Рабочая программа по ИЗО 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Егорова Эмма Фирозовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_1-4.docx44.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи

Рассмотрена

на заседании кафедры учителей

Протокол № 1

от «29»  августа 2017 г.                                                                                    

Утверждена

Приказом №  244-ОД   от

 « 29» августа 2017 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 ПО  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

1-4 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ,

 НАЧАЛЬНОЕ  ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЧЕТЫРЕ ГОДА

составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:

изобразительное искусство, автор Б.Н. Неменский

Егоровой Э.Ф.., учителем начальных классов

г. Оха

2017 г.

I РАЗДЕЛ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цели учебного предмета в начальной школе:

  • Формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
  • Развитие эмоционально – нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно – нравственного поиска человечества.

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи учебного предмета:

  • Совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира.
  • Развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни.
  • Формировать навыки работы с различными художественными материалами.

Одна из главных задач курса: развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

  • Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
  • Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
  • Понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
  • Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
  • Сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
  • Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
  • Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
  • Умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень  сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
  • Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
  • Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д..
  • Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
  • Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.
  • Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:                                                                                                 

  • Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства).
  • Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств.
  • Понимание образной природы искусства.
  • Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира.
  • Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.
  • Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
  • Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах.
  • Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона.
  • Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
  • Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники.  
  • Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу.
  • Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ.
  • Освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты.
  • Овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
  • Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
  • Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.
  • Изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций.
  • Умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры.
  • Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории.
  • Умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества.
  • Выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
  • Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

II РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Курс «Изобразительное искусство» в начальной школе рассчитан на 135 часов.

  • В 1 классе – 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели)
  • Во 2 – 4 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)

В связи с особенностями климата в рабочей программе по изобразительному искусству предусмотрено сокращение часов:

  • В  1 классе на 3 ч.
  • Во 2 классах на 4 ч.
  • В 3 классах на 3 ч.
  • В 4 классе на 3 ч.

(они оставлены как резерв на случай отмены занятий по метеоусловиям и иным непредусмотренным потерям рабочего времени)

В итоге по плану:

  •  1 класс 30 ч.
  • 2 класс 30 ч.
  • 3 класс 31 ч.
  • 4 класс 31 ч.

1 КЛАСС

  1. ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ

1.1 - 1.11 Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

  Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

  1. ТЫ УКРАШАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ УКРАШЕНИЯ

2.1 - 2.8 Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

        Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

  1. ТЫ СТРОИШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ПОСТРОЙКИ

3.1 - 3.8 Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

  1. ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ

4.1 - 4.6 Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

  1. РЕЗЕРВ 3 ч

2 КЛАСС

  1. КАК И ЧЕМ РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК?

1.1 – 1.7

Основная задача — знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материала.

Три основных цвета – жёлтый, красный, синий.  Белая и чёрная краски.  Пастель и цветные мелки, акварель, их  выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Работа по воображению.  Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

  1. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ
  1. – 2.7

Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник (обобщение темы). Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение.

  1. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
  1. – 3.8

Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что  искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать важнейшим открытием для детей.

Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. Образ здания.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы).

  1. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
  1. – 4. 8

Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»

Цвет как средство выражения.

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер.  Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности (обобщение темы). Обобщающий урок года. Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».

  1. РЕЗЕРВ 3 ч

3 КЛАСС

  1. ИСКУССТВО В ТВОЁМ ДОМЕ.

1.1 – 1.7   Внимание обращается на красоту предметов, на рукотворную красоту, которая окружает нас в быту, в доме, на улицах, в театрах, в музеях.

Урок-лекция «Искусство в твоём доме». Ткани различного назначения. Обои, посуда в твоём доме. Народные традиции. Твои книги. Промышленная графика.

  1. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА.

2.1– 2.7  Знакомство с искусством, окружающим людей вне дома. Понимание важности сохранения памятников истории, архитектуры. Приобщение к культуре своего народа.

Наследие предков – памятники архитектуры. Витрины на улицах. Парки, скверы, бульвары. Памятники. Фонари.

  1. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ.

3.1– 3.9Ввести ученика в мир театра. Дать представление о том, что изобразительное искусство является необходимой частью зрелища.

