Программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Голомазова Светлана Витальевна

Программа по изобразительному искусству разработана для обучающихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_104_klassy.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культур мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.         

Программа включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника, в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.  Эти виды деятельности выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства, они являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что три вида художественной деятельности, представленные в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки, сопутствуют обучающимся все годы обучения.  Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность программы помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и обучающегося; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно -  значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность обучающегося и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес детей к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности обучающихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления обучающихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала программы. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Общие цели учебного предмета для уровня обучения:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство»  представлены в каждом классе содержательными блоками. По мере углубления полученных знаний меняется понимание связи этих форм деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой работы, освоение учениками различных художественных материалов (гуашь, акварель, пластилин, мелки и т.д.), постоянную смену художественных материалов.

Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:

  • использование различных художественных материалов, приемов и техник;
  • изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
  • передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
  • выражение настроения художественными средствами;
  • компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
  • использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
  • использование знаний графической грамоты;
  • использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
  • передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

Описание места учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения.

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение предмета выделяется 126 ч.

В 1 классе — 24 часа (1 час в неделю, 24 недели), во 2 классе — 34 часа (1 час в неделю, 34 недели), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 недели), в 4 классе – 34 часа  (1 час в неделю, 34 недели).  

Количество проектов:

4 класс – 1.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты

отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты

характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

- понимание образной природы искусства;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 

- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Основной инструментарий для оценивания результатов

Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Инструментарием для оценивания предметных результатов является текущий, промежуточный контроль уровня обученности обучающихся. Результаты накопленной оценки учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных обучающихся помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не оценивается по внутришкольному мониторингу. Возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, которая осуществляется учителем на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности.

Инструментарием для оценивания метапредметных результатов является выполнение итогового проекта, выполняемого обучающимся в рамках одного учебного предмета с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний.

3.Содержание учебного предмета

1 класс (24 часа)

  1. Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Три вида художественной деятельности. Определяющие всё многообразие визуальных пространственных искусств. Положены в основу первого, вступительного года обучения.

На помощь детям и учителю приходит игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата – Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Открытием для детей должно стать то, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью – тем же, чем занимаются взрослые художники (пока ещё не искусство).

Увидеть в окружающей жизни работу того или иного Брата – Мастера – интересная игра. С неё и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познание огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этого года входит осознание того, что мастера работают с определёнными материалами, а также первичное освоение этих материалов.

Но Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала они скрываются под шапкой – невидимкой. В первой четверти снимает с себя шапку и начинает открыто играть с детьми Мастер Изображения. Во второй четверти он поможет снять шапку – невидимку с Мастера Украшения, в третьей – с мастера Постройки. А в четвёртой четверти они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь в виду и особый смысл обобщающих уроков: в них через работу каждого Мастера связывается детская художественная работа со взрослым искусством.

  1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (7 ч.)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. И все последующие годы обучения будет помогать детям видеть, рассматривать мир. Чтобы видеть, надо не только смотреть, но и рисовать самому. Этому надо учиться. Здесь закладываются только основы понимания огромной роли изобразительной деятельности в жизни людей, и в дальнейшие годы учитель будет развивать это понимание. В открытия входи и то, что в искусстве существует не только художник, но и Зритель. Быть хорошим зрителем тоже нужно учиться, и мастер Изображения учит этому.

 Задачей Мастера является и обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами. Опыт этот будет углубляться и расширяться во всей дальнейшей работе.

Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть.  Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Изображение сказочного осеннего леса, где все деревья похожи по форме на листья.

Изображать можно пятном.  Присмотреться к разным пятнам – мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе - и постараться увидеть в них какие – либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем).

Изображать можно в объеме.  Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объёмные предметы на что похожи (например, картофелины или другие овощи, коряги в лесу или парке).

Изображать можно линией. Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе» - рисунок или последовательность рисунков.

Разноцветные краски. Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает разный цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика.

Изображать можно и то, что невидимо. Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку – выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.

Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия.

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

- положительно относиться к урокам изобразительного искусства;

- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

- выполнять работу по заданной инструкции;

- «читать» условные знаки, данные в учебнике;

- находить нужную информацию в словарях учебника;

- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- познавательной мотивации к изобразительному искусству;

- понимать цель выполняемых действий;

- адекватно оценивать правильность выполнения задания;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому.

