветной глазурью…

 - И так ребята, с каким народным обычаем мы сегодня познакомились?( Существовал обычай к каждому значительному дню выпекать строго определенные виды пряников.)

- Какие способы приготовления пряников вы запомнили. (Существовали разные способы приготовления пряников: лепили, вырезали из теста с помощью металлических форм, делали на тесте оттиски с печатных досок – печатные пряники.)

- Какие пряники считались самыми красивыми?(печатные пряники)

- Как украшали пряники?(Пряники покрывались   затейливым  узором  из сахарной  глазури,  раскрашивались  и даже  золотились.)

Молодцы, ребята  вы много запомнили.

Слушают внимательно учителя

Личностные: 

выражают удивление, внимание.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

III. Практическая работа

  1. Формулировка темы урока

А сейчас наш класс превращается в кондитерскую мастерскую, а вы, ребята - в мастеров – кондитеров, которые продемонстрируют нам своё творчество и умение. Сегодня мы будем составлять эскиз печатного пряника. Каждый из вас должен составить узор для украшения пряника. Но прежде чем рисовать посмотрите на рисунок.

Слайд 8

Ребята что изображено на этом рисунке?

В какой форме выполнен этот пряник?

В виде чего?

Чем украшена ………?

 Какого цвета глазурь?

Посмотрите еще раз внимательно на то, как украшены пряники. (рассматривание).

Рисуют с  карандашом

(пряник)

( В форме рыбки)

( в виде рыбки)

(глазурью)

(белая, желтая, розовая)

2. Объяснение этапов рисования

1-ый этап : выбор расположения листа.

Если высота предмета , который вы используете в качестве идеи для пряника больше ширины , то листы вертикально. Вот например посмотрите на доску я придумала пряник в виде елочки. Что в этом случае больше ширина или высота предмета?

2-ой  этап - затем намечаем величину.

Для этого точками намечаем величину нашего будущего пряника ,  отступаем от верхнего края листа немного вниз и ставим точку , а также отступаем от нижнего края листа и ставим еще одну точку .

3-ой  - начинаем прорисовывать с общей формы пряника

4-ой этап -изображаем все мелкие детали украшения пряника.

Работа с красками

1.изображаем цвет пряника , для чего разводим краску коричневого  цвета на палитре .

Сначала раскрасим фон пряника .

Ребята, как вы думаете, почему именно коричневым цветом? ( Чтобы показать цвет печенного румяного теста).

Затем, с помощью белой краски, а также желтой и розовой или бледно - зеленой нанесите узор на изображение по собственному желанию, т. е украшаете пряники цветной глазурью.

Все цвета смешиваем  с белым цветом? Еще раз посмотрите, как украшены пряники.

-У вас появится какие-то идеи . Я вам покажу птичек. Птичек рисовать уже нельзя.

- Предлагайте , что вы будете рисовать .

-Хорошо, молодцы ребята , у вас хорошие идеи .

Повторим все этапы выполнения  нашей работы .

-От чего зависит расположения листа?

-Какой величины должен получится изображения , т.е ваш пряник?

-С чего мы начинаем работу с красками?

-Какой цвет берем в начале?

- Что мы должны сделать с коричневым цветом?

-Если не дождаться высыхание нижнего светлого слоя краски , то при изображении ярких мелких деталей произойдет расплывание краски.

- Какие цвета можно использовать для украшения?

-Во все эти цвета , какую краску надо добавлять?

Чтобы ваш узор получился аккуратным и изящным, пользуйтесь тычком(ватная палочка), который я для вас приготовила.

- А теперь приступайте к работе.

Коричневый

Разводить на палитре с белым цветом

белую

IV. Cамостоятельная работа                    

Контроль самостоятельной работы .

Самостоятельная работа учащихся – выполнение линейного рисунка и завершение эскиза фигурного пряника в цвете.

V. Итог урока

1.Анализ работ учащихся

Завершаем работу.

Ребята , кто на 1 ряду закончил работу выйдите к доске и покажите другим какие у вас получились пряники.

2ряд

3ряд

2.Рефлексия

 Ребята, на какую тему мы сегодня с вами рисовали?

Какие пряники в народе называли печатными? (Пряники  с  рисунками, сделанные  при помощи  досок,  в народе  называли  печатными.)

(Тульские и архангельские пряники).

3.Наведение порядка на рабочем месте

-Достаньте кисточки из воды и положите на салфетку, закройте краски вылейте воду, вытрите парты.

До свидания, ребята мне было приятно с вами работать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Архангельские и Тульские печатные пряники»

Слайд 11

Спасибо за урок!!! До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 2 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" на тему: " Печатный пряник с ярмарки"

Данный урок изобразительного искусства способствует ознакомлению с искусством мастеров-резчиков пряничных досок, расширяет представления учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитыва...

Презентация к уроку " Печатный пряник с ярмарки" по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Изобразительное искусство" 2 класс

В данной презентации вставлено видео для урока на слайде 10 и видео физминутка на слайде 25.Ссылка на видео (Вырезаем форму для пряника - Carving wooden mold)  https://www.youtube.com/watch?v=D_P...

Конспект урока изобразительного искусства «Печатный пряник с ярмарки» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о печатном прянике; ознакомление с историй создания печатного пряника; создание условий для реализации своего варианта печатного пряника с использованием...

Конспект урока изобразительного искусства «Печатный пряник с ярмарки» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о печатном прянике; ознакомление с историй создания печатного пряника; создание условий для реализации своего варианта печатного пряника с использ...

Технологическая карта по изобразительному искусству.Тема "Печатный пряник с ярмарки". УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Дата: 04.05.2022Школа: № 95Класс: 2-3Урок: 6Кабинет: 111Студент: Колдаева И.МГруппа: 42Учитель: Удачина И.В.Методист: Буторина В.В...

Технологическая карта урока изоискусства «Печатный пряник с ярмарки» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: знакомство с историей создания тульского пряника; объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта рисунка пряника; формиро...

Презентация "Архангельские и тульские пряники"

В помощь для уроков технологии и изобразительного искусства...