Формирование аналитических способностей учащихся на примере занятия по изобразительному искусству "Силуэты северной природы".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Петрова Александра Николаевна

Методическая разработка представляет собой технологическую карту занятия по изобразительному искусству в дополнительном образовании "Силуэты северной природы". Занятие направлено на формирование аналитических спосбностей младших школьников через освоение приемов силуэтной графики на цветном фоне. Методические комментарии представлены в прмечаниях к этапам занятия. Технологическая карта сопровождается иллюстративным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petrova_a.n._siluety_severnoy_prirody.doc830.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Дом детского творчества «Союз»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка. Технологическая карта урока

ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 «СИЛУЭТЫ СЕВЕРНОЙ ПРИРОДЫ»

Автор:

Педагог дополнительного образования

Петрова Александра Николаевна

Санкт-Петербург

2019


Аннотация

При решении учащимися творческих задач на занятиях изобразительным искусством часто обнаруживается проблема несформированности у учащихся самооценки своих действий или рефлексии. Развитие аналитического мышления напрямую связано с рефлексивными способностями. На примере занятия «Силуэты северной природы» представлены несколько приёмов, способствующих формированию аналитических способностей учащихся. Среди них: использование проблемных вопросов, сравнений, ситуации выбора и, наиболее актуальная для данной проблематики, форма выставки-беседы. Систематическое проведение выставки-беседы, предлагается в качестве основной формы работы, способствующей выработке аналитических способностей учащихся, развитии рефлексивных умений, навыков коммуникации и саморегуляции.

Ф.И.О. педагога

Петрова Александра Николаевна

Возраст детей

6-8 лет, 1 класс, 1 год обучения

Тема занятия

«Силуэты северной природы»

Цель занятия

Освоение силуэтной графики через выполнение композиции «Силуэты северной природы»на живописном фоне.

Задачи

Образовательные

- закрепить понятие «графика», «тёмные», «светлые», «тёплые» «холодные» оттенки;

- освоить понятие «силуэт»;

- овладеть приёмами силуэтной графики «тёмное на светлом» и «светлое на тёмном»

- развить навыки построения композиции;.

Развивающие

- развить аналитическое мышление учащихся;

- развить рефлексивные умения учащихся;

- развить коммуникативные навыки учащихся и навыки саморегуляции.

Воспитательные

- воспитывать умение грамотно излагать свою точку зрения;

- воспитывать уважительное отношение к своей творческой деятельности и деятельности окружающих;

- воспитывать эстетически-ценностное отношение к природе.

Художественные материалы и техники

Подготовленный на предыдущем занятии лист А3 с изображённым северным сиянием (оттенки неба: тёмные и холодные, сияния - светлые и тёплые; акварель по-сырому); эскизы композиции с контурным изображением животных и растений севера; простой карандаш, широкий и тонкий маркеры.

Виды деятельности учащихся

- участие в эвристической беседе;

- фронтальное решение проблемных вопросов;

- практическая творческая деятельность;

- рефлексивная деятельность в форме выставки-беседы.

Методы и приёмы

- диалоговая и фронтальная беседа;

- наглядный - демонстрация, показ;

- эвристические вопросы;

- проблемные вопросы;

- сравнение;

- метод свободы в системе ограничений.

Ожидаемые результаты

Личностные

- проявление ценностного отношения к собственной деятельности и деятельности окружающих;

- использование в речи художественных терминов.

Предметные

- навыки работы в технике силуэта;

- совершенствование композиционных навыков;

- использование специальных художественных терминов: композиция, силуэт, контур, тёплые цвета, холодные цвета, светлые оттенки, тёмные оттенки;

- использование разных приёмов силуэтного изображения.

Метапредметные

- навыки анализа собственной деятельности;

- развитие ценностного отношения к собственной деятельности и деятельности окружающих;

- умение формулировать и выражать своё мнение;

- навыки восприятия конструктивной критики;

- навыки коммуникации и саморегуляции;

- расширение знаний о природных явлениях, флоре и фауне северных широт.

