ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗО.
проект по изобразительному искусству (изо)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗО.
Тема: « Развитие мелкой моторики на уроках по изобразительной деятельности с применением ИКТ технологии, с целью активизации познавательной деятельности учащихся».
Автор проекта учитель начальных классов:
Любимова Л.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.34 МБ |
![]() | 41.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат
городского округа Павловский Посад Московской области
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗО.
Тема: « Развитие мелкой моторики на уроках по изобразительной деятельности с применением ИКТ технологии, с целью активизации познавательной деятельности учащихся».
Автор проекта учитель начальных классов:
Любимова Л.А.
Автор проекта:
учитель начальных классов: Любимова Л.А.
Предмет,возраст учащихся:
ИЗО, 2Б и 3Б класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Цели:
- Развитие мелкой моторики у воспитанников младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью через занятия по изодеятельности с применением ИКТ технологий.
- Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
- Процесс развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта.
Задачи:
- Изучить работы специалистов по данной проблеме.
- Выявить уровень сформированности мелкой моторики рук у детей
2 и 3 класса.
- Систематизировать задания и упражнения, применяемые на занятиях по изодеятельности, способствующих развитию мелкой моторики с применением ИКТ.
- Организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей.
- Возможность технологизировать процесс обучения.
- Повышение качества обучения.
- Способствовать коррекции мелкой моторики через дидактические игры.
- Способствовать развитию мышц верхних конечностей.
Дополнительно привлекаемые участники:
педагоги дополнительного образования, воспитатели групп продленного дня.
Этапы работы над проектом:
| Сентябрь В начальное звено коррекционной школы поступают дети с недостаточно развитой мелкой моторикой, нарушенной зрительно-двигательной сферой . Это одно из проявлений неготовности ребенка к школе – недоразвитие ручной умелости создает трудности при обучении детей письму, на уроках труда, математике, рисования , физической культуры. Этот недостаток задерживает весь процесс обучения. |
2. Диагностический | Октябрь-декабрь Цель: Изучить уровень сформированности мелкой моторики воспитанников младшего школьного возраста. Задачи:
|
3. Организационно-практический | Январь-март Цель: осуществление деятельности, направленной на развитие и укрепление мелкой моторики пальцев и кисти рук с применением ИКТ технологий. Задачи:
|
4. Заключительный | Апрель-май Цель:
|
План работы над проектом:
- Постановление целей и задач проекта;
- Сбор материала (интернет, дополнительная литература, у родителей);
- Анализ собранного материала;
- Применение новых навыков на уроках ИЗО.
Актуальность:
- У детей с интеллектуальной недостаточностью уровень развития мелкой моторики ниже среднего. Это обусловлено особенностями их психофизического развития.
- Проведение работы, способствующей развитию как общей, так и мелкой моторики, является неотъемлемой частью всего педагогического сопровождения данной категории детей.
- Занятия по развитию мелкой моторики состоят в том, что занятия по изобразительной деятельности оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на умственно-отсталого ребёнка: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств (аккуратность, усидчивость).
- Навыки мелкой моторики помогают ребёнку самостоятельно обслуживать себя, способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.
- Недостаточная развитость мелкой моторики влияет на познавательную деятельность воспитанников, тем самым затрудняет овладение ими школьным программным материалом. Проблему влияния изобразительной деятельности на мелкую моторику рук детей с интелектуальной недостаточностью исследовал профессор И.Я.Грошенков. Он рассматривал влияние изобразительной деятельности на развитие мелкой моторики учащихся специальной коррекционной школы, зрительно-двигательную готовность к изобразительной деятельности, специфический характер восприятия и передачи форм, цвета и положения изображаемых предметов в пространстве, тематику рисунков. Так же данной проблемой занимались: В.М. Бехтерев, А.В. Бакушинский, Е.И. Игнатьева, М.М. Кольцова, Н.П. Вайзман, Т.М. Головина, П.М. Керсанов, Н.П.Сакулина.
Проблема:
- разработка специально подобранных комплексов упражнений для коррекции мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта;
- разработка эффективных способов (методов) активизации познавательной деятельности и предупреждения и преодоления отклонений в развитии детей.
Гипотеза:
Применение заданий и упражнений с использованием ИКТ технологий, способствующих развитию мелкой моторики, на занятиях по изодеятельности будет положительно влиять на успешное усвоение ребенком программного материала .
Словарь терминов:
- Зрительно-двигательная координация – единство и взаимодействия зрительной и двигательной координации.
- Изодеятельность – целостное -ёмкое, структурное образования, которое включает в себя: мышление, внимание.
- Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
- Теоретический этап:
В начальное звено коррекционной школы поступают дети с недостаточно развитой мелкой моторикой, нарушенной зрительно-двигательной сферой .
Это одно из проявлений неготовности ребенка к школе – недоразвитие ручной умелости создает трудности при обучении детей письму, на уроках труда, математике, рисования , физической культуры. Этот недостаток задерживает весь процесс обучения.
- Диагностический:
Цель:
Изучить уровень сформированности мелкой моторики воспитанников младшего школьного возраста.
Задачи:
- Определить методики, направленные на выявление уровня сформированности мелкой моторики у младших школьников.
