Рабочая программа по изо 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 4а класса составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Программа общеобразовательных учреждений 1-4классы «Изобразительное искусство» / М. : Просвещение, 2014 г.), авторы: Б. М, Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, О.А. Коблова, Т.А. Мухина к учебнику «Изобразительному искусство. Каждый народ художник» 4 класс / Л. А. Неменская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_.docx | 91.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373);
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«О внесении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10».
Программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 4а класса составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Программа общеобразовательных учреждений 1-4классы «Изобразительное искусство» / М. : Просвещение, 2014 г.), авторы: Б. М, Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, О.А. Коблова, Т.А. Мухина к учебнику «Изобразительному искусство. Каждый народ художник» 4 класс / Л. А. Неменская
- М.: Просвещение, 2014 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”, на 2019 /2020 учебный год»).
На изучение предмета изобразительное искусство в 4а классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебных недель).
Общими целями учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе являются:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
• обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, дизайне, архитектуре – из роли в жизни человека;
• формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического вкуса.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
• совершенствовать эмоционально-образного восприятие произведений искусства и окружающего мира;
• развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формировать навыки работы с разными художественными материалами.
1. Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство». Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов
У выпускника будут сформированы:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Выпускник научиться:
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- видеть своеобразие художественных культур других народов мира (Древней Греции, средневековой Западной Европы, Японии и др.)
- рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
Выпускник получит возможность научиться:
- узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
- Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства;участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
«Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Выпускник научится:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
2.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», 4а класс
Раздел1. Истоки родного искусства (8)
Каждый народ строит, украшает, изображает. Пейзаж родной земли.Художественные материалы.
Красота природы в произведениях русской живописи
Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы
Деревня – деревянный мир
Красота человека. Русская красавица
Образ русского человека в произведениях художников.
Образ русского человека в произведениях художников.
Народные праздники
Раздел 2. Древние города нашей земли
Древнерусский город-крепость (8)
Древние соборы
Древний город и его жители.
Древнерусские воины - защитники
Древние города Русской земли
Древние города Русской земли
Узорочье теремов
Праздничный пир в теремных палатах
Раздел 3. Каждый народ – художник (10)
Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.
Страна восходящего солнца. Образ человека в японской культуре
Народы гор и степей
Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада
Олимпийские игры
Средневековый город.
Образ готического храма в средневековом городе
Многообразие художественных культур в мире.
Раздел 4. Искусство объединяет народы. (8)
Тема материнства в искусстве.
Тема материнства в искусстве.
Мудрость старости
Сопереживание. Дорогою добра
Герои защитники
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежда
Искусство народов мира
3. Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
4 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч).
№ п\п | Тема | Программное содержание | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата по факту | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Раздел 1. Истоки родного искусства. | ||||||||
1 | Каждый народ строит, украшает, изображает. Художественные материалы. | Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей - среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота для ребенка пейзажа. Красота русской природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А Саврасов, Ф Васильев, и др.). роль искусства в понимании красоты природы. Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года. Задание: изображение российской природы (пейзаж) Материалы: Гуашь, кисти, бумага. | Расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; проявление интереса к содержанию предмета изобразительное искусство; проявляют эмоционально-ценностное отношение к Родине, природе. |
| ||
2 | Красота природы в произведениях русской живописи | Знакомство с русскими художниками и жанром «пейзаж». Один из самых известных русских художников – И.И. Левитан картины «Осень» и «Заросший дворик». Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция. | Расширяют свои представления о пейзажном жанре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Имеют мотивацию личностной деятельности, способность к эстетической оценке произведения искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство» |
| ||
3 | Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы | Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Образ традиционного русского дома – избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений о порядке и устройства мира. Конструкция избы и ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшение избы и их значение. Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Задание: изображение избы или ее моделирование из бумаги; Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей. | Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятия «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Формирование навыков коллективной деятельности. |
| ||
4 | Деревня – деревянный мир | Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Образ традиционного русского дома – избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений о порядке и устройства мира. Конструкция избы и ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшение избы и их значение. Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Задание: изображение избы или ее моделирование из бумаги; Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей. | Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятия «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Формирование навыков коллективной деятельности.
