Рабочая программа по ИЗО 4 класс с дом. заданиями
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Рабочая программа по ИЗО, 4 класс "Школа России", с дом . заданиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ИЗО 4 класс. УМК "Школа России" | 46.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ СОШ№1»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по НМР Директор МАОУ «ПСОШ№1»
/Чойбсонова В.Ц./ /Б.А. Ринчино/
«___» ______________ 2018года «___» ______________ 2018 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
на 2018-2019 учебный год
Ступень обучения (класс)____4 «Г» (начальное общее образование)
Количество часов 34 часа, 1 час в неделю Уровень базовый
Учитель Цыденжапова Светлана Цыбеновна
Программа разработана на основе примерной программы начального образования (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.05г. №03 – 1263), рабочей программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство»
РАССМОТРЕНО на МО
Протокол №_____от
«____»__________2018г.
Руководитель МО
с.Петропавловка
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» от29.12.2012г. №273, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г №373), Примерной программы начального образования по предмету «Изобразительное искусство» М. –Просвещение, 2009г., Учебного плана МАОУ «Петропавловская СОШ №1» Джидинского района РБ, Федерального перечня учебников, утвержденного Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014г №253 ( с изменениями и дополнениями)
Программа адресована учащимся 4 класса «Г» МАОУ «Петропавловская СОШ №1».
Образовательная область «Искусство» представлена курсом «Изобразительное искусство»
Содержание примерной рабочей программы Б.М.Неменского направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Нормы оценки
Отметка «5»
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Отметка «4»
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Отметка «3»
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Общая характеристика учебного предмета
Для реализации программного содержания используется УМК «Школа России»:
Л.А.Неменская Изобразительное искусство. Москва «Просвещение» 2013 г.
Примерная программа начального образования: Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.05г. №03 - 1263.
Программа «Изобразительное искусство» Б.М. Неменский. Издательство: «Просвещение»,
2010г.
Программа соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования.
Цели обучения:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; 4
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Материал программного уровня направлен в первую очередь на расширение общего кругозора учеников.
Место учебного предмета в плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
5
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Результаты освоения предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения изобразительного искусства ученик научится
знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
- особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм;
- лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных игрушек;
- составлять простейшие аппликационные композиции;
Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.
Личностные, метапредметные результаты изучения курса ИЗО :
Личностные результаты
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
- Донести свою позицию до собеседника;
- Оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
- Учиться планировать работу в группе;
- Учиться распределять работу между участниками проекта;
- Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Национально-региональный компонент
В составлении учебной программы внесены дополнения из жизни, быта, истории населения Бурятии, Джидинского района. В начале учебного года планируется посещение районного музея «Джидинская районная галерея», где дети знакомятся с произведениями народных мастеров живописи, историей создания музея, экспонатами музея. Также в процессе обучения дети постоянно обращаются к своим истокам – истории края, семьи, героям Джиды, Бурятии. При изучении темы «Истоки искусства твоего народа» и «Древние города нашей земли» делается опора на жизненные наблюдения детей. Это село, родная улица, дом. Особое значение придается народной одежде бурятского народа и казаков-станичников. Здесь же акцент делается на бурятские народные праздники «Сурхарбан», «Сагаалган». При изучении темы «Каждый народ – художник» наряду с искусством разных народов используются русские казачьи и бурятские народные костюмы. В конце учебного года нужно особое внимание уделить героизму земляков, отстоявших свободу и независимость нашего народа в Великой Отечественной войне. Также акцентировать внимание детей на то, что война – это не только Победа, но и огромное людское горе. В конце года подвести детей к пониманию, что мировая культура создается всеми народами, нашей в том числе.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | К/работы | |
Уроки | л/р,п/р экскурсии и т.п. | ||||
1 | Истоки искусства твоего народа | 8 | 7 | 1 | |
2 | Древние города нашей земли | 7 | 7 | ||
3 | Каждый народ - художник | 11 | 10 | 1 | |
4 | Искусство объединяет народы | 8 | 8 |
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов и тем | Дата | Содержание урока (основные виды деятельности) | Виды и формы контро- ля | Дом. задание |
Истоки искусства твоего народа(8 часов) | |||||
1 | Пейзаж родной земли. Экскурсия (Моя Бурятия) | Сент 3 | Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками. | Нарисовать пейзаж родной земли. (по впечатлениям от экскурсии) | |
2 | Красота разных времен года (Искусство родного края) | 10 | Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками | Индив. Ежеур. | Рисунок в цвете «Осень» Найти самый красивый дом вашей улицы |
3 | Гармония жилья с природой (Творчество народных мастеров) | 17 | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы. | Индив. Ежеур. | Смотреть деревянные наличники домов. Сделать эскизы |
4 | Деревня – деревянный мир | 24 | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы | Индив. Ежеур. | Народная одежда из бабушкиного сундука- просмотр, эскиз. |