- Анализ письменных работ и рисунков детей
- Количественный и качественный анализ диагностики
Методика №1
- «Брось мяч»
Цель: определить степень развития ручной ловкости у детей 7-10 лет.
Методика №2
- Игра: «Что спрятано в мешочке?»
Цель: проверить умение детей мускульно различать большие и маленькие предметы, т.е. уровень развития мелкой моторики пальцев рук.
Методика №3
- «Вырежи фигуру»
Цель: определить уровень сформированности мелкой моторики пальцев рук.
- Наблюдение за детьми в процессе деятельности (рисование, письмо)
- Эксперимент
Результаты диагностики :
Количество детей -7 человека, (2 класс).
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
2 чел. 4 чел. 1 чел.
Количество детей -14 человек, (3 класс).
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
8 чел. 4 чел. 2 чел.
3.Организационно-практический этап:
Цель: осуществление деятельности, направленной на развитие и укрепление мелкой моторики пальцев и кисти рук.
Задачи:
- Систематизировать задания и упражнения, применяемые на занятиях по изодеятельностис использованием ИКТ технологий, способствующие развитию мелкой моторики.
- Включение данных заданий в систему занятий по изодеятельности.
Формы и методы работы:
- Анализ результатов анкетирования
- Декоративное рисование
- Рисование с натуры
- Рисование на темы
- Пальчиковая гимнастика
- Графические работы
- Показ картин, иллюстраций
- Выставка в школе
- Экскурсия
- Дидактические игры
- Беседы об изобразительном искусстве
Техники изодеятельности:
Работа:
C пластилином
C природным материалом
С соленым тестом
Техника «Оригами», «Квилинг»
Рисование пальцами
Аппликация из круп, яичной скорлупы, опилок, мелких камней, природного материала.
Пальчиковая гимнастика:
- «Деревья»
- «Дом»
- «Замок»
- «Солнечные лучи»
- «Стол»
- «Гнездо»
- «Коза»
Графические упражнения:
- «Заборчик»
- «Лесенка»
- «Высокие горы»
- «Качели»
- «Палатки»
- «Воздушные шарики»
Дидактические игры:
- «Матрёшкин сарафан»
- «Собери пейзаж»
- «Собери мазаику»
- « Узнай на ощуп»
- «Весёлый узор»
Домашнее задание для улучшения мелкой моторики рук под контролем родителей
- Завязывание и развязывание шнурков.
- Застегивание и расстегивание пуговиц.
- Чистка вареного яйца.
- Складывание пазлов и мозаик.
- Лепка из пластилина.
- Рисование различными материалами - карандашом, красками, мелом.
- Нанизывание бус на нитку.
- Собирание пирамидок и матрешек.
- Работа с бумагой.
- Перебор крупы.
- Игры с конструктором и кубиками.
- Рукоделие.
На период эксперимента родителям предложено заниматься с детьми дома. Для этого нужно выбрать 2-3 вида упражнений и занятия проводить ежедневно по 1 часу в день. Рекомендуется упражнения менять, так как разнообразные формы и текстуры предметов наилучшим образом влияют на развитие и коррекцию мелкой моторики.
4. Заключительный этап:
Цель:
- Провести сравнительный анализ результатов методик в диагностическом и формирующем этапе.
- Задачи:
- Выявить уровень развития ловкости рук.
- Проверить умение детей мускульно различать большие и маленькие предметы
- Выявить динамику развития моторной ловкости.
Результативность:
В результате проводимой работы у младших школьников совершенствуются мелкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук, зрительно-двигательная координация, выработки изобразительных навыков.С помощью ИКТ технологий реализуются главные дидактические принципы обучения. Работа по формированию ручной умелости детей очень важна для того, чтобы помочь детям в освоении письма, самостоятельно обслуживать себя, повысить свою самооценку, сгладить недостатки развития присущие детям.
Вывод:
Степень развития мелкой моторики умственно отсталых школьников посредством ИКТ и игровых технологий поддается изменению, но для этого требуется длительная систематическая и целенаправленная работа. Подбор упражнений и заданий должен вызывать эмоциональный отклик у детей, соответствовать возрастному и психофизическому уровню каждого ребенка.
Список литературы:
- 2. Безрукова Е.З. Введение в изучение психологии умственного отсталого ребенка. Свердловск, 1975.
- 3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой развития. Биробиджан, 1996, с. 41-45.
- 4. Вайзман Н.П. Психомоторика детей олигофренов.-М., Педагогика, 1976.
- 5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М. Просвещение, 1973. 14. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. М., 1982. С. 63-70.
- 7. книга для учителя вспомогательной школы. /Под ред. Г.М. Дульнева. М., 1955.
- 8. Дефектологический словарь. М., Новая школа, 1996.
- 9. Дульнев Г.М. Учебно-вспомогательная работа во вспомогательной школе. Под. ред. Т.А. Власовой, В.Г. Петровой. М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/08/picture-95658.jpg)
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/13/picture-893825-1486987085.jpg)
Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу
Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/21/picture-434424-1555834439.jpg)
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/10/picture-1150922-1562774899.jpg)
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-881462-1485059890.jpg)
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/27/picture-1339115-1635295170.jpg)
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...