Диагностические задания для определения творческих и изобразительных способностей.
тест по изобразительному искусству (изо)
Тесты и анкета для родителей по определению уровня творческих и изобразительных способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_zadaniya_dlya_vyyavleniya_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические задания для определения творческих и изобразительных способностей.
Тест «Незаконченные рисунки» Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько
Цель: выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения.
Коломенский Я.Л. и Панько Е.А. предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4.
Материалы: лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок.
Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите,
придумаете cвоему рисунку название, я его подпишу.»
Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:
Беглость - количество задействованных элементов.
Разработанность - количество значимых деталей
Оригинальность:
0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.
1 б. - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение
отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.
2 б. - изображен объект, но с разнообразными деталями.
3 б. - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.
4 б. - изображается несколько объектов по воображаемому образцу.
5 б. - на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из
второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.
Диагностическое задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса.
Цель: выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.
Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: « Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеете в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу.»
Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Оригинальность: 0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.
1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.
2 б. - нос, остров.
3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.
4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.
5 б. - остальные рисунки.
Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.
Название: 0 - обычное название.
1 - простое описание.
2 - описательное название.
3 - релевантное название.
Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры» (методика П. Торренса).
Цель: проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций, оригинальность мышления.
Материалы: лист А4 с нарисованными 25 парами параллельных линий. Карандаши цветные и простой. Ластик.
Инструкция: За 10 минут придумайте и нарисуйте как можно больше предметов из каждой пары параллельных линий, которые должны составлять основную часть вашей картинки, остальное дорисуйте карандашом и придумайте название к рисункам.
Оценивание: Выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Беглость - количество заполненных пар параллельных линий.
Разработанность - количество деталей.
Название - Ход: назовите мне как можно больше слов, близких по значению даны- хороший – сильный, здоровый – легкий, чистый – черный, пустой – чужой, далеко – смелый.
Оригинальность - по 3-бальной системе.
Конспекты игр и практических заданий направленные на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Задание 1.
«Трудная дорога».
Цель: развивать координацию руки, согласовывать движение руки с глазом.
Материал: рисунок с изображением дороги, по бокам от неё – обрывы. Цветные карандаши.
Ход:
- Заболели все звери в зоопарке. Нужно пройти по опасной горной дороге за доктором Айболитом, затем вернуться обратно.
Надо поставить остриё карандаша у начала дороги и пройти по ней, «Не сорвавшись» ни вправо, ни влево, т.е. провести линию, ни разу не выскочив за очерченные края тропы. «Пройти» из одного конца в другой и обратно, правой рукой и левой. Если ребёнок не испытывает трудности на этом маршруте – дать более усложнённое задание, дорогу узкую и более изогнутую (второй вариант). (Приложение)
Задание 2..
Тема «Зимушка-Зима»
Цель: учить детей создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.
Предварительная работа: тонирование бумаги в голубые, фиолетовые тона; рассматривание иллюстраций с аллегорическим изображением Зимы; чтение стихов и рассказов о зиме.
Ход : педагог предлагает детям угадать, что за девица прискакала на тройке белых лошадей (Художественное слово) и нарисовать снежную красавицу. Помогает вспомнить как рисуется женщина в длинной шубке. По окончании рисунки обсуждаются.
Задание 3.
Тема «Наш добрый друг - художник круг».
Цель: привить детям навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона- заготовки развить зрительную наблюдательностиь и изобразительную фантазию.
Ход з: детям раздаются листы с заготовленным шаблоном. Педагог загадывает загадку про снеговика и предлагает его нарисовать из шаблона. Затем тоже самое с медведем, зайцем, кошкой. При этом показывает, как из одного схематического изображения можно получить много рисунков.
Далее педагог раздает детям лист с произвольно расположенными кругами разного диаметра и предлагает поиграть в игру кто быстрее отгадает загадку и нарисует ответ.
1. Ожил наш знакомый круг,
Посмотрел лукаво вдруг.
«Я из сказки колобок,
У меня румяный бок».
4. Носят их все на носу,
Дома, в городе, в лесу.
2. Если круг постился вскачь,
Значит он веселый мяч.
3. Яблоко прекрасное -
Сладкое и красное.
5. Круга этого лучи,
Все мы знаем, горячи
Молодежь и старички. По утрам глядит в оконце,
Эти два кружка …(очки) Дети, кто к нам? Это …(Солнце)
6. Сверху шар зеленый, 7. Несут на длинных нитках
Красный он внутри, С веселою улыбкой
Сладкий, сахарный на вкус, Ребята во дворы
Называется …(Арбуз). Воздушные …(Шары).
Задание 4.
