урок дымковская игрушка
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
образование игрушки, её изготовление, разнообразие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок дымковская игрушка | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: изобразительное искусство
Ф.И.О. Шибаева Татьяна Михайловна
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Тема | Дымковская игрушка |
Цель | Познакомить детей с новым для них народным промыслом – дымковской игрушкой |
Задачи | Образовательные: Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор); Освоить простейшие элементы дымковской игрушкой – круги, линии, точки Научить анализировать символику росписи дымковской игрушкой, правильно использовать основные цвета промысла. Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике. Развивающие: Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам; развитие у детей творческого воображения, фантазии, эстетического восприятия, чувство ритма, цвета, творческие способности.
Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. Воспитывать художественно – образное мышление. |
УУД |
Проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии. Осмысленное эмоционально – ценностное восприятие визуальных образов – символов искусства для дальнейшего использования в учебно – познавательной деятельности знаково – символической формы. Проявлять уважительное отношение к народному искусству.
Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи; Целеполагание. Планирование учебно – познавательной и практической деятельности; Прогнозирование и предвидение конечного результата.
Развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта. Принимать участие в работе парами Умение воспринимать различные точки зрения. Умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли. Формулировать свою точку зрения и отстаивать её. Управление поведением партнера
Выделение познавательной цели о характерных особенностях рисунка, поиск информации . Выбор способов решения: поиск композиции; выбор графических материалов; знаково – символических изображений. Логические УУД Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Синтез – составление цельного образа из характерных элементов. |
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
|
Основные понятия | Форма, цвет, узор, дымковская игрушка |
Межпредметные связи | Литературное чтение, музыка, окружающий мир |
Ресурсы: * основные * дополнительные | Для учителя: презентация, проектор, школьная доска, магниты, карточки с названиями Для обучающихся: альбомные листы, кисточка, краски (гуашь или акварель), баночка с водой, индивидуальные карточки с заданием, шаблоны дымковской игрушки. |
Формы урока | Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная |
Технология | частично-поисковый |
ХОД УРОКА | |||||
План-структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД: Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные | ||
1 | Организационный момент и введение в урок. | 1 Учитель организовывает класс к занятию - Я рада вас всех видеть. Здравствуйте. Передо мной ребята, готовые начать работу на уроке? Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Садитесь. Проверьте, что вы приготовили к уроку. | Учащиеся готовятся к уроку и проверяют наличие необходимых пренадлежностей. Садятся за парты. | Личностные: Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: Самоконтроль готовности к уроку | |
2 | Организация начала урока Актуализация знаний. Завязка. Целеполагание Практическая работа | 2.1 Учитель - в начале урока хотела вас спросить. Вы видели когда-нибудь лошадь? Какого цвета она бывает? А белую лошадь с красными, синими или желтыми кружочками видели? Нет? А всадника верхом на рыбе? А хоте ли бы увидеть? Ну, давайте знакомиться. Учитель — ребята посмотрите внимательно на поднос, который я сейчас держу в руках, что вы на нем видите? -А из какого материала они сделаны? - Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия? 2.2 Объяснение нового материала. /Слайд 1/ Учитель — Сегодня мы познакомимся с народной глиняной игрушкой – дымковская игрушка. Если я сейчас вам дам задание: нарисуйте правильно дымковскую игрушку, вы сможете это сделать? Перед нами встает проблема – как нарисовать дымковскую игрушку? Я для этого надо знать роспись дымковской игрушки. Давайте с вами сейчас вспомним с какими росписями мы с вами уже встречались, а какие уже изучали ? Может все дело в названии? /Слайд 2/ 2.3 Учитель читает текст. Работа с текстом. Приложение 1 Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу глубокой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и лепила из неё игрушки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки. -Вот сегодня на уроке мы с вами попали в мастерскую по изготовлению игрушек. Каждый из вас на уроке будет рисовать свою игрушку и после завершения всей работы, мы с вами создадим книгу, которую назовём «Дымковская игрушка» - Но прежде чем приступить к работе нам, необходимо побольше о ней узнать. - У вас на партах лежит карточка с таблицей. Работая в парах просмотрев внимательно видеоролик вам надо заполнить первый столбик таблицы Приложение 2 ( этапы технологического процесса изготовления игрушки из глины) /Слайд 3-Видеоролик/ Приложение 3 -А теперь на партах у вас лежат карточка с текстом. Работая в парах, вам надо прочитать внимательно часть текста и найти какой этап изготовления игрушки был пропущен в видеоролике. Работа с текстом. Приложение 4 А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. - Да ребята, этапы изготовления игрушки сложны. 1 этап- лепка, 2 этап – беление. Для беления используется смесь мела и молока, в которую окунают игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем. -3 этап - самый главный этап изготовления игрушки из глины – это обжиг. /Слайд 4 -5/ - 4 этап – роспись. Для раскрашивания раньше использовали сухие краски, растёртые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведённая на яйце. 2.4 Учитель – нам нужно выполнить рисунок дымковской игрушки. Мы узнали историю названия. Мы сможем теперь решить проблему, как нарисовать дымковскую игрушку? Давайте подумаем, что нужно учесть, чтобы правильно выполнить задание? Работа с текстом Учитель при необходимости наталкивает на ответы с помощью наводящих вопросов. Например: Как среди других игрушек их можно отличить? По каким признакам? Какие особенности вы можете найти? Наводящие вопросы: Какие узоры часто встречаются? Какие цвета часто можно встретить? 2.5 Учитель. Давайте уточним эти особенности. /Слайд 6,7,8/ Теперь мы можем по этим особенностям правильно нарисовать дымковскую игрушку? Давайте начнем. 2.6 Учитель Я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами дымковской игрушки и самим попробовать нарисовать игрушку. У вас есть шаблоны игрушки. Приложение 5 2.7 Учитель - Каждый преступает к выполнению своей игрушки, подбирая правильные краски. | 2.1 Учащиеся (Предполагаемые ответы) Делают вывод: - игрушки -из резины, пластмасса, стекла, пластилина, фарфора, глины.. 2.2 Учащиеся Делают предположения 2.3 Учащиеся (Предполагаемые ответы) Будет трудно, можем не справиться
2.4 Учащиеся (Предполагаемые ответы) Делают предположения - вспоминают и называют росписи (гжель, палех, жостово, хохлома..)
