Рабочая программа по ИЗО 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Рабочая программа по «Изобразительному  искусству» для учащихся 4 классов является частью Образовательной программы МБОУ Верхнесоленовская СОШ и разработана  в соответствии с Учебным планом МБОУ Верхнесоленовская СОШ на 2018 - 2019 учебный год, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее - ПООП НОО),  в соответствии с авторской программой «Изобразительное искусство» 1-4 кл. авторы В.С. Кузин,  Э.И. Кубышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_4_klass.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Весёловский район хутор Нижнесолёный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнесоленовская средняя общеобразовательная  школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Верхнесоленовская СОШ

Приказ от ___________________ № ______

___________________ Вандюк О.Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Уровень общего образования (класс):

начальное общее образование  4 «Б»  класс

Количество часов: 34 часа

Учитель: Помазанова Наталья Васильевна

Программа разработана на основе

требований ФГОС и авторской программы

В.С.Кузин, Э.И. Кубышкин «Изобразительное искусство» «Дрофа» - «2013г

2018 - 2019 учебный год

Раздел: «Пояснительная  записка»

Рабочая программа по «Изобразительному  искусству» для учащихся 4 классов является частью Образовательной программы МБОУ Верхнесоленовская СОШ и разработана  в соответствии с Учебным планом МБОУ Верхнесоленовская СОШ на 2018 - 2019 учебный год, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее - ПООП НОО),  в соответствии с авторской программой «Изобразительное искусство» 1-4 кл. авторы В.С. Кузин,  Э.И. Кубышкина и на основе следующих нормативно-правовых документов:

Законы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Программы:

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

Постановления:

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

Приказы:

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576);

-  приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015                    № 387);

- приказ Минобрнауки России  от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих  выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России  от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;

Письма:

-  письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

- письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;

-  письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;

- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями).

-положение  о рабочей программе учебных предметов, дисциплин (модулей) (утв. приказом № 132 от 29.08.2014 г.)

         Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.

  Целями курса изобразительного искусства в начальной школе являются:

  • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
  • Приобщение  ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
  • Реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
  • Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
  • Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  • Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.

Раздел:  «Общая характеристика предмета».

       Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

  В основу программы положены:

единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;

яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;

система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;

соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения  действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

     Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы или иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.

  Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и краеведческих музеях, архитектурных заповедниках и картинных галереях.

  Рисование с натуры (рисунок, живопись) полагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и преставлению.

  Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

  Рисование на темы – это создание сюжетных композиций, иллюстраций  литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещенности, цвета.

  В 1-4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.

  Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.

  Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.

  Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.

  Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

  Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов  (листьев, цветов, бабочек и т. д. ), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).  

  Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает привить детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценит традиции народа, уважать труд взрослых.

  Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

  Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – конструктивный и пластический способы лепки).

  Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.

Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство».

 Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного  искусства в начальной школе и имеет следующие целевые установки:

- формирование основ гражданственности;

- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;

- развитие ценностно- смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализациии.

  Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • овладение освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

  • формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
  • формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
  • способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;

Раздел: « Место учебного предмета в учебном плане»

    В четвёртом классе на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 35 часов. В в соответствии с  Учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием  МБОУ Верхнесолёновская СОШ на 2018 - 2019 учебный год программа будет выполнена  за 34 часа  (1 час в неделю).  

Раздел:  «Содержание учебного предмета».

     № п\п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Рисование с натуры

Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива), передача освещения предметов графическим и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей т птиц.

8 ч.

2

Рисование на темы, по памяти и представлению.

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.

 Изображение пейзажа в различных состояниях дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений.

14 ч.

 3

Декоративная работа.

Народное и современное декоративно- прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву; русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок;  примеры росписи Русского Севера в оформлении  предметов быта. Дизайн среды и графический дизайн.

  выполнение эскизов предметов с использованием орнаментальной и сюжетно- декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки.

8 ч.

4

Лепка.

Лепка фигурных сосудов  по мотивам посуды г. Скопина, рельефных образцов.

 Лепка героев русских народных сказок.

2 ч.

5

Беседы.

Темы бесед : «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света», «Литература, музыка, театр». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.

3 ч.


Раздел: «Тематическое планирование».

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

(универсальные учебные действия

«Осень на пороге»

Жанр натюрморта.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению предметов быта.

Передача в рисунках красоты линий, формы и конструкции объектов , цветовой окраски, цветовой гармонии.

Тематическая композиция.

Средства художественной выразительности в тематической композиции: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, линейная перспектива и др.

Разнообразие  форм предметного мира и передача их в объеме. Иллюстрирование литературных произведений.

Художественное конструирование и оформление садов и парков. Основы архитектурно- ландшафтного дизайна.

Анализировать изображаемые предметы, выделяя особенности конструкции, формы, пространственного положения, а также цвета и распределяя светотени на поверхности предмета.

Использовать в работах начальные представления о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень),  о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения.

Использовать различную штриховку для выполнения объема, формы изображаемых объектов.

Использовать основные средства  композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра.

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя.

Владеть элементарными приемами работы с пластическими скульптурными материалами для создания моделей предметов бытового окружения человека.

Моделировать простейшие архитектурно-ландшафтные комплексы: макеты сада, парка.

«Город чудный, город славный»

Художественное воображение  и художественная фантазия. Природа и природные явления, характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различие в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи разных географических широт.

Средства художественной выразительности для создания живописного образа природы.

Сказочные образы в природе и в искусстве. Образ сказочного дерева, сказочного героя. Шедевры русского искусства на темы родной природы, русских сказок, истории Отечества.

Пейзаж как изображение пространства.

Закономерности линейной (фронтальной, угловой) и воздушной перспективы.

Образно-выразительный язык архитектуры.

Организация пространства в городе. Соразмерность и пропорциональность. Праздничное оформление улиц, площадей.

Замечать разнообразие цвета в природе.

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.

Выполнять цветовые композиции на передачу характера природных явлений. Передавать характер природных явлений выразительными средствами живописи (цвет, колорит, цветовой контраст, гармония цветовых оттенков).

Иметь представление о живописных пейзажах русских и зарубежных художников.

Применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цвете.

Изображать здания различной формы для создания сложных выразительных образов в рисунке и живописи.

Моделировать архитектурные  формы из различных материалов.

Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, архитектуры.

«В мире искусства»

Богатство и разнообразие художественной культуры. Живопись, скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство народов мира.

Образ человека. Пропорции фигуры и лица человека. Мимика, характер, передача эмоционального состояния.

Образная сущность искусства. Интернациональный язык изобразительного искусства. Взаимосвязи  изобразительного искусства  с музыкой, литературой, театром, кино.

Изображение человека. Пропорции. Движение. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство.

Воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства.

Проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства.

Создавать графическими и живописными средствами выразительные образы человека.

Передавать  в рисунках и лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека.

Иметь представление о деятельности художника – иллюстратора.

Понимать изобразительную природу театра и роль художника в театре.

Называть ведущие центры лаковой миниатюры.

«Наш красивый дом»

Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции, украшения), Искусство дизайна  в современном мире. Разнообразие материалов для художественного конструирования и приемы работы с ними. Организация внутреннего пространства помещения (удобство и красота). Интерьер комнаты.

 Закономерности фронтальной и угловой перспективы.

Патриотическая тема в произведениях отечественных художников. Образ Отечества. Полиграфический дизайн. Искусство плаката. Единство изображения и текста  в плакате.

Компьютерная графика.

Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием.

Иметь представление о видах современного декоративно-прикладного искусства и дизайна, об украшении домов и предметов быта.

Овладевать начальными сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.

Выполнять изображения интерьера и отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы.

Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.

Давать эстетическую оценку произведений художественной культуры, предметов быта, архитектурных построек, сопровождающих жизнь человека.

Создавать средствами компьютерной графии изображения интерьера, эскизы плакатов предметов быта, транспорта.

Раздел:  «Календарно - тематическое планирование».

Дата

Тема урока

Раздел программы

Основные виды учебной  деятельности

Планируемые результаты

  Виды контроля

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные

результаты

1

Путешествуя по

земному

шару.

Рисование на темы по представлению.

                                                                                                Осень на пороге .  8 часов

Анализировать изображаемые предметы, выделяя особенности конструкции, формы, пространственного положения, а также цвета, и распределения светотени на поверхности предмета.

Использовать в работах начальные представления о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения.

Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов.

Использовать основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра.

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека. Владеть элементарными приемами работы пластическими скульптурными материалами для создания моделей предметов бытового окружения человека.

Моделировать простейшие архитектурно-ландшафтные комплексы: макеты сада, парка

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

Тематическая композиция.

Средства художественной выразительности в тематической композиции: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, линейная и воздушная перспектива и др.

Разнообразие форм предметного мира и передача их в объеме.

Художественное конструирование и оформление садов и парков.

Основы архитектурно-ландшафтного дизайна

Уметь рисовать с натуры, по памяти и по представлению предметы быта.

Передавать в рисунках красоту линий, формы и конструкции объектов,  цветовой окраски, цветовой гармонии..

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ.

2

Конструкция предметов.

Рисование с натуры.

Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения.

Понимают значимость предмета

«Изобразительное искусство

Индивидуальный контроль.

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ.

3

Осень в городе.

Рисование на темы,

по памяти и представлению.

Сориентированы на активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для выражения своих чувств с помощью красок, организовывают самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла.

Сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

Групповой контроль

(составление композиции)

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ.

4

Овощи и фрукты.

Рисование на темы,

по памяти и представлению

Понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.

Планируют свою деятельность, продумывают сюжет.

Анализируют информацию, описывают сюжет, анализируют план работы над рисунком, выделяя основные этапы и приёмы.

Сориентированы на желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении техники изобразительного искусства.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ.

5

На уборке урожая.

Рисование на темы,

по памяти и представлению.

Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя

Групповой контроль

(составление композиции)

Практическая работа.

6

7

Чудо-кувшины.

Лепка.

Ландшафтная архитектура.

Декоративная работа.

Умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы.

Ориентируются в учебнике и рабочей тетради.

Проявляют интерес к художественной деятельности.

Индивидуальный контроль.

Практическая работа.

Выставка работ.

Анализ работ

Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, осознанно читают текст с целью освоения и использования информации.

Умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы

Соблюдают нормы и правила поведения.

Индивидуальный контроль.

Практическая работа.

Выставка  и

анализ работ

Тематический контроль.

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ.

8

У бабушки в деревне.

Рисование на темы,

по памяти и представлению.

9

Декоративные фантазии.

Рисование на темы по

 представлению.

Город чудный город славный

Замечать разнообразие цвета в природе.

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.

Выполнять цветовые композиции на передачу характера природных явлений.

Передавать характер природных явлений выразительными средствами живописи (цвет, колорит, цветовой контраст, гармония цветовых оттенков).

Иметь представление о живописных пейзажах русских и зарубежных художников.

Применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цвете.

Изображать здания различной формы, использовать простые формы для создания сложных выразительных образов в рисунке и живописи.

Моделировать архитектурные формы из различных материалов.

Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, архитектуры

Знать средства художественной выразительности для создания живописного образа природы.

Уметь:

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят варианты решения учебной задачи.

Выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Соблюдают нормы и правила поведения.

Групповой контроль

(составление композиции)

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ

10

Утро. День. Вечер.

Рисование на темы,

по памяти и представлению.

Город чудный город славный

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят варианты решения учебной задачи.

Соблюдают нормы и правила поведения

Обладают первичными умениями

оценки работ и ответов

одноклассников на основе заданных критериев

Индивидуальный контроль.

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ

11

Сказочный лес.