|
| ||
5 | Красота человека. Русская красавица | Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться. Традиционная одежда как выражение образа красота человека. Женский праздничный костюм – концентрация народных представлений об устройстве мира. Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшение и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме. Задание: изображение женских и мужских образов в народных костюмах. Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы. | Расширяют свои представления о культуре Руси; учатся различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и мастера постройки) при создании русского народного костюма; знакомятся с образом русского человека в произведениях художников; получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятия «декор», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа в произведениях художников –иллюстраторов. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. |
| ||
6-7 | Образ русского человека в произведениях художников. | Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться. Традиционная одежда как выражение образа красота человека. Женский праздничный костюм – концентрация народных представлений об устройстве мира. Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшение и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме. Задание: изображение женских и мужских образов в народных костюмах. Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы. | Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-мастеров при создании русского народного костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. Создавать женские и мужские народные образы (портреты). Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа в произведениях художников –иллюстраторов. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа
|
|
8 | Народные праздники | Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться. Традиционная одежда как выражение образа красота человека. Женский праздничный костюм – концентрация народных представлений об устройстве мира. Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшение и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме. Задание: изображение женских и мужских образов в народных костюмах. Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы. | Расширяют свои представления о культуре и традициях, о культуре и традициях России, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы: усвоят суть понятий «раек», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся русских художников. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа в произведениях художников –иллюстраторов. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа. Имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке народных традиции, понимают значимость исторического прошлого города. |
| |
Раздел 2. Древние города нашей земли | |||||||
9 | Древнерусский город-крепость | Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Роль пропорции в формировании конструктивного образа города. Понятия вертикаль и горизонталь, их образное восприятие. Знакомство с картинами русских художников (А.Васнецов, И. Билибин, и др), Задание: создание макета древнерусского города. Материалы: бумага ножницы, клей или пластилин, стеки, графические материалы | Расширяют свои представления о культуре и традициях, о культуре и традициях России, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы: усвоят суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»,; познакомятся с укреплением древнерусского города. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси. |
| |
10 | Древние соборы | Соборы – святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор – архитектурный и смысловой центр города. Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства. Задание: лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма. Материалы: пластилин, стеки или бумага, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумага. | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад) Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Создавать макет древнерусского города. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о храмах Руси. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Москвы. |
|
11 | Древний город и его жители. | Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад – основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек , их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их роль в жизни древних городов. Задание: моделирование жилого наполнения города. Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка, гуашь, кисти. | Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа Имеют мотивацию личностной деятельности, способность к эстетической оценке произведения русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство» |
| |
12 | Древнерусские воины - защитники | Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов. Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека. Задание: изображение древнерусских воинов , княжеской дружины. Материалы: гуашь, кисти, бумага. | Знать и называть картины художников изображающих древнерусских воинов – защитников Родины (А.Васнецов, И. Билибин, и др). Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину) Овладевать навыками изображения фигуры человека. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о мужественном образе древнерусского воина-защитника. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к культуре Руси. |
| |
13-14 | Древние города Русской земли | Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля. Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы. Особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Задание: беседа-путешествие – знакомство с исторической архитектурой города. Материалы: гуашь, кисти, бумага. | Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории. Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества. Создавать образ древнерусского города. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Имеют мотивацию личностной деятельности, способность к эстетической оценке произведения русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство» |
| |
15 | Узорочье теремов | Рост и изменение назначения городов – торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы. Задание: изображение интерьера теремных палат. Материалы: гуашь, кисти, бумага тонированная | Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат) Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата, оценивают свою работу | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. Имеют мотивацию личностной деятельности, способность к эстетической оценке произведения русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство» |
| |
16 | Праздничный пир в теремных палатах | Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира; ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений. Значение старинной архитектуры для современного человека. Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» как обобщенного образа народной культуры. Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей. | Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата, оценивают свою работу | Имеют мотивацию личностной деятельности, способность к эстетической оценке произведения русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края, с оценкой, увиденного в произведениях искусства |
| |
Раздел 3. Каждый народ – художник | |||||||
17 | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. | Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей , их многозначность и символический смысл. Японские рисунки свитки-свитки. Искусство каллиграфии. Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты. Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Задание: изображение природы через характерные детали. Материалы: листы мягкой бумаги, обрезанные как свиток, акварель, тушь, мягкая кисть. | Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (погоды). Изображать природу через детали, характерные для японского искусства, развивать живописные и графические навыки. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства Японии; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа на гравюрах японских художников Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата, оценивают свою работу | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности. Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивости к красоте цвета в природе и искусстве Древней Японии |
| |
18 | Страна восходящего солнца. Образ человека в японской культуре. | Красота женского образа Японии. Что считалось эталоном красоты в древней Японии? Изобразительное искусство, «кимоно», «оби», японская живопись, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция. | Расширяют свои представления о культуре Японии; Узнают: определения понятий «образ», «композиция», произведения выдающихся японских художников Научатся использовать художественные материалы и инструменты для выполнения творческой работы | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства Японии; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа на гравюрах японских художников Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата, оценивают свою работу | Имеют мотивацию личностной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивости к красоте женского образа в искусстве Древней Японии | ||
