«Мастерская бабушки Федоры»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
II региональную метапредметную
научно-практическую конференцию
«Форма и содержание»
Технологическая карта урока ИЗО
Учитель: Магамедова Наталья Николаевна
МОУ «СОШ п. Белоярский Новобурасский район Саратовская область»
Учебный предмет: изобразительное искусство
Класс: 4 класс
Тема урока: «Мастерская бабушки Федоры»
«Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов — Жостова, Городца, Хохломы, Гжели».
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области ИЗО по теме: ««Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов — Жостова, Городца, Хохломы».
Учебные задачи:
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формирование позитивной самооценки, самоуважения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
- формирование умения наблюдать и фантазировать при создании образных форм.
- Формирование понятия о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные,
коммуникативные, познавательные УУД):
1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2)формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и четко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.
3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие оперативного мышления для решения проблемных ситуаций.
4)развивать способности творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1)формирование образного представления об организации и внутреннем пространстве крестьянской избы;
2)закрепить понятия слов из интерьера крестьянского жилища;
3)формирование умения работать с текстом: правильно называть, выделять части текста и объяснять;
4)формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, трудолюбии,
щедрости, честности ;
5)развитие творческих способностей при работе с художественными материалами.
Средства (оборудование):
- учебник по ИЗО (УМК «Школа 21 века);
- карточки с текстами;
- проектор-компьютер;
- листы А-4, ручки;
- Макет современной комнаты, коробка с предметами русской старины
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
1. | Эмоциональное начало урока | Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создает позитивную установку
-Здравствуйте, ребята! Пусть наш урок будет радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу. И пусть доброе настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справиться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия. | Учащиеся встают в круг и произносят слова: - Из глубокого колодца (руки поставить в форме буквы «О») Солнце медленно встает. (руки поднять над головой) Свет его на нас прольется, (руки вытянуты перед собой ладошками вверх) Луч его нам улыбнется, (руки параллельно опущены вниз) Новый день оно начнет, (руки широко развести.) Настраиваются на работу. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви регулятивные: нацеливание на успешную деятельность |
2. | Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися а)прослушивание стихотворения К. Чукотского «Федорино горе» б)диалог, основанный на предположениях детей -Постановка проблемы -Планирование деятельности -Осуществление деятельности по решению проблемы. | Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы: - Как вы думаете, почему было прочтено именно это сказка? - Почему сказка так называется? - О каком горе идет речь в произведении? - Напомните мне, пожалуйста, сюжет. - Назовите, главных персонажей сказки? - Да, сказке персонажами являются не только Федора, животные, но и домашняя утварь – посуда, мебель…. Как ведут себя эти предметы? -Как вы думаете, чем мы будем заниматься? - Как мы сможем помочь бабе Федоре? -Абсолютно верно, мы будем украшать блюдца, так как старые разбились в дороге. Итак, наша задача на сегодняшний урок – украсить блюдца, сделать их яркими, нарядными, красивыми. | Ученик зачитывает наизусть отрывок из произведения. К. Чукотского «Федорино горе» Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе прослушанного стихотворения. Вспоминают, систематизируют, осмысливают. (- В сказке убежала посуда, потому, что бабушка не мыла посуду, и она от неё убежала. В конце сказки, бабушка изменилась в лучшую сторону, стала чистоплотной и посуда к ней вернулась) (- Федора, животные, посуда) - Как люди. Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока . - Мастерить домашнюю утварь для бабушки Федоры | Познавательные: формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчиненность. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, умения взаимодействовать в статичных парах. Регулятивные: Формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
3. | Организация взаимодействия с учащимися по теме урока ФИЗ.МИНУТКА Пластический этюд «Орнамент» «Отгадай загадки» Работа в группах -Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов. -Презентация работ учащихся Выставка работ. | - Посмотрите, сколько разных блюдец. (презентация о народных промыслах) - Где ещё можно встретить украшения? Делать предметы неповторимыми, красивыми очень трудно. Слово украсить - это придать чему-нибудь праздничный, нарядный вид. - Чем можно украсить самую простую тарелку? Орнамент – узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или изобразительные элементы. Простые элементы декоративного орнамента: ритм, силуэт, линия, воспроизведённые в манере свободной кистевой росписи. Ритм – определённая упорядоченность одинаковых элементов, создаваемая законченным повторением их. Силуэт - «теневое изображение», передача формы предметов или фигуры с помощью плоского цветового пятна без прорисовки деталей внутри контура. - Какими узорами может быть расписана посуда. Ученикам предлагается стать орнаментальным рисунком. Класс делится на 2-3 команды и придумывает свой орнамент (Девочка – мальчик – девочка… Девочка – девочка мальчик – мальчик – девочка….) Учитель предлагает вспомнить Предметы домашнего хозяйства, которые использовались в сказке К. Чуковского. - Помогут нам в этом загадки. Отгадывая загадки, мы определим, кто из вас будет работать в какой группе. Учитель загадывает загадки. (приложение 1) - Сегодня у нас будут работать 3 группы: 1 группа – раскрашивает посуду 2 группа – работает с пластилином 3 группа – аппликация. - Каждая группа должна выполнить свое задание. Планирование работы. 1.Продумать композиционное расположение элементов на блюдце. 2. Наметить расположение простым карандашом. 3. Выполнить работу. Чтобы блюдце получилось праздничным. | Ученики смотрят презентацию - Украшения вокруг нас – украшена одежда, игрушки, дома. -Узором, орнаментом -узор может состоять из геометрических фигур, а так же иметь растительный, природный орнамент) Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Учащиеся вспоминают правила работы в группе.