Тема «Зимовье зверей»
Цель: развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе.
Ход: отгадывание загадок:
- молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, с водой не знается (кошка)
- с хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком ( собака)
- спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спинке - щетинка (свинья)
- с бородой, а не мужик, с рогами, а не бык (козел)
- зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)
- кто зимой холодной ходит злой, голодный (волк)
- комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (заяц)
- не портной, а всю жизнь с иголками ходит (еж)
- вопросы:
- как можно назвать всех, о ком мы загадки отгадывали?
- Как можно назвать первых животных, а вторых?
- Где живут?
- А как и где живет корова(кролики, куры, поросята и др.)?
- С кем она живет, как спит, что ест
Задание: давайте придумаем такое жилье всем этим животным, что бы им там было тепло и уютно, и чтобы они друг другу не мешали. Предположительно педагог подводит детей к тому, что каждый должен нарисовать уголок для одного из животных, дети вместе договариваются, что, кто и как рисует. После этого все рисунки объединяются в один коллаж «домик для зверей».
Задание 5.
Тема «Говорящие рисунки»
Цель: развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты.
Предварительное чтение рассказа «Говорящие рисунки». Предложить выполнить задание: детям поочередно показывают картинку с неким схематическим изображением и просят назвать, на какие предметы это похоже. После, можно раздать каждому ребенку по одной схеме и попросить дорисовать картинку.
Ход занятия: педагог рассказывает историю: «Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией и им пользовались в древних странах - в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Хотите и мы с вами поиграем в нарисованные истории». Объясните, что рисунки должны быть совсем простые и в тоже время понятные, только тогда они станут «говорящими». Для начала педагог показывает нарисованное начало истории (например, сказку о Красной Шапочке), а дети устно предлагают, что можно нарисовать дальше. Затем воспитатель просит нарисовать любую историю так, чтобы другие дети рассказали о чем она.
Вечером педагог может предложить детям поиграть в игру «Разведчики», суть которой заключается в том, чтобы нарисовать планы и расположение противника и передать зашифрованный рисунок в свой штаб, но так, чтобы рисунок поняли «свои» и не разгадали противники.
Задание 6.
Тема « Юные мультипликаторы ».
Цель: развивать словесное творчество, учить передавать его в изображении; развивать воображение; учить детей договариваться между собой, согласовывать свои действия.
Предварительный просмотр диафильма. Обсуждение того, как он сделан (последовательная цепочка картинок). Ход : педагог показывает сюжетную картинку, предлагает детям рассмотреть ее и придумать рассказ, что было до и после того, что изображено. Дети предлагают свои варианты рассказа, затем обобщают в общей истории. Педагог наводит детей на мысль о создании своего диафильма и спрашивает, что для этого необходимо (нарисовать много рисунков с действиями, дети должны определиться, что именно они будут изображать и договориться, кто какую картинку рисует). После окончания работы педагог вместе с детьми составляют общий ряд, дают название - получился диафильм.
Определение творческого потенциала ребенка
Анкета для Родителей
(по опроснику Дж. Гилфорда)
Цель: определение родителями творческого потенциала ребенка.
1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
2. Меняет ли он свои наклонности?
3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5. Любит ли фантастические истории?
6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
8. Сделал ли когда-нибудь то чего не знал, или то, чего не существует?
9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
10. Боится ли темноты?
11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?
13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
14. Был ли удачен этот замысел?
15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
16. Мог ли ваш ребенок будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?
18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?
23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?
Результаты:
- От 20 до 23 очков - ребенок очень сообразителен, способен творчески относиться к окружающему и следует помогать ему в этом.
- От 15 до 19 - ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-либо заинтересован.
- От 9 до 14 - большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи, однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
- От 4 до 8 - ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении для него важной цели.
- Менее 4 очков - ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.
Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....
Тест определение творческих способностей
Тест определение творческих способностей...
Диагностическая программа "Выявление у обучающихся с ОВЗ способностей к творческой деятельности». Материал к таблице 9.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовате...
Диагностическая программа "Выявление у обучающихся с ОВЗ способностей к творческой деятельности»
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовате...
Диагностическая программа "Выявление у обучающихся с ОВЗ способностей к творческой деятельности»
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовате...
Методика определения творческих способностей учащихся
Одна из главных задач в построении образовательного процесса является оптимальное развитие творческих способностей каждого обучающегося. Достичь этого можно опираясь на технологию личностного ориентир...
Диагностическая программа "Выявление у обучающихся с ОВЗ способностей к творческой деятельности»
Цель программы: 1. Выявление творческих способностей обучающихся, создание условий для самореализации личности с различными способностями и интересами. 2.Создание условий для развития творческих ...