Программа для учащихся 1 – 4 классов специальная (коррекционная) общеобразовательная VIII вида, обучающихся по II варианту
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Евдокимова Евгения Евгеньевна

Программа для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_8.2_ot.docx80.14 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета

«Изобразительное искусство»

(1-4 классы)

(II вариант учебного плана)

                                                                                         Паспорт программы

     Курс «изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство».

Программа предназначена для учащихся 1 – 4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, обучающихся по II варианту учебного плана  и рассчитана на 231 час.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

     Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе «Программ обучения глубоко умственно отсталых детей»  составитель – НИИ дефектологии АПН СССР,  1984 год, регионального базисного учебного  плана общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательных учреждений VIII вида Нижегородской области.

     Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства обладают большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное их использование как средства коррекции в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с ВОЗ изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные.

Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

  • формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
  • развитие интереса к деятельности и ее результатам;
  • формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок);
  • формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
  • обучение приемам и средствам рисования;
  • развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
  • обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
  • совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
  • воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.

Пояснительная записка

Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе-является урок. В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую отличную от классической, форму. Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями всех учащихся. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой.

Успешность обучения детей с выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью.

В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с выраженной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
  • действия школьников по образцу особенно на уроках декоративного рисования;        
  • действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
  • выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
  • предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
  • наблюдения.на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования;
  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;
  • использование рисунков в процессе других уроков (математика, чтение, музыкально-ритмических занятий и др.).

Каждая тема может быть реализована в течение двух-трех уроков. Содержание уроков планируется таким образом, чтобы учащиеся могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.

Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др. Важным элементом урока изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.

     Уроки изобразительного искусства состоят из разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Однако прежде, чем подойти к этим занятиям, сучащимися необходимо провести подготовительные упражнения.

Подготовительные занятия

В ходе них учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.

     Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение формы, величины и цвета предметов. Они должны быть связаны с игровой и предметно-практической деятельностью учащихся.

     На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами (шаблонами). Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи и фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволяет лучше запомнить их.

     В ходе подготовительных занятий большая роль отводится  обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т.п. Здесь важным моментом является индивидуальный  показ учителем приёмов раскрашивания.

     Большое внимание в работе с глубоко отсталыми  детьми следует уделять упражнениям, направленным на различение цветов. Очень важно научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.

Декоративное рисование

     На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т.д. Учатся различать цвета, по возможности красиво сочетая их , рисовать орнаменты в определённой последовательности. Причём вначале глубоко отсталые детей учат составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем из растительных форм.

     На младших годах обучения при составлении узоров в полосе из растительных или геометрических фигур деление полосы на одинаковые  части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.

Рисование с натуры

     Большое внимание при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объекта. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.

     Учащиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов, относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавая окраску предметов.

     С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли  бы по возможности анализировать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять такие постройки.

Рисование на темы

     В уроки рисования на темы входит изображение явлений окружающей действительности и иллюстрирование сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.

     Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные отношения предметов.

     С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать  различные игровые приёмы и игровые ситуации. Особенное внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности  работы  над  рисунком, давать отчёт о проделанном.

     На уроках тематического рисования рассматривают и пересказывают по вопросам  содержание картин, изображающих времена года, даты красного календаря, различные детские сказки.

     Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами, и в частности, с уроками письма и предметно-практической деятельности.

Тематический план

Виды деятельности

Количество часов

Первый класс (66 часов)

Подготовительные упражнения

16

Декоративное рисование

6

Рисование с натуры

6

Рисование на темы

5

Итого

66

Содержание учебного курса «Изобразительное искусство»

Первый класс

Подготовительные упражнения

Выявление навыков рисования.

Развитие умения правильно держать карандаш.

Знакомство с понятиями (верх, низ листа бумаги), умение правильно располагать бумагу на парте.

Знакомство с основными цветами и заучивание их (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, белый).

Развитие умения проводить прямые, вертикальные, горизонтальные  и наклонные линии на бумаге в клетку (лесенка, шарфик, узор) по опорным точкам.

Упражнения в проведении прямых линий различной толщины на гладкой бумаге (тропинка, шнурок, ветка).

Различение круга, квадрата, треугольника. Рисование их по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам.

Развитие навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура.

Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов. Используя  знания геометрических фигур.

Декоративное рисование

Содействовать выработке у детей умения проводить от руки прямые, вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять в закраске элементов орнамента, соблюдая контур рисунка;  развивать умение применять трафареты (шаблоны); учить различать и называть цвета: чётный, белый, красный, синий. жёлтый, зелёный.

Примерные задания

Рисование по трафарету, намеченным линиям больших и маленьких квадратов, их раскрашивание.

Рисование узора в квадрате (квадрат – по трафарету).

Рисование геометрического орнамента по трафаретам.

Рисование узора из треугольников в полосе.

Рисование круга по трафарету.

Рисование узора из кругов в полосе (круги – по трафарету).

Рисование с натуры

Учить детей различать несложные предметы по форме, величине, цвету и рисовать их по трафарету, намеченным линиям, по точкам, с помощью учителя раскрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Примерные задания

Рисование и раскрашивания осеннего листа (дорисовывание недостающих элементов, рисование по точкам).

Рисование по точкам и раскрашивание моркови.

Рисование домика (высокого, низкого), по трафаретам и по опорным точкам.

Рисование по шаблону с последующим раскрашиванием флажка, ёлки.

Рисование по трафаретам пройденных букв и цифр.

Рисование по трафарету цветов, раскрашивание их.

Рисование на темы

Учить детей по возможности правильно размещать элементы рисунка на листе бумаги; передавать пространственные и величинные элементы простейших предметов (наверху, внизу, большой, маленький, высокий, низкий): отождествлять с помощью учителя свой рисунок с реальным предметом, правильно подбирая цвета.

Примерные задания

Рисование на темы «Ярко светит солнце», «Новогодняя ёлка», «Праздник 1 мая», «Салют».

Рисование на тему «Что бывает круглое».

Рисование на тему «Цветы растут на поляне», «Разноцветные флажки» (большие и маленькие).

Предполагаемые результаты обучения (для учителя):

- использовать чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

- рисовать краской, карандашами, фломастерами без задания;

- выполнять движения, которые соответствуют изображаемому объекту (капли — удары пальцев о пол; ёлка — стоять прямо, руки в сторону, пальцы рук широко расставлены и др.);            

- обследовать предмет перед рисованием, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;

Второй класс

Декоративное рисование

Продолжать вырабатывать у детей умение проводить от руки вертикальные , горизонтальные и наклонные линии (вначале на листе бумаги в клеточку); развивать умение рисовать с помощью трафарета узора в квадрате путём деления квадрата по осевым линиям- диагоналям; учить различать плоскостные геометрические фигуры по цвету и форме; раскрашивать рисунок, используя основные цвета и не выходя за контур.

Примерные задания

Закрашивание готового узора с использованием 2-3 контрастных цветов.

Рисование с помощью трафарета узора в полосе из геометрических фигур, опираясь на образец.

Самостоятельное рисование геометрического узора с опорой на образец.

Рисование в квадрате с помощью трафарета и без него узора из листочков (на осевых линиях-диагоналях).

Рисование узора для косынки треугольной формы разной величины, разного цвета.

Рисование узора в круге («расписная тарелка», шар).

Самостоятельное составление узора с использованием трафаретов.

Рисование с натуры

Учить детей по возможности правильно располагать изображения на бумаге;

 различать и называть формы квадратных, круглых и треугольных предметов; передавать в рисунке с помощью шаблона квадратную, круглую и треугольную форму предметов; по возможности соблюдать  в рисунке пространственные отношения предметов; аккуратно раскрашивать рисунок.

Примерная тематика

Рисование с натуры предметов, напоминающих геометрические фигуры (тарелка, платок, часы, косынка).

Рисование с натуры овощей, фруктов с применением трафаретов и без них (яблоко, лук, репа, морковь, огурец).

Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур, с использованием  нескольких цветов (бусы, домик, скворечник, снежная баба).

Рисование с натуры весенних цветов (мать – и мачеха, одуванчик).

Рисование по опорным точкам и образцу пройденных цифр и букв.

Рисование на темы

Работать над обогащением зрительных представлений учащихся; учить их передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; изображать, по представлению округлую форму частей предмета.

Примерные задания

Рисование на тему «Времена года».

Рисование тематических картинок к датам  Красного календаря.