Критерии оценки художественно-

творческой деятельности учащихся

-Композиционная грамотность изображения: соразмерность объектов изображения; наличие главных и второстепенных персонажей, расположение объектов изображения в пространстве листа;

-Качество технического исполнения в графике: детализация контуров силуэтов, плотность закрашивания;

-Наличие «позитивного» и «негативного» силуэтных решений;

-Оригинальность идеи;

-Уровень осмысления собственной творческой деятельности

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы

Содержание занятия

Методические комментарии

Вступительная

часть

Приветствие. Обращение к теме предыдущего занятия: анализ северного сияния (в работах учащихся). Фронтальная беседа: закрепление понятий «тёплые»-«холодные», тёмные»-«светлые» оттенки.Рисунок 1 

Анализ уже знакомого материала направлен на активизацию внимания учащихся.

Введение в тему

Вопросы освещённости и детализации объектов при ночном небе. Фигуры становятся тёмными. Что напоминает нам тёмная фигура? (Тень)

Фронтальная беседа и проблемные вопросы обеспечивают переход к освоению нового материала

Основная часть

Может ли художник только с помощью тени рассказать историю? Сравнение двух изображений чайки: детального и силуэтного (в профиль)? Рисунок 2 Это разные птицы? Как вы поняли что это одна и та же птица? Контур - обобщающий признак.

Термин «силуэт». «Графика»

Любая ли тень подойдет художнику? Сравнение тени головы человека в профиль и анфас. Рисунок 3 Какой вариант является более понятным? Почему?

Тень, которую можно интерпретировать по-разному. Силуэт должен быть однозначно узнаваем!

Сравнение силуэтов тупика и гуся. Рисунок 4 Разные ли птицы? Как вы это поняли? Закрепление материалов прошлого занятия: отличительные особенности животных и растений северных широт.

Как соединить графику и живопись. Силуэты на северном цветном небе. (Показ фотоматериала). Визуализация сочетания живописи и графики.

Как создать силуэт? Заполнение непрозрачных тел тоном. От контура к тени. Демонстрация.

Закрепление правил композиции

Серия проблемных вопросов направляют на поиск возможностей изображения теневым пятном.

Синтез материала.

Сравнение, направленное на осознание значения формы пятна, контура силуэта.

Включение воображения. Задача акцентирует внимание на необходимости детализации силуэта.

Сравнение контуров силуэтов активирует аналитическое мышление.

Обобщение материала.

Визуализация направляет учащихся на переход к практической деятельности

Активированное фото- композициями внимание учащихся готово быстро усвоить все «как» и перейти к практике.

Практическая часть

Индивидуальная работа с учащимися, общее обсуждение затруднений и совместный поиск решений.

Перенесение эскизов на формат А3.

Самопроверка по пунктам композиционных правил.

3. Уточнение контура силуэтов.

4. Выполнение абриса тонким маркером.

5. Определение цветных и силуэтных пятен в композиции.

Как изобразить птицу летящей на фоне цветного неба и на фоне тёмной скалы? Силуэты: тёмное на светлом или светлое на тёмном. Рисунок 5

Заполнение силуэтов маркером.

Как изобразить воду? (цветная, отражающая небо). Использование штрихов. (Язык графики)

Фронтальная и диалоговая беседы.

Самопроверка по заданным пунктам направлена на развитие регулятивных УУД

Проблемные вопросы, направлены на освоение приёма. Частично-

поисковая деятельность.

Проблемные вопросы обращают к обобщению изученного материала.

Подведение итогов

Рефлексия: выставка-беседа. Работы размещены на доске, в соответствиями с правилами проведения выставки-беседы (Приложение 1) учащиеся в порядке очереди характеризуют собственную деятельность.Обобщающее выступление педагога. Уборка рабочего места.