2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (7ч.)

Мир полон украшений. Мастер Изображения, с которым дети познакомились ранее, - это Мастер Познания, помогающий внимательно вглядываться в жизнь. Мастер Украшения делает в жизни совсем иное – он Мастер Общения, так как организует общение людей, помогая им открыто выявлять свои роли.

Сегодня мы идём в поход, завтра – на работу, потом – на бал и одеждой говорим об этих своих ролях, о том, кто мы сегодня, что будем делать. Нагляднее, конечно, эта работа Мастера Украшения проявляется на балах, карнавалах, в театральных постановках. Да и природе мы отличаем, например, одних птиц или бабочек от других по их украшениям.

Мир природы полон украшений. Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка даётся в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.

Красоту надо уметь замечать. Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек.  Все украшения человека что – то рассказывают о своём хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнать героев? Изображение выбранных сказочных героев и их украшений.

Мастер Украшения помогает сделать праздник. Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звёзд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя ёлка».

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

- внимательному отношению к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

- использовать изученные приёмы работы красками;

- различать цвета и их оттенки;

- комментировать последовательность действий;

- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-  уважать народные художественные традиции России;

- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (7 ч.)

Мастер Изображения – Мастер Познания, Мастер украшения – Мастер Общения, а Мастер постройки – это мастер Созидания предметной среды жизни.

В этой четверти его братья снимают с него шапку – невидимку и передают ему бразды правления. Люди могут познавать мир и общаться, только имея человечески организованную среду. Каждый народ строит с первобытных времён. Строят и дети в своих играх из песка, кубиков, стульев – любого подручного материала. Перед началом изучения учитель (с помощью детей) должен собрать как можно больше «строительного материала» (например, коробки от молока, йогуртов, от ботинок и т. д.).

Постройки в нашей жизни.  «Придумай себе дом» - изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живёт. Разные дома для разных дел. Развитие воображения.

Дома бывают разными.  Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Домики, которые построила природа. Изображение домов животных. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила – слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.

Дом снаружи и внутри.  Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах – буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?

Все имеет свое строение. Сделать образы разных зверей – зоопарк – конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек весёлых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путём  наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных.

Строим вещи.  Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек.

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

- осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

- соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой;

- конструировать объекты дизайна;

- участвовать в коллективном обсуждении.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- эмоционально относиться к произведениям искусства и изображаемой действительности;

- решать творческую задачу, используя известные средства;

- группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям.

4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (3 ч.)

Цель темы – показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу. Но у каждого Мастера своя работа, своё назначение. И в конкретной работе один из Мастеров всегда главный. И в конкретной работе один из Мастеров всегда главный. Вот, например, наши рисунки – изображения: где тут работа Мастера Постройки? Сейчас эти работы украшают класс. А в работах, где главным был Мастер украшения, как ему помогали Мастер Изображения и Мастер Постройки? Главное – это вспомнить с ребятами, в чём именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Обобщением здесь является первый урок. В классе должны быть выставлены лучшие работы детей за весь год – своего рода отчётная выставка. Желательно, чтобы каждый ребёнок имел какую – то выставленную работу. Дети учатся рассказывать о своих произведениях и о рисунках своих товарищей.

А в конце урока демонстрируются слайды произведений «взрослого» искусства, и дети  должны выделить «участие» каждого Мастера в этих работах: ваза с фигуративным рисунком; ваза, форма которой что – то изображает; картина с архитектурной постройкой; фонтан со скульптурой; дворцовый интерьер с ярким декором, скульптурой и картинами; интерьер современного здания с монументальной росписью.

 «Сказочная страна». Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке. Конструирование нарядной птицы из цветной бумаги.

Наблюдение живой природы с точки зрения работы трёх Братьев – Мастеров.

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

- вносить коррективы в свою работу;

- вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);

- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

-характеризовать персонажей произведения искусства;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

2 класс (34  часа)

  1. Ты и искусство

Тема «Ты и искусство» - важнейшая для данной концепции. Она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного «приращения» к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроено в особой последовательности. Нарушение ее нежелательно.

Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

  1. Чем и как работают художники (8 ч)

Основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материала.

Три основные краски создают многоцветье мира. Основные и составные цвета. Умение смешивать краски. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.

Пять красок – все богатство цвета и тона. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, изображение дождя, тумана, солнечного дня.

Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности.  Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью.

Выразительные возможности аппликации.  Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1-3 панно) (по памяти и впечатлению).

Выразительные возможности графических материалов. Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти).

Выразительность материалов для работы в объеме.  Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.

Выразительные возможности бумаги.  Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально). Работа по воображению.

Для художника любой материал может стать выразительным.  Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуаши, акварели, мелков, пастели, графических материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных материалов».

Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т.д. на фоне темной бумаги.

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

- положительно относиться к урокам изобразительного искусства;

- выполнять работу по заданной инструкции;

- «читать» условные знаки, данные в учебнике;

- находить нужную информацию в словарях учебника;

- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

- комментировать последовательность действий.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- познавательной мотивации к изобразительному искусству;

- понимать цель выполняемых действий;    

- адекватно оценивать правильность выполнения задания;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому.

2. Реальность и фантазия (7 ч.)

Изображение и реальность.  Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома.

Изображение и фантазия. Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д.

Украшение и реальность. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).

Украшение и фантазия. Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги).

Постройка и реальность.  Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций – сот пчел, головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей). Индивидуально – коллективная работа: конструирование из бумаги подводного мира.

Постройка и фантазия. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов. Создание макетов фантастических зданий, конструкций «Фантастический город». Индивидуальная групповая работа воображению.

Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник. Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Коллективное панно.

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

- чувству уважения к народным художественным традициям России;

- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

- использовать изученные приёмы работы красками;

-  участвовать в коллективном обсуждении.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

3. О чем говорит искусство (8 ч.)

Это центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие темы подводят к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается просто так, только ради искусности изображения. Искусство (Братья-Мастера) выражают человеческие чувства и мысли, т.е. отношение к тому, кого и что украшают, а постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят.

Выражение характера изображаемых животных.  Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих.  Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.

Выражение характера человека в изображении (мужской образ). Для всех заданий по теме используется сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».  Изображение злого и доброго воина.

Выражение характера человека в изображении (женский образ). Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна – Лебедь и баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.) Класс делится на две части: одни изображают добрых персонажей, другие – злых.

Образ сказочного героя, выраженный в объеме. Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна – Лебедь, баба Бабариха, Баба – Яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т.д.

Изображение природы в разных состояниях. Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д.), индивидуальная работа.

Выражение характера человека через украшение.  Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она (например, смелый воин – защитник или злой воин). Разными будут украшения у Царевны – лебеди и бабы Бабарихи. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников.

Выражение намерений через украшение. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно – индивидуальная. Панно. Аппликация.

Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев.  Три Брата – мастера совместно с детьми выполняют несколько панно, где с помощью аппликации и живописи создают мир нескольких сказочных героев – добрых и злых (например, терем Царевны – Лебеди, дом Бабы – яги, изба богатыря и т. д.)

На панно создаются дом (наклейками), фон – пейзаж как образная среда и фигура – образ хозяина дома. Созданные образы раскрываются через характер постройки, одежду, форму фигур, деревьев, на фоне которых стоит дом. Обобщение завершается выставкой работ, сделанных ранее.

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

- внимательно относиться к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

- осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

- соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой;

- вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- решать творческую задачу, используя известные средства;

- характеризовать персонажей произведения искусства;

- конструировать объекты дизайна.

4. Как говорит искусство (9 ч.)

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Изображение угасающего костра – борьба тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой. Остер изображается как бы сверху (работа по памяти и впечатлению). «Перо жар – птицы»: краски не применяются.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение красок с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета). Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (работа по памяти и впечатлению).

Линия как средство выражения: ритм линий.  Изображение весенних ручьев.

Линия как средство выражения: характер линий.  Изображение ветки с определенным характером и настроением – нежные, могучие ветки и т.д.

Ритм пятен как средство выражения.  Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц; аппликация. Работа индивидуальная или коллективная.

Пропорции выражают характер.  Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т.д.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».

Обобщающий урок года.  Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Урок проводится в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. В игре – беседе учителю помогают три Брата – Мастера.

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

- эмоционально относиться к произведениям искусства и изображаемой действительности;

- вносить коррективы в свою работу;

- различать цвета и их оттенки;

- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);

- группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

3 класс (34 часа)

Содержание учебного материала

  1. Искусство вокруг нас, искусство в твоем доме (9 ч.)

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей учитель подводит к тому, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры. И так было всегда – от древности и до наших дней.

Мастера ведут ребенка по его дому и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Твоя игрушка. Игрушки, т. е. какими им быть, придумал художник. Создание игрушки тоже искусство. Над каждой игрушкой работают все три наших волшебных Мастера — Изображения, Постройки и Украшения. Их совместная работа — это три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение.                                                                                                                

Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.    

Твоя посуда.  Роль художника в создании посуды. Форма и украшения посуды обусловлены ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Работа Мастеров Постройки, Украшения и Изображения по изготовлению посуды: конструкция — форма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов.                                                                                                    

Мамин платок.  Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Роль Мастера Постройки. Растительный или геометрический характер узора. Колорит платка как средство выражения.                                                                              

Обои, шторы в твоем доме. Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, или гостиная, или комната для работы. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы и их превращение в орнамент для украшения комнаты.            

Твоя книжка. Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль обложки. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров при создании книги.                                                                                                                                                                            

        Поздравительная открытка (декоративная закладка).  Создание художником поздравительных открыток и другой мелкой тиражной графики. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.                                                                                                                    

В создании всех предметов в доме принимал участие художник. В любой работе ему помогали наши волшебные Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.                                                                                            На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке детских работ, выполненных в течение четверти. «Ведут беседу» три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни и есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники. Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом четверти и одновременно открытием.

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

- выполнять работу по заданной инструкции;

- использовать изученные приёмы работы красками;

- «читать» условные знаки, данные в учебнике;

- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

- комментировать последовательность действий.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке.

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

Все начинается с порога родного дома. II четверть и посвящена этому порогу. И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.

Наследие предков: памятники архитектуры. Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, какими им быть. Лучшие произведения архитектуры — это достояние народа, их надо беречь и охранять; это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.                                                                                                                      

Витрины на улицах. Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Реклама на улице.                      

Парки, скверы, бульвары. Архитектура садов и парков. Художник-архитектор придумывает не только здания, но и парки. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Рассмотреть, как построены парки и сады, там, где мы живем.                                                                                                                    

Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт- Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников.                                                      

Фонари на улицах и в парках. Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт- Петербурга, других городов.                                                                                                                                                    

Транспорт. Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник.                                                                                                              

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

- осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

- вносить коррективы в свою работу;

- соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой;

- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- внимательно относиться к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

- конструировать объекты дизайна;

- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

- творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав.

Художник и зрелище (9 ч.)

Зрелище — неотъемлемая часть жизни человека. Какой тусклый и однообразный был бы мир без праздника! В цирке, на концерте или в театре нас встречает праздничное и красочное зрелище, созданное художником.                                                                                                          Игровая природа зрелища позволяет учителю в конце четверти продемонстрировать творческие работы детей в виде театрализованного представления или спектакля.

Художник и театр. Спектакль — вымысел и правда театральной игры. Художник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания театрально-сценического оформления.

Образ театрального героя. Мир театра, мир условности, мир игры. Театр кукол как пример видового разнообразия кукол.                                                                                                                                                              

Театральные маски.  Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике.                                                                                                        

Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм. Театральный занавес. Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм.              

Афиша. Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт.                                                                                                                    

Художник в цирке. Праздник в городе. Роль художника в цирке. Цирк — образ радостного, искрометного и волшебного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности — веселая тема детского творчества.                                                                                                                        

Заключительный урок четверти предоставляет учителю различные возможности для его проведения. Это может быть театрализованное представление или спектакль с использованием сделанных на занятиях масок, кукол и т. д. или же дети как Мастера Изображения, Украшения и Постройки могут украсить класс или школу, превратив их в место для праздника.

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

- познавательной мотивации к изобразительному искусству;

- чувству уважения к народным художественным традициям России;

- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);

- различать цвета и их оттенки;

- участвовать в коллективном обсуждении;

- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

-  быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

- характеризовать персонажей произведения искусства;        

- использовать силуэт и световой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства).

Художник и музей (9 ч).

