Интегрированное внеурочное занятие по окружающему миру и ИЗО. 1 кл
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Цыкунова Евгения Васильевна

УМК: Перспективная начальная школа.

Тип занятия: Закрепление и обобщение пройденного на уроках окружающего мира с элементами приобретения новых знаний и умений по изобразительному искусству.

 

Тема: «Весна: пробуждение природы».

Дидактическая задача:

 Создать условия для формирования знаний о характерных признаках весны в живой и неживой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий мероприятия23.04 КБ
PDF icon Презентация1.61 МБ
Файл Анализ19.45 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ ВОРСИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Интегрированное внеурочное занятие

 по  окружающему  миру и ИЗО.

Село Ворсиха

27.03.2015 год

учитель начальных классов Цыкунова Е.В.,

 Учитель начальных классов,

 руководитель кружка «Вместе с кисточкой» Среднёва Н.Ал.

Предмет: окружающий мир; ИЗО. Интегрироване.

Класс: 1

УМК: Перспективная начальная школа.

Тип занятия: Закрепление и обобщение пройденного на уроках окружающего мира с элементами приобретения новых знаний и умений по изобразительному искусству.

Тема: «Весна: пробуждение природы».

Дидактическая задача:

 Создать условия для формирования знаний о характерных признаках весны в живой и неживой природе.

Задачи на занятие:

 1.Личностные: формировать мотивацию учебной деятельности, самооценку, навык сотрудничества, бережное отношение к природе посредством организации наглядности, элементов  театрализации, групповой  формы работы.

2.Метапредметные:

познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать решение поставленной проблемы,  использовать модели, выделять существенные признаки через работу с иллюстрацией, через  решение проблем.

регулятивные: организовать выбор действия, контроля, самооценивания  через решение  конкретных учебных задач, создание соответствующей ситуации.

коммуникативные: формировать умения определять цели, выслушивать товарищей,  проявлять активность во взаимодействии, обращаться за помощью при решении коммуникативных и познавательных задач через сотрудничество с партнёром, через общие обсуждения.

3. Предметные: обобщить знания весенних изменений в природе, продолжить закрепление знаний об изменениях в жизни животных и растений весной, научиться рисовать первоцвет ландыш.  

Оборудование: Видеоролик; надпись темы на листах: «Весна: пробуждение природы»; Презентация по теме с музыкой Вивальди Весна; Карточки: «Март», «Апрель», «Май»; Игрушка белочка, маски: волк, заяц, лиса, мышка; рисунки: подснежника, солнечного луча, пробуждающегося зверя, перелётной летящей птицы; н/д солнышко с лучами (на них написаны приметы весны); 1 учебник Наш мир стр. 48-49, Индивидуальные карточки для Ариши.

  1. Организационный момент.

Ребята! Сегодня у нас гости. Давайте их поприветствуем. Посмотрите на них и подарите всем свои улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение. А теперь улыбнитесь друг другу и скажите шёпотом рядом стоящему товарищу: «Если будет трудно, я тебе помогу».  Садитесь, начинаем наше занятие.

  1. Целеполагание и мотивация.

Просмотр Видеоролика «Весна – пробуждение природы».

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?

- Почему люди так ждут весну?

(Она дарит людям тепло и солнце. С ней связывают надежды на будущий урожай.  С приходом весны пробуждается природа).

- Попытайтесь сформулировать тему нашего занятия.             Слайд Весна

Переворачивается надпись с темой: «Весна: пробуждение природы».

Девиз: «Весна, весна! И все ей рады…»

- Сегодня на занятии мы и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

- А почему с нами Надежда Алексеевна сегодня?

(да, попробуем что-то весеннее нарисовать)

  1. Актуализация знаний.

- Говорят, что в природе бывает три весны: весна света,

        весна воды,

        весна зелёной травы.

-Как вы думаете, почему?

(В марте начинает пригревать солнышко. Это весна света. Становится теплее.

В апреле тает снег, бегут ручьи, бывает ледоход. Это весна воды.

В мае распускаются листья на деревьях, появляется травка, цветут цветы. Это весна зелёной травы.)

Групповая работа. (- поделитесь энергией)

Каждая группа получает иллюстрацию весеннего месяца,  разрезанную на части.

- соберите картинку. Решите вместе, какой это месяц. Определите главные приметы, которые происходят в вашем месяце. Покажите готовность.

- Я произношу загадку, та группа, чей это месяц, хором произносят его название.

- Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … март. – Назовите приметы вашего месяца.

- За ним другой стучится в дверь,

И называется…. Апрель.   – Назовите приметы вашего месяца.

- И третий месяц вспоминай,

Как называется он?.....май    – Назовите приметы вашего месяца.

Выходят по одному представителю от группы. Им даются карточки с надписью месяцев.

- Встаньте по порядку. Как идут месяцы в году. Притензии есть от ребят?

- В народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних наблюдений.

Март – протальник

Апрель – снегогон (водолей)

Май – травень.                                                                Слайд месяцы

  1. Проблемная ситуация. (СЦЕНКА)

Однажды белочка, прыгая по веткам, задумалась

- Как мы узнаём о приходе весны? Она обратилась к лесным жителям.

Заяц сказал: «Распускается первый весенний цветок подснежник».

Волк сказал: «Стало теплее»

Лиса сказала: «Просыпаются звери от зимней спячки»

Мышонок утверждает: «Самое главное – прилетают перелётные птицы»

Задумалась белочка.

- Как вы думаете, о чём?

- Давайте поможем ей решить эту проблему.

- Кто же из них прав?

- Какое основное, главное изменение в природе весной?

Поиск решения.

- Какие есть предположения?

Ответьте мне на вопрос ПОЧЕМУ.

- Почему прилетают птицы?

(стало тепло)

- Почему просыпаются звери?

(стало тепло)

- Почему распускается первый весенний цветок – подснежник?

(стало тепло).

- Значит какое изменение в природе самое главное?

(ПОТЕПЛЕНИЕ – солнце греет сильнее.)

Вывод: - Кто же из животных прав? (волк)

- Что же происходит со снегом?

(проталины)

- В живой природе?

(оживают деревья, появляются насекомые, прилетают птицы, просыпаются животные).

  1. Физминутка Песня-закличка «Веснянка»

- Предлагаю спеть закличку «Веснянку», позвать весну быстрее чтоб шла,  заодно и отдохнём, потанцуем.

  1. Повтрение и закрепление ранее изученного

Групповая игра «Снежный ком».

- 1 группе назвать животных, которые просыпаются от спячки.

2 группе – перелётных птиц.

3 группе – первоцветы.

(Животные: медведь, ёж, барсук, хомячок, лягушка, жаба, змея, ящерица, енот-полоскун; птицы: жаворонок, журавль, ласточка, грач, скворец, соловей, иволга, утка, гусь, стриж, аист; первоцветы: подснежник, ландыш, мать-и-мачеха, хохлатка, прострел, первоцвет, ветреница, печёночница.)

Группы поочерёдно выступают.

Экологическое воспитание.

- Помните, последний раз, на стр. учебника 48-49 Миша и Маша пришли на весеннюю полянку. Показ стр учебника. Миша и Маша пришли на весеннюю полянку.

- Какой красивый цветок! Сорви его , Машенька.

- Знаете, что ответила Маша?

Ксюша – Первоцвет я рвать не стану!

                 Он один на всю поляну,

                  Пусть растёт, красуется,

                   Ясным днём любуется!

- Почему Маша не стала рвать цветок?

Миша – Если я сорву цветок,

                Если ты сорвёшь цветок

                Если все: и , и ты,

                Если мы сорвём цветы,

               Опустеют все поляны

                И не будет красоты.

- Чтобы этого не случилось, давайте бережно относиться к растениям.

  1. Рисование с Надеждой Алексеевной цветка  ландыша.

Надежда Алексеевна: Ну если нельзя сорвать

                                          значит можно нарисовать!

Сообщение ребёнка о ландыше.

Это белые колокольчики. Они крошечные, а как ароматно пахнут! Ландыш занесён в красную книгу, его нужно беречь. Ягодки ландыша – яркие красные бусинки. Но трогать их нельзя, они ядовиты. Ландыш используется для лечения сердца. А аромат ландыша используется в духах.

Выставка рисунков на доске.

  1. Рефлексия

Оцените свою работу и работу своих товарищей, используя высказывания:

                                                                           Узнал, открыл для себя…

Сегодня на уроке я                                      Научился, смог…

                                                                          Могу похвалить себя и своих  

                                                                           одноклассников за…

  1. Итог.

- Закончить занятие мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.М. Пришвина « Всё прекрасное на земле – от солнца, и всё хорошее от человека».  

Слайд Пришвин, слова, Чайковского музыка.

Запомните эти слова. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анализ

Интегрированного внеурочного занятия  по окружающему миру и изобразительному искусству.

Тема  занятия: Весна: пробуждение природы.

Дата:  27 марта 2015 год

Преподаватель/руководитель:  Цыкунова Е.В., Среднёва Н.Ал.

Место проведения:  МАОУ Ворсихинская СОШ, кабинет  1 класса

Возраст: 1 класс

Количество уч-ся:    13

Характеристика класса: В классе 4 девочки и 9 мальчиков. Все дети посещали Ворсихинский детский сад и практически всей группой пришли в 1 класс.  

В группе 2 ребёнка воспитываются в неполных семьях, 2 ребёнка проживают в семьях с неблагоприятной обстановкой (родители выпивают), 9 семей малообеспеченных, 12 семей многодетные.

Класс осваивает программу начального обучения по УМК «Перспективная начальная школа».По уровню успеваемости класс можно считать средним, ближе к низкому. Трое  чуть выше среднего, 5 ребят имеют средний уровень развития, 3 – низкий и  1 девочка поступила в 1 класс уже пройдя ПМПК, имеет задержку речевого, психического и физического развития.

Большинство любят физкультуру,  и  любые мероприятия, касающиеся спорта. Класс вцелом очень подвижный, шумный, активный. Требующий частой смены деятельности. Трудно удержать внимание всех.

Дидактическая задача:

 Создать условия для формирования знаний о характерных признаках весны в живой и неживой природе.

1.Личностные: формировать мотивацию учебной деятельности, самооценку, навык сотрудничества, бережное отношение к природе посредством организации наглядности, элементов  театрализации, групповой  формы работы.

2.Метапредметные:

познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать решение поставленной проблемы,  использовать модели, выделять существенные признаки через работу с иллюстрацией, через  решение проблем.

регулятивные: организовать выбор действия, контроля, самооценивания  через решение  конкретных учебных задач, создание соответствующей ситуации.

коммуникативные: формировать умения определять цели, выслушивать товарищей,  проявлять активность во взаимодействии, обращаться за помощью при решении коммуникативных и познавательных задач через сотрудничество с партнёром, через общие обсуждения.

3. Предметные: обобщить знания весенних изменений в природе, продолжить закрепление знаний об изменениях в жизни животных и растений весной, научиться рисовать первоцвет ландыш.  

Направление внеурочной деятельности:  духовно-нравственное (художественная студия : «Основы живописи»), обще-интеллектуальное (клуб знатоков «Хочу всё знать»).

Название программ, в рамках которых  проводится занятие:  

программа «Жить – чтобы жить», разработана на основе авторской программы Р.Н. Багаутдиновой ,

программа «Весёлая кисточка»,  разработана на основе авторской программы

И.П. Буренченко, адаптированы к местным условиям и требованиям.

Место занятия в рамках раздела программы: 9 раздел: Секреты неживой природы: 1 занятие : «Смена времён года»;  5 раздел: Весна: 2 занятие: Цветы.

Виды деятельности учащихся на занятии:  игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество (целеполагание, просмотр видеоролика, беседа, групповая работа , решение проблемной ситуации, театрализация, сообщение заранее подготовленного материала, песня-танец, самостоятельное рисование , самооценивание.)

Форма проведения занятия:  кружок

Уровень воспитательного результата 1-й – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Соответствие цели занятия содержанию и результатам  деятельности: цель занятия соответствует содержанию и результатам деятельности

Условия для формирования знаний о характерных признаках весны в живой и неживой природе были созданы. На мой взгляд, цель достигнута. Очевиден достаточный уровень

реализации поставленных задач. Формирование УУД соответствуют запланированным.

Формируемые на занятии  универсальные учебные действия

УУД

По плану

Фактически

Личностные

Самоопределение:

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения;

Нравственно-этическая ориентация: навык сотрудничества в разных ситуациях

+

Умение не создавать конфликты и находить быстро выходы из спорной ситуации находятся в стадии развития.

Познавательные

Общеучебные:

Используют общие приёмы решения задач

Информационные:

Применяют, представляют, оценивают информацию;

Логические:

Анализ, синтез, сравнение, сериация, построение рассуждений.

+

Умение искать и выделять необходимую информацию находится на начальном этапе.

+

Трудно даётся обобщение.

Регулятивные

Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу.

Планирование:

Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

Контроль и самоконтроль:

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений

Оценка: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Не всегда могут удержать, но ставить новые задачи в сотрудничестве учителя свободно могут.

Могут теряться в промежуточных целях, хотя конечный результат все видят.

+

+

На низком уровне у большинства.

Коммуникативные

Взаимодействие:

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

+

При договаривании о распределении функций и ролей в совместной деятельности испытывают затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 1-ом классе ("Юный художник") Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности в 1-ом классе. Тема занятия:"Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков". К уроку прилагается презентация "Бабочки мона...

Программа интегрированного курса внеурочной деятельности "Загадочная грамматика"

Курс «Загадочная  грамматика» предназначен для обучающихся первого класса и представляет собой интеграцию русского языка и произведений фольклора. При разработке программы была поставлена задача:...

Внеурочная деятельность. Интегрированное занятие в 1 классе. «Азбука информатики» + «Культура народов Республики Саха (Якутия)»

Темы: Понятие «Дерево». Национальная одежда народов Республики Саха (Якутия).Предметные цели:·         создать условия для знакомства с понятием «Дерево», научи...

Развитие познавательного интереса у учащихся средствами интегрирования урочной и внеурочной деятельности.

В настоящий момент в образовании есть ряд положительных моментов: у нас есть вариативность педагогических систем и подходов, мы можем творчески подходить к поиску, родители могут принимать участие в о...

Интегрированное внеурочное занятие на тему: «Как появилось эскимо? Делаем закладку из палочек эскимо».

Как и когда появилось эскимо? Что можно сделать из палочек для эскимо?Отвечая на эти вопросы ребята откроют новые и интересные факты о знакомом лакомстве, научатся видеть необычные свойства обычных пр...

Технологическая карта интегрированного внеурочного занятия " Путешествие по православным храмам Красносельского района Санкт-Петербурга"_предмет: "Основы религиозных культур и светской этики"

Данное  занятие способствует формированию знаний у обучающихся  о  православных храмах  Санкт-Петербурга. Обучающиеся  научатся как входить и вести себя в православном храме, ...