Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс. ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2019-2020.docx | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
Рассмотрена на заседании кафедры учителей Протокол № 1 от «02» сентября 2019 г. | Утверждена Приказом № 294 -ОД от «02» сентября 2019 г |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
1-4 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЧЕТЫРЕ ГОДА
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
изобразительное искусство, авторБ.Н.Неменский
Симчишиной Т.О., учителем начальных классов
г. Оха
2019 г.
I РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цели учебного предмета в начальной школе:
- Формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
- Развитие эмоционально – нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно – нравственного поиска человечества.
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи учебного предмета:
- Совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира.
- Развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни.
- Формировать навыки работы с различными художественными материалами.
Одна из главных задач курса: развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
- Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
- Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
- Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
- Сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
- Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
- Умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
- Умение обсуждать и анализировать собственную художественнуюдеятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
- Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
- Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д..
- Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
- Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.
- Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства).
- Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств.
- Понимание образной природы искусства.
- Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира.
- Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.
- Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
- Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах.
- Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона.
- Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
- Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники.
- Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу.
- Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ.
- Освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты.
- Овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
- Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
- Умение рассуждатьомногообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.
- Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций.
- Умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры.
- Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории.
- Умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества.
- Выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
- Умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс «Изобразительное искусство» в начальной школе рассчитан на 135 часов.
- В 1 классе – 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели)
- Во 2 – 4 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)
1 КЛАСС
- ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ
1.1 - 1.9Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
- ТЫ УКРАШАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ УКРАШЕНИЯ
2.1 - 2.8 Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
- ТЫ СТРОИШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ПОСТРОЙКИ
3.1 - 3.11Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности..Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
- ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ
4.1 - 4.5Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
2 КЛАСС
- КАК И ЧЕМ РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК?
1.1 – 1.8
Основная задача — знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материала.
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий. Белая и чёрная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Работа по воображению. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
- РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ
- – 2.7
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник (обобщение темы). Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение.
- О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
- – 3.11
Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать важнейшим открытием для детей.
Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы).
- КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
- – 4. 8
Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»
Цвет как средство выражения.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности (обобщение темы)
Обобщающий урок года. Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
3 КЛАСС
- ИСКУССТВО В ТВОЁМ ДОМЕ.
1.1 – 1.8Внимание обращается на красоту предметов, на рукотворную красоту, которая окружает нас в быту, в доме, на улицах, в театрах, в музеях.
Урок-лекция «Искусство в твоём доме». Ткани различного назначения. Обои, посуда в твоём доме. Народные традиции. Твои книги. Промышленная графика.
- ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА.
2.1– 2.7 Знакомство с искусством, окружающим людей вне дома. Понимание важности сохранения памятников истории, архитектуры. Приобщение к культуре своего народа.
Наследие предков – памятники архитектуры. Витрины на улицах. Парки, скверы, бульвары. Памятники. Фонари.
- ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ.
3.1– 3.11 Ввести ученика в мир театра. Дать представление о том, что изобразительное искусство является необходимой частью зрелища.
Урок-лекция «Театральное искусство». Театральный грим, костюм. Декорации, занавес, афиша. Театр масок и кукол. Художник, балет и цирк.
- ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ.
4.1– 4.8 Представление о роли и значении музеев для человека. Музеи призваны хранить, изучать, пропагандировать лучшие произведения искусств.
Урок-лекция «Музей искусства». В музеях хранятся картины, скульптуры. Музей памятников архитектуры, декоративно0прикладного искусства.
4 КЛАСС
- ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА
1.1 – 1.8Знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
- ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ
2.1– 2.7 Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города – крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских народов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношение частей при формировании образа.
- КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК
3.1 – 3.11 Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура – это пространственно – предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
- ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ
4.1 – 4.8От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передаёт опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (индивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения:школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся:классно-урочная
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в разделе | Название раздела/ урока | Сроки проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
Раздел 1. Как и чем работает художник? (8 ч) | |||||
1 | 1.1 | Организационно-методические указания. Инструктаж по ТБ | 02.09-06.09 | ||
2 | 1.2 | Гуашь. Цветочная поляна | 09.09-13.09 | ||
3 | 1.3 | Гуашь, добавление чёрной и белой краски. Природная стихия | 16.09-20.09 | ||
4 | 1.4 | Восковые мелки. Букет осени | 23.09-27.09 | ||
5 | 1.5 | Аппликация из осенних листьев | 30.09-04.10 | ||
6 | 1.6 | Аппликация «Осенний ковёр» (коллективная работа) | 07.10-11.10 | ||
7 | 1.7 | Графические материалы. Волшебный цветок | 14.10-18.10 | ||
8 | 1.8 | Пластилин. Древний мир | 21.10-25.10 | ||
Раздел 2. Реальность и фантазия (7 ч) | |||||
9 | 2.1 | Изображение и реальность. Птицы родного края | 28.10-01.11 | Каникулы с 04.11 по 10.11 | |
10 | 2.2 | Изображение и фантазия. Сказочная птица | 11.11-15.11 | ||
11 | 2.3 | Украшение и реальность. Паутинка | 18.11-22.11 | ||
12 | 2.4 | Украшение и фантазия. Кружева | 25.11-29.11 | ||
13 | 2.5 | Постройка и реальность. Мой дом | 02.12-06.12 | ||
14 | 2.6 | Постройка и фантазия. Городок-коробок (коллективная работа) | 09.12-13.12 | ||
15 | 2.7 | Постройка и фантазия. Городок-коробок (коллективная работа) | 16.12-20.12 | ||
Раздел 3. О чем говорит искусство? (11 ч) | |||||
16 | 3.1 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. | 23.12-27.12 | Каникулы с 30.12 по 12.01 | |
17 | 3.2 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. | 13.01-17.01 | ||
18 | 3.3 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных | 20.01-24.01 | ||
19 | 3.4 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных | 27.01-31.01 | ||
20 | 3.5 | Образ человека и его характер (женский образ) | 03.02-07.02 | ||
21 | 3.6 | Образ человека и его характер (в объёме, мужской образ) | 10.02-14.02 | ||
22 | 3.7 | Выражение характера человека через украшение | 17.02-21.02 | 24.02-выходной | |
23 | 3.8 | Выражение характера человека через украшение | 02.03-06.03 | 9.03- выходной | |
24 | 3.9 | Выражение намерений человека через конструкцию и декор | 16.03-20.03 | Каникулы с 23.03 по 29.03 | |
25 | 3.10 | Выражение намерений человека через конструкцию и декор | 30.03-03.04 | ||
26 | 3.11 | Обобщение темы. Космическое путешествие | 06.04-10.04 | ||
Раздел 4. Как говорит искусство? (8 ч) | |||||
27 | 4.1 | Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета | 13.04-17.04 | ||
28 | 4.2 | Цвет как средство выражения. Автопортрет | 20.04-24.04 | ||
29 | 4.3 | Пятно как средство выражения. Силуэт | 27.04-30.04 | ||
30 | 4.4 | Пятно как средство выражения. Силуэт | 18.05-22.05 | 04.05-выходной | |
31 | 4.5 | Линия как средство выражения. Мыльные пузыри | 25.05-29.05 | 11.05-выходной | |
32 | 4.6 | Цвет, ритм, композиция – средства выразительности. Весна, шум птиц (коллективная работа) | |||
33 | 4.7 | Административная контрольная работа | |||
34 | 4.8 | Итоговый урок. Путешествие с Бабой-ягой | |||
Итого | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС с изменениями 2015)...
Рабочая программа по изобразительному искусству по ФГОС
Составлена по УМК "Школа 21 века"...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС
Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....