рп изо 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана на основе
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ (с изменениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897(с изменениями и дополнениями);
- Основной образовательной программы школы;
- Учебного плана школы;
- Годового календарного графика на текущий учебный год;
- Рабочей программы под редакцией Б.М. Неменского (концепция и программы для начальных классов УМК « Школа России» М.: Просвещение).
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса.
Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
I. Место курса в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 34ч.
II. Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
Регулятивные:
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные:
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
- выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России
- и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей ст
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
IV. Содержание учебного предмета в 4 классе.
№ | Наименование разделов и тем |
1 | Истоки родного искусства (8 ч) Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир. Образ красоты человека. Народные праздники (обобщение темы). |
2 | Древние города нашей Земли (7 ч) Древнерусский город - крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Древнерусские воины – защитники. Города Русской земли Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах. |
3 | Каждый народ — художник (11 ч) Образ японских построек. Образ человека, характер одежды в японской культуре Отношение к красоте природы в японской культуре. Народы гор и степей Города в пустыне Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции Европейские города Средневековья (архитектура) Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха. Многообразие художественных культур в мире. |
4 | Искусство объединяет народы (8 ч) Материнство Мудрость старости Мудрость старости Сопереживание великая тема искусства Герои-защитники Юность и надежды Искусство народов мира. (Обобщение темы) Каждый народ – художник. Итоги года |
V. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | |
план | факт | |||
Истоки родного искусства (8ч) | ||||
1 | 06.09 | Беседа «Красота природы в произведениях русской живописи» | 1 | |
2 | 13.09 | Пейзаж родной земли | 1 | |
3 | 20.09 | Деревня – деревянный мир. Изображение избы | 1 | |
4 | 27.09 | Коллективное панно русской деревни | 1 | |
5 | 04.10 | Красота человека. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах | 1 | |
6 | 11.10 | Изготовление лепных фигур в народных костюмах | 1 | |
7 | 18.10 | Изображение сцен труда из крестьянской жизни | 1 | |
8 | 25.10 | Народные праздники (обобщение темы) | 1 | |
Древние города нашей земли (7ч) | ||||
9 | 08.11 | Родной угол. Изобразительный образ города-крепости | 1 | |
10 | 15.11 | Древние соборы. Изображение храма | 1 | |
11 | 22.11 | Города Русской земли. Моделирование жилого наполнения города | 1 | |
12 | 29.11 | Древнерусские воины-защитники. Изображение княжеской дружины | 1 | |
13 | 06.12 | Беседа-путешествие – знакомство с исторической архитектурой городов: Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. | 1 | |
14 | 13.12 | Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат | 1 | |
15 | 20.12 | Пир в теремных палатах (обобщение темы). Создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» | 1 | |
Каждый народ – художник (11ч) | ||||
16 | 27.12 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение природы через характерные детали | 1 | |
17 | 17.01 | Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, причёски, волнообразного движения фигуры | 1 | |
18 | 24.01 | Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры» | 1 | |
19 | 31.01 | Народы гор и степей. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств | 1 | |
20 | 07.02 | Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатского города | 1 | |
21 | 14.02 | Древняя Эллада. Изображение греческих храмов | 1 | |
22 | 21.02 | Изображение фигур олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия | 1 | |
23 | 28.02 | Создание коллективного панно «Древнегреческий праздник» | 1 | |
24 | 07.03 | Европейские города Средневековья. Панно «Площадь средневекового города» | 1 | |
25 | 14.03 | Панно «Площадь средневекового города» (завершение работы) | 1 | |
26 | 21.03 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | 1 | |
Искусство объединяет народы (8ч) | ||||
27 | 04.04 | Материнство. Изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки | 1 | |
28 | 11.04 | Мудрость старости. Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко). Беседа | 1 | |
29 | 18.04 | Изображение любимого пожилого человека | 1 | |
30 | 25.04 | Сопереживание. Создание рисунка с драматическим сюжетом | 1 | |
31 | 02.05 | Лепка эскиза памятника герою | 1 | |
32 | 09.05 | Юность и надежды. Изображение радости детства | 1 | |
33 | 16.05 | Изображение мечты о путешествиях | 1 | |
34 | 23.05 | Искусство народов мира (обобщение темы). Итоговая выставка творческих работ | 1 |
Приложение№1
Формы контроля
В течение учебного года проводятся наблюдения за деятельностью учащихся и организовываются выставки работ учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...