Три четверти учебного года были посвящены прикладным видам деятельности художника. Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, в IV четверти мы обращаемся к станковым видам изобразительного искусства. Речь пойдет о картине и скульптуре, будет дано представление о жанрах изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой и исторический жанры) и разных по назначению видах скульптуры.  Лучшие произведения искусства хранятся в музеях, и люди специально приходят, чтобы увидеть их. Многие города могут гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений мирового и русского искусства. К этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения.                                        

В Москве есть музей — святыня русской культуры — Третьяковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Огромно значение Эрмитажа и Русского музея в Петербурге — центров международных художественных связей. И есть также много небольших интересных музеев, выставочных залов.                                                                                                                      

Однако тема «Художник и музей» шире. Существуют самые разные музеи, но всегда в их организации принимает участие художник, который помогает сделать музейную экспозицию.      Бывают художественные, литературные, исторические музеи, музеи науки и т. д. и даже домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи. Может быть домашний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей.

Музеи в жизни города. Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музей родного города. Рассказ учителя и беседа.                                                                                              

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И, Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро и т. д.                                                                                Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже.                                                                                                                                        

Картина-натюрморт. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины.                                                                                                                                  

Картина-портрет.  Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.                                                                  

Картины исторические и бытовые.  Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Учимся смотреть картины.                                                                                                                                      

Скульптура в музеях и на улицах. Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.                                                                

Художественная выставка.  Организация выставки лучших работ за год — обобщение темы «Искусство вокруг нас». Выставка — это всегда событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей.                                                                                                                                                       Подведение итога: какова роль художника в жизни каждого человека?

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

- эмоционально относиться к произведениям искусства и изображаемой действительности.

- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

- решать творческую задачу, используя известные средства;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

- группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

- чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

- расписывать готовые изделия согласно эскизу;

- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов.

4 класс (34 часа)

Истоки искусства твоего народа (9 ч.)

Какого цвета Родина? Осенний вернисаж. Изображение родной природы.

Пейзаж родной земли. Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Образ традиционного русского дома (избы). Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Украшения деревянных построек и их значение.  Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами.   Украшение   «деревянных»   построек,   созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).

Деревня — деревянный мир. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение    деревни — коллективное    панно    или    индивидуальная работа.

Образ красоты человека. У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Народные праздники. Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

- осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

- вносить коррективы в свою работу;

- понимать цель выполняемых действий;

- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- чувству уважения к народным художественным традициям России;

- внимательному отношению к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

- чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;

- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;

- изображать форму, строение, цвет предметов;

- соблюдать последовательное выполнение рисунка;

- выполнять эскизы декоративных узоров.

Древние города твоей земли (7 ч.)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость. Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.

Древние соборы. Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Древний город и его жители. Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.

Древнерусские воины-защитники. Изображение   древнерусских   воинов, княжеской   дружины. Одежда и оружие воинов.

Древние города Русской земли.  Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего ' задания.

Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

- эмоционально-ценностному отношению к произведениям искусства и изображаемой действительности;

- решать творческую задачу, используя известные средства;

-  включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);

- вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

- различать цвета и их оттенки;

- соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- конструировать объекты дизайна;

- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы;

- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

-  быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

- применять приёмы народной росписи;

- расписывать готовые изделия по эскизу.

Каждый народ - художник (10 ч.)

Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.

Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа.

Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Образ художественной культуры Древней Греции. Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Образ художественной культуры Японии.

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

- положительно относится к урокам изобразительного искусства;

- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

- выполнять работу по заданной инструкции;

- находить нужную информацию в словарях учебника;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- познавательной мотивации к изобразительному искусству;

- применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек;

- адекватно оценивать правильность выполнения задания;

- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям.

Искусство объединяет народы (8 ч)

Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.

Темы года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — разное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.

Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны—от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.

Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.

Все народы воспевают материнство. Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.

Все народы воспевают мудрость старости. Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.

Сопереживание — великая тема искусства. С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Герои, борцы и защитники. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Эскиз   памятника   герою, выбранному   автором (ребенком).

Юность и надежды. Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Искусство народов мира (обобщение темы).  Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся. Проект «Мой любимый художник».

Планируемые результаты изучения темы

Обучающиеся научатся:

- использовать изученные приёмы работы красками;

- адекватно оценивать правильность выполнения задания;

- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

- «читать» условные знаки, данные в учебнике;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

- характеризовать персонажей произведения искусства;

- группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

- применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек;

- выражать отношение к произведению.