Обсуждают и принимают критерии оценивания. Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность. Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем. Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе коллективного обсуждения самоанализа. | Личностные: Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию увиденного, услышанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Познавательные: Развитие навыка чтения, умение соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией, воспроизводить по памяти информацию. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, дополнять, уточнять высказанные мнения Познавательные: Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. Коммуникативные: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона. Личностные: Знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности), развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Регулятивные: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать Коммуникативные: Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать. |
4 | Рефлексия. Подведение итогов. - Беседа -Лист самооценки Домашнее задание | Учитель, организуя диалог с учащимися: - Какие замечательная посуда у вас получились! - Я думаю, Федора, останется, очень довольна, вашим подарком. И обрадовались блюдца: Дзинь – ля – ля! Дзинь - ля – ля! И танцуют и смеются – Дзинь - ля – ля – ля! Дзинь – ля – ля – ля! А сейчас подумайте хорошо и оцените каждый сам свою работу. Если вы считает, что вы справились на пять возьмите зеленые листы, если – на 4 синие, если – на 3 красные. Поднимите листы. Объясните свою оценку. Спасибо за работу! Разгадать кроссворд (Приложение 2) | Взаимодействие с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют. (Учащиеся анализируют работы одноклассников) Ученики оценивают себя. | Личностные: Формирование нравственных ценностей учащихся: честности, отзывчивости, доброжелательности, готовности к дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Познавательные: Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Личностные: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия Формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся, доброжелательности, доброты. |
Приложение 2 |
Вопросы
По вертикали:
1. Как еще можно назвать мастера, который расписывал посуду?
4. Как называлось село, в котором на ярмарке продавали мастера свои изделия?
5. Один из цветов, который нам необходим для хохломской росписи.
По горизонтали:
- Какие изделия расписывали мастера?
3. Какой цвет (необходим) присутствует в хохломской росписи?
6. Это тоже цвет, мы используем его, так как не можем получить золотой.
7. Как называется нанесение узоров на деревянную посуду?
Приложение 1. (загадки для детей про посуду, с ответами)
1. Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Самовар
2. Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Чайник
3. Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
Чашка
4. Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
Сахарница
5. Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.
Термос
6. Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
Ложка
7. Новая посуда,
А вся в дырках.
Решето
8. На головке пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
Чайник
9.Закипит — исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
-Эй, сними меня! — кричит. (Чайник)
10. Чистопородный
Боярин дородный
Всему народу
Отпускает воду.
Самовар
11. На огне ворчу-бурчу
Потом чихаю
И пар испускаю.
Чайник
12. Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.
Тарелка
13. Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Кастрюлей
14. Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая.
Ложка
15. На плите — кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый…
Чайник
16. Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот –
Открывай пошире рот.
Ложка
17. Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
Половник
18. Жесткая, дырявая,
Колючая, корявая.
Что ей на спину положат,
Все она тотчас изгложет.
Терка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихи Федора Тютчева о весне.
Презентация для урока литературного чтения во 2 классе по теме :"Стихи Федора Тютчева о весне".В презентации представлены иллюстрации к стихотворениям с вопросами к стихам.Данные материалы призваны со...
Э. Успенский "Дядя Федор, Пес и Кот"
Презентация http://www.fayloobmennik.net/2950117...
Книгопечатание на Руси. Иван Федоров
Презентация с фото первых книг на Руси и сведения о них...
Презентация к уроку чтения в 3 классе "Первопечатник Иван Федоров"
Презентация использована на уроке чтения в 3 классе к разделу "Самое великое чудо на свете". Расказывает о том, как зародилось печатное дело на Руси. Показана перед чтением рассказа о Иване Федорове....
Лего - фестиваль по произведениям Э. Успенского «Дядя Федор и все, все, все…».
В 2008 году учителями ГОУ ЦО №491 «Марьино» Быковой В.С. и Каландадзе В.В. был разработан сценарий проведения ЛЕГО - фестиваля по произведениям Э. Успенского «Дядя Федор и все, все, все…». ...
Внеклассное мероприятие «Мастерская радости: Глиняные игрушки бабушки Ульяны»
Методическая разработка по теме «Мастерская радости: Глиняные игрушки бабушки Ульяны» в 3 классе представляет собой конспект занятий из серии внеклассных мероприятий по курсу ...