ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗО.
проект по изобразительному искусству (изо)

Любимова Лилия Анатольевна

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗО.

Тема: « Развитие мелкой моторики на уроках по изобразительной деятельности с применением ИКТ технологии, с целью активизации познавательной деятельности учащихся».

 

Автор проекта учитель начальных классов:

Любимова Л.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx1.34 МБ
Файл proektnaya_deyatelnost.docx41.84 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

городского округа  Павловский Посад  Московской области

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗО.

Тема: « Развитие мелкой моторики на уроках по изобразительной деятельности с применением ИКТ технологии, с целью активизации познавательной деятельности учащихся».

Автор проекта учитель начальных классов:

Любимова Л.А.

Автор  проекта:

 учитель начальных классов: Любимова Л.А.

Предмет,возраст учащихся: 

 ИЗО, 2Б и 3Б класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Цели: 

  • Развитие мелкой моторики у воспитанников  младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью через занятия  по изодеятельности с применением ИКТ технологий.  
  • Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
  • Процесс развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта.

 Задачи: 

  • Изучить  работы  специалистов по данной проблеме.
  • Выявить уровень сформированности мелкой моторики рук у детей

2 и 3 класса.

  • Систематизировать задания и упражнения, применяемые на занятиях по изодеятельности, способствующих развитию мелкой моторики с применением ИКТ.
  • Организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими  особенностями детей.
  • Возможность технологизировать процесс обучения.
  • Повышение качества обучения.
  • Способствовать коррекции мелкой моторики через дидактические игры.
  • Способствовать развитию мышц верхних конечностей.

Дополнительно привлекаемые участники: 

педагоги дополнительного образования, воспитатели групп продленного дня.

Этапы работы над проектом:

  1. Теоретический

Сентябрь

В начальное звено коррекционной школы поступают дети с недостаточно развитой мелкой моторикой, нарушенной зрительно-двигательной сферой .

Это одно из проявлений неготовности  ребенка к школе – недоразвитие ручной умелости создает трудности при обучении детей письму, на уроках труда, математике, рисования , физической культуры. Этот недостаток задерживает весь процесс обучения.  

2. Диагностический

Октябрь-декабрь

Цель: 

Изучить уровень сформированности мелкой моторики воспитанников младшего школьного возраста.

Задачи:

  •  Определить методики, направленные на выявление уровня сформированности мелкой моторики у  младших школьников.
  • Анализ письменных работ и рисунков детей
  • Количественный и качественный анализ диагностики

3. Организационно-практический

Январь-март

Цель: осуществление      деятельности, направленной на развитие и укрепление мелкой моторики пальцев и кисти рук с применением ИКТ технологий.

Задачи:

  • Систематизировать задания и упражнения, применяемые на занятиях по изодеятельности, способствующие развитию мелкой моторики.
  • Включение данных заданий в систему занятий по изодеятельности.

        

4. Заключительный

Апрель-май

Цель:

  • Провести сравнительный анализ результатов методик в диагностическом и формирующем этапе.
  • Задачи:
  • Выявить уровень развития ловкости рук.
  •  Проверить умение детей мускульно различать большие и маленькие предметы
  •  Выявить динамику развития моторной ловкости.
  • Выступление на ШМО по исследовательскому проекту.

План  работы над проектом:

  • Постановление целей и задач проекта;

  • Сбор материала (интернет, дополнительная литература, у родителей);

  • Анализ собранного материала;

  • Применение новых навыков на уроках ИЗО.

Актуальность: 

  • У детей с интеллектуальной недостаточностью уровень развития мелкой моторики ниже среднего. Это обусловлено особенностями их психофизического развития.
  • Проведение работы, способствующей развитию как общей, так и мелкой моторики, является неотъемлемой частью всего педагогического сопровождения данной категории детей.
  • Занятия по развитию мелкой моторики состоят в том, что занятия по изобразительной деятельности оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на умственно-отсталого ребёнка: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств (аккуратность, усидчивость).
  • Навыки мелкой моторики помогают ребёнку самостоятельно обслуживать себя, способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.
  • Недостаточная развитость мелкой моторики влияет на познавательную деятельность воспитанников, тем самым затрудняет овладение ими школьным  программным материалом. Проблему влияния изобразительной деятельности на мелкую моторику рук детей с интелектуальной недостаточностью  исследовал профессор И.Я.Грошенков.  Он рассматривал влияние изобразительной деятельности на развитие мелкой моторики учащихся специальной коррекционной школы, зрительно-двигательную готовность к изобразительной деятельности, специфический характер восприятия и передачи форм, цвета и положения изображаемых предметов в пространстве, тематику рисунков. Так же данной проблемой занимались: В.М. Бехтерев, А.В. Бакушинский, Е.И. Игнатьева, М.М. Кольцова, Н.П. Вайзман, Т.М. Головина, П.М. Керсанов, Н.П.Сакулина.

Проблема:  

  • разработка специально подобранных комплексов упражнений для коррекции мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта;
  • разработка эффективных способов (методов) активизации познавательной деятельности и  предупреждения и преодоления отклонений в развитии детей. 

Гипотеза:

   Применение заданий и упражнений с использованием ИКТ технологий, способствующих развитию мелкой моторики, на занятиях по изодеятельности  будет  положительно влиять на успешное усвоение ребенком программного материала .

Словарь терминов:

  • Зрительно-двигательная координация – единство и взаимодействия зрительной и двигательной координации.
  • Изодеятельность – целостное -ёмкое, структурное образования, которое включает в себя: мышление, внимание.
  • Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

  1. Теоретический этап:

В начальное звено коррекционной школы поступают дети с недостаточно развитой мелкой моторикой, нарушенной зрительно-двигательной сферой .