Рисование на темы по

 представлению.

Город чудный город славный

Оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно

воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Групповой контроль

(составление композиции)

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ

12

Ребята на экскурсии.

Рисование на темы по

 представлению.

Город чудный город славный

Анализируют план работы над рисунком, выделяя основные этапы и приемы работы над ним.

Анализируют план работы над рисунком, выделяя основные этапы и приемы работы над ним.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ.

13

Старинные города России.

Рисование на темы,

по памяти и представлению/

Город чудный город славный

Индивидуальный контроль.

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ

14

Закат солнца над городом.

Рисование на темы,

по памяти и представлению.

Город чудный город славный

Умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы. 

Групповой контроль

(составление композиции)

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ

15

Построй свой дом.

Декоративная работа.

Город чудный город славный

Оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно

воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы. 

Индивидуальный контроль.

Практическая работа.

Выставка и

анализ работ

16

Праздничный наряд

моего города.

Рисование на темы,

по памяти и представлению.

Город чудный город славный

Сориентированы на активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для выражения своих чувств с помощью красок, организовывают самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла.

Тематический контроль.

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ.

17

Искусство народов мира.

Рисование на темы,

по памяти и представлению

В мире искусст-ва

Воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства.

Проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства.

 

Создавать графическими и живописными средствами выразительные образы человека.

Передавать в рисунках и лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека.

Иметь представление о деятельности художника-иллюстратора.

Понимать изобразительную природу театра и роль художника в театре.

Называть ведущие центры лаковой миниатюры

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя.

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя.

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

 - известные центры народных художественных ремёсел России;

 - ведущие художественные музеи России;

Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

-использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыке;

Сориентированы на активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для выражения своих чувств с помощью красок, организовывают самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла.

Индивидуальный контроль.

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ

18

Образы природы,

архитектуры, человека.

Рисование на темы,

по памяти и представлению

В мире искусст-ва

Групповой контроль

(составление композиции)

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ

19

Автопортрет.

Рисование с натуры

В мире искусст-ва

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат.

Индивидуальный контроль.

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ

20

Рисунки мастеров слова.

Рисование на темы,

по памяти и представлению

В мире искусст-ва

Сориентированы на активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для выражения своих чувств с помощью красок, организовывают самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ.

21

Литература. Музыка. Театр.

Беседа.

В мире искусст-ва

Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, осознанно читают текст с целью освоения и использования информации.

Умеют слушать друг друга, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы

Соблюдают нормы и правила поведения.

Фронтальный опрос.

22

Герои сказки.

Лепка.

В мире искусст-ва

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят варианты решения учебной задачи.

Соблюдают нормы и правила поведения.

Индивидуальный контроль.

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ

23

Города будущего. Рисование на темы, по памяти и представлению.

В мире искусст-ва

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят варианты решения учебной задачи.

Соблюдают нормы и правила поведения.

Групповой контроль

(составление композиции)

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ

24

Иллюстрирование сказок,

рассказов, басен.

Рисование на темы,

по памяти и представлению

В мире искусст-ва

Анализируют план работы над рисунком, выделяя

основные этапы и приемы работы над ним

Обладают первичными умениями

оценки работ и ответов

одноклассников на основе заданных критериев

Индивидуальный контроль.

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ

25

Иллюстрирование сказок,

рассказов, басен.

Рисование на темы,

по памяти и представлению

В мире искусст-ва

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат.

Индивидуальный контроль.

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ

26

Иллюстрирование сказок,

рассказов, басен.

Рисование на темы,

по памяти и представлению

Наш краси вый дом

Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием.

Анализируют план

Тематический контроль.

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ.

 работы над рисунком, выделяя

основные этапы и приемы работы над ним

27

Города будущего

Рисование на темы,

по памяти и представлению

Наш краси вый дом

Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием.

Иметь представление о видах современного декоративно-прикладного искусства и дизайна, об украшении домов и предметов быта.

Овладеть начальными сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.

Выполнять изображения интерьера и отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы.

Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.

Давать эстетическую оценку произведений художественной культуры, предметов быта, архитектурных построек, сопровождающих жизнь человека.

Создавать средствами компьютерной графики изображения интерьера, эскизы плакатов предметов быта, транспорта.

Уметь наблюдать, сравнивать, сопоставлять геометрическую форму предметов, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы; использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения своих изделий и предметов быта;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат

Индивидуальный контроль.

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ

28

Интерьер – образ эпохи.

Рисование на темы,

по памяти и представлению

Наш краси вый дом

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят варианты решения учебной задачи.

Групповой контроль

(составление композиции)

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ

29

Искусство дизайна

в современном мире. 

Декоративная работа.

Художественное

конструирование

мебели.

Декоративная работа.

Наш краси вый дом

Анализируют план работы над рисунком, выделяя

основные этапы и приемы работы над ним

Обладают первичными умениями

оценки работ и ответов

одноклассников на основе заданных критериев

Индивидуальный контроль.

Практическая работа.

Выставка и анализ работ

Оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно

воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные:  инициативно сотрудничают.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат.

Индивидуальный контроль.

Практическая работа.

Выставка и анализ работ

30

Художественное

конструирование

транспорта.

Декоративная работа

Наш краси вый дом

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат.

Индивидуальный контроль.

Практическая работа.

Выставка и анализ работ

31

Песни нашей Родины.

Рисование на темы,

по памяти и представлению

Наш краси вый дом

Анализируют план работы над рисунком, выделяя

основные этапы и приемы работы над ним

Обладают первичными умениями

оценки работ и ответов

одноклассников на основе заданных критериев

Групповой контроль

(составление композиции)

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ

32

Этот День победы.

Рисование на темы,

по памяти и представлению

Наш краси вый дом

Сориентированы на активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для выражения своих чувств с помощью красок, организовывают самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла.

Соблюдают нормы и правила поведения.

 Коммуникативные:

в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят варианты решения учебной задачи.

Групповой контроль

(составление композиции)

Практическая работа.

Выставка рисунков.

Анализ работ

33

34

Экологический плакат.

Рисование на темы,

по памяти и представлению

Наш краси вый дом

Тематический контроль.

Практическая работа.

Выставка плакатов.

Анализ работ.


Раздел: «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса».

В учебно – методический комплекс (УМК) «Изобразительное искусство» В.С. Кузина ,

Э.И. Кубышкиной   входят:

  1. Изобразительное искусство. 1 – 4 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.А. Долгоаршинных и др. –М.: Дрофа,2013г.
  2. Изобразительное искусство. 4 кл. Методическое пособие к учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной / Н.В. Долгоаршинных – М.: Дрофа, 2015 г.
  3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И.  Изобразительное искусство.  Учебник с мультимедийным приложением. 4 класс. – М.: Дрофа, 2013г.
  4. Богатырева В.Я. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 4 класс.-М. :Дрофа, 2013г.
  5. Развивающий видеоматериал для занятий с детьми стар.дошкольного и мл. школьного возраста. (Зима, весна, лето,  осень).
  6. Электронные библиотеки  по искусству, DVD фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре.

Технические средства обучения:

- телевизор;

- компьютер;

- проектор;  

- музыкальный центр, музыкальные записи к темам программы;

- портреты художников.

Специфическое оборудование:

             -     таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

              - схемы рисования предметов, растений, животных, птиц, человека;

             - таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;

             - открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых.

Раздел «Результаты освоения учебного предмета  «Изобразительное искусство»и система их оценивания».

      В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования содержательной и критериальной базой оценки учебной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства выступают планируемые результаты освоения программы курса. Оценка достижений планируемых результатов обучения является показателем серьезного отношения ученика к предмету и отражает особенности современного подхода к итоговой аттестации учащихся начальной школы.

Новое понимание результатов образования напрямую связывает их с развитием школьников. Система оценки достижений планируемых результатов предполагает комплексный подход: оценку личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Достижение личностных результатов образования обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, внеурочной деятельностью, реализуемой семьей и школой. Личностные результаты образования не подлежат итоговой оценке и выявляются на качественном уровне (без отметки) в ходе мониторинговых исследований. Ответственность за формирование личностных результатов лежит на системе образования и школе.

Достижение метапредметных образовательных результатов, т. е. сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, обеспечивается за счет всех основных учебных предметов. Метапредметные результаты оцениваются (в баллах) во время проведения комплексных итоговых работ.

Достижение предметных результатов обеспечивается также за счет учебных предметов. Предметные результаты складываются из предметных знаний и умений. К системе предметных знаний, формируемых на уроках изобразительного искусства, относятся понятия, которые присущи только изобразительному искусству и освоение которых помогает школьникам успешно учиться. К предметным умениям относятся действия, осуществляемые в рамках изобразительной деятельности, овладение которыми необходимо для полноценного личностного развития и дальнейшего изучения предмета (в частности, приемы рисования, лепки, конструирования и др.). Систематический учет предметных результатов (текущий и итоговый) осуществляется учителем.

Личностные результаты

 К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

  • Осознание своей национальной принадлежности, уважение к культуре и традициям народов России; чувство гордости за свою Родину, основанное на знании знаменитых для Отечества исторических событий;
  • Любовь к родному краю, любовь к природе, бережное отношение к ней, осознание себя частью природного  мира;  принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения;
  • Уважение и принятие ценности семьи, любовь к близким;
  • Внутренняя позиция обучающегося, которая находит отражение  в положительном отношении к школе, ориентации на образец поведения «хорошего ученика»  и учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • Этические потребности и чувства (сопереживание,  отзывчивость, совесть и др.);
  • Стремление к  совершенствованию своих способностей;
  • Эстетические чувства, представление о красоте и многообразии окружающего мира;
  • Мотивация на здоровый образ жизни.

Метапредметный результат

  К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

Регулятивные УУД

  • Способность принимать и сохранять учебную цель, в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи, планировать свои действия для решения этих задач;
  • Умение самостоятельно выполнять задание на основе выделенных учителем ориентиров;
  • Ориентация на разнообразие способов решения поставленной задачи, умение осуществлять выбор;
  • Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок;

Познавательные УУД

  • Умение ориентироваться  в учебнике ( в оглавлении, рубриках, условных обозначениях, темах уроков), рабочие тетради;
  • Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Проводят аналогию со своим жизненным опытом или получая информацию из учебной и справочной литературе, в том числе используя информационно – коммуникативные технологии) работа с электронными приложениями к учебнику, поиск информации в сети Интернет).
  • Умение проводить анализ и сравнение по заданным критериям, подводить под понятие, классифицировать;

Коммуникативные УУД

  • Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли;
  • Умение задавать вопросы, участвовать в диалоге, строить монологическую речь.

Предметные результаты

К концу учебного года учащиеся

Должны знать:

  • Определение следующих понятий «нюанс», «эстамп», «стилизация», «ось симметрии», «композиция», «линия горизонта»,  «перспектива», «эскиз»,   «этюд»,  «рисунок», «набросок», «статистика»,  «динамика»,  «марина»;
  • Известные произведения изобразительного искусства, анализируемые на уроках (Ван  Гог. Подсолнухи; И.И. Левитан. Вечер. Золотой Плес; Весна.  Большая вода;Т. Н. Яблонская. Хлеб; В. И. Мухина. Рабочий и колхозница; И.К.Айвазовский. Черное море и др.);
  • изучаемые на уроках русские народные промыслы (Жостово, Городец, Павловский Посад и др.);
  • известные музеи-усадьбы России (Абрамцево, Пенаты);

иметь представление:

  • об особенностях работы над композицией;
  • о средствах художественной выразительности;
  • о теплых и холодных цветах, цветовом контрасте и нюансе;
  • о форме предметов;
  • о линейной и воздушной перспективе;
  • о разнообразных художественных материалах;

должны уметь:

  • изображать осенние листья, цветы, насекомых, животных, натюрморты, сюжетные композиции;
  • создавать средствами живописи и графики эмоционально выразительные образы людей, природы;
  • создавать объемные изображения из пластилина, используя различные способы лепки;
  • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

должны владеть:

  • навыками восприятия и анализа произведений изобразительного искусства;
  • практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании).

