Зимующие птицы. (Открытый урок ИЗО - 1 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Войтович Ольга Александровна

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства (+ технология, + окружающий мир) для 1-го класса по теме "Зимующие птицы".

Конспект будет полезен учителям начальных классов, педаггам дополнительнного образования, воспитателям группы продлённого дня.

 

Презентация - https://drive.google.com/file/d/1lACNrWVB6rY60rlH5bFMIHtBs1DTpN8m/view?usp=sharing

Видеофрагменты:

Звуки зимнего леса  пурга, метель, ветер, снегопад -- https://youtu.be/SQkRGcfKhHM

Фрагмент - Музыка зимы -- https://youtu.be/9NJIt9_8rRA

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_ptitsy.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (ИЗО, технология, окружающий мир) (1 класс).

Тема

Зимующие птицы

Цель:

1. Обобщить и дополнить знания детей о зимующих птицах

2. Создать декоративную зимнюю композицию с птицей.

Задачи

  1. Образовательные: 
  • познакомить с особенностями жизни зимующих птиц в нашем крае;
  • обобщить имеющиеся у детей знания о зимующих птицах;
  • познакомить со штрихом, как с основным средством изображения;
  • познакомить с новым художественным материалами: мел и гелиевая черная ручка и их художественными возможностями;
  • закрепить навыки работы с цветными карандашами, фломастерами
  1. Развивающие: 
  • развивать способность осознанно наблюдать за природой, замечать ее особенности и не оставаться безучастным созерцателем;
  • развивать мелкую моторику пальцев, точность движения рук, глазомер;
  • развивать воображение, фантазию, художественный вкус, чувство меры;
  • способствовать развитию творческой и познавательной активности;
  • способствовать формированию практических навыков работы.

3. Воспитательные:

  • вызвать положительные эмоции от художественной деятельности;
  • формировать любовь к родной природе, бережное отношение и заботу;
  • формирование аккуратности в процессе работы.

Тип урока

Интегрированный

Формы, методы обучения

Игровая, фронтальная, рассказ, беседа, наглядные методы обучения. Личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии. Деятельностный подход в обучении.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Зимующие птицы, кормушка, корм, мороз, замерзнуть, нахохлиться, штрих, контур, сгиб, гармоничные контрастные цвета (цвета- которые дружат друг с другом)

Универсальные учебные действия.

Предметные УУД:

  • знать, что такое штрих, какие цвета дружат с друг другом лучше всего (гармоничные сочетания);
  • знать этапы работы;
  • уметь пользоваться предложенными художественными материалами.

Личностные УУД: 

  • умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • уметь наблюдать и фантазировать;
  • уметь сотрудничать с учителем, с товарищами, в процессе совместной деятельности;
  • уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

  • овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;
  • формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении.

Регулятивные УУД: 

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
  • находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
  • уметь организовать место занятий.

Межпредметные связи

Технология, литература, окружающий мир, музыка.

Образовательные ресурсы.

  • Презентация по теме «Зимующие птицы»;
  • Музыкальные фрагменты «Музыка зимы», «Шум метели»;
  • Сказка про снегиря;
  • Образец работы и этапы ее выполнения;
  • Материалы и инструменты: распечатка шаблона птички, цветная бумага (голубого цвета), цветные карандаши, фломастеры, черная гелиевая ручка, мел белый, ножницы, клей-карандаш, крафт-бумага.


Ход урока.

Этап урока / учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1. Организационный этап

Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Звенит колокольчик. Это сигнал для того что мы начинаем наш урок.

Приветствие учителя.

Начинаем наш урок.

Посмотрим друг на друга улыбнемся и пожелаем хорошего настроения и отличного результата!

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Очень хотела встретится с вами и была не очень внимательна, когда готовила принадлежности к уроку. Можете помочь мне, проверить все ли я приготовила:

- Фломастеры и цветные карандаши,

- Черная гелиевая ручка

- Мел

- Ножницы

- Клей–карандаш.

Чего-то не хватает? Чего ребята?

- Ах! Да, она появится чуть позже после того как мы узнаем тему нашего урока.

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

  • правильность выбора учебных принадлежностей,
  • правильность и аккуратность расположения предметов на парте.

Настрой на урок.

Один ученик выходит и проверяет готовность к уроку, называя принадлежности к уроку, а остальные ученики проверяют у себя на парте.

Бумаги на которой будем рисовать.

