Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Школа России
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_1_klass.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

предмет

---------------------------

ФИО

1 класс

класс

Рассмотрено и принято

На заседании педагогического совета

Протокол №  от    

2020-2021

учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа адресована…….Срок реализации программы – 1 года.

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 1 класса разработана в соответствии с нормативно - правовой базой:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 (с изменениями и дополнениями);

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 в ред. от 24.11.2015 г;

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2015.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития, и воспитания личности гражданина России, на основе примерных программ по изобразительному искусству, в соответствии требованиями ФГОС.

Рабочая программа составлена с учетом базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

Основная цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, которая достигается через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Задачи предмета «Изобразительное искусство»:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

- формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления лицейской, бытовой и производственной среды.

Специфика учебного предмета.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.

Место учебного предмета.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, образовательным планом школы, расписанием уроков рабочая программа составлена из расчёта 1 час в неделю, в 1 классе — 33 ч в год.

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета в 1 классе:

Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций/ Л. А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М. Просвещение, 2019. (Школа России).

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Для изучения предмета есть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

*оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

*демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (ноутбук, включающий в себя устройство для воспроизведения CD и DVD);

*библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

*методическая литература для учителя;

*научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса. 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительного искусство»

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Содержание учебного предмета

п.п

Наименование

разделов, тем

Всего

часов

Содержание

тем

Формы организации

учебных занятий

Виды

учебной деятельности

"Ты изображаешь, украшаешь и строишь"- 33 часа

1

Ты учишься

изображать.

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители.

7

Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художнических позиций реальности
и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию,
освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения
к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается
познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

Фронтальная,

индивидуальная.

Иметь представление о доступных для младших школьников материалах для изображения; о роли изобразительной деятельности в жизни людей. Проявлять интерес к изобразительному творчеству. Уметь нарисовать то, что им хочется, то, что они умеют и любят рисовать. Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.  Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Выявлять и сравнивать геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Создавать, изображать на плоскости графическими средствами метафорический образ. Показать детям, что пятно - одно из главных средств изображения, более того, оно лежит в основе любого изображения на плоскости. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Дать понять учащимся, что такое объем. Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Познакомить учащимся с выразительным характером линии, развить умение пользоваться линией. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Учить детей работать гуашью, правильно организовывать рабочее место. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Предложить детям попробовать нарисовать наши чувства (радость и грусть). Изображать радость или грусть (работа гуашью). Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.

2

Ты украшаешь.

Мир полон украшений.

Красоту нужно уметь замечать.

Узоры на крыльях. Ритм пятин.

Красивые рыбы. Монотипия.

Украшения птиц.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

7

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Фронтальная,

индивидуальная,

коллективная.

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги. Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу. Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Освоить простые приемы техники монотипии. Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов. Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы в объемной аппликации и коллаже. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.  Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Получать первичные навыки декоративного изображения. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений. Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению.

3

Ты строишь.

Постройка в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Всё имеет своё строение.

Строим вещи.

Село, в котором мы живём.

10

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Фронтальная,

индивидуальная, коллективная

Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков»). Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п., выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь частей. Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка. Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением сельских улиц.

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

Три Брата Мастера всегда трудятся вместе.

Праздник птиц.

Разноцветные жуки.

«Сказочная страна».

Времена года.

Праздник весны.

Здравствуй лето! Урок любования.

Обобщение темы года.

9

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.

Фронтальная,

индивидуальная,

коллективная.

Различать три вида художественной деятельности по предназначению украшение, изображение, постройка. Анализировать, в чем состояла работа Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки.  Наблюдение природы и природных объектов. Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая разных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей художественных материалов.

Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами. Овладеть приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!».

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с учебным планом школы и расписанием уроков

урока

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

Дата

проведения

Корректировка

Ты учишься изображать

7

1

Изображения всюду вокруг нас.

1

2

Мастер Изображения учит видеть.

1

3

Изображать можно пятном.

1

4

Изображать можно в объеме.

1

5

Изображать можно линией.

1

6

Разноцветные краски.

1

7

Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители.

1

Ты украшаешь

7

8

Мир полон украшений.

1

9

Красоту надо уметь замечать.

1

10

Узоры на крыльях. Ритм пятин.

1

11

Красивые рыбы. Монотипия.

1

12

Украшения птиц.

1

13

Как украшает себя человек.

1

14

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

1

Ты строишь

10

15

Постройка в нашей жизни.

1

16

Дома бывают разными.

1

17

Конструирование по теме «Дома бывают разными»

1

18

Домики, которые построила природа

1

19

Дом снаружи и внутри.

1

20

Строим город.

1

21

Строим город

1

22

Всё имеет своё строение.

1

23

Строим вещи.

1

24

Село, в котором мы живём. Конструирование по теме «Село, в котором мы живём».

1

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

9

25

Три Брата Мастера всегда трудятся вместе.

1

26

Праздник птиц.

1

27

Разноцветные жуки.

1

28

«Сказочная страна».

1

29

«Сказочная страна». Создание панно.

1

30

Времена года.

1

31

Праздник весны.

1

32

Здравствуй лето! Урок любования.

1

33

Обобщение темы года.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс

Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству  УМК «Школа России» 3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс ФГОС

В программе указаны основные виды деятельности учащихся. Программа написана  в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс по ФГОС

В рабочей программе учтены все требования по написанию программ, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке....

Рабочая программа по изобразительному искусству (УМК "Школа России"). 2 класс

Рабочая программа составлена в соответствии:- с Федеральными государ­ственными образовательными стандартами начального общего обра­зования;-  Концепцией духовно-нравственного развития и воспи­тан...