« Золотая хохлома »
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству, художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения промысла, техникой изготовления, видами росписи.
2. Совершенствовать навыки работы красками и кистью. Учить рисовать элементы хохломской росписи.
3. Развивать эстетический и художественный вкус детей, умение видеть прекрасное в жизни, развивать творческую активность, фантазию.
4. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность учащимся почувствовать себя народными мастерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 918.86 КБ |
Предварительный просмотр:
« Золотая хохлома »
Пояснительная записка
Агрессивное наступление западной поп-культуры приводит к утрате ориентиров, к массовому падению эстетического вкуса у молодежи. В этих условиях знакомство детей с образцами народного творчества представляется очень актуальным. Это в первую очередь приобщение к лучшим образцам народного искусства, и воспитание художественного вкуса, что в конечном счете должно способствовать воспитанию уважения к труду, к людям труда, которые создают прекрасные произведения народного искусства, передают наши русские традиции из поколения в поколение, прославляют на весь мир свою малую родину.
Занятие по теме: «Золотая хохлома» предназначено для работы с детьми в системе дополнительного образования, разработано по программе кружка «Изостудия». Данное занятие проводится на 2 году обучения для обучающихся 8 – 9 лет. Это первое занятие в разделе «Декоративная работа». Эту разработку занятия и презентацию по теме: «Золотая хохлома» можно использовать как в кружковой работе, а так же и на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе.
Методические рекомендации
За несколько дней до начала занятия для включения учащихся в активную деятельность ребята делятся на группы, проводят исследовательскую работу по сбору материала о хохломе и выступают на занятии с публичными сообщениями.
Современный ритм жизни заставляет использовать новые иформационные технологии, которые обеспечивают наглядность, повышают интерес к занятию, помогают увидеть разнообразие и красоту окружающего мира, поэтому для занятия составлена презентация о хохломе. Можно оформить выставку изделий хохломской росписи.
Практические умения учащихся формируются в ходе выполнения ими практического задания, учитель последовательно объясняет приёмы выполнения хохломской росписи. Дети повторяют элементы совместно с учителем. В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка. Ребята вывешивают свои ложки и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить то, что лучше всего удалось. Для закрепления изученного материала можно провести фронтальный опрос, работу по карточкам в парах.
Тема: «Золотая хохлома»
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству, художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения промысла, техникой изготовления, видами росписи.
2. Совершенствовать навыки работы красками и кистью. Учить рисовать элементы хохломской росписи.
3. Развивать эстетический и художественный вкус детей, умение видеть прекрасное в жизни, развивать творческую активность, фантазию.
4. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность учащимся почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование для педагога:
краски, кисть, альбомный лист, баночка для воды, салфетка, презентация «Золотая хохлома», выставка изделий хохломских мастеров, аудиозапись народной мелодии.
Оборудование для обучающихся:
краски, кисть, баночка для воды, салфетка, модель для раскрашивания «Ложка», карточки с заданиями.
Возраст обучающихся 8 – 9 лет
Ожидаемый результат:
1. Познакомить с историей возникновения промысла.
2. Познакомить с техникой изготовления изделия.
3. Познакомить с видами росписи.
4. Научить рисовать узоры хохломской росписи с элементами «травинки», «осочки», «кустики», «капельки» и «ягодки».
5.Познакомить с использованием хохломских мотивов в современной жизни.
6.Развить творческую активность, фантазию, эстетический и художественный вкус
7.Воспитать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма.
План занятия
1.Оргмомент.
2.Актуализация знаний. Сообщение темы и целей занятия.
3. Изучение нового материала.
а) История появления хохломской росписи.
б) Процесс изготовления хохломской посуды
в) Виды росписи.
4. Физкультминутка.
5. Практическая работа.
а) Знакомство с элементами росписи.
б) Самостоятельная работа.
6. Закрепление изученного материала.
7. Итог занятия.
Ход занятия
1.Оргмомент
- Здравствуйте, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я желаю вам хорошего настроения и много новых открытий.
- Проверьте, всё ли готово к занятию.
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей занятия.
- Гуляя в лесу, в поле, берегом реки, разве не удивлялись вы красоте родной земли, обильному разнотравью ее лугов? Всем сердцем любя родную страну и любуясь ею, русские люди не только воспевали ее красоту в песнях и сказках, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становились эти предметы – красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные.
- Ребята, посмотрите, какие необыкновенно красивые изделия у нас на выставке.
- Кто знает, к какому промыслу они относятся?
- Как вы думаете, о чём же мы будем говорить на сегодняшнем занятии?
- Сегодня мы познакомимся с удивительно волшебным народным промыслом, который носит удивительное название – Хохлома.
- Тема нашего занятия «Золотая хохлома».
Слайд №1
Мир волшебной хохломы.
Удивляя, прорастая,
Как – то празднично жива
Молодая, непростая,
Черно - красная трава.
Листья рдеют, не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея-
В мир волшебной Хохломы.
- Хохломская роспись неповторима. Каждый цветок, каждая травинка, красивы по-своему. Посмотришь на это чудо, и тебя охватывает чувство радости, счастья, безграничной любви к этой красоте.
- Ребята, сегодня мы прикоснемся к чуду – хохломской росписи. Узнаем её секреты.
Слайд №2
- Ребята, как вы думаете, какие это секреты? ( Ответы детей)
- Как появилась хохломская роспись.
- Как делают изделия.
- Какие есть виды росписи.
3. Изучение нового материала
а) История появления хохломской росписи.
- Ребята, вы работали в группах, проводили исследовательскую работу и подготовили материал о хохломе. Давайте послушаем ребят из первой группы, они расскажут, как появилась хохломская роспись.
Выступление ребят 1 группы.
Хохломская роспись, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Нижегородской области.
Слайд №3
В далекие времена в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды. Изделия везли для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.
А берёт своё начало живописное искусство Хохлома от техники писания икон. В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома было много беглецов. Среди них были и художники-иконописцы. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь.
Слайд №4
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник». Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры.
Слайд № 5
Легенда о хохломе
Давным-давно от царской немилости сбежал в леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал он кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла — надо было лететь дальше. Когда она улетала, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, — и стала та золотой.
- Понравилась вам история?
б) Процесс изготовления хохломской посуды
- Как создаётся хохломское чудо? Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Ребята из 2 группы раскроют секрет хохломы, как же эта посуда становится золотой!
Слайд № 6
Выступление ребят 2 группы
1. Заготовки из дерева («бельё» неокрашенные изделия) просушивали.
2. Вапление. Грунтовка раствором жидкой очищенной глиной (вапой, как её называют мастера). Далее изделие покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).
3. Лужение. Втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка.
4. Нанесение росписи.
5. Покрытие изделия лаком.
6. Закалка в печи.
- Вошли в печь изделия серебристо-холодные, вышли сияющие, золотые.
- А какие цвета характерны для хохломской росписи?
(Ответы учащихся: красный, черный, золотой)
- Цвета хохломской росписи – чёрный, красный и золотой. Это придаёт изделиям праздничный и торжественный вид. Дополнительно используют зелёный, жёлтый и коричневый цвета.
- Какие изделия изготавливали мастера?
(Ответы учащихся)
- Правильно это чашки, блюда, ложки, чаши, чарки, праздничные сосуды для напитков, ковши, своими формами напоминающие фантастических птиц и коней. Слайд № 7, 8
в) Виды росписи.
- Из поколения в поколения мастера писали то, что переняли от отцов и дедов, что было им близко и понятно. Но писали каждый раз по-новому, словно песню пели на разные голоса. Каждое изделие неповторимо.
(Учитель обращает внимание детей на выставку составленную из предметов посуды, украшенными хохломской росписью.)
- Какие узоры вы видите на посуде?
(Ответы детей: листики, ягодки, завитки, травинки)
- А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где–то заимствуют?
(Ответы детей: у природы)
- Хохломские мастера используют несколько видов росписи, об этом нам расскажут ребята из 3 группы.
Слайд № 9
Выступление ребят 3 группы.
Хохлома весьма разнообразна, однако по приему письма ее принято делить на два основных вида: «Верховая» роспись и «Фоновая».
«Верховая» - роспись. При "верховом" письме мастер наносит рисунок черной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия.