2.3 Учащиеся предполагают 2.4 Учащиеся работают в парах и заполняют таблицу (лепка, беление, роспись) 2.4 Учащиеся работают в парах с текстом и заполняют таблицу. 2.5 Учащиеся продолжают работать в парах с текстом и заполняют таблицу. Необычная форма; похожа форма ног, тела и головы; яркие цвета, похожие цвета; украшены кругами и точками, полосами; белый фон 2.6 Учащиеся продолжают Заполнять таблицу, на основе прочитанного из текста. *элементы росписи *цвет *формы игрушки (в ходе беседы выясняются особенности работы) 2.7 Учащиеся Составляют порядок работ, готовят краски к работе. Выполняют работу по намеченному плану | Познавательные: Выделение познавательной цели о характерных особенностях искусства. Сочинение образа из рисуночных и простых узоров. Регулятивные: Постановка и выполнение учебно – познавательной и практической деятельности. Личностные: Осваивание новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные: Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Постановка и расширение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные: Принимать активное участие в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать. Регулятивные: Определение последовательности этапов урока с учетом конечного результата. Воспитание волевой саморегуляции. Коммуникативные: Развитие навыков сотрудничества, выполнение своей роли в коллективе. Коммуникативные: Управление поведением партнера, умение отстаивать свою точку зрения. Регулятивные: Прогнозирование и предвидение конечных результатов. Коммуникативные: Принимать активное участие в коллективном обсуждении Регулятивные: Определение последовательности этапов выполнения задания с учетом конечного результата. Воспитание волевой саморегуляции. Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: работать индивидуально, уметь отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные: Прогнозирование и предвидение конечных результатов. Познавательные: Выбор способов решения: поиски композиций; выбор графических материалов; знаково - символических изображений. | |
4 | РЕФЛЕКСИЯ | 2.8 Учитель - Ребята наш урок подходит к концу и поэтому на сегодня наша мастерская закрывается. Давайте вспомним, о чем шла речь на нашем уроке. Задание: Ответьте на вопрос ДА или НЕТ. Если вы отвечаете «да» – поднимаете руку, если «нет» - не поднимаете руку. Вопросы: 1. Сегодня мы рисовали народную дымковскую игрушку. 2. Дымковскую игрушку украшают растительными узорами (Цветы, листья) 3. Дымковскую игрушку часто украшают кругами 4. Дымковские игрушки – это только фигурки животных 5. На дымковской игрушке можно рисовать любые узоры | 2.8 Учащиеся (Предполагаемые ответы) 1. да 2. нет 3. да 4. нет 5. нет | Коммуникативные: Управление поведением партнера, умение отстаивать свою точку зрения. | |
5 | Подведение итога. Подведение частичных результатов работ. Учитель отмечает, что удалось очень хорошо, как работали дети | Оценивание, организовать контроль, коррекция (себя и детей). Мастерская закрыта, но продолжим работу на следующем уроке и изготовим нашу книгу «Дымковская игрушка» /Слайд 9/ - Всем большое спасибо за работу. | 2.9 Учащиеся Продолжат работу на следующем уроке. | Регулятивные: Прогнозирование и предвидение конечных результатов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...
Материалы к уроку . Дымковская игрушка.
Материалы к уроку . Дымковская игрушка....
"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.
На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....
Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.
Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...
Технологическая карта урока ИЗО «Игрушки в нашем доме.Роспись дымковской игрушки» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения дымковских игрушек; формирование умений выполнять роспись дымковской игрушки. Задачи уро...
Технологическая карта урока технологии «Лепка из пластилина. Дымковская игрушка.» Изделие: «Дымковская игрушка «лошадка»» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока:формирование умения создавать дымковскую игрушку из пластилина. Задачи урока Дидактические: 1) Освоить технику лепки дымковской игрушки; 2) Повторить технику безопасности при работе с ...