Рабочая программа по изо 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Есина Ольга Валерьевна

Программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 4а класса  составлена на основе авторской  программы по изобразительному искусству  под руководством и редакцией  народного художника  России, академика РАО Б. М. Неменского к учебно-методическому комплексу «Школа России»  (Программа общеобразовательных учреждений 1-4классы «Изобразительное искусство» / М. :  Просвещение, 2014 г.), авторы: Б. М, Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, О.А. Коблова, Т.А. Мухина  к учебнику  «Изобразительному искусство. Каждый народ художник» 4 класс /  Л. А. Неменская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_.docx91.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по изобразительному искусству  для 4 класса разработана в соответствии с требованиями:

-  Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273

-  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373);

- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189

 «О внесении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10».

 Программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 4а класса  составлена на основе авторской  программы по изобразительному искусству  под руководством и редакцией  народного художника  России, академика РАО Б. М. Неменского к учебно-методическому комплексу «Школа России»  (Программа общеобразовательных учреждений 1-4классы «Изобразительное искусство» / М. :  Просвещение, 2014 г.), авторы: Б. М, Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, О.А. Коблова, Т.А. Мухина  к учебнику  «Изобразительному искусство. Каждый народ художник» 4 класс /  Л. А. Неменская

-  М.: Просвещение, 2014 г.».  Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”, на 2019 /2020 учебный год»).

На изучение предмета изобразительное искусство в 4а классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебных недель).  

          Общими целями учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе являются:

•        воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

•        обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;

•        развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира;

•        освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, дизайне, архитектуре – из роли в жизни человека;

•        формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического вкуса.

     

          Основными задачами реализации содержания курса являются:

•        совершенствовать эмоционально-образного восприятие произведений искусства и окружающего мира;

•        развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

•        формировать навыки  работы с разными художественными материалами.

1. Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство». Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов

            У выпускника будут сформированы:

  •  чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  •  уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  •  сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; 
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

          Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

    Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

          Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

Выпускник научиться: 

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  •  использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  •  передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  •  видеть своеобразие художественных культур других народов мира (Древней Греции, средневековой Западной Европы, Японии и др.)
  •  рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

Выпускник получит возможность научиться:

  •  узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  •  эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  •  обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • воспринимать произведения изобразительного искусства;участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

«Азбука искусства. Как говорит искусство?»

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

            2.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», 4а класс

Раздел1. Истоки родного искусства (8)

Каждый народ строит, украшает, изображает. Пейзаж родной земли.Художественные материалы.

Красота природы в произведениях русской живописи

Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы

Деревня – деревянный мир

Красота человека. Русская красавица

Образ русского человека в произведениях художников.

Образ русского человека в произведениях художников.

Народные праздники

Раздел 2. Древние города нашей земли

Древнерусский город-крепость (8)

Древние соборы

Древний город и его жители.

Древнерусские воины - защитники

Древние города Русской земли

Древние города Русской земли

Узорочье теремов

Праздничный пир в теремных палатах

Раздел 3. Каждый народ – художник (10)

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.

Страна восходящего солнца. Образ человека в японской культуре

Народы гор и степей

Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры.

Города в пустыне.    

Древняя Эллада

Олимпийские игры

Средневековый город.

Образ готического храма в средневековом городе

Многообразие художественных культур в мире.  

Раздел 4. Искусство объединяет народы. (8)

Тема материнства в искусстве.

Тема материнства в искусстве.

Мудрость старости

Сопереживание. Дорогою добра

Герои защитники

Героическая тема в искусстве разных народов.

Юность и надежда

Искусство народов мира

3. Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

4 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч).

№ п\п

Тема

Программное содержание

        Планируемые результаты        

Дата по плану

Дата по факту

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1. Истоки родного искусства.

1

Каждый народ строит, украшает, изображает.

Художественные материалы.

 Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей - среднерусского, горного,  степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота для ребенка пейзажа.

Красота русской природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А Саврасов, Ф Васильев, и др.). роль искусства в понимании красоты природы.

Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.

Задание: изображение российской природы (пейзаж)

Материалы: Гуашь, кисти, бумага.

Расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать  художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть  понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; проявление интереса к содержанию предмета изобразительное искусство; проявляют эмоционально-ценностное отношение к Родине, природе.

 

 

2

Красота

природы в произведениях русской живописи

Знакомство с русскими художниками и жанром «пейзаж». Один из самых известных русских художников – И.И. Левитан  картины «Осень» и «Заросший дворик». Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция.

Расширяют свои представления о пейзажном жанре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать  художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть  понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Имеют мотивацию личностной деятельности, способность к эстетической оценке произведения искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство»

 

3

Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы

 Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.

Образ традиционного русского дома – избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений о порядке и устройства мира.

Конструкция избы и ее частей. Единство красоты и пользы.  Единство функциональных  и духовных смыслов. Украшение избы и их значение. Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России.

Задание: изображение избы или ее моделирование из бумаги;

Материалы: гуашь, кисти, бумага;

ножницы, резак, клей.

Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать  художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятия «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск  существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

  Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Формирование навыков коллективной деятельности.

 

 

4

Деревня – деревянный мир

Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.

Образ традиционного русского дома – избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений о порядке и устройства мира.

Конструкция избы и ее частей. Единство красоты и пользы.  Единство функциональных  и духовных смыслов. Украшение избы и их значение. Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России.

Задание: изображение избы или ее моделирование из бумаги;

Материалы: гуашь, кисти, бумага;

ножницы, резак, клей.

Расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать  художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятия «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Формирование навыков коллективной деятельности.

 

 

 

5

Красота человека.

Русская красавица

Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.

Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.

Традиционная одежда как выражение образа красота человека. Женский праздничный костюм – концентрация народных представлений об устройстве мира. Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшение и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.

Задание: изображение женских и мужских образов в  народных костюмах.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы.

Расширяют свои представления о культуре Руси; учатся различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и мастера постройки) при создании русского народного костюма; знакомятся с образом русского человека в произведениях  художников; получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать  художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятия «декор», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск  существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа в произведениях художников –иллюстраторов.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

 

 

6-7

Образ русского человека в произведениях художников.

Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.

Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.

Традиционная одежда как выражение образа красота человека. Женский праздничный костюм – концентрация народных представлений об устройстве мира. Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшение и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.

Задание: изображение женских и мужских образов в  народных костюмах.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы.

Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-мастеров при создании русского народного костюма.

Характеризовать и эстетически оценивать образы  человека в произведениях художников.

Создавать женские и мужские народные образы (портреты).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа в произведениях художников –иллюстраторов.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

 

   

8

Народные праздники

Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.

Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.

Традиционная одежда как выражение образа красота человека. Женский праздничный костюм – концентрация народных представлений об устройстве мира. Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшение и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.

Задание: изображение женских и мужских образов в  народных костюмах.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы.

 Расширяют свои представления о культуре и традициях, о культуре и традициях России, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы: усвоят суть понятий «раек», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся русских художников.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа в произведениях художников –иллюстраторов.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа.

Имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке народных традиции, понимают значимость исторического прошлого города.

 

 

Раздел 2. Древние города нашей земли

9

Древнерусский город-крепость

Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота.

Роль пропорции в формировании конструктивного образа города. Понятия вертикаль и горизонталь, их образное восприятие.

Знакомство с картинами русских художников (А.Васнецов, И. Билибин, и др),

Задание: создание макета древнерусского города.

Материалы: бумага ножницы, клей или пластилин, стеки, графические материалы

 Расширяют свои представления о культуре и традициях, о культуре и традициях России, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы: усвоят суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»,; познакомятся с укреплением древнерусского города.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси.

 

 

10

Древние соборы

 Соборы – святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор – архитектурный и смысловой центр города.

Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.

Задание: лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма.

Материалы: пластилин, стеки или бумага, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумага.

 Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.

Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад)

Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.

Создавать макет древнерусского города.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о храмах Руси.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Москвы.

 

 

11

Древний город и его жители.

Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад – основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек , их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их роль в жизни древних городов.

Задание: моделирование жилого наполнения города.

Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка, гуашь, кисти.

Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение.

Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.

 Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны.

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Имеют мотивацию личностной деятельности, способность к эстетической оценке произведения русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство»

         

 

12

Древнерусские воины - защитники

Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов.

Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.

Задание: изображение древнерусских воинов , княжеской дружины.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Знать и называть картины художников изображающих древнерусских воинов – защитников Родины (А.Васнецов, И. Билибин, и др).

Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину)

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о мужественном образе древнерусского воина-защитника.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к культуре Руси.

 

13-14

Древние города Русской земли

Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля. Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы.

Особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.

Задание: беседа-путешествие – знакомство с исторической архитектурой города.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический   облик, - свидетелей нашей истории.

Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.

Создавать образ древнерусского города.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Имеют мотивацию личностной деятельности, способность к эстетической оценке произведения русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство»

 

 

15

Узорочье теремов

Рост и изменение назначения городов – торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.

Задание: изображение интерьера теремных палат.

Материалы: гуашь, кисти, бумага тонированная

Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат)

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план  и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата, оценивают свою работу

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Имеют мотивацию личностной деятельности, способность к эстетической оценке произведения русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство»

 

 

16

Праздничный

пир в теремных палатах

 Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира; ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.

Значение старинной архитектуры для современного человека.

Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» как обобщенного образа народной культуры. Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города.

Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план  и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата, оценивают свою работу

Имеют мотивацию личностной деятельности, способность к эстетической оценке произведения русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края, с оценкой, увиденного в произведениях искусства

 

Раздел 3. Каждый народ – художник

17

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.

 Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей , их многозначность и символический смысл.

Японские рисунки свитки-свитки. Искусство каллиграфии.

Японские сады.  Традиции любования, созерцания природной красоты.

Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой.

Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Задание: изображение природы через характерные детали.

Материалы: листы мягкой бумаги, обрезанные как свиток, акварель, тушь, мягкая кисть.

  Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (погоды).

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства, развивать живописные и графические навыки.

Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства Японии; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа на гравюрах японских художников

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план  и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата, оценивают свою работу

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности.

Имеют мотивацию учебной  деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивости к красоте цвета в природе и искусстве Древней Японии

 

18

Страна восходящего солнца. Образ человека в японской культуре.

Красота женского образа Японии. Что считалось эталоном красоты в древней Японии? Изобразительное искусство, «кимоно», «оби», японская живопись, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция.

Расширяют свои представления о культуре Японии;

Узнают: определения понятий «образ», «композиция», произведения выдающихся японских художников

Научатся использовать художественные материалы и инструменты для выполнения творческой работы

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства Японии; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа на гравюрах японских художников

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план  и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата, оценивают свою работу

Имеют мотивацию личностной деятельности,  навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивости к красоте женского образа в искусстве Древней Японии

19

Народы гор и степей

   Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира. Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.

Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об архитектурных сооружениях; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников –пейзажистов.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи.

20

Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры.

Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнообразным ковром степи

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об архитектурных сооружениях; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников –пейзажистов.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. Понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения природы родного края, с оценкой, увиденного в произведениях искусства.

 

21

Города в пустыне.    

Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина – главный строительный материал. Крепостные стены.

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об архитектурных сооружениях; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте архитектуры Востока.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

Понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют эмоционально-ценностное, толерантное отношение  к культуре народов Средней Азии.

22

Древняя Эллада

Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.

Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.

Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский акрополь – главный памятник греческой культуре. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.

Задание: изображение греческих храмов для панно или объемное моделирование из бумаги.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Уметь отличать древнегреческие скульптурные  и архитектурные произведения.

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об архитектурных сооружениях; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы и архитектуры Древней Греции.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют мотивацию

23

Олимпийские игры

В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела.

Идеальным считался человек, у которого все части тела и черты лица находились        в гармоничном сочетании. Древнегреческие скульпторы и их творения.

Узнают историю возникновения Олимпийских игр.

Научатся отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения; передавать красоту движения спортсменов, атмосферу Древнегреческих олимпийских игр

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об архитектурных сооружениях; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте искусства Древней Греции.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

Понимают значение знаний для человека и принимают желание учиться, проявляют эмоциональное отношение к олимпийским играм

 

24

Средневековый город.

  Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов.

Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции.

Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города»

Материалы: гуашь, кисти, цветная и тонированная бумага, ножницы, клей.

 Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорции в практической работе.

Создавать коллективное панно.

Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги. Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об архитектурных сооружениях; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) об архитектуре.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

Понимают  значимость исторического прошлого Западной Европы, имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке архитектуры Средневековья.

25

Образ готического храма в средневековом городе

Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура.

Ратуша и центральная площадь города.

 Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорции в практической работе.

Создавать коллективное панно.

Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги. Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о произведениях художников.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

Понимают  значимость исторического прошлого Западной Европы, имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке архитектуры Средневековья.

 

26

Многообразие художественных культур в мире.  

 Художественные культуры мира – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.

Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).

Выставка работ и бесед на тему «Каждый народ - художник».

Понимание разности творческой работы в разных культурах.

 

 Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.  

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о культуре разных стран; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о культуре стран мира.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

Понимают значение знаний для человека и принимают желание учиться, отзывчивы к красоте искусства разных стран.

 

Раздел 4. Искусство объединяет народы.  

27-28

Тема материнства в искусстве.

В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Тема материнства – вечная тема в искусстве.

Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века.  Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения.

Задание: изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношение друг другу.

Материалы: гуашь, кисти,   бумага, пастель.  

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.

Развивать навыки композиционного изображения.  Изображать образ материнства, опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации(из рассказа учителя, родителя) о женщине матери в произведениях художников-портретистов

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Понимают значение знаний для человека и принимают желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к музыкальному произведению о маме

 

29

Мудрость старости.

 Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.

Выражение мудрости старости в произведениях искусства (Автопортрет Леонардо да Винчи, и др.)

Задание: изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага

 Развивать навыки восприятия произведений искусства.

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений).

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации о связи поколений, мудрости доброты, уважении к старости

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Понимают значение знаний для человека и принимают желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к пожилым людям

 

30

Сопереживание. Дорогою добра

 Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.

Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим,  учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.

Задание:  создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором.

(литературного героя). Материалы: гуашь, кисти, бумага

 Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.

Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события.

Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей) о произведениях художников-анималистов.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к чужой беде в произведениях искусства

 

31

Герои защитники

 Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.

Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.

Задание: лепка эскиза памятника народному герою.

Материалы: пластилин, стеки. Дощечка.

   Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.

Приводить примеры памятников героям отечества.

Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям

Овладевать навыками изображения в объеме,  навыками композиционного построения.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей) о скульптуре и народных героях

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний

  Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа. Формирование чувства гордости  за культуру и искусство Родины, своего народа.

Имеют мотивацию личностной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях скульпторов.

 

32

Героическая тема в искусстве разных народов.

 Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.

Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.

   Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.

Приводить примеры памятников героям отечества.

Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям

Овладевать навыками изображения в объеме,  навыками композиционного построения.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей) о скульптуре и народных героях

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партером; активно слушать одноклассников и учителя;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний

Имеют мотивацию личностной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте в произведениях скульпторов.

 

33

Юность и надежды

 Тема детства, юности в изобразительном искусстве.

В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве.

Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Материалы:  гуашь или мелки, пастель, бумага

  Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.

Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.

Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей) о  красоте молодости, мечтах и надеждах на будущее

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Имеют мотивацию личностной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи.

 

34

Искусство народов мира. (обобщающий урок)

 Вечные темы в искусстве.

Восприятие произведений станкового искусства –духовная работа, творчества зрителя, влияющие на его внутренний мир и представления о жизни.

Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира.

Искусство помогает людям понимать себя и других людей.

Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.

 Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.

Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства и традиционной культуры.

Рассказывать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты.

Объяснять, почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждать и анализировать свои работы одноклассников с позиции творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки.

Познавательные:  имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о культуре разных стран; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о  культуре стран мира

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Имеют мотивацию личностной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства народов разных стран.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...