Требования к выпускнику 
   
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры, представления о специфике изобразительного искусства, потребность в творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; развит интерес к искусству и художественной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, учебно-творческие и оценочные способности в различных видах художественной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства, художественный вкус.
Выпускники овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства, реализовать собственный творческий потенциал, открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира (к природе, человеку и обществу) в различных формах художественно-творческой деятельности, проявлять ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Они будут способны встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Выпускники научатся наблюдать, воспринимать произведения различных видов изобразительных, декоративных искусств, архитектуры и дизайна, размышлять о них; воплощать художественные образы в собственной учебно-творческой деятельности.
Они научатся применять художественные знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, смогут действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.


     
Восприятие искусства и виды художественной деятельности 
Выпускник научится: 
- уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
- понимать образную сущность искусства;
- различать различные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в них;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу и  передавать свое отношение к ним средствами художественного языка;
- воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;
-  наблюдать природу и природные явления в жизни и в искусстве, различать и передавать в художественно-творческой деятельности их характер и эмоциональные состояния;
- различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремесел;

- понимать знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства
-
- осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали повседневную жизнь человека.
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
-использовать различные художественные материалы в собственной художественной деятельности;
-называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Выпускник получит возможность научиться:
-
понимать и объяснять духовную и  функциональную значимость искусства для человека и общества;
смотреть произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
- понимать специфику различных видов пластических искусств;
воспринимать и  эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, художественные работы сверстников.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник начальной школы научится:
У использовать художественные средства живописи, графики, скульптуры для создания выразительных образов человека, природы, животных, сказочных персонажей;
У различать основные и составные, теплые и холодные цвета и использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
-  передавать пропорции, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека, воссоздающие эстетический и духовный идеал разных народов и социальных групп;
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять геометрическую форму предметов, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы; использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения своих изделий и предметов быта;
- использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
получать радость и удовольствие от процесса и результатов собственной художественно-творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:
-использовать выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
-создавать живописные композиции на заданные темы, передавать разнообразные эмоциональные состояния; используя различные оттенки цвета;
-усиливать эмоциональную вы разительность живописного образа с помощью смещения хроматических цветов с белой и черной краской;
-высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
создавать образ человека, передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры, передавать представления народов о мужской и женской красоте средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;
-использовать различные приемы работы разными художественными материалами;
применять все многообразие линий, штрихов, пятен для создания выразительного образа в графике;
анализировать геометрическую форму предмета, изображать предметы различной формы.
моделировать новые формы, различные ситуации  путем трансформации известного создавать новые образы;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- создавать образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;


Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Выпускник начальной школы научится:
воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления:
осознавать главные темы искусства (отношения человека к окружающему миру: природе, другим людям, историческим событиям, взаимоотношениям между близкими и далекими людьми) и отражать их в собственной художествен но-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы, человека, явления и передачи своего отношения к ним;
- передавать характер и намерения человека в живописи, графике и скульптуре;
-изображать на плоскости и в объеме выразительные образы человека, литературного персонажа, выказывая свое отношение к личностным качествам человека.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;                                                                        - воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие различные стороны (богатство и красоту или убогость и трагизм) окружающего мира и жизненных явлений;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям:
- изображать портреты современников (друга, автопортрет, маму, солдата Великой Отечественной войны и т. д.), выражая к ним свое отношение:
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

                             Основные требования к уровню подготовки ученика четвёртого класса.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать и понимать:

- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

- известные центры народных художественных ремёсел России;

- ведущие художественные музеи России;

Уметь:

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыке;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Оценка достижений планируемых предметных результатов.

