Рабочая программа внеурочного курса "Народный костюм"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу обучающихся. Детям становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата. Формируется ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов в дальнейшем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_kostyum_tarasova_e.m._5_kl.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
__________________________________________
Тарасовой Е.М.
по внеурочному курсу
Народный костюм
КЛАСС 5-6 класс
КОЛ_ВО ЧАСОВ 34
Переславль-Залесский, Ярославская область
- Пояснительная записка
Большие возможности для обучения и воспитания детей заключены в разных видах декоративно-прикладного искусства.
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления.
Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Оно способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся обучающиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности.
Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу обучающихся. Детям становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата. Формируется ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов в дальнейшем.
Цели программы:
- Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
- Формирование у учащихся устойчивой потребности к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
- Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.
Задачи программы:
- Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства. Познакомить учащихся с русским национальным костюмом.
- Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
- Закреплять умения и навыки работы с декоративной композицией.
- Научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в
различных техниках.
- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
- Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность
- Общая характеристика курса
Актуальность программы
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир народного костюма, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Внеурочная деятельность, направлена на использование обучающимися, приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
Содержание программы «Народный костюм» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства.
На занятиях мы вновь возвращаемся к изучению русского народного костюма, уделяя внимание изучению условно-символического языка крестьянского прикладного искусства, выраженного, в частности, в женском народном костюме.
Тема «Русский народный костюм» оказывается довольно сложной – из-за того, что на протяжении многих лет стереотипное представление о нем основывалось на зрительном восприятии фольклорных танцевальных ансамблей: мини-сарафан на кокетке, украшенный восточной крупной аппликацией, сапожки на каблуках и огромный кокошник.
За один - два урока нет возможности подробно рассказать обо всех особенностях русского костюма в разных регионах России и, конечно, познакомиться с историей ярославского костюма. Решить эту проблему можно, используя внеурочное обучения.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. По реализации данной программы обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Программа курса внеурочной деятельности «Народный костюм» разработана для обучающихся 5 классов, рассчитана на один год обучения (34 часа), по 1 часу в неделю во внеурочное время.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ, экскурсии, реализация творческих проектов.
- Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости;
- умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям народного искусства;
- уважительное отношение к традициям русского народа.
Метапредметные рузультаты :
Регулятивные
- умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами (осуществлять контроль);
- умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Познавательные
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- анализировать объекты с целью выделения существенных признаков
- составлять целое из частей (синтез)
Коммуникативные
- способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно-прикладного искусства;
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Предметные результаты
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее в традиции народного костюма;
- освоить, характерные для той или иной области России, народные орнаменты и особенности цветового строя;
- создавать композиции в традиции костюма одной из областей России в процессе практической творческой работы;
- осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях;
- создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий.
- Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса включено в поурочно-тематический план
- Учебно-тематический план
№п/п | Содержание программного материала | Общее количество часов | Теоретические | Практические | Экскурсии | Название возможных проектов |
1 | Народная одежда - хранитель русской национальной культуры | 3 | 1 | 1 | 1 | «Особенности народного костюма» |
2 | Головной убор. | 8 | 2 | 5 | 1 | «Платок и мода» |
3 | Основа женского костюма- рубаха. | 4 | 1 | 3 | «О чем говорит вышивка»» | |
4 | Народная праздничная одежда | 5 | 2 | 3 | «Собираемся на праздник» | |
5 | Народные костюмы славянских народов | 6 | 3 | 3 | «Сравнение славянских костюмов» | |
6 | Секреты русского быта — экскурсии в музей | 2 | 2 | «Быт в русской деревне» | ||
7 | Подготовка выставки , подготовка к выступлениям | 2 | 2 | |||
Всего | 19 | 15 | 4 |
Поурочно-тематический план
№ п\п | Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности обучающихся (какие умения формируются) | Практическая работа |
Народная одежда - хранитель русской национальной культуры | ||||
1. | Народная одежда - хранитель русской национальной культуры Беседа. | На первом занятии учитель сообщает детям о вариациях народного костюма в зависимости от региона России. | - познавать мир через образы и формы декоративно-прикладного искусства; - формировать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать народное декоративно-прикладное искусство; - различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; - изучать, характерные для той или иной области России, народные орнаменты и особенности цветового строя | Задание: Обсуждения и выступления по теме. |
2. | Экскурсия в музей. | Экскурсия в музей Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. | -перерабатывать полученную информацию и делать выводы о результате совместной работы группы и ученика в отдельности; -анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; -внимательно слушать и стараться понять речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Задание: Сбор материала к теме курса. Работа в группах. |
3. | Народный костюм в разных областях России. | Предлагается рассмотреть русский костюм на иллюстрации И..Я. Библина к сказке «Василиса Прекрасная» и в презентациях. | -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -определять последовательность действий на уроке; - высказывать свое предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; – анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); – составлять целое из частей; –выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. -доносить свою позицию до других: оформить свою мысль посредством рисунка; -слушать и понимать речь других; | Задание : самостоятельное составление презентации на темы: «Головной убор». Работа в группах. |
Головной убор. | ||||
4. | Головной убор играл огромную роль в женском костюме. Платки. | Просмотр презентаций по теме. | -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;учиться высказывать свое предположение (версию); -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы и ученика в отдельности; - слушать и стараться понимать речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - сравнивать благозвучные сочетания цветов в природе и в произведениях различных народных промыслов; - осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее в традиции народного костюма.; - осваивать, характерный для той или иной области России, народный орнамент и особенности цветового строя; - создать композиции в традиции костюма одной из областей России в процессе практической творческой работы | Задание: зарисовки на тему «Как носили платки в старину»Работа в группах. |
5. | Павлов-посадские платки. История промысла. Беседа. | Рассмотреть презентации на тему .Обсуждение презентаций. | - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно; - высказывать свое предположение (версию); -переработать полученную информацию: сделать выводы в результате совместной работы группы и ученика в отдельности; - анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее в традиции народного костюма.; - создание композиции в традиции костюма одной из областей России в процессе практической творческой работы | Задание: зарисовка старинного узора платка. Работа в группах |
6. | Экскурсия в музей. | Экскурсия в музей. | - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности - осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях; - различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества. | Задание: рас- смотреть возможные варианты Павлов-посадских платков. Сфотографировать понравившиеся. Работа в группах. |
7. | Разработка эскиза угла платка. | Рассмотреть где расположен главный рисунок на платках, почему он располагался именно там. | -определять последовательность действий на уроке; - высказывать свое предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, - работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, - отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; – создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; –составлять целое из частей; –анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); –находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. - слушать и понимать речь других; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ; -доносить свою позицию до других. | Здание: самостоятельная(групповая) разработка эскиза угла платка. |
8. | Платки в современной жизни. Как носили платки в старину и как их носят современные модницы. | Практическое занятие: Пробуем сами завязать друг-другу платки как на иллюстрациях. Работа в группах | - формировать навыки самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; - добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; – создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Задание: пробуем завязать платки по-старинному и рассмотреть разные модели на современных модницах. Работа в группах |
9. | Современные модели сшитые из платков. | Знакомство с моделями выполненными из платков. | - формировать навыки самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве. - развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; - развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память. | Задание: самостоятельное(групповое)составление эскиза модели из платков. |
10-11 | Разнообразие головных уборов. Кокошники. | Рассматриваем виды кокошников в различных областях России. | -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; – создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; –составлять целое из частей; –анализировать объекты с целью выделения признаков; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию. -познавать мир через образы и формы декоративно-прикладного искусства; -формировать художественный вкус как способности чувствовать и воспринимать народное декоративно-прикладное искусство; - работать самостоятельно и в группе при выполнении практических творческих работ; - реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне. - сравнивать благозвучные сочетания цветов в природе и в произведениях различных народных промыслов; -осуществление собственного художественного замысла, связанного с созданием выразительной формы и украшением ее в традиции народного костюма; - создавать композиции в традиции костюма одной из областей России в процессе практической творческой работы; - осознать нерасторжимость конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях; | Задание: зарисовка девичьей головы в кокошнике. Работа в группах. |