19 | Народы гор и степей | Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира. Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты. Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. Материалы: гуашь, кисти, бумага. | Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об архитектурных сооружениях; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников –пейзажистов. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи. | ||
20 | Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. | Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнообразным ковром степи | Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об архитектурных сооружениях; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников –пейзажистов. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. Понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения природы родного края, с оценкой, увиденного в произведениях искусства. |
| |
21 | Города в пустыне. | Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина – главный строительный материал. Крепостные стены. | Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об архитектурных сооружениях; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте архитектуры Востока. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов Понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют эмоционально-ценностное, толерантное отношение к культуре народов Средней Азии. | ||
22 | Древняя Эллада | Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский акрополь – главный памятник греческой культуре. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле. Задание: изображение греческих храмов для панно или объемное моделирование из бумаги. Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей. | Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об архитектурных сооружениях; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы и архитектуры Древней Греции. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют мотивацию | ||
23 | Олимпийские игры | В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Идеальным считался человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. Древнегреческие скульпторы и их творения. | Узнают историю возникновения Олимпийских игр. Научатся отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения; передавать красоту движения спортсменов, атмосферу Древнегреческих олимпийских игр | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об архитектурных сооружениях; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте искусства Древней Греции. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов Понимают значение знаний для человека и принимают желание учиться, проявляют эмоциональное отношение к олимпийским играм |
| |
24 | Средневековый город. | Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции. Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города» Материалы: гуашь, кисти, цветная и тонированная бумага, ножницы, клей. | Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорции в практической работе. Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги. Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об архитектурных сооружениях; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) об архитектуре. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов Понимают значимость исторического прошлого Западной Европы, имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке архитектуры Средневековья. | ||
25 | Образ готического храма в средневековом городе | Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города. | Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорции в практической работе. Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги. Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о произведениях художников. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов Понимают значимость исторического прошлого Западной Европы, имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке архитектуры Средневековья. |
| |
26 | Многообразие художественных культур в мире. | Художественные культуры мира – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа). Выставка работ и бесед на тему «Каждый народ - художник». Понимание разности творческой работы в разных культурах.
| Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о культуре разных стран; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о культуре стран мира. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов Понимают значение знаний для человека и принимают желание учиться, отзывчивы к красоте искусства разных стран. |
| |
Раздел 4. Искусство объединяет народы. | |||||||
27-28 | Тема материнства в искусстве. | В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Тема материнства – вечная тема в искусстве. Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века. Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения. Задание: изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношение друг другу. Материалы: гуашь, кисти, бумага, пастель. | Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителя) о женщине матери в произведениях художников-портретистов Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Понимают значение знаний для человека и принимают желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к музыкальному произведению о маме |
| |
29 | Мудрость старости. | Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов. Выражение мудрости старости в произведениях искусства (Автопортрет Леонардо да Винчи, и др.) Задание: изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир. Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага | Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений). | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации о связи поколений, мудрости доброты, уважении к старости Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Понимают значение знаний для человека и принимают желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к пожилым людям |
| |
30 | Сопереживание. Дорогою добра | Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей. Задание: создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором. (литературного героя). Материалы: гуашь, кисти, бумага | Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей) о произведениях художников-анималистов. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к чужой беде в произведениях искусства |
| |
31 | Герои защитники | Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы. Задание: лепка эскиза памятника народному герою. Материалы: пластилин, стеки. Дощечка. | Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей) о скульптуре и народных героях Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Имеют мотивацию личностной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях скульпторов. |
| |
32 | Героическая тема в искусстве разных народов. | Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы. | Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей) о скульптуре и народных героях Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний | Имеют мотивацию личностной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте в произведениях скульпторов. |
| |
33 | Юность и надежды | Тема детства, юности в изобразительном искусстве. В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве. Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага | Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей) о красоте молодости, мечтах и надеждах на будущее Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Имеют мотивацию личностной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи. |
| |
34 | Искусство народов мира. (обобщающий урок) | Вечные темы в искусстве. Восприятие произведений станкового искусства –духовная работа, творчества зрителя, влияющие на его внутренний мир и представления о жизни. Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира. Искусство помогает людям понимать себя и других людей. Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников. | Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства и традиционной культуры. Рассказывать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы одноклассников с позиции творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки. | Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о культуре разных стран; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о культуре стран мира Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Имеют мотивацию личностной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства народов разных стран. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...