Иллюстрирование сказок «Колобок», «Три медведя» (чашки различной формы, ложки).

Предполагаемые результаты обучения (для учителя):

-  уметь пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;                                            -  рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;

- рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;

- рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно;

-  иметь представления об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;

- иметь пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина;

- уметь ориентироваться на листе бумаги (от низа, середины, угла листа);

- иметь представления о величине (большой - маленький, высокий - низкий, толстый - тонкий);

- самостоятельно раскрашивать красками поверхность листа;

- раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;

- учить рисовать кистью, применяя приемы приманивания и касания кончиком кисти;

- уметь выполнять ритмичные движения в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

- рисовать краской, карандашами, фломастерами без задания;

- узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями;

- использовать приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;

- уметь в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании.

Предполагаемые результаты для обучения (для учителя):

- рисовать в свободное время;

- использовать приемы работы с карандашами, фломастерами, кистью;

- рисовать округлые, прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;

- рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно;

-  различать основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;

- уметь смешивать цвета;

- иметь пространственные представления; ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, правый, левый, середина;

- выполнять сюжетные рисунки, используя трафареты, шаблоны, опорные точки и собственные изображения для создания отдельных элементов рисунка;

- использовать приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;

- уметь в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;

- рассматривать собственные и чужие работы, узнавать изображенные предметы, называть их.

Предполагаемый результат обучения (для учителя):

       

Критерии и нормы оценки  знаний обучающихся

Обучение детей с ВОЗ, обучающихся по II варианту учебного плана является безотметочным, уровень овладения ими математическими знаниями, умениями, навыками оценивается в динамике по шкалам «Карты наблюдений».

Описание шкал «Карты наблюдений».

1.Сенсорно-перцептивная сфера.

     По данной шкале наблюдается и оценивается способность ребёнка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны, их свойства и отношения. К таким сенсорным эталонам можно отнести цвет, форму, величину, направление в пространстве и пр. Педагог и  психолог оценивают насколько ребёнок владеет сенсорными эталонами цвета, формы, величины, знает ли он пространственные направления, способен ли он ориентироваться в пространстве.

     Низкий уровень 0 -3.

     Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребёнок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины, и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.

     Средний уровень 4 -7.

     Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребёнок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.

     Высокий уровень 8 -10.

     Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребёнку, совершившему большой качественный скачёк в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, который твёрдо усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.

Восприятие цвета.

     «1» ребёнок воспринимает мир в цвете.

     «2» ребёнок понимает разницу  между цветами.

     «3» ребёнок узнаёт и различает 4 основных цвета – красный, жёлтый, синий, зелёный; может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно знать какой это цвет).

     «4» ребёнок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета; б) соотнести выбранный цвет с  цветами других предметов; в) правильно выбрать заданный цвет из трёх цветного ряда.

     «5» ребёнок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнаёт и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.

     «6» ребёнок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.

     «7» ребёнок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки – оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.

     «8» понятие о цвете хорошо усвоено и используется в деятельности.

Восприятие формы и величины.

     «1» ребёнок не понимает различие предметов по форме и величине.

     «2» ребёнок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности.

     «3» ребёнок различает, узнаёт и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.

     «4» ребёнок может узнавать, соотносить и называть форму простых предметов. Различать понятия «большой», «маленький», «одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине.

     «5» ребёнок может зрительно узнавать и называть форму предметов круг. Квадрат, треугольник в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг. Овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предметов(3-4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов различной величины одинаковые по величине.

     «6» ребёнок понимает понятие «форма». Различает предметы по высоте и длине.

      «7» ребёнок может различать и называть сложные формы – овал, многоугольник. Знает объёмные формы – цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать из каких фигур состоит сложный предмет окружающей обстановки. Легко соотносит предметы по величине.

     «8» соответствует хорошему усвоению и используемому в деятельности понятию о форме и величине.

Ориентация в пространстве.

     «1» ребёнок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельности сделать даже один шаг).

      «2» ребёнок способен ориентироваться в пространстве, но не может правильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди - сзади, справа - слева), не использует эти понятия в своей деятельности.

      «3» ребёнок знает какое – либо одно пространственное направление.

      «4» ребёнок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления.

     «5» ребёнок может показать направление относительно себя и, при условии развитой моторики, двигается в этом направлении.