Беседа направлена на формирование рефлексивных умений учащихся, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД


Приложение 1

Выставка беседа - это беседа о конкретной творческой работе учащегося, которая проводится при участии всей группы и организована в формате выставки. Это форма проведения рефлексии.

Выставка-беседа максимально полно и ёмко раскрывает индивидуальное отношение каждого учащегося к своей деятельности на занятии: реализовались ли его планы, что получилось или не получилось, почему и как это исправить.

Преимущества такой формы работы:

Рефлексия всей деятельности учащегося проводится на продукте творческой деятельности, что определяет её наглядность;

В работу вовлечен весь коллектив;

Ведётся совместный поиск причин успешного/неуспешного результата работы и даются рекомендации. Это развивает коммуникативные умения.

Может проводиться с любым творческим продуктом изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

Может проводиться на промежуточном и итоговом этапах работы.

Организация

Художественные работы организовываются в выставку (расставляются на мольбертах или закрепляются на доске). Педагог и учащиеся стоят полукругом, у каждого открыт обзор на всю выставку, в порядке очереди учащимся предоставляется слово. Чтобы ребёнку было легче начинать свой рассказ, педагог предлагает следующие начала фраз:

– «Сегодня я похвалю себя за то, что …

– «У меня сегодня получилось красиво... потому что...»

– «Я бы изменил в своей работе»

– «Я пожелаю себе на следующем занятии /на ближайшее будущее... (узнать... дополнить рисунок... исправить... ) потому что ...

На начальных этапах ведения рефлексивной деятельности этот процесс можно преподносить как игру, в которой есть и условия (вышеперечисленные), и правила. Само по себе наличие правил  возможность формирования навыков коммуникации и саморегуляции (например, концентрации внимания).

Правила проведения выставки-беседы:

– «Ужасно», «плохо» и подобные слова исключаем!

– «Красиво»-«некрасиво» и «нравится»-«не нравится» поясняем!

– Все высказывания вежливы, тактичны, уважительны!

Диагностика

Результаты выставки-беседы (в качестве диагностических данных) могут быть зафиксированы педагогом в процессе беседы. Диагностика поможет педагогу оценить прогресс учащегося вместе с ним самим в отношении сегодняшего дня и, например, прошлого месяца.

Критерии оценки могут быть следующими:

Оценка собственной творческой работы.

Оценка учащимся работ одногруппников.

Самоконтроль учащегося в ходе работы.

Регулярное, систематическое проведение рефлексивной деятельности в такой форме поспособствует:

Развитию аналитического мышления;

Формированию ценностного отношения к собственной деятельности и деятельности окружающих;

Овладению умением тактично и деликатно выражать критику и одобрение;

Формированию критического мышления и умению правильно воспринимать оценку окружающих;

Овладению специальной терминологией.

Формированию навыков коммуникации и саморегуляции.

Рисунок 1

C:\александра ДОКУМЕНТЫ\РАБОТА\выступления\ПАЛИТРА\4-1.jpg4-1

Рисунок 2

01

01

Рисунок 3

2

1

Рисунок 4

2

1

Рисунок 5

5

Рисунок1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей учащихся

В своей работе обращаю большое внимание на проектную деятельность учащихся. Рекомендации по её организации даны в примерных программах начального образовательного стандарта второго поколения. Та...

Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»

Цели:1)    актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач; 2)    создание условий д...

Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не тол...

Мастер-класс "Технология ТРИЗ-как средство формирования творческих способностей учащихся"

Всё о теории решения изобретательских задач, применении  методики на практике. Мастер-класс по технологиям системы ТРИЗ, представленный на конкурсе "Учитель года 2014"...

«Формирование орфографической зоркости учащихся на примере написания словарных слов »

Цель:- развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, мышление, коммуникативность при  работе в парах,-формировать каллиграфию, умения работать со словарями,-воспитывать трудолюбие....

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства

Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с изменениями, происходящие в жи...