Анализ детского рисунка
статья по изобразительному искусству (изо)

Каравашкина Татьяна Анатольевна

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Зачем и почему дети рисуют? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_detskogo_risunka.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ детского рисунка

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Зачем и почему дети рисуют? Рисование - один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование - большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Рисунки строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка, на который он опирается в процессе рисования.

 Программа творческой деятельности в ОДОД объединяет  в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.

Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.

В связи с этим важны показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью.

Детское рисование – один из видов аналитико- синтетического мышления: рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства».

Для определения уровней развития изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений я руководствовались критериями, разработанными Т.С. Комаровой.

1.     критерий: содержание выполненного изображения, его компоненты, их разнообразие;

2.     критерий: передача формы (формы простая или сложная, передана точно или искаженно);

3.     критерий: строение предмета (части расположены, верно, или нет);

4.     критерий: цвет (цвета яркие или бледные, теплые или холодные);

5.     критерий: характер линий (нажим сильный или слабый, раскраска мелкими штрихами или крупными).

Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, я провожу контрольное обследование 2 раза в год. Это позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.

Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, я провожу контрольное обследование 2 раза в год. Это позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.

В своей работе, на протяжении многих лет, мы стали использовать нетрадиционную технику рисования, учитывая, что уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

Это и пластилино -графия ,набрызг ,печать , рисование на манке, рисование мятой бумагой граттаж, рисование мыльной пеной ,кляксографи и  рисование по-сырому , рисование ладошками и пальчиками ,рисование солью, рисование на вате пипеткой, монотипия , фроттаж , оттиск капустным листом , рисование восковыми мелками + акварель.

Как говорил В.А. Сухомлинский: Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питает источник творческой мысли

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Оценка детского творчества на разных возрастных этапах развития и правильный выбор применяемых методов и средств, необходимых для этого влияет на процесс руководства их творчеством.

Таблицы для обследования умений и навыков, разработанные А.Н.Малышевойя использую для обследования умений и навыков работы с ножницами, тканью, ножницами детьми первого года обучения

Обеспечение полноценного руководства детским художественным творчеством – это одна из важнейших проблем современной системы образования. У каждого современного учителя существует множество оригинальных находок в построении системы занятий.

Обеспечение полноценного руководства детским художественным творчеством – это одна из важнейших проблем современной системы образования. У каждого современного учителя существует множество оригинальных находок в построении системы занятий.

Применяется система мониторинга . К каждому показателю разработаны критерии и степень их выраженности: высокий уровень, средний и низкий. Основными методами диагностики являются: наблюдение, собеседование, контрольное задание.

Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности школьников».

Технические навыки и умения владения различными изобразительными материалами

Умение пользоваться карандашом, кисточкой и красками

Владение нетрадиционными техниками рисования

Владение формообразующими движениями

Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ (композиция, форма и пропорции предмета, цвет в рисунке, пространственное положение предмета и его частей)

Умение рисовать декоративный орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических фигурах

Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности школьников».

Технические навыки и умения владения различными изобразительными материалами

Умение пользоваться карандашом, кисточкой и красками

Владение нетрадиционными техниками рисования

Владение формообразующими движениями

Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ (композиция, форма и пропорции предмета, цвет в рисунке, пространственное положение предмета и его частей)

Умение рисовать декоративный орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических фигурах

Главным результатом занятий художественного труда являются не столько готовые изделия, сколько изменения, происходящие в самих детях. Ребята начинают активно воспринимать, и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать собственные проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиции, чувствовать особенности материала, у них возникает потребность в творческом труде.

Ребенок, открывая для себя всё  многоцветие окружающего мира , получает радость от этого открытия и осознаёт свои возможности в воплощении своего видения. Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.

https://2berega.spb.ru/user/tania1969/file/6630562/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские рисунки глазами художника

Дэйв Дэврис не просто использует детские каракули в качестве эскизов и материалов к своим работам, он их тщательно копирует при помощи проектора, после чего насыщает рису...

Оценка детского рисунка

Рассмотрены критерии оценивания детского рисунка...

детский рисунок "Осенний лес"

работу выполнила ученица 2 класса на компьютере...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЙ РИСУНОК МЕТОДОМ ПРОЕКТА

Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. В связи с этим особенно остро встает вопрос...

Тайна детского рисунка.

Консультаия для родителей....

Пословицы в детских рисунках.

Детские рисунки являются наглядным материалом на уроке изобразительного искусства....