Основа женского костюма- рубаха. | ||||
12. | Основа женского костюма - рубаха. | Традиционный женский костюм, бытовавший в России до начала XX века, принято разделять на 2 типа (комплекса): понёвный и сарафанный. Основы костюма — рубаха. Рассматривание иллюстраций, презентаций, обсуждение. | - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно; - учиться высказывать свое предположение (версию); - переработать полученную информацию: сделать выводы в результате совместной работы всей группы и ученика в отдельности; - проанализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им; - точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - осуществить собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее в традиции народного костюма.; - освоить народный орнамент и особенности цветового строя; характерный для той или иной области России; - создать композицию в традиции народного костюма; - осознать нерасторжимость связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях; | Задание: зарисовка различных типов кроя рубахи. Работа в группах. |
13. | Славянский орнамент. | Украшение костюма не простая забава. Рассматривание иллюстраций, презентаций. Обсуждение. | -определять последовательность действий на уроке; - высказывать свое предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, - работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме. - отличать верно выполненное задание от неверного, корректно - исправлять недочеты и ошибки; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. - отличать новое от уже известного; - добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; – создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; –составлять целое из частей; –анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); –находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. -слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ; -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка. -сравнить благозвучные сочетаний цветов в природе и в произведениях различных народных промыслов; - осуществить собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее в традиции народного костюма; - осознать нерасторжимсть связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях; | Задание: создание орнамента для пояса (женского или мужского) Работа в группах |
14. | Создание эскиза вышивки для рубахи. | Рассматривание и обсуждение иллюстраций и презентаций. | - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. - решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; -учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - моделировать новые формы, путем трансформации известного - отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; - развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память; - создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; -сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми,формировать собственное мнение и позицию; -осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее в традиции народного костюма.; - создать композиции в традиции нар. костюма в процессе практической творческой работы; | Задание: создание эскиза вышивки для рубахи на современные мотивы. |
15.- | Ярославские узоры | Традиционные ярославские узоры. Рассматривание и обсуждение иллюстраций и презентаций. Обсуждение - «О чем рассказывает орнамент» | - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - моделировать новые формы, путем трансформации известного - отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; - развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память; - создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; - осуществлять собственный художественный замысел; - создать композиции в традиции нар. костюма в процессе практической творческой работы;
| Задание: рассмотреть традиционные ярославские узоры и зарисовать понравившиеся. |
Народная праздничная одежда | ||||
17-18- | Народная праздничная одежда | Старинная праздничная одежда имеет трехъярусный строй украшений. Рассматриваем свадебный костюм ярославской крестьянки. Обсуждение в группках. |
- формировать навыки самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; -выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; -учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; | Задание: зарисовать понравившийся костюм. Работа в группах. |
19-20 | Мужской костюм в разных областях России. | Пробуем ответить на вопрос: «Мужской костюм был одинаков в разных областях России?» | - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, -оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; | Задание: создание презентации на тему «Мужской костюм» Работа в группах. |
21-22 | У Архангельских поморов. | Наряд Архангельской крестьянки. Рассматривание иллюстрации, презентации. | - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; -учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; - развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память; - создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; -сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, формировать собственное мнение и позицию; - осуществить собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее в традиции народного костюма; - создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач. | Задание: зарисовать понравившийся наряд. Работа в группах |
22-23- | Вологодская невеста. | Праздничный наряд вологодской невесты. Рассматривание иллюстрации, презентации. | - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; -учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. -моделировать новые формы, путем трансформации известного -отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; - развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память; - создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; -сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми,формировать собственное мнение и позицию; - осуществление собственного художественного замысла, связанного с созданием выразительной формы и украшением ее в традиции народного костюма; - осознать нерасторжимость связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях; | Задание: зарисовать понравившийся наряд. Работа в группах |
