Конспект урока "Изображение и фантазия. Сказочная птица"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Мороз Дарья Витальевна

Цель: создать условия для изображения фантастического персонажа (сказочной птицы) на основе реального объекта, привить навык использования фантазии, воображения при выполнении учебной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Изображение и фантазия. Сказочная птица»

Класс: 2

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: создать условия для изображения фантастического персонажа (сказочной птицы) на основе реального объекта, привить навык использования фантазии, воображения при выполнении учебной задачи.

Задачи урока: 

Обучающие: познакомить учащихся  с образом сказочной птицы; закрепить знания о холодных и теплых цветах.

Развивающие: развивать зрительную память, мышление и умение творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Воспитывающие: воспитывать интерес и любовь к изобразительному искусству.

Материалы: альбом, гуашь, кисти, простой карандаш, ластик.

Зрительный ряд: презентация, картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь», Васнецова «Птица Сирин», игрушки.

Литературный ряд: загадки.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Практическая часть.

4. Итог урока.

5. Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места, создание эмоционального настроя.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы начнем наш урок с загадок. А вы с помощью этих загадок постарайтесь догадаться, о чем пойдет речь на уроке, определить его тему.

         Загадки:

  1. Не сидит она на месте,
    На хвосте разносит вести. (Сорока)

  1. По ночам летает на охоту,
    Днем не видит, да и спать охота. (Сова)

  1. Зимой на ветках - яблоки!
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки,
    Ведь это … (Снегири)

  1. Крылья этой редкой птице
    Могут в море пригодиться.
    Птица крыльями гребет,
    На южном полюсе живет. (Пингвин)

  1. У этой птицы клюв, как две спицы,
    Ноги длинные, как у циркуля.
    По воде она гуляет,
    То и дело нос купает. (Цапля)

  1. В лесу под щебет, звон и свист,
    Стучит лесной телеграфист:
    “Здорово, дрозд, приятель!”
    И ставит подпись ... (Дятел)

Учитель: Определите, кого мы будем рисовать сегодня на уроке?

Учащиеся: Птиц.        

Учитель: А как называется жанр в искусстве, где изображает художник зверей и птиц?

Учащиеся: Анималистический.

Учитель: Каких художников-анималистов вы знаете?

Учащиеся: Василий Ватагин, Евгений Чарушин, Валентин Серов.

Учитель: Верно! У творческих людей, а художники к таковым относятся, очень развито воображение, их фантазия не имеет границ. Они умеют изображать сказочный мир. Я вам предлагаю игру «Реальность – фантазия». Если мое высказывание – это реальность, вы хлопаете в ладоши, а если фантазия – топаете ногами.

• Учитель в классе.

• Папа чинит табуретку.

• В городском парке на дереве сидит русалка.

• Продавец продает хлеб лешему.

• Бабушка вяжет носки.

• Баба Яга гуляет по городу и угощает детей конфетами.

• Самолет летит в небе.

Учитель: Правильно! Тема урока у нас сегодня будет: «Сказочная птица». Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы. Он может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несет с собой людям счастье, свет, удачу. Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ птицы.

Учащиеся: «Финист — ясный сокол», А. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар-птица в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок», серены в греческих мифах, птица Феникс в восточных сказках и др.

Учитель: В искусстве образ птицы-счастья можно встретить в вышивке, в резьбе по дереву, в народных промыслах гжели, хохломы, городецкой росписи, мезенской и т.д. А сколько интересных образов птицы вы встретите в народной игрушке: вот индюк в дымковской игрушке, а вот птицы – свистульки филимоновской игрушки. А это образ птицы с девичьим лицом – птица Феникс. А можно ли отнести изображение сказочной птицы к анималистическому жанру?

Учащиеся: Можно отнести к этому жанру только отчасти, так как птица придумана и декоративна.

Упражнение на освоение «теплых» и «холодных» цветов.

Вспомнить радугу. Расположить в порядке ее цветов все фломастеры, которые дети смогли найти дома (или старые цветные карандаши). Разделить на 3 группы цветов («теплые», зеленые, «холодные»). Показывая попарно рядом расположенные фломастеры, спросить, какой из них «холодный», а какой «теплый»? Тот же вопрос задать по поводу фломастеров, расположенных не рядом.

Учитель: Какую краску нужно добавить к краскам, чтобы высветлить цвет, сделать его более нежным? 

Учащиеся: Белый.

Учитель: А какой цвет добавляем, чтобы приглушить яркость? 

Учащиеся: Черный, чуть-чуть и очень осторожно.

3. Практическая часть.

Придумать образ сказочной птицы, не просто изобразить ее, а передать характер птицы, ее настроение.

Учитель: Какая может быть птица по характеру?

Учащиеся: Добрая, злая, нежная, грубая.

Учитель: А по настроению?

Учащиеся: Грустная, веселая, печальная.

Учитель: Для передачи веселой и доброй птицы, какие возьмем цвета?

Учащиеся: Теплые, яркие.

Учитель: Правильно! А для злой птицы какие лучше взять цвета?

Учащиеся: Холодные, смешанные с черным цветом.

Учитель: Молодцы! При рисовании птицы будьте смелее, можно взять, например, тело птицы, а голову крокодила с острыми зубами и хвостом сороки. В какой части листа будем размещать рисунок?

Учащиеся: По центру листа.

4. Итог урока.  Просмотр работ. Какие рисунки понравились? Удачно ли получился зверь? Передан ли характер животного?

5. Рефлексия.

Учитель: Ребята, вам понравилось рисовать сказочную птицу? Как называются художники, которые рисуют животных? Кому из вас было трудно на уроке? В чем были затруднения?

Если вам понравился урок, и вам было очень интересно работать – возьмите какой-либо теплого цвета квадратик, а если вам было скучно на уроке и неинтересно – возьмите квадратик холодного цвета.

Домашнее задание. Вспомнить, посмотреть в детских книжках, фильмах, какие бывают сказочные персонажи в образе животных, птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе «Сказочная птица. Изображение и фантазия»

Тип урока: комбинированный. Вид занятий: декоративное рисование. Цели и задачи:1.     знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре;2.     ...

Изобразительное искусство Изображение и фантазия. Сказочная птица.

Изображение и фантазия. Сказочная птицаПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с понятием «фантазия», с изображениями сказочных птиц на изделиях художественных промыслов; способствоват...

План-конспект занятия: «Сказочная птица»

Работа имеет художественно-эстетическую направленность, т.е. направлена на развитие художественно - эстетического вкуса детей, художественных способностей и склонностей к различным видам народного иск...

Конспект урока изоискусства "Сказочная птица" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Сюжет. Сказочная птицаЦели деятельности учителя: формирование навыков декоративного рисования; закрепление знаний о жанре анималистики; развитие воображения.Планируемые результатыПредметные:- зн...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема:Сказочная птица. 2 класс. УМК "Школа России".

КОНСПЕКТ УРОКА по изобразительному искусствуТема: "Сказочная птица"Цели деятельности учителя: формирование умения преображать реальные формы в декоративные и фантазийные;Планируемые результа...