     Умение оценить достижения четвероклассником важная составляющая педагогической деятельности   учителя. Необходимо, чтобы педагог не просто осуществлял констатацию качества усвоении учащимися   учебного материала (полнота и осознанность  знаний, умение применять полученные знания), но и

учитывая психологические особенности ребенка этого возраста, с помощью оценки формировал положительные мотивы учения, создавал ситуацию успеха. Для младших школьников очень значима не только поставленная отметка, но и оценочное суждение, данное учителем по результатам работы.

Особенно это важно при проведении текущего контроля, который сопутствует становлению умений и навыков школьников. Текущий контроль, проводимый систематически, воспитывает у детей серьезное отношение к предмету и дает возможность учителю своевременно увидеть недостатки в работе учащихся, выявить причины и устранить их.

Контроль уровня достижений второклассников по изобразительному искусству может проводиться в форме оценки устных ответов учащихся, практических работ или тестовых заданий.

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, самостоятельность, полнота. Наиболее часто встречающиеся ошибки и недочеты — неправильный ответ на поставленный вопрос, неумение дать соответствующие объяснения, неточный или неполный ответ, неправильное произношение терминов.

При оценивании практических работ учитывается правильность выполнения и объем выполненного задания. Рассмотрим основные критерии, по которым могут оцениваться рисунки второклассников:

  • композиционное решение (изображение не слишком крупное и не слишком мелкое, не выходит за пределы листа, все компоненты изображения согласованы между собой, композиция целостная, уравновешенная);

►        передача пространства (в рисунке основания более близких предметов изображаются ниже, дальних предметов — выше, передние предметы крупнее равных им по размерам, но удаленных предметов);

►        передача формы предметов (передается сходство изображения с предметами реальной действительности, пропорции предметов);

        построение предметов (передается конструктивная основа изображения, выявляется геометрическая форма предмета);

►        передача объема (имеется попытка передать объем изображаемого объекта с помощью светотени);

►        передача цвета (в композиции наблюдается цветовая гармония, с помощью цвета передается настроение);

►        владение техникой (владение карандашом, кистью, различными художественными материалами);

►        самостоятельность выполнения работы (без помощи учителя выбрана композиция, определены размеры изображения, пропорции, форма, цвет изображаемых объектов и т. д.);

►        выразительность рисунка (передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому с помощью средств художественной выразительности, оригинальная композиция, гармоничное сочетание цветов, изящность линий и т. п.);

►        возможности (способности) ученика, его успехи, вкус.

Итоговая оценка — это оценка способности учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, определяемые планируемыми результатами. Она выражается в годовой оценке по изобразительному искусству. Полнота проверки планируемых предметных результатов обеспечивается тем, что итоговая оценка складывается из накопленной оценки по результатам текущего контроля и оценки результатов выполнения итоговой работы.

Итоговая работа по оценке достижений планируемых результатов обучения проводится в конце учебного года. По каждому планируемому результату разрабатываются задания на двух уровнях — базовом и повышенном.

        Базовый уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении основных понятий и о способности решать простые учебные и учебно-практические задачи (стандартные задачи, освоенные в процессе обучения). Задания носят репродуктивный характер и ориентированы на узнавание, припоминание, воспроизведение учебного материала.

Повышенный уровень достижения планируемых результатов говорит об уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Перед учащимися ставятся вариативные или нестандартные задачи частично-поискового или творческого характера, предлагаются задания, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные.

Форма и содержание итоговой работы определяются учителем изобразительного искусства самостоятельно на основе планируемых результатов. Задания могут быть в виде тестов открытой и закрытой формы, карточек, практической работы. В качестве примеров представим варианты заданий базового и продвинутого уровней.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ Верхнесолёновская СОШ

от______________20____ года   №______

________________ Шахрай Н.П.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ Шахрай Н.П.

______________20____ года



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...