2. Актуализация знаний.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Ребята, а вы хотите учится в школе? (Да!)

Чему как вы думаете вы здесь научитесь? (Узнаете много нового и интересного о нашей стране, о природе… Научитесь читать. писать, считать, рисовать, петь и многое другое.)

Что любите больше всего читать, слушать? (Сказки)

Хотите я вам прочту сказку? (сказка читается под музыкальный фрагмент «Шум метели»).

Слайд 1

Сказка "Снегирь"

Жила была девочка по имени Светлана, и она очень любила кататься на лыжах. Однажды в зимний день, она собралась покататься на лыжах в лесу.

В лесу было очень красиво: повсюду сосны и ели с заснеженными лапами, огромные сугробы, снег искрящийся под лучами проглядывающего солнца - все напоминало настоящую зимнюю сказку.

Прокатившись с небольшой горки, девочка вдруг заметила замерзшего снегиря. Сняв с себя тёплый шарфик, она укутала в него замёрзшую птичку и искренне понадеялась на то, что она не погибнет на морозе. Из кармана она достала хлебные крошки и покормила птичку. И поехала себе дальше, как вдруг сбилась с пути девочка повернула в другую сторону. Не заметив того, Светлана поехала в самую чащу леса. Вскоре Светлана поняла, что заплутала.

Пытаясь выбраться из леса, она в отчаянии начала плакать. Вдруг, откуда ни возьмись, к ней подлетел снегирь, которого она спасла по пути в лес. Девочка узнала птичку и обрадовалась.

- Спасибо тебе за твою доброту, - сказал снегирь

- Вам понравилась сказка про снегиря?

- Кто видел живых снегирей?

Когда встречались с этой птицей зимой или летом?

Участвуют в диалоге.

Воспринимают презентацию.

3. Проблематизация.

Определение темы урока.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

Слайд 2

Профессор Почемучкин заглянул к нам в гости и хочет задать нам свои вопросы.

Слайд 3

1) Почему зима самая тяжелая пора в жизни птиц?

-- В зимнее время птицам очень холодно и голодно. Они перебираются поближе к жилью человека

Слайд 4

2) Почему мы называем таких птиц зимующие?

-- Перелётные птицы на этот период улетают, но некоторые остаются

Тема урока: Зимующие птицы

Слайд 5

3) Почему птицам трудно искать корм зимой?

Птицам холодно зимой,

Птицам голодно порой.

Зимующие птицы могут найти себе корм и в это время, но это делать сложно. Насекомые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов, заборов, сухие листья деревьев, полакомиться ими сможет только дятел. А вот на ветках деревьев и кустарников остались почки, на некоторых растениях даже плоды и семена. Этими спрятавшимися насекомыми, плодами, семенами, почками кормятся зимой птицы. И все же зимующим птицам бывает очень тяжело. Им трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходится птицам, когда деревья покрыты изморозью (инеем), так как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду много птиц погибает от голода, не дожив до весны. Поэтому птиц повсеместно подкармливают. Вы тоже не забывайте насыпать корм в птичью кормушку.

Вы ребята поспешите,

Их бедняжек покормите!

Сделайте добро!

Слайд 6

4.Почему в сильные морозы птицы сидят, нахохлившись?

Оказывается, они к ней готовятся. Птицы меняют оперенье на более длинное и густое. Между перышками у птиц воздух. Он не пропускает холод и задерживает тепло.

 В сильный мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись, и становятся похожими на пушистые шарики. Оказывается, в полете птицы мерзнут намного быстрее. В полете к телу птицы устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

 Зимующие птицы не живут в пустых скворечниках-холодно им там! Они прячутся в дуплах, густых елках, тесно прижимаясь друг к другу.

Слайд 7

Вывод: самые страшные враги птиц зимой –это голод и холод.

Смотрят слайды и определяют тему урока.

Отделяют знание от незнания.

Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор.

Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия:

  1. . Узнают, что самое трудное в жизни птиц зимой, как им необходимо помогать и заботиться о них.

Физминутка.

Слайды 8-19

Хорошо слушали и отвечали на вопросы профессора Почемучкина он остался доволен вашими ответами.

Можно теперь и поиграть.

Давайте поиграем и вспомним названия зимующих птиц, а заодно и проверим как хорошо вы знаете названия зимующих птиц.

Игра на внимание «Прилетели птицы»

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, воробьи, коровы

Прилетели птицы:

Дятлы, снегири и свиристели.

Щуки тоже прилетели.