24-25 | Ярославское узорочье | Ярославский женский костюм Рассматривание иллюстрации, презентации. | - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; -учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. -моделировать новые формы, путем трансформации известного - осуществить собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее в традиции народного костюма.; | Задание: составление презентации на тему, зарисовка понравившегося костюма. Работа в группах |
Народные костюмы славянских народов | ||||
26-27 | Народные костюмы славянских народов Украины и Белоруссии. | Рассмотреть иллюстрации и презентации по теме «Украинский и Белорусский костюм» Обсуждение в чем сходство и различие костюмов наших народов. | - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - осознать нерасторжимость связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях; | Задание: Подбор иллюстраций по теме. Работа в группах. |
27-28 | Народный костюм Украины. | Рассмотреть иллюстрации и презентации по теме «Украинский костюм» Обсуждение в чем сходство и различие костюмов наших народов. | - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - моделировать новые формы, путем трансформации известного - отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; - развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память; - создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; - осуществить собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее в традиции народного костюма.; | Задание: Зарисовки понравившихся костюмов. Подготовка рассказа на тему. Работа в группах. |
29-30 | Народный костюм Белоруссии. | Рассмотреть иллюстрации и презентации по теме «Белорусский костюм» Обсуждение в чем сходство и различие костюмов наших народов. | - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - формировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - освоить, характерный для той или иной области , народный орнамента и особенности цветового строя; - искать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях народного творчества; | Задание: Зарисовки понравившихся костюмов. Подготовка рассказа на тему. Работа в группах. |
Секреты народного быта | ||||
31 | Экскурсия в музей | Экскурсия в музей народного быта( Музей хитрости и смекалки) | -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы и ученика в отдельности; -анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Задание: составление рассказа «Путешествие в музей». |
32. | Экскурсия в музей | Экскурсия в музей народного быта (Утюга). | -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно; учиться высказывать свое предположение (версию); -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и ученика в отдельности; -анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Задание: составление рассказа «Путешествие в музей». |
33-34 | Подготовка итоговой работы. | Подготовка выставки. Выступления с презентациями в 5,6-х классах и начальной школе. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. | -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и ученика в отдельности; -анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Задание: выступления с презентациями в 5,6-х классах и начальной школе. |
Итого 34 часа |
- Формы подведения итогов реализации программы
- выставки, презентации
- коллективные проекты
- работа в парах, малых группах
- индивидуальные работы
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
Литература:
- Клемешева Н.Т., Шпикалова Т.Я. “Русское народное искусство XVIII – XX в.в.”
- Мерцалова М.Н. “Поэзия народного костюма”.
- Пармон Ф.М. “Русский народный костюм”.
- Родина А.К. “Традиционный русский костюм. История русской национальной одежды”.
- Логинов А.Н. Костюм донских казаков XVI—XVIII вв. // Вопросы гуманитарных наук. М., 2004. № 2.
- Горяева Н.А. « Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.» Учебник для 5 класса
- Учебно – методическая газета «Искусство», № 20, 2006г.
- Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных термин изд. Титул, 1996.
- Программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение, 2007.
- Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. Волгоград: Учитель-АСТ, 2004
- Кузин В. С., Кубышкин Э .И. Изобразительное искусство. М.: Дрофа, 1997
- Шпикалева Т. Я. Декоративно-прикладное искусство. М.: Просвещение, 1984
- Величайшие творения человечества. Энциклопедия. Волгоград: Учитель- АСТ, 2001
- Популярная художественная энциклопедия. Под редакцией В. М. Полевого. М.: Просвещение.1986
- А.Ю.Андреева «Русский народный костюм». Санкт-Петербург «Паритет» 2011
Технические средства обучения
- Компьютер с проектором.
- Экспозиционный экран.
- Образовательные ресурсы (диски)
Учебно-практическое оборудование
- Краски акварельные, гуашевые.
- Бумага А4.
- Бумага цветная.
- Фломастеры.
- Восковые мелки.
- Кисти беличьи, кисти из щетины.
- Емкости для воды.
- Клей.
- Ножницы.
Цифровые образовательные ресурсы
- "Art project" – энциклопедия искусств. История мирового искусства. Картинные галереи. Адреса музеев. Страницы арт-школы и виртуальной академии фотоискусства: учебные материалы. http://www.artprojekt.ru/
- "Планета Small Bay" – арт-портал. Электронная библиотека. Фотографии работ великих мастеров живописи и скульптуры, шедевров архитектуры и др. Статьи. Манускрипты и рукописи. http://smallbay.ru/
- Традиционный женский костюм, бытовавший в России до начала XX века, принято разделять на 4 типа (комплекса). Эти комплексы заметно отличаются друг от друга количеством и покроем входивших в них предметов одежды, временем возникновения и географией распространения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...