Рабочая программа по ИЗО 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Обь-Юганская средняя общеобразовательная школа»
посёлка Юганская Обь Нефтеюганского района
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Тюменской области
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № 1 от «31» августа 2020 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР: _____________Атаманюк Л.А. от «31» августа 2020 г. | Утверждаю от «31» августа 2020 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
3 класс (34 часа)
Разработана:
Силявко С.Д.,
учителем начальных классов
п. Юганская Обь, 2020 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса составлена на основе: авторской программы народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского и следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 32 п.7).
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Приказа от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Учебного плана НОО НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ».
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:
Фундаментального ядра содержания образования и Требований, к результатам освоения начальной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В ней так же учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.завершённой предметной линии учебников «Изобразительное искусство», авт. Неменская Л.А. /под ред. Неменского Б.М./ (УМК «Школа России»).
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Место учебного курса в учебном плане образовательного учреждения:
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 3 классах отводится 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
Учебный план НРМОБУ «Обь-Юганская СОШ» соответствует требованиям ФГОС основного общего образования для учащихся 3 классов и предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства на этапе основного начального образования.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»:
– чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
– уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
– понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
– сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
– сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
– развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
– умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
– умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей третьеклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
– овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
– использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
– умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
– умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
– осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт третьеклассников в художественной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
– сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
– овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
– овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
– знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
– применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
– умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
– усвоения названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
– умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
Формы промежуточной аттестации и текущего контроля
Вид контроля | Количество применений |
Практическая работа | 17 |
Изделие | 7 |
Тесты | 2 |
Проект | 6 |
Работа на уроке | 3 |
- Содержание программы
«Изобразительное искусство» (34 часа)
Искусство в твоём доме (8 часов).
Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы у тебя дома. Мамин платок. Твои книжки. Открытки.
Искусство на улицах твоего города (7 часов).
Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины.
Художник и зрелище (11 часов).
Художник в цирке. Художник в театре. Театр кукол. Театральные маски. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный карнавал.
Художник и музей (8 часов).
Музей в жизни города. Картина – особый мир. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые.
Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. Эти учебные действия сформулированы в поурочном тематическом планировании в графе «Характеристика основных видов деятельности ученика» (на уровне учебных действий). В связи с этим учитель может не полностью выполнять практическую работу, а выбрать из неё какой-либо фрагмент или отрабатывать соответствующие учебные действия на ином материале. Практическая работа может выполняться также на итоговом уроке по той или иной теме в качестве контрольного мероприятия.
- Календарно – тематическое планирование предмета «Технология»
1 час в неделю — 34 часа в год
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока (раздела) | Кол-во час. | Тип урока | Планируемые предметные результаты | Виды/ формы контроля |
Искусство в твоём доме (8 часов) | |||||||
1 | Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы. Учебник с. 6 – 9 | 1 | Урок обобщения и систематизации | Составлять план и последовательности действий. Понимать, что созданные вещи – это большая работа, в которой участвуют рабочие, инженеры и художники. | Изделие | ||
2 | Твои игрушки (украшение). Учебник с. 12 – 17 | 1 | Комбинированный урок | Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшение предмета. | Практическая работа | ||
3 | Посуда у тебя дома. Учебник с. 18 – 25 | 1 | Урок обобщения и систематизации | Понимать зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Узнавать образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выполнять лепку посуды по белой грунтовке. | Практическая работа | ||
4 | Обои и шторы у тебя дома. Учебник с. 25 –29 | 1 | Урок изучения нового материала | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Создавать эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Понимать значение слова «ритм». | Практическая работа | ||
5 | Мамин платок. Учебник с. 30 –33 | 1 | Урок совершенствования умений и навыков | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Различать постройку (композицию), украшение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Создавать эскиз платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). | Практическая работа | ||
6 | Твои книжки. Учебник с. 34 – 39 | 1 | Урок изучения нового материала | Знать и называть отдельные элементы книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Разрабатывать детскую книжку-игрушку с иллюстрациями. | Проект | ||
7 | Открытки. Учебник с. 40 – 41 | 1 | Урок совершенствования умений и навыков | Создавать эскиз открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии). | Изделие | ||
8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы). Учебник с. 42 –43 | 1 | Урок контроля и коррекции | Представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Участвовать в выставке и обсуждении детских работ. | Тесты. Работа на уроке | ||
Искусство на улицах твоего города (7 часов) | |||||||
9 | Памятники архитектуры. Учебник с. 44 – 51 | 1 | Урок обобщения и систематизации | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест. Понимать значение слов «памятники архитектуры». | Практическая работа | ||
10 | Парки, скверы, бульвары. Учебник с. 52 – 55 | 1 | Комбинированный урок | Называть разновидности парков. Изображать парк, сквер (возможен коллаж) или строить игровой парк из бумаги. | Практическая работа | ||
11 | Ажурные ограды. Учебник с. 56 – 59 | 1 | Урок обобщения и систематизации | Понимать назначение и роль ажурных оград в украшении города. Создавать проект ажурной решетки или ворот. | Проект | ||
12 | Волшебные фонари. Учебник с. 60 – 63 | 1 | Урок изучения нового материала | Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги. | Проект | ||
13 | Витрины. Учебник с. 64 – 67 | 1 | Урок совершенствования умений и навыков | Объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Создавать проект оформления витрины любого магазина. | Проект | ||
14 | Удивительный транспорт. Учебник с. 68 – 71 | 1 | Урок изучения нового материала | Видеть образ в облике машины. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). | Проект | ||
15 | Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы). Учебник с. 72 –73 | 1 | Урок совершенствования умений и навыков | Создавать коллективное панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей). | Практическая работа | ||
Художник и зрелище (11 часов) | |||||||
16 | Художник в цирке. Учебник с. 74 – 79 | 1 | Урок обобщения и систематизации | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Выполнять рисунок или аппликацию на тему циркового представления. | Практическая работа | ||
17 | Художник в театре. Учебник с. 80 –83 | 1 | Комбинированный урок | Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Понимать значения слов «декорация», «макет». | Изделие | ||
18 | Театр на столе. Учебник с. 84 – 87 | 1 | Урок обобщения и систематизации | Создавать театр на столе: картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль. Строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений. | Практическая работа | ||
19 | Театр кукол. Учебник с. 88 – 91 | 1 | Урок изучения нового материала | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. | Практическая работа | ||
20 | Мы – художники кукольного театра. Учебник с. 92 – 93 | 1 | Урок совершенствования умений и навыков | Создавать куклу к кукольному спектаклю. Пользоваться пластилином, тканью и реализовывать с их помощью свой замысел. | Изделие | ||
21 | Конструирование сувенирной куклы. Учебник с. 92 – 93 | 1 | Урок изучения нового материала | Создавать сувенирную куклу. Пользоваться различными материалами. | Изделие | ||
22 | Театральные маски. Учебник с. 94 – 97 | 1 | Урок совершенствования умений и навыков | Понимать значение слова «грим». Называть виды масок: театральные обрядовые, карнавальные. | Практическая работа | ||
23 | Конструирование масок. Учебник с. 94 – 97 | 1 | Комбинированный урок | Конструировать выразительные и острохарактерные маски. Пользоваться различными материалами. | Изделие | ||
24 | Афиша и плакат. Учебник с. 98 – 101 | 1 | Урок обобщения и систематизации | Понимать значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). Создавать эскиз-плакат к спектаклю или цирковому представлению. | Практическая работа | ||
25 | Праздник в городе. Учебник с.102 – 103 | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Выполнять проект оформления праздника. | Практическая работа | ||
26 | Школьный карнавал (обобщение темы). Учебник с.104 – 105 | 1 | Урок контроля и коррекции | Понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника. | Проект | ||
Художник и музей (8 часов) | |||||||
27 | Музей в жизни города. Учебник с.106 –109, 112-113 | 1 | Урок изучения нового материала | Понимать значение слов «музей», «экспозиция», «коллекция». Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. | Работа на уроке | ||
28 | Картина – особый мир. Учебник с.110 – 113 | 1 | Урок совершенствования умений и навыков | Понимать значение словосочетания «музей искусства». Иметь представление о том, что картина – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. | Практическая работа | ||
29 | Картина – пейзаж. Учебник с.114 – 119 | 1 | Урок изучения нового материала | Называть имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению. Выражать настроение в пейзаже цветом. Понимать значение словосочетаний «настроение природы», «оттенки цвета». | Практическая работа | ||
30 | Картина – портрет. Учебник с.120 – 125 | 1 | Урок совершенствования умений и навыков | Иметь представление об изобразительном жанре – портрете и несколько известных картинах-портретах. Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрет (по представлению). | Практическая работа | ||
31 | Картина – натюрморт. Учебник с.126 – 129 | 1 | Комбинированный урок | Понимать значение слова «натюрморт». Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом. Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта. Создавать натюрморт по представлению с выражением настроения. | Практическая работа | ||
32 | Картины исторические и бытовые. Учебник с.130 – 131 | 1 | Урок обобщения и систематизации | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Создавать в рисунке сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображать яркое общезначимое событие. | Практическая работа | ||
33 | Скульптура в музее и на улице. Учебник с.132 – 137 | 1 | Урок изучения нового материала | Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптуры в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Вылепливать фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. | Изделие | ||
34 | Художественная выставка. Каждый человек – художник! (обобщение темы). Учебник с.138 – 141 | 1 | Урок контроля и коррекции | Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Понимать значение слов: «пьедестал», «скульптура-памятник», «парковая скульптура». | Тесты. Работа на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...