Это одно из проявлений неготовности  ребенка к школе – недоразвитие ручной умелости создает трудности при обучении детей письму, на уроках труда, математике, рисования , физической культуры. Этот недостаток задерживает весь процесс обучения.  

  1. Диагностический:

 Цель: 

Изучить уровень сформированности мелкой моторики воспитанников младшего школьного возраста.

Задачи:

  •  Определить методики, направленные на выявление уровня сформированности мелкой моторики у  младших школьников.
  • Анализ письменных работ и рисунков детей
  • Количественный и качественный анализ диагностики

Методика №1 

  • «Брось мяч»

Цель: определить степень развития ручной ловкости у детей 7-10 лет.

Методика №2

  • Игра: «Что спрятано в мешочке?»

Цель: проверить умение детей мускульно различать большие и маленькие предметы, т.е. уровень развития мелкой моторики пальцев рук.

 Методика №3

  • «Вырежи фигуру»

Цель: определить уровень сформированности мелкой моторики пальцев рук.

  • Наблюдение  за детьми в процессе деятельности (рисование, письмо)
  • Эксперимент

Результаты диагностики :

Количество детей -7 человека, (2 класс).

Высокий уровень        Средний уровень    Низкий уровень

                           

                2 чел.                           4 чел.                  1 чел.  

Количество детей -14 человек, (3 класс).

Высокий уровень        Средний уровень    Низкий уровень

                           

                8 чел.                           4 чел.                  2 чел.                                                                        

                     

      3.Организационно-практический этап:

Цель: осуществление      деятельности, направленной на развитие и укрепление мелкой моторики пальцев и кисти рук.

Задачи:

  • Систематизировать задания и упражнения, применяемые на занятиях по изодеятельностис использованием ИКТ технологий, способствующие развитию мелкой моторики.
  • Включение данных заданий в систему занятий по изодеятельности.

Формы и методы работы:

  • Анализ результатов анкетирования
  • Декоративное рисование
  • Рисование с натуры 
  • Рисование на темы 
  • Пальчиковая гимнастика
  • Графические работы
  • Показ картин, иллюстраций
  • Выставка в школе
  • Экскурсия
  •  Дидактические игры
  • Беседы об  изобразительном искусстве

 Техники изодеятельности:

Работа:

C пластилином

C природным материалом

С соленым тестом

Техника «Оригами», «Квилинг»

Рисование пальцами

Аппликация из круп, яичной скорлупы, опилок, мелких камней, природного материала.

Пальчиковая гимнастика:

  • «Деревья»
  • «Дом»
  • «Замок»
  • «Солнечные лучи»
  • «Стол»
  • «Гнездо»
  • «Коза»

Графические упражнения:

  • «Заборчик»
  • «Лесенка»
  • «Высокие горы»
  • «Качели»
  • «Палатки»
  • «Воздушные шарики»

Дидактические игры:        

  • «Матрёшкин сарафан»
  • «Собери пейзаж»
  •  «Собери мазаику»
  •  « Узнай на ощуп»
  •  «Весёлый узор»

Домашнее задание для улучшения мелкой моторики рук под контролем родителей

  • Завязывание и развязывание шнурков.
  • Застегивание и расстегивание пуговиц.
  • Чистка вареного яйца.
  • Складывание пазлов и мозаик.
  • Лепка из пластилина.
  • Рисование различными материалами - карандашом, красками, мелом.
  • Нанизывание бус на нитку.
  • Собирание пирамидок и матрешек.
  • Работа с бумагой.
  • Перебор крупы.
  • Игры с конструктором и кубиками.
  • Рукоделие.

На период эксперимента родителям предложено заниматься с детьми дома. Для этого нужно выбрать 2-3 вида упражнений и занятия проводить ежедневно по 1 часу в день. Рекомендуется упражнения менять, так как разнообразные формы и текстуры предметов наилучшим образом влияют на развитие и коррекцию мелкой моторики.

4. Заключительный этап:

Цель:

  • Провести сравнительный анализ результатов методик в диагностическом и формирующем этапе.
  • Задачи:
  • Выявить уровень развития ловкости рук.
  •  Проверить умение детей мускульно различать большие и маленькие предметы
  •  Выявить динамику развития моторной ловкости.

Результативность:        

В результате проводимой работы у младших школьников совершенствуются мелкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук, зрительно-двигательная координация, выработки изобразительных навыков.С помощью ИКТ технологий  реализуются главные дидактические принципы обучения. Работа по формированию ручной умелости детей очень важна для того, чтобы помочь детям в освоении письма, самостоятельно обслуживать себя, повысить свою самооценку, сгладить недостатки  развития   присущие детям.

Вывод:        

Степень развития мелкой моторики умственно отсталых школьников посредством ИКТ и игровых технологий поддается изменению, но для этого требуется длительная систематическая и целенаправленная работа. Подбор упражнений и заданий должен вызывать эмоциональный отклик у детей, соответствовать возрастному и психофизическому уровню каждого ребенка.

Список литературы:

  • 2.  Безрукова Е.З. Введение в изучение психологии умственного отсталого ребенка. Свердловск, 1975.
  • 3.  Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой развития. Биробиджан, 1996, с. 41-45.
  • 4. Вайзман Н.П. Психомоторика детей олигофренов.-М., Педагогика, 1976.
  • 5.  Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М. Просвещение, 1973. 14. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. М., 1982. С. 63-70.
  • 7.  книга для учителя вспомогательной школы. /Под ред. Г.М. Дульнева. М., 1955.
  • 8. Дефектологический словарь. М., Новая школа, 1996.
  • 9.  Дульнев Г.М. Учебно-вспомогательная работа во вспомогательной школе. Под. ред. Т.А. Власовой, В.Г. Петровой. М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...