Нестандартные техники рисования в начальной школе в условиях ФГОС
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Конспект внеклассного занятия по изобразительнолму искусству. Рисование мыльными пузырями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа п. Северный

Хвалынского района Саратовской области

         

Нетрадиционные техники рисования в начальной школе в условиях ФГОС.

Мастер-класс «Рисование мыльными пузырями»

Выступление в профессиональном конкурсе  педагогических работников

«Ярмарка педагогических идей»

                                                                    Хазитова Ольга Петровна

                                                                               учитель начальных классов

                                                                               первая  квалификационная категория

                                                 2019 г.

                               

                                                          Мастер - класс.

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в начальной школе в условиях введения ФГОС. Рисование мыльными пузырями»

Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования, а именно, рисовании мыльными пузырями.

Задачи:

- научить слушателей рисовать мыльными пузырями;

- повысить уровень мастерства педагогов в области нетрадиционного рисования;

- вызвать желание использовать полученные знания в работе.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: салфетки, материал для практической деятельности – бумага, гуашь разного цвета, стаканы с мыльным раствором разного цвета, трубочки для сока, ложки, стаканы с водой, кисточки,  

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

                                                                                               В. А. Сухомлинский                                            

        Содержание.

 - Добрый день, уважаемые коллеги!

- Тема сегодняшнего мастер – класса: «Нетрадиционные техники рисования в начальной школе в условиях введения ФГОС. Рисование мыльными пузырями»

       Развитие творческих способностей играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции  учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны.   В концепции федеральных государственных стандартов в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка. Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух – трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи.

         К 8-10 годам детьми накоплен достаточный жизненный опыт для творчества на новом уровне, так как творческая деятельность зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Этот опыт и есть тот материал, из которого "черпает" идеи фантазия. Развивая воображение детей, мы помогаем им понять, "проиграть" свои устремления, что очень важно для развития внутренней жизни.

          Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

       Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия живописью это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития.

         В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания. В своей работе я часто использую различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами.

        Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

        А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

      Нетрадиционные техники позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Для развития творчества и систематизации знаний детей я  поставила перед собой следующие задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
  3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

     Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.  

   Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Мышления;        

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности  формируются навыки контроля и самоконтроля.

     Я предлагаю Вам познакомиться с одним из  способов  нетрадиционного рисования, рисование мыльными пузырями.

-  Для выполнения практической работы предлагаю занять места за этими партами.

- Спасибо, что Вы приняли мое приглашение.  

-  Одним из интересных приемов является способ рисования  мыльными пузырями.

 - Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. Это очень интересная техника рисования, она порадует и взрослых, и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными и переносить на бумагу.

- Для работы нам необходимо: цветной мыльный раствор (гуашь, вода, жидкое мыло – 5:1:1), бумага, стаканчики с водой, гуашь или акварель, кисточки, ложки, салфетки.

- В полиэтиленовые стаканчики, тарелочки положите гуашь, добавьте жидкого мыла, а так же воды. Все это тщательно перемешайте ложкой. По густоте должно получиться,  как сливки.

Пропорции: гуашь, мыло, вода - 5:1:1 Краски желательно растворять яркие, от которых следы останутся тоже яркие.

Чем больше красителя, тем ярче цвет пузырей.

Практическая работа педагогов.

- 1-й способ. Опустите в смесь трубочку для сока и подуйте так, чтобы в стакане взбилась цветная пена.

- Возьмите лист бумаги и прислоните его к мыльной пене, накрыв стакан сверху.

- 2-й способ.  Можно снимать поднявшиеся пузыри ложкой и выкладывать их на листе 

- Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам 

- А теперь, начинаем всматриваться в узоры мыльных пузырей и фантазировать, дорисовывать кисточкой и гуашью.

Тема: 23 февраля – День Защитника Отечества!

Презентация рисунков на слайдах

Выставка рисунков педагогов

- Как вы считаете это актуально? Полезно? Вам пригодится? У вас появилось желание заняться этим с детьми?

- Перед каждым из Вас на парте лежат по 2 листа: красный и синий. Мне передайте, пожалуйста, только один из них: если Вам понравился сегодняшний мастер - класс -  красный, если не понравился - синий.

 Разверните лист. (На красных листах напечатаны названия видов  работ нетрадиционных способов рисования, синие листы пустые)

- Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие в мастер - классе, за чудесные картины.

- Все мы взрослые родом из детства! Я желаю вам здоровья, счастья, мирного неба над головой и творческих успехов в освоении данного материала.

- Благодарю за сотрудничество! .

                                       

Список использованной литературы.

1. Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005 №4 с.56

2. Давыдова И.В. Его величество цвет// Школьный психолог. 2008 №1 с.43.

3. Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности// Начальная школа. 2001 №2. с.24

4.Старикова С. Арт-терапевтические методы в школе// Социальная педагогика. 2008 №1.с.54

Мастер-класс по использованию нетрадиционных методов рисования. Монотипия «Цветы на пене для бритья»

5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

6. Акуненок Т.С. Использование  приемов нетрадиционного рисования. М., – 2010.

7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме . С.-П. – 2013.

8. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 2012. - №2 с. 69

9. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование продуктивных методов обучения в начальной школе в условиях ФГОС.

Продуктивные методы обучения. Метод является основным требованием в высшей школе – то есть, развитие качеств творческой личности. Анализируя основные виды тв...

"Система оценки одаренности детей в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".

Данная статья описывает основые аспекты оценки одаренности ученика начальной школы в условиях ФГОС второго поколения....

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.

Материал использовался на семинаре по теме "Нетрадиционные уроки в современной школе"...

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.

Материал моего выступления по данному вопросу на педагогическом совете...

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует подде...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях ФГОС»

Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано ...

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока....