Рабочая программа по ИЗО 4 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_a_izo_logacheva_21_perspektiva.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 4 класса разработана на основе:
- основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- Программа. Начальная школа. 4 класс. УМК ≪Перспектива≫. /Авт.-сост. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова – М.: «Просвещение», 2011. – (Образовательный стандарт).
- учебника «Изобразительное искусство»: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова – М.: «Просвещение», 2014.
-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»»;
- учебным планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2018/2019 учебный год, утвержденного приказом от 27.08.2018 г № 287;
- годовым календарным учебным графиком на 2018/2019 учебный год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета для 4 класса
Главная идея, пронизывающая уроки всего года, — обобщение того, что учащиеся узнали в 1—3 классах на новом для них уровне. Все то, о чем говорит искусство, начнет раскрываться через вечные образы-символы, образы-архетипы. Школьники приблизятся к пониманию образной картины мира, ее непременных атрибутов, по-разному проявляющих себя в произведениях различных видов и жанров профессионального искусства, а также в творениях народных мастеров. Прочтение, расшифровка многообразных архетипических изображений поможет учащимся понимать классическое и народное искусство, полнее, целостнее воспринимать его, эмоционально-эстетически откликаться на художественные явления.
Курс «изобразительное искусство» в 4 классе знакомит с творчеством выдающихся деятелей национальной культуры России, Западной Европы и стран востока.
Задачи, реализуемые в 4 классе:
- Познакомить с таким видом пластических искусств как дизайн, закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
- Познакомить обучающихся с сюжетной композицией бытового, исторического и батального жанров, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.
- Познакомить с такими народными промыслами как Городецкая роспись, народные промыслы народов Востока.
- Познакомить с понятием колорит в произведениях живописи и графики.
- Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Русский музей) и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных художников, представленных в музее.
- Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж)
и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве:
основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор
средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (Удмуртии).
АЗБУКА ИСКУССТВА. (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм.
Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных мате риалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его мате риального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа составлена в соответствии с учебным планом и объемом времени, отведенным на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство». Курс рассчитан на 34 ч — в 4 классе (1 урок в неделю)
. Учебно-тематический план
Темы разделов | Кол-во часов | |
1 | Восхитись вечно живым миром красоты | 11ч |
2 | Любуйся ритмами жизни природы и человека | 14ч |
3 | Восхитись созидательными силами природы и человека | 9ч |
34ч |
Тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
УМК «Перспектива»
№ | Тема | Тема | Примечание | |
план | факт | |||
1. | «Целый мир от красоты». Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. | 05.09 | 05.09 | |
2. | Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень. | 14.09 | 14.09 | |
3. | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет. | 21.09 | 21.09 | |
4. | Цветущее дерево — символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи. | 28.09 | 28.09 | |
5. | Птицы — символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита. | 04.10 | 05.10 | |
6. | Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок. | 12.10 | 12.10 | |
7. | Связь поколений в традиции Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов, ритм, симметрия, динамика, статика. | 19.10 | 19.10 | |
8. | Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: человек творческой профессии, порпорции лица. | 26.10 | 26.10 | |
9. | Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. | 09.11 | 09.11 | |
10. | Движение — жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и по представлению: подвижность красочных пятен, линий. | 16.11 | 16.11 | |
11. | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция | 23.11 | 23.11 | |
12. | Родословное древо — древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция | 30.11 | 30.11 | |
13. | «Двенадцать братьев друг за другом бродят...» Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт | 07.12 | 07.12 | |
14. | Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет | 14.12 | 14.12 | |
15. | Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов | 21.12 | 21.12 | |
16. | Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия | 28.12 | 28.12 | |
17. | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия | |||
18. | Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика | |||
19. | Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция | |||
20. | Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета | |||
21. | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу | |||
22. | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит | |||
23. | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика | |||
24. | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих | |||
25. | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих | |||
26. | Вода — живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно | |||
27. | Повернись к мирозданию! Проект экологического плаката. Коллаж | |||
28. | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма | |||
29. | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма | |||
30. | Всенародный праздник — День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образ защитника Отечества | |||
31. | Медаль за бой, за труд из одного металла льют. Медальерное искусство. Образы-символы | |||
32. | Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности | |||
33. | Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности | |||
34. | Круглый год. Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...