Рабочая программа по ИЗО 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Кильченбаева Александра Салаватовна

Рабочая программа по ИЗО  2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_izo_2_klass.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №19»

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № 1от 28.08.19г.

Руководитель МО

___________  И. И. Альметова

Согласовано

Зам. директора по УВР

_______ С.В.Судакова

Согласовано на заседании

Методического Совета

 МБОУ «СШ №19»

Протокол № 1 от 29.08.19

Председатель МС

___________Е. А. Левченко

«Утверждаю»

И. О.Директора МБОУ «СШ №19»

_______________С.В Судакова

Протокол №1

Педагогического Совета  

от 30.08.2019

Приказ № 888 от 30.08.2019 года

Рабочая программа учебного предмета

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

____________2_____________    

КЛАСС

На 2019-2020 учебный год

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                          Разработчик программы

                                                                                                                                                   Кильченбаева А. С.,

     учитель начальных классов,

г. Нижневартовск

 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ  от 6 октября 2009 г. № 373
  2. Приказ МОиН РФ от 22.09.2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373»;
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373" Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Б.М. Неменский «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2012г.   
  6. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №19»

Основная цель:

1.воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

2.развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

3.освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

4.овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.     

                                                                             

Предметные задачи:

1.совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

2.развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

3.формирование навыков работы с различными художественными материалами.

           Программа реализуется по учебнику:  

1. Б.М. Неменский «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2012г.           

Программой на изучение изобразительного искусства во втором классе определено 34 часа (по 1 часу в неделю).

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения программы курса во 2-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих:

  1. личностных результатов:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциона  льно-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладевают навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умеют сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносят свою часть работы с общим замыслом;

-умеют обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников  с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания  и средств его выражения.

2) метапредметных результатов:

- овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность; организовывать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • договариваться сообща;
  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

3) предметными результатами изучения   курса «Изобразительное искусство»    во    2-м      классе    является    формирование следующих умений:

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

- освоение умений применять в художественно-творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

- овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

- изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

- умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры:

- представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.

- начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства;

- будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус.

- учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

- выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности.

- они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Как и чем работает художник (8ч)

   Три основных цвета – жёлтый, красный, синий (1ч).

Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).

    Белая и чёрная краски (1ч).

Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой).

Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.

   Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности (1ч).

Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности

этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы.

  Выразительные возможности аппликации (2ч).

Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение  за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.

  Выразительные возможности  графических материалов (1ч).

Что такое графика? Образный язык графики.Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линий. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.

  Выразительность материалов для работы в объеме (1ч).

Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор.  Выразительные возможности  глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.

  Выразительные возможности бумаги (1ч).

Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.  Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание  простых объемных  форм  (конус,  цилиндр,«лесенка», «гармошка»).

  Обобщающий урок «Неожиданные   материалы» (1ч).

Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага).  Содство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Итоговая выставка работ.

Реальность и фантазия (7ч)

  Изображение и реальность (1ч).

Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.  Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть.Рассма

триваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.

  Изображение и фантазия (1ч).

Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы.Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.

  Украшение и реальность (1ч).

Мастер Украшения учится у природы.Природа умеет себя украшать.Умение видеть красоту  природы, разнообразие ее фрм, цвета (иней,

морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.). Развитие наблюдательности.

  Украшение и фантазия (1ч).

Мастер Украшения учится у природы, изучает ее.Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта.Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии.

  Постройка и реальность (1ч).

Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.п.), их

 функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.

  Постройка и фантазия (1ч).

 Мастер Постройки учится у природы.Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

  Обобщающий урок «Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки  всегда работают    вместе»(1ч).

Взаимодействие трех видов деятельности- изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы.

О чём говорит искусство (11ч).

  Изображение природы в разных состояниях (2ч).

Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное,  спокойное и радостное,  грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником,  обращено к чувствам зрителя.

  Выражение характера животных(1ч).

Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В.Ватагина.

  Выражение характера человека в изображении: женский  образ (1ч).

Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его

средствами искусства.

  Выражение характера человека в изображении: мужской  образ (1ч).

Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для  передачи характера персонажа.

  Образ человека в скульптуре(1ч).

Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего.

Изображения, созданные в объеме,- скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.

  Человек и его украшения(1ч).

Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воин-защитник или агрессор).

Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту,  нежность, для мужчин – силу, мужество.

  О чём говорят украшения(1ч).

Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения:  например, для праздника мы украшаем

 себя, в будний день одеваемся по-другому.

  Образ здания (2ч).

Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий

  Обобщающий урок «В изображении, украшении  и постройке человек выражает свои чувства,

  мысли, настроение, свое отношение к миру» (1ч).

Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.в окружающей жизни.

Как говорит искусство (8ч)

  Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного (1ч).

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и

холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.

  Тихие и звонкие цвета (1ч).

Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.

  Что такое ритм линий? (1ч)

Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.

  Характер линий (1ч).

Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая

суровая мощь старых дубовых сучьев).

  Ритм пятен (1ч).

Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.

  Пропорции выражают характер (1ч).

Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого. Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.

  Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (1ч).

Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастера Изображения,

 Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.

  Обобщающий урок года «Искусство и ты» (1ч).

Выставка детских работ, репродукций художников – радостный праздник, событие школьной жизни. Игра – беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки – главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусства.

3. Тематический план

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

Раздел 1. Как и чем работает художник

8

Раздел 2. Реальность и фантазия

7

Раздел 3. О чём говорит искусство

11

Раздел 4. Как говорит искусство 

8

ИТОГО

34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

План

Факт

1

Три основных краски, строящие многоцветие мира.

1

2

Пять красок – все богатство цвета и тона.

1

3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

1

4

Выразительные возможности аппликации.

1

5

Выразительные возможности графических материалов.

1

6

Выразительность материалов для работы в объеме.

1

7

Выразительные возможности бумаги.

1

8

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

1

9

Изображение и реальность.

1

10

Изображение и фантазия.

1

11

Украшения и реальность.

1

12

 Диагностическая работа за 1 триместр. Украшения и фантазия.

1

13

Постройка и реальность.

1

14

Постройка и фантазия.

1

15

Диагностическая работа за 1 полугодие. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

1

16

Выражение  характера изображаемых животных.

1

17

Изображения характера человека: мужской образ.

1

18

Изображения характера человека: мужской образ.

1

19

Изображение характера человека: женский образ.

1

20

Диагностическая работа за 2 триместр. Изображения характера человека: женский образ.

1

21

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

1

22

Изображение природы в различных состояниях.

1

23

Выражение характера человека через украшение.

1

24

Выражение намерений человека через украшение.

1

25

Выражение намерений человека через украшение.

1

26

Обобщение материала раздела  «О чем говорит искусство». Итоговая практическая работа

1

27

Цвет как средство выражения:

тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

1

28

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

1

29

Линия как средство выражения: ритм линий.

1

30

Линия как средство выражения: характер линий.

1

31

Ритм пятен как средство выражения.

1

32

Итоговый контрольный тест.                                                                                                                                                            Пропорции выражают характер.

1

33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы).

1

34

Обобщающий урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...