«Фоновая» роспись. При "фоновом" письме кистью сначала наносятся контурные очертания орнамента, а затем красной или черной краской закрашивается окружающий фон, а сами мотивы тонко прописываются легким мазком кисти. В "фоновом" письме выделяют два типа орнамента: роспись "Под фон", "Кудрину".
4. Физкультминутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты
Ветер дует иногда.
Только это не беда.
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по прежнему цветут.
5. Практическая работа
а) Знакомство с элементами росписи.
- Хотите стать мастерами хохломской росписи?
- Тогда для начала выполним несколько живописных упражнений. Я вам подготовила прописи с элементами хохломской росписи. Рассмотрим простейшие приёмы выполнения хохломской росписи.
(Учитель последовательно объясняет приёмы выполнения хохломской росписи. Дети повторяют элементы совместно с учителем)
Слайд № 10, 11
«осочки» - самый простой элемент, он выполняется лёгким движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
«кустик» - наиболее сложный элемент; так как он состоит из нескольких симметрично расположенных, более простых элементов: «осочек», «травинок», «капелек», «усиков», «завитков»;
«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки. Для ягод бруснички, смородинки, рябинки используют печатку-тычок.
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
___________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
б) Самостоятельная работа
- Ребята, сейчас вы самостоятельно распишете шаблон ложки, выбирая при этом любой элемент росписи, который мы научились выполнять. Приступайте к работе мастера, творите, фантазируйте.
Слайд № 12
- Посмотрите на выставку, какие чудесные ложки получились у наших мастеров. У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены ягодки. Молодцы, ребята! Вы очень постарались и порадовали меня.
6. Закрепление изученного материала
- Вы видите на экране изображение различных изделий декоративно-прикладного искусства, искусства, созданного русскими умельцами. Под какими номерами находится Хохлома?
Слайд № 13
- На карточках этапы изготовления хохломской посуды, расположите рисунки в правильном порядке. (Работа в парах)
Слайд № 14
- Молодцы! Прекрасно справились с заданием можно присвоить вам звание «Мастера хохломы».
- Хочу вас познакомить с использованием хохломских мотивов в современной жизни.
Слайд №15
- Вы, наверное, со мною согласитесь, что это уникальный вид росписи, который никого не оставит равнодушным. А тот, кто попробует расписать хохломскими узорами изделие, полюбит его навсегда.
7. Итог занятия
- С каким художественным народным промыслом мы сегодня познакомились?
- Почему хохломские изделия называют «Золотая хохлома»?
- Что бы вы ещё хотели узнать о хохломской росписи?
- Искусство Хохломы – это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.
"Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди служишь Отчизне!"
- Я надеюсь, что наше занятие по теме «Золотая хохлома», вам понравилось и надолго останется в вашей памяти. Спасибо за работу.
Слайд №16
Список литературы
1. Емельянова Т.И. Золотая Хохлома. Декоративная роспись по дереву. Издательство: Интербук-бизнес 2001
2. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. - М., 1970.
3. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XV11-XX веков. - М., 1960.
4. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Золотая хохлома
Данный материал (презентация) позволяет ознакомить учащихся со старинным русским народным промыслом - хохломой....
Урок-проект "Золотая хохлома"
Заключительный урок в проекте Золотая хохлома. На предыдущих уроках учащиеся изготовливали посуду из бумажного теста и покрывали ее золотой краской. Класс был поделен на группы для сбора дополнительно...
Урок "Народное искусство. Золотая хохлома".
Цель: научить учащихся выполнять орнамент в полосе по мотивам хохломской росписи.Задачи:Вспомнить предметы народного искусства, с которыми познакомились на прошлых уроках.Провести сравнительный ...
Проект "Золотая хохлома"
Проект «Золотая хохлома» направлен на изучение одного из народных промыслов. Работать над проектом мы начали в ноябре. В течении декабря – января мы находили нужную инфор...
Золотая хохлома
Данная презентация может быть использована на уроках изобразительного искусства, во внеклассной работе...
Конспект урока по изо 3 класс"Золотая хохлома.Декоративная роспись шаблонов посуды"
Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс...
Конспект урока по изо 3 класс"Золотая хохлома.Декоративная роспись шаблонов посуды"
Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс...