Технология 4 класс Тема: Древние Соборы
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата: 19.11.2020.
База практика: Трубчевская СОШ №1
Класс: 4а
Образовательная система: Школа России
Учебный предмет: ИЗО
Тема: Древние соборы
Цели:
Содержательная: продолжить работу над макетом древнерусского города; пояснить назначение соборов; повторить виды деятельности по созданию обликов зданий; познакомиться с конструкцией древнерусского храма.
Деятельностная: создать макеты собора; познакомить с терминами «глава», «купол», «барабан», «луковица»
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать и расширить представления учащихся о древних соборах Руси.
- Познакомить с элементами интерьера древнерусского храма: «глава», «купол», «барабан», «луковица».
Воспитывающие:
- Воспитывать познавательный интерес к русской культуре, своему краю .
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность,
Развивающие:
- Развивать фантазию и активные формы воображения учащихся, способствующие лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности;
- Способствовать развитию логического мышления, анализа, синтеза, обобщения при восприятии объектов изображения;
- Формировать навыков грамотной организации рабочего места и аккуратности;
- Совершенствовать коммуникативные умения при выполнении учебного задания;
Планируемые результаты:
Предметные:
1.освоение практических приёмов изображения объектов древних соборах Руси;
2. освоение первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
3. познакомиться объектами собора ;
4. научиться определять и характеризовать отдельные детали собора как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Познавательные:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные:
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Оборудование:
Для учителя: презентационный материал, иллюстрационный материал
Для учащихся: альбом, краски, карандаш простой, ластик, кисточки, шаблоны
План урока
- Этап мотивации – 3 мин
- Приветствие. Знакомство.
- Эмоциональный настрой
- Проверка готовности
- Этап актуализации и пробного учебного действия – 3 мин
- Этап выявления места и причины затруднения – 4 мин
- Этап построения проекта выхода из затруднения – 5 мин
- Этап реализация построенного проекта – 5 мин
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 20 мин
- Этап рефлексии учебной деятельности – 5мин
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД |
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. -Садитесь. 1.2.Эмоциональный настрой. - Ребята, а какое у вас сейчас настроение? А чтобы оно стало еще лучше, улыбнитесь друг другу, подарите ваши красивые улыбки и мне. - Я желаю вам быть на уроке внимательными и трудолюбивыми 1.3.Проверка готовности -Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. | Приветствуют учителя, садятся выполняют задание учителя | Самоанализ | Л1,Л2 Р2 К2 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1.Повторение ранее изученной темы - Давайте вспомним, что вы выполняли на прошлом уроке? (рисовали храм, забор…) - Какие виды работ вы использовали для этой цели? (рисование) - Что вы делали индивидуально? - Что вы выполняли совместно? (показывали где горизонт, где вертикаль) - Какие линии у вас были на макете? Горизонтальные или вертикальные? (и горизонталь и вертикаль) | Слушают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя | Самоконтроль | К1,К2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте назвать тему нашего урока. (Храм, церковь) - А может быть ребус поможет нам сформулировать тему? - Что у вас получилось? (собор) СЛАЙД - Какова же будет тема урока? (Тема: Древние соборы) - Какую мы поставим цель исходя из темы урока? (Цель: познакомиться с древними соборами) - Какие задачи поставим перед собой? (Познакомится с элементами древнего собора…) | Разгадывают ребус Формулируют тему, цель и задачи | Самоконтроль | К1,К2 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | отправимся на экскурсии по русским избам, и посмотрим, что же раньше находилось в них. (на слайде показаны изоб-ия интерьера русских изб - Знаете ли вы, что такое собор? (Собор — главный храм.) - А от какого слова оно произошло? - Ребята, а чтобы это узнать, послушайте меня внимательно, чтобы ответить на вопросы. В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор — главный храм. Жители всей округи собирались на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя. И строить соборы - было делом княжеской чести, воплощением гордых замыслов. - Так от какого же слова произошло слово «собор»? ( от слова «собирались») - Что показывал вид собора? (показывал могущество, славу города и его князя) - Кто же строил соборы? ( строить соборы было княжеским делом) - А из чего строили соборы? - Сделайте предположение. Какие материалы использовали? - Строительным материалом для построения храмов вначале было дерево, а затем – камень СЛАЙД - А что же такое храм? (Храм – архитектурное сооружение.) - Что собой представляют древнерусские храмы? Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. СЛАЙД - Храм возвышался над избами, напоминая собой образ богатыря, но не устрашающего, а крепкого, надёжного, уверенного в своей силе, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный купол Завершением служат купола, похожие на богатырский шлем. СЛАЙД - А что вы знаете о куполах? - Что интересного, вы заметили в изображённых соборах? ( дети: купола) - Они бывают различного цвета. Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа. Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божьей Матери. Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого. Цвет куполов зависит от материального состояния прихода. Каждый собор имеет особое лицо и как человек легко узнаваем Москва Храм Василия Блаженного Новый Иерусалим (Московская область) - И сегодня вы будете выполнять работу по изображению храма. - Какие элементы (составные части) мы можем выделить? (стены, купола, ограждение..) -Но перед тем, как приступить к работе, немного отдохнем. Физминутка. Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя) Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны) Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают) Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутсявверх) | Воспринимают информацию и отвечают на вопросы | Самопроверка, взаимопроверка | Р1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | -Итак, ребята! Прежде чем начнете рисовать, сядьте правильно: спины выпрямите, ноги поставьте вместе. -Вам нужно рисовать внимательно, чтобы у собора были все части. -Сначала вы можете воспользоваться шаблоном, чтобы нанести контуры собора. На карандаш сильно не нажимайте. 1. Проводим от руки линию горизонта. 2. Намечаем задний план (лес , поле, дорога...) 3. С помощью вертикальных линий намечаем место расположения стен храма. 4. Намечаем форму и размер куполов. 5. Определяем ограждение (это может быть каменная стена или частокол), вход в храм. - ...арка? - .... свод? - Что такое закомары? (Закомары – это полукруглое завершение наружного участка стены) -Как можно оживить изображение? -Добавить деревья, летящих птиц. -Приступайте, пожалуйста, к работе. Ваша задача – нарисовать свой собор. -Желаю творческого успеха! | Самоконтроль | П1,П2, | |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Практическая работа Каждый учащийся работает над учебной задачей с опорой на зрительный ряд, собственные представления, инструктаж учителя. Учащиеся должны соблюдать: - Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда. - Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения. Критерии оценивания: 1) Соответствие работы общей тематике урока 2)Оригинальность исполнения работы | выполняют практическое задание | Л1 К1 Р2 | |
7. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Вы хорошо поработали! Давайте посмотрим, как вы представляете соборы. - Что такое храм, кто запомнил? - От чего зависят цвета куполов? - Какие архитектурные элементы храма вам запомнились? - Что такое арка? - Что такое свод? -Что такое закомары? - Удалось ли нам справиться с работой? - Какие трудности возникали? - Что бы вы хотели добавить или изменить? -Оцените свою работу. | Анализируют результат | самоанализ взаимопроверка | Л2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого урока изобразительного искусства. Тема "ДРЕВНИЕ СОБОРЫ".
Конспект урока изобразительного искусство по программе Б.М. Неменского в 4 классе. В конспекте рассматриваются древние соборы на примерах архитектурных сооружений города Смоленска....
Технологическая карта урока ИЗО в 4 классе. Тема «Древняя Эллада» 2 часа
Формирование образа художественной культуры Древней Греции через знакомство с особенностями ландшафта и произведений искусства греческих мастеров. ...
Презентация по изобразительному искусству на тему "Древние соборы" (4 класс)
Презентация по изобразительному искусству с пошаговой инструкцией рисования собора....
Открытый урок по музыке 3 класс Тема: «Древнейшая песнь материнства»
Цель: познакомиться с более расширенным и углублённым образом матери, а так же познакомить учащихся с произведениями, в которых средствами музыкальной выразительности воплощён образ богоматери в икона...
Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по изобразительному искусству Тема: «Древние соборы»
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся истории создания древних соборов; формирование представлений об особенностях архитектуры.Планируемые результатыПредметные: Зн...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Древние соборы. Выполнение древнего собора из бумаги" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: знакомство обучающихся с древними соборами на Руси.Задачи урока:Дидактические:1. дать обучающимся представление о древних соборах Руси, рассмотреть соборы Золотого кольца;2. рассмотреть ст...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Древние соборы. Выполнение древнего собора из бумаги» (УМК "Школа России" 4 класс)
Цель урока: знакомство обучающихся с древними соборами на Руси.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:дать обучающимся представление о древних соборах Руси, рассмотреть соборы Золотого кольца...