Прилетели наконец:

Галки, вороны, сороки

И в добавок к ним моржи

Как одним словом мы называем перечисленных птиц (зимующие)

Машут руками как крыльями когда слышат название птицы, когда не птицы просто стоят без движений.

4. Решение учебной задачи. (первичное ознакомление). Диалог (фронтальная работа).

Новое знание: что такое спиральная роза.  Знакомство с техникой выполнения творческого задания.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Мерзнут птички зимой и сегодня при помощи художественных материалов мы их «согреем», позаботимся о них. Создадим декоративную композицию «Зимняя птичка»

Раздаточный материал (Приложение № 1)

Этапы работы (Слайды 20-27):

  • Согнем крылышко по пунктирной линии, дорисуем перышки на крылышке черной гелиевой ручкой. Удивительно ручкой тоже можно рисовать! Вы когда-нибудь рисовали ручкой?
  • Черной голевой ручкой нарисуем перышки, которые у нашей птички чтобы ей было теплее. Ведь наша птичка нахохлилась и перышки ей помогают согреться. Рисуем маленькие штрихи, стараемся чтобы они были одной длинны, а вот форму принимали птички (не в ряд прямые штрихи, а подчеркивали форму птицы движения ритмичные, но хаотичные).
  • Раскрасим очень аккуратно шапку и шарфик нашей птички. Цвета-компаньоны: оранжевый и синий, красный и зеленый, желтый и фиолетовый.
  • С помощью цвета «оживим» птичку, превратим ее в воробья или синицу, а можно и в снегиря.
  • Дорисуем маленькие лапки. (по тому что их почти не видно за оперением).
  • Вырежем птичку.
  • На фон, синюю или голубую бумагу, наклеим веточку из крафт-бумаги.
  • Наклеим птичку на веточку.
  • И наконец нарисуем мелом снег (на фоне и на ветках), который уже не так страшен нашей птичке теперь.

Мелом обычно рисуют на асфальте или пишут на доске. А у художников это еще и материал для работы. Посмотрите какого эффекта мы добились в нашей работе, мы как бы оживили ее.

Работа готова!

– Участвуют в диалоге.

Знакомятся с этапами работы.

5. Самостоятельная творческая работа учащихся.

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

Желаю творческих успехов в предстоящей работе!

Корректирует выполнение творческого задания, оказывает необходимую помощь.

По ходу выполнения задания звучит музыка «Музыка зимы»

Выполняют творческое задание.

В ходе выполнения, могут оказывать друг другу поддержку.

6. Самооценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

Настало время подвести итоги урока. (Слайд 28)

Ученики прикрепляют свои работы на доску и выбирают смайлик (красный, желтый и зеленый в зависимости от того понравилась ли им своя работа или не очень, испытывал ли большие затруднения в работе)

Ребят, как вы думаете профессору Почемучкину понравились ваши работы? Он выбирает зеленый смайлик.

Все ребята справились.

Просмотр и обсуждение выполненных работ (самооценивание с комментированием).

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Почему не слышно пения птиц в зимнем лесу?

(холодно птицам сковал мороз их песни, даже почти не летают, да и голодно)

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннее усвоенных ЗУНов

Определяет домашнее задание.

Домашнее задание:

Понаблюдайте за птицами в нашем городе, на детской площадке, у кормушки. Не забудьте покормить птиц!

Всем спасибо за совместную деятельность, жду нашей встречи снова!

Воспринимают задание.


Приложение № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Воспитательный проект "Накорми зимою птиц" для учеников 1 класса

Приоритетный национальный проект  "Образование" в части поддержки деятельности классного руководителя.Номинация "Проект как современное средство организации воспитательной деятельности"Структура ...

Классный час " Зимующие птицы Хабаровского края" 3 класс

Цели:1. Познакомить с многообразием зимующих птиц, дать представление об их жизни зимой;2. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах Хабаровского края;3. Познакомить с некоторыми меро...

Исследование жизни зимующих птиц (конспект урока окружающего мира)

Цель: Обобщение знаний детей о зимующих птицах и их значении зимой....

открытый урок 3 класс "Урок здоровья"

Тема урока: «Урок  здоровья»Тип урока: урок совершенствования, закрепления и развития знаний умений и навыков:Тема раздела:  «Happy green lessons»;Цели урока:  ф...

Предметно-тематический классный час "Зимующие птицы нашего края" 3 класс

Заколдован невидимкой,дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкойподвязалась сосна....