Рабочая программа по ИЗО 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ИЗО 1 класс | 43.96 КБ |
an.1_kl._izo.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район» х. Авилов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Авиловская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Авиловская СОШ»)
РАССМОТРЕНО и рекомендовано к применению Руководитель РМО учителей начальных классов Овечко Т.В. ______________________ Протокол № _______ от ____,_____2019г. | СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Авиловская СОШ» Протокол №________ от ____ . ___.2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ №___________ от ____ . ____.2019 г. Директор МБОУ «Авиловская СОШ» С.В. Петров __________________ |
Рабочая программа
по изобразительному искусству ФГОС НОО
Уровень общего образования: начальное общее
Класс: 1
Количество часов: 1 час в неделю всего 32 часа
Учитель: Скибина Татьяна Алексеевна, 1 категория
Программа разработана на основе: авторской программы «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского, Сборник «Программы общеобразовательных учреждений» Начальная школа. 1 – 4 классы УМК «Школа России»
М.: Просвещение - 2016,
Год разработки: 2019
Согласовано
Заместитель директора
по УВР
Слабуха Е.В.
____________________
____. ____.2019 г.
1.«Пояснительная записка»
Нормативные документы
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» составлена на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2. Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 18 декабря 2012 г.
3. Примерной программы по учебным предметам. «Изобразительное искусство» 1 класс, М.: «Просвещение» 2016 г.
4. Авторской программой для общеобразовательных школ УМК «Школа России» «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2019-2020 учебный год.
6. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей МБОУ "Авиловская СОШ", приказ № 154
от 29.06..2016 г.
7. Учебного плана МБОУ «Авиловская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
8. Годового календарного графика МБОУ «Авиловская СОШ» на 2019-2020 учебный год
Цели курса
1. Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
2. Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
3. Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
4. Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи курса
- Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
- Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
- Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Используемый учебно-методический комплект:
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2019.
Сроки реализации рабочей программы
Рабочая программа по предмету может изменяться с учётом специфики класса. Сроки реализации программы 1 год – 33 учебной недели.
Согласно учебному плану, действующему расписанию и годовому календарному плану МБОУ «Авиловская СОШ» на 2019 -2020 учебный год на изучение предмета «Изобразительное искусство» в первом классе отводится 32 часа.
2.«Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса»
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное
искусство». К ним относятся:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей
и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства,
нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, на-
блюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусст-
вом, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м
классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа
предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания мате-
риалы и инструменты;
- предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения
отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства
(рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль
точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертеж-
ных инструментов);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или
их украшения.
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использо-
вать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас-
сификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать
простейшие обобщения и выводы;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
заботу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания
и средств его выражения.
Коммуникативные УУД:
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотно-
сить свою часть работы с общим замыслом;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные
зады искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполне-
ния художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколь-
ко великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
держании, сюжетах и выразительных средствах;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные ма-
териалы и техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмо-
циональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы
цветоведения, графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изо-
бражения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны.
3.«Содержание учебного предмета»
Учебно - тематический план
№ | Название раздела программы | Количество часов |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 9 ч |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 ч |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 8 ч |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 7 ч |
ИТОГО | 32 часа |
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет - основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски. Художники и зрители.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания ролидекоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения – мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация,
бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (8 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в
пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.
Формы и методы работы с учащимися:
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - духовное развитие личности, т.е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
В основу программы положен принцип «от родного порога - в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Система оценки. В соответствии с ФГОС меняется роль и функции системы оценивания в образовательном процессе. Она выступает не только как средство обучения, но и как:
- самостоятельный и самоценный элемент содержания;
- средство повышения эффективности преподавания и учения;
- фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
- регулятор программы обучения.
В первом классе осуществляется безотметочное обучение. Здесь оценивание призвано стимулировать учение посредством:
- оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он привнес в выполнение задания или изучение темы;
- учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;
- учета способов демонстрации понимания материала, изученного ребенком;
- побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.
4.«Календарно-тематическое планирование предмета «Изобразительное искусство»
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата прохождения | |||
план | факт | |||||
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 часов) | ||||||
1. | 1. | Изображения всюду вокруг нас. | 1 | 03.09. | ||
2. | 2. | Мастер Изображения учит видеть. | 1 | 10.09. | ||
3. | 3. | Наблюдение за природой | 1 | 17.10. | ||
4. | 4. | В гостях у Золотой осени. | 1 | 24.09. | ||
5. | 5 | Изображать можно пятном. | 1 | 01.10. | ||
6. | 6. | Изображать можно в объеме. | 1 | 08.10. | ||
7. | 7. | Изображать можно линией | 1 | 15.10. | ||
8. | 8. | Разноцветные краски. | 1 | 22.10. | ||
9. | 9. | Художник и зрители. | 1 | 05.11. | ||
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов) | ||||||
10. | 1. | Мир полон украшений. | 1 | 12.11. | ||
11. | 2. | Красоту надо уметь замечать. | 1 | 19.11. | ||
12. | 3. | Узор на крыльях. | 1 | 26.11. | ||
13. | 4. | Красивые рыбы. | 1 | 03.12. | ||
14. | 5. | Украшение птиц. | 1 | 10.12. | ||
15. | 6. | Узоры, которые создали люди. | 1 | 17.12. | ||
16. | 7. | Как украшает себя. | 1 | 24.12. | ||
17. | 8. | Мастер Украшения помогает сделать праздник. | 1 | 14.01. | ||
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (8 часов) | ||||||
18. | 1. | Постройки в нашей жизни | 1 | 21.01. | ||
19. | 2. | Домики, которые построила природа. | 1 | 28.01. | ||
20. | 3. | Дом снаружи и внутри. | 1 | 04.02. | ||
21 | 4. | Строим город. | 1 | 18.02. | ||
22. | 5. | Все имеет свое строение. | 1 | 25.02. | ||
23. | 6. | Постройка предметов. | 1 | 03.03. | ||
24. | 7. | Город, в котором мы живем. | 1 | 10.03. | ||
25. | 8. | Город, в котором мы живем. | 1 | 17.03. | ||
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу (8часов) | ||||||
26. | 1. | Совместная работа трех Братьев-Мастеров | 1 | 31.03. | ||
27. | 2. | Сказочная страна. Создание панно | 1 | 07.04. | ||
28. | 3. | Разноцветные жуки. | 1 | 14.04. | ||
29. | 4. | Весенний день. | 1 | 21.04. | ||
30. | 5. | Урок любования. Умение видеть. | 1 | 28.04. | ||
31. | 6. | Времена года. | 1 | 1205. | ||
32. | 7. | Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками. | 1 | 19.05 |
Лист корректировки рабочей программы
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству (ФГОС)
Автор рабочей программы: Скибина Татьяна Алексеевна
Уровень общего образования: | начальное общее |
Категория обучающихся: | 1класс |
Программа разработана на основе: | 1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ. 2. Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 18 декабря 2012 г. 3. Примерной программы по учебным предметам. «Изобразительное искусство» 1 класс М.:Просвещение, 2018. (Стандарты второго поколения). 4. Авторской программы (ФГОС) ( «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского» 2016г). 5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2019-2020 учебный год. 6. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей МБОУ "Авиловская СОШ", приказ № 154 от 29.06.2016 г. 7. Учебного плана МБОУ «Авиловская СОШ» на 2019-2020 учебный год. 8. Годового календарного графика МБОУ «Авиловская СОШ» на 2019-2020 учебный год |
Учебно-методическое обеспечение: | Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2019 г. |
Объем учебного времени: | Выделено: в 1 классе -32 часа |
Срок реализации программы: | Рабочая программа по предмету может изменяться с учётом специфики класса. Сроки реализации программы 1 год – 33 учебной недели. Согласно учебному плану, действующему расписанию и годовому календарному плану МБОУ «Авиловская СОШ» на 2019 -2020 учебный год на изучение предмета «Изобразительное искусство» в первом классе отводится 32 часа. |
Цельизучения предмета: | 1. Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство. 2. Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности. 3. Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества. 4. Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. |
Реализация практической части программы: | Проекты |
Формы контроля: | Тестирование по темам, выставки,конкурсы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...