4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Наименование изучаемой темы (раздела)

Количество часов

Основное содержание по теме (разделу)

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

1 класс (24 часа)

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

24

Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

Овладевать первичным опытом работы художественными материалами; осуществлять эстетическую оценку их выразительных возможностей.

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

7

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета;  изображения в объеме, на плоскости.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

2

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

7

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Овладевать первичными навыками владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия), первичным опытом коллективной деятельности.

3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

7

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Овладевать первичными навыками владения техниками конструирования,   опытом коллективной работы. Выполнять учебные действия в материализованной форме.

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

3

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

2 класс (34 часа)

Ты и искусство

34

5

Чем и как работают художники

8

Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школьных заданий с использованием учебной литературы; овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

6

Реальность и фантазия

7

Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии.

Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме.

7

О чем говорит искусство

8

Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение.

Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающие обычаи разных народов.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.

8

Как говорит искусство

9

Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции.

Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения.

3 класс (34 часа)

Искусство вокруг нас

34

9

Искусство в твоем доме

9

Мастера ведут ребенка по его дому и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Понимать значимость каждого предмета в доме человека.

Выявлять связь между окружающими предметами и трудом человека.

Передавать в рисунке форму предмета и его украшение.

10

Искусство на улицах твоего города

7

Все начинается с порога родного дома. II четверть и посвящена этому порогу. И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.

Приобретать    опыт коллективной работы.

Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения.

11

Художник и зрелище

9

Зрелище — неотъемлемая часть жизни человека. Какой тусклый и однообразный был бы мир без праздника! В цирке, на концерте или в театре нас встречает праздничное и красочное зрелище, созданное художником.                                                                                                            

Овладевать первичными навыками конструирования различных масок, создания эскизов костюмов героев, афиш и плакатов.

Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев.

12

Художник и музей

9

Речь пойдет о картине и скульптуре, будет дано представление о жанрах изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой и исторический жанры) и разных по назначению видах скульптуры.  Лучшие произведения искусства хранятся в музеях, и люди специально приходят, чтобы увидеть их. Многие города могут гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений мирового и русского искусства.

Приобщаться к шедеврам художественной культуры.    

 Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения.     Осуществлять эстетическую оценку  выразительных возможностей художественных произведений.

                 

4 класс (34 часа)

Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов Земли)

34

Формирование представлений о многообразии художественных культур народов земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Анализировать произведения искусства разных народов.

Истоки искусства твоего народа

9

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа.

Образ традиционного русского дома.  Украшение деревянных построек. И их значение. Образ красоты человека. Народные праздники.

Овладение индивидуальными и коллективными формами творчества.

Передавать характерные черты внешнего облика русских домов, их украшений.

Эмоционально откликаться на изображаемое.

Древние города твоей земли

7

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.

Знакомиться с древнерусской архитектурой. Понимать и передавать в рисунке красоту родной земли, мудрость их архитектурной организации.

 Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме.

Каждый народ – художник

10

Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа. Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Знакомиться с  образами художественной культуры различных стран. Овладевать навыками изображения людей разных национальностей.

Понимать разность своей работы в разных культурах.

Искусство объединяет народы

8

Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории. Проект «Мой любимый художник».

Понимать значение красоты для всех народов. Уметь изображать в рисунке внутренний мир человека.

ИТОГО

126

  1. Описание учебно – методического и материально -  технического обеспечения образовательного процесса

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся

 Оборудование рабочего места учителя:

  • Классная доска с креплениями для таблиц.
  • Магнитная доска.
  • Мультимедийное оборудование.

Учебная и справочная литература

  1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник для 1 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2014
  2. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы / Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014.
  3. Горяева Н. А., Неменская Л. А. Питерских А. С. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015 г.
  4. Неменская  Л. А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2014 г.
  5. Неменская Л. А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014.
  6. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 кл./Под. ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015 г.

Демонстрационный и раздаточный дидактический материал

Таблицы:

  • Портреты русских и зарубежных художников.
  • Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
  2. http:www.Nachalka.com.
  3. http:www.viku.rdf.ru.
  4. http:www.rusedu.ru.
  5. http://school-collection.edu.ru/
  6. www.center.fio.ru
  7. http://www.maro.newmail.ru
  8. http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
  9. http://www.int-edu.ni



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...