Урок-лекция «Театральное искусство». Театральный грим, костюм. Декорации, занавес, афиша. Театр масок и кукол. Художник, балет и цирк.

  1. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ.

4.1– 4.8  Представление о роли и значении музеев для человека. Музеи призваны хранить, изучать, пропагандировать лучшие произведения искусств.

Урок-лекция «Музей искусства». В музеях хранятся картины, скульптуры. Музей памятников архитектуры, декоративно0прикладного искусства.

  1. РЕЗЕРВ 5 ч

4 КЛАСС

  1. ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА

1.1 – 1.5   Знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

  1. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ

2.1– 2.7 Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города – крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских народов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.).памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношение частей при формировании образа.

  1. КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК

3.1 – 3.11   Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура – это пространственно – предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

  1. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ

4.1 – 4.8От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передаёт опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

5.РЕЗЕРВ 5 ч.

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

По организации обучения: очная

По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (индивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)

По месту обучения: школьная, внешкольная

По продолжительности: академический час (45 минут)

По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная

III РАЗДЕЛ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ урока в разделе

Содержание

(раздел, тема урока)

Сроки проведения

Примечание

план

факт

ИСКУССТВО В ТВОЁМ ДОМЕ (7 часов)

1

1.1

Вводное занятие. Твои игрушки. Лепка игрушки из пластилина

04-08.09

2

1.2

Посуда у тебя дома. Изображение сервиза из нескольких предметов

11-15.09

3

1.3

Обои и шторы у тебя дома.  Эскизы обоев для комнаты и штор

18-22.09

4

1.4

Мамин платок. Эскиз праздничного платка для мамы

25-29.09

5

1.5

Твои книжки. Иллюстрация обложки для книжки

02-06.10

6

1.6

Открытки

09-13.10

7

1.7

Труд художника для твоего дома (обобщение темы). Беседа

16-20.10

ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7 часов)

8

2.1

Памятники архитектуры. Изображение памятника своих мест

23-27.10

Каникулы 30.10-06.11

9

2.2

Парки, скверы, бульвары. Эскизы парка для отдыха

07-10.11

10

2.3

Ажурные ограды. Проект ажурных ворот из бумаги

13-17.11

11

2.4

Волшебные фонари. Конструирование фонаря из бумаги

20-24.11

12

2.5

Витрины. Проект витрины для магазина из бумаги

27.11-01.12

13

2.6

Удивительный транспорт. Изображение фантастических машин

04-08.12

14

2.7

Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы). Панно «Наш город»

11-15.12

ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (9 часов)

15

3.1

Художник в цирке. Рисунок на тему циркового представления

18-22.12

16

3.2

Художник в театре. Картонный макет для спектакля

10-12.01

17

3.3

Художник в театре (завершение темы)

15-19.01

18

3.4

Театр кукол. Создание бумажных кукол к спектаклю

22-26.01

19

3.5

Театр кукол (завершение темы)

29.01-02.02

20

3.6

Театральные маски. Создание масок из бумаги по выбору

05-09.02

21

3.7

Театральные маски (завершение темы)

12-16.02

22

3.8

Афиша и плакат.  Эскиз плаката-афиши к спектаклю

19-22.02

23

3.9

Праздник в городе. Рисунок проекта оформления праздника

26.02-02.03

ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 часов)

24

4.1

Музей в жизни города. Экскурсия в музей города

12-16.03

25

4.2

Картина – особый мир. Картина-пейзаж

19-23.03

26

4.3

Картина – портрет. Создание портрета близких людей

02-06.04

Каникулы 24.03-31.03

27

4.4

Картина – портрет (завершение темы)

09-13.04

28

4.5

Картина – натюрморт. Изображение натюрморта по образцу

16-20.04

29

4.6

Картины исторические и бытовые. Изображение сцены из жизни в школе, семье

23-28.04

30

4.7

Скульптура в музее и на улице.  Лепка фигуры человека в движении

03-04.05

31

4.8

Художественная выставка (обобщение темы). Выставка работ за год

07-11.05

РЕЗЕРВ (3 часа)

32

-

34

5.1

-

5.3

Обобщение и систематизация изученного материала

14-18.05

21-31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...