5 6 | Образ красоты человека (Красота народной одежды) Образ красоты человека (Красота народной одежды) | Окт. 1 8 | Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма. | Индив. Ежеур. Индив. Ежеур. | Эскиз одежды другого народа Рисунок в цвете. Эскиз о праздниках Джиды |
7 8 | Народные праздники. (Сурхарбан, Сагаалган) Экскурсия в музей Народные праздники. (Сурхарбан, Сагаалган) | 15 22 | Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников | Индив. Ежеур. | Впечатле ния от музея Докончить рисунок в цвете Просмот реть иллюстрации к учебнику по чтению –крепости на Руси |
Древние города нашей земли (7 часов) | |||||
9 | Древнерусский город – крепость. Родной угол | 29 | Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа по картинам художников, изображающих древнерусские города. Конструирование башен-бойниц из бумаги. | Индив. Ежеур. | Докончить работу (линейный рисунок) |
10 | Древние соборы | Нояб 12 | Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм. | Индив. Ежеур. | Просмотреть иллюстрации храмов к учебнику «Литератур-ное чтение» |
11 | Древний город и его жители | 19 | Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью. | Индив. Ежеур. | Рисунок в цвете. Воины – защитники в учебнике «Литература» |
12 | Древнерусские воины - защитники | 26 | Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов ( князя и его дружину). | Индив. Ежеур. | Докончить картину в цвете. Рассказ о жизни людей в русских городах |
13 | Города русской земли | Дек. 3 | Беседовать о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города | Индив. Ежеур. | Найти иллюстрации теремов, сделать набросок. |
14 | Узорочье теремов | 10 | Познакомиться с декором городских архитектурных построек и декоративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат. | Индив. Ежеур. | Рисунок в цвете |
15 | Беседа «Пир в теремных палатах» | 17 | Знакомство с картинами художников. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Создавать изображения на тему праздничного пира. | Индив. Ежеур. | Докончить работу – яства, блюда, участники пира. |
Каждый народ – художник (11 часов) | |||||
16 | Страна восходящего солнца | 24 | Беседа о многообразии представлений народов мира о красоте. Знакомство с особенностями японской культуры. Выполнение графического рисунка | Индив. Ежеур. | Найти иллюстрации в книгах о Японии |
17 18 | Образ художественной культуры Японии Образ художественной культуры Японии | Янв 14 21 | Познакомиться с традиционными представлениями красота японской и русской женщинами. Знакомство с произведениями японских художников. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме. | Индив. Ежеур. Индив. Ежеур. | Красота женщины в Японии и России Рисунок в цвете. Иллюстрации о жителях Бурятии (цветные) из журналов |
19 | Искусство народов гор и степей | 28 | Беседа о разнообразии и красоте природы различных регионов нашей страны. Изображение жизни людей в степи и горах. | Индив. Ежеур. | Эскизы костюмов жителей пустынь |
20 | Города в пустыне | Февраль 4 | Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблюдать связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Выполнение аппликации. | Индив. Ежеур. | Докончить аппликацию. «Индийское кино»- беседа с бабушками, мамами. |
21 22 | Искусство Индии Искусство Индии | 11 18 | Беседа о художественной культуре Индии. Моделирование из бумаги конструкций храмов. Моделирование из бумаги | Индив. Ежеур. Индив. Ежеур. | Найти иллюстрации храмов Индии, сравнить с дацанами. Принести книги о Древней Греции |
23 | Древнегреческий праздник | 25 | Познакомиться с античным искусством Древней Греции. Работать в группах. | Индив. Ежеур. | Эскиз «Рыцарь» |
24 25 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы Образ художественной культуры средневековой Западной Европы | Март 4 11 | Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Создавать коллективное панно. Работать в группе. | Индив. Ежеур. Индив. Ежеур. | Работа над деталями Работа над деталями проекта |
26 | Многообразие художественных культур в мире | 18 | Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ-художник» Осознавать целостность каждой культуры. Обобщать свои знания по теме четверти. | Индив. Ежеур. | Эскиз «Мама» |
Искусство объединяет народы (8 часов) | |||||
27 | Все народы воспевают материнство | Апр 1 | Познакомиться с произведениями искусства, выражающими красоту материнства. Наблюдать и анализировать выразительные средства произведений. Изобразить образ матери и дитя. | Индив. Ежеур. | Рисунок в цвете. Фотографии бабушек и дедушек |
28 | Все народы воспевают мудрость старости | 8 | Беседовать о богатстве духовной жизни человека. Знакомство с полотнами известных художников. Выполнение портрета пожилого человека. | Индив. Ежеур. | Докончить портрет в цвете. |
29 | Сопереживание – великая тема искусства | 15 | Рассказать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знакомство с полотнами русских и европейских художников. Изобразить в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. | Индив. Ежеур. | Эскиз «Война. Трагедия миллионов» |
30 | Экскурсия к памятнику. Герои, борцы и защитники. | 22 | Беседовать о героях-защитниках. Анализировать памятники героям-защитникам Приобретать собственный опыт в создании героического образа. Выполнение памятника героям войны в графике. | Докончить работу в графике | |
31 32 | Юность и надежды Юность и надежды | 29 Май 6 | Знакомство с произведениями изобразительного искусства, посвященными теме детства, юности, надежде. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изобразить мечту о счастье, подвиге, путешествии. | Индив. Ежеур. Индив. Ежеур. | Эскиз «Молодость» Эскиз «Путешест вия» |
33 34 | Искусство народов мира Искусство народов мира | 13 20 | Обобщать свои знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов. Обобщить свои знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов. | Индив. Ежеур. Индив. Ежеур. | Собрать понравивши еся книги, журналы с иллюстраци ями онародах мира Посетить выставки, музеи (можно по интернету) |
Учебно – методическое обеспечение
Литература для учащихся
- Л.А.Неменская Изобразительное искусство Москва «Просвещение» 2014 г.
Литература для учителя
1.Б.М. Неменский. Поурочные разработки по изобразительному искусству Москва «Просвещение» 2014г.
2. Образовательные ресурсы Интернета
16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...