Рабочая программа по ИЗО 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №19»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1от 28.08.19г. Руководитель МО ___________ И. И. Альметова | Согласовано Зам. директора по УВР _______ С.В.Судакова | Согласовано на заседании Методического Совета МБОУ «СШ №19» Протокол № 1 от 29.08.19 Председатель МС ___________Е. А. Левченко | «Утверждаю» И. О.Директора МБОУ «СШ №19» _______________С.В Судакова Протокол №1 Педагогического Совета от 30.08.2019 Приказ № 888 от 30.08.2019 года |
Рабочая программа учебного предмета
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
____________2_____________
КЛАСС
На 2019-2020 учебный год
Разработчик программы
Кильченбаева А. С.,
учитель начальных классов,
г. Нижневартовск
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373
- Приказ МОиН РФ от 22.09.2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373" Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
- Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Б.М. Неменский «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2012г.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №19»
Основная цель:
1.воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
2.развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
3.освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
4.овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Предметные задачи:
1.совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
2.развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
3.формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Программа реализуется по учебнику:
1. Б.М. Неменский «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2012г.
Программой на изучение изобразительного искусства во втором классе определено 34 часа (по 1 часу в неделю).
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения программы курса во 2-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих:
- личностных результатов:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциона льно-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладевают навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умеют сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносят свою часть работы с общим замыслом;
-умеют обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
2) метапредметных результатов:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность; организовывать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
3) предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры:
- представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.
- начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства;
- будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус.
- учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
- выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности.
- они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как и чем работает художник (8ч)
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий (1ч).
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).
Белая и чёрная краски (1ч).
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой).
Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности (1ч).
Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности
этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы.
Выразительные возможности аппликации (2ч).
Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.
Выразительные возможности графических материалов (1ч).
Что такое графика? Образный язык графики.Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линий. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.
Выразительность материалов для работы в объеме (1ч).
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.
Выразительные возможности бумаги (1ч).
Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр,«лесенка», «гармошка»).
Обобщающий урок «Неожиданные материалы» (1ч).
Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Содство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Итоговая выставка работ.
Реальность и фантазия (7ч)
Изображение и реальность (1ч).
Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть.Рассма
триваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.
Изображение и фантазия (1ч).
Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы.Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.
Украшение и реальность (1ч).
Мастер Украшения учится у природы.Природа умеет себя украшать.Умение видеть красоту природы, разнообразие ее фрм, цвета (иней,
морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.). Развитие наблюдательности.
Украшение и фантазия (1ч).
Мастер Украшения учится у природы, изучает ее.Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта.Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии.
Постройка и реальность (1ч).
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.п.), их
функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.
Постройка и фантазия (1ч).
Мастер Постройки учится у природы.Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
Обобщающий урок «Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе»(1ч).
Взаимодействие трех видов деятельности- изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы.
О чём говорит искусство (11ч).
Изображение природы в разных состояниях (2ч).
Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.
Выражение характера животных(1ч).
Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В.Ватагина.
Выражение характера человека в изображении: женский образ (1ч).
Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его
средствами искусства.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ (1ч).
Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.
Образ человека в скульптуре(1ч).
Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего.
Изображения, созданные в объеме,- скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.
Человек и его украшения(1ч).
Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воин-защитник или агрессор).
Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.
О чём говорят украшения(1ч).
Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем
себя, в будний день одеваемся по-другому.
Образ здания (2ч).
Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий
Обобщающий урок «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства,
мысли, настроение, свое отношение к миру» (1ч).
Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.в окружающей жизни.
Как говорит искусство (8ч)
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного (1ч).
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и
холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.
Тихие и звонкие цвета (1ч).
Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Что такое ритм линий? (1ч)
Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.
Характер линий (1ч).
Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая
суровая мощь старых дубовых сучьев).
Ритм пятен (1ч).
Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.
Пропорции выражают характер (1ч).
Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого. Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (1ч).
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастера Изображения,
Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
Обобщающий урок года «Искусство и ты» (1ч).
Выставка детских работ, репродукций художников – радостный праздник, событие школьной жизни. Игра – беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки – главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусства.
3. Тематический план
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
Раздел 1. Как и чем работает художник | 8 | |
Раздел 2. Реальность и фантазия | 7 | |
Раздел 3. О чём говорит искусство | 11 | |
Раздел 4. Как говорит искусство | 8 | |
ИТОГО | 34 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | |
План | Факт | ||||
1 | Три основных краски, строящие многоцветие мира. | 1 | |||
2 | Пять красок – все богатство цвета и тона. | 1 | |||
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1 | |||
4 | Выразительные возможности аппликации. | 1 | |||
5 | Выразительные возможности графических материалов. | 1 | |||
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. | 1 | |||
7 | Выразительные возможности бумаги. | 1 | |||
8 | Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). | 1 | |||
9 | Изображение и реальность. | 1 | |||
10 | Изображение и фантазия. | 1 | |||
11 | Украшения и реальность. | 1 | |||
12 | Диагностическая работа за 1 триместр. Украшения и фантазия. | 1 | |||
13 | Постройка и реальность. | 1 | |||
14 | Постройка и фантазия. | 1 | |||
15 | Диагностическая работа за 1 полугодие. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | 1 | |||
16 | Выражение характера изображаемых животных. | 1 | |||
17 | Изображения характера человека: мужской образ. | 1 | |||
18 | Изображения характера человека: мужской образ. | 1 | |||
19 | Изображение характера человека: женский образ. | 1 | |||
20 | Диагностическая работа за 2 триместр. Изображения характера человека: женский образ. | 1 | |||
21 | Образ человека и его характер, выраженный в объеме. | 1 | |||
22 | Изображение природы в различных состояниях. | 1 | |||
23 | Выражение характера человека через украшение. | 1 | |||
24 | Выражение намерений человека через украшение. | 1 | |||
25 | Выражение намерений человека через украшение. | 1 | |||
26 | Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство». Итоговая практическая работа | 1 | |||
27 | Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1 | |||
28 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 1 | |||
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. | 1 | |||
30 | Линия как средство выражения: характер линий. | 1 | |||
31 | Ритм пятен как средство выражения. | 1 | |||
32 | Итоговый контрольный тест. Пропорции выражают характер. | 1 | |||
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы). | 1 | |||
34 | Обобщающий урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...