     «6» ребёнок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади – шкаф, справа – окно, слева – дверь).

     «7» ребёнок может зрительно оценивать расстояния, понимает и использует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др.

Легко и спокойно ориентируется в пространстве.

     «8» соответствует свободному ориентированию в пространстве.

2. Внимание.

     По данной шкале оценивается способность ребёнка распределять внимание между различными видами деятельности, удерживать его на каком-либо виде деятельности, переключать внимание с одного вида деятельности на другой, не отвлекаться на посторонние раздражители.

     Прежде чем выставлять общую оценку по шкале, необходимо отдельно оценить каждый параметр внимания.

      Каждая подшкала имеет 10-бальный оценочный континиум. Крайние отрицательные оценки будут свидетельствовать о том, что данная характеристика внимания у ребёнка практически отсутствует. Поэтому лучше избегать крайних оценок, даже если ребёнок очень невнимательный. Крайние правые оценки 9-10 также лучше не использовать, так как они отражают чрезмерную выраженность характеристики. Например, очень высокая оценка по подшкале «Переключаемость внимания» свидетельствует о том, что ребёнок слишком быстро переключает внимание с одного задания на другое. Не концентрируя его ни на одном виде деятельности. Таким образом, крайние оценки задают лишь систему отсчёта.

     Концентрация внимания – способен ли ребёнок концентрировать внимание в ходе выполнения на задании. Оценка 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10.

     Устойчивость внимания – отвлекается ли ребёнок на посторонние раздражители в ходе выполнения задания. Оценка 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10.

     Переключаемость внимания – легко ли ребёнок переключается с одного вида деятельности на другой. Оценка 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10.

3. Память.

     В данном разделе по 10-бальной шкале количественно оценивается способность ребёнка к произвольному запоминанию. Степень развития механической памяти при запоминании стихов, текстов и пр. Скорость и прочность запоминания социальных умений и навыков и т.д.

4. Мышление.

     

 

7. Эмоционально-волевая сфера.

     В данном разделе исследуются особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка: уравновешенность, сбалансированность, эмоциональных процессов; тенденции к самостоятельности, ответственности, целенаправленности действий и др. Количественная оценка производится по подшкалам (в пределах 10 баллов). В общую шкалу выносится средняя или более сложная оценка по подшкалам.

Импульсивность – рефлективность.

     9-10 – отражают крайнюю степень рефлективности: замкнутость на себя и своих внутренних процессах, малый интерес к происходящему вовне, глубокую интроверсию и пр.

     6-8 – характеризуют миролюбивость, покладистость, доброжелательность. Иногда могут наблюдаться ситуативные адекватные агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих.

     9-10 – крайнее проявление покладистости: беспрекословное выполнение указаний других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм.

Агрессивность – миролюбие.

     0-1 – характеризует крайнюю агрессивность ребёнка: он совершает только разрушительные действия по отношению к себе и другим.

     2 – отражает высокий уровень агрессивности: ребёнок постоянно задирает других, ругается, дерётся, разрушает, портит всё, что создают другие. Иногда он может быть покладистым, если ему что-то нравиться или он чем-то заинтересуется.

     3 – 5 – отражают средний уровень агрессивности. Ребёнок ситуативно задирает других, может драться или ругаться, если его «задели». Однако он довольно отходчив, может переключить свое внимание на что-то другое. Идёт на сотрудничество и перемирие.

     6 -8 – характеризует миролюбивость, покладистость, доброжелательность. Иногда могут наблюдаться ситуативные адекватные агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих.

     9 10 – крайнее проявление покладистости: беспрекословное выполнение указаний других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм.    

Мотивация учебной деятельности.

     Подшкала отражает заинтересованность ребёнка в учебном процессе: нравится ли ребёнку ходить в школу, выполнять учебные задания и пр.

     0-2 – полное нежелание ребёнка ходить в школу и учиться, агрессивное отношение к школе и преподавателям, полное отрицание учебного процесса и всего, что с ним связано.

     3 – отрицательное отношение ребёнка к школе, учебному процессу, преподавателям и одноклассникам.

     4 -7 – характеризуют отношение ребёнка  к школе от прохладно-равнодушного   до отношения, как необходимости, которую нельзя избежать.

     8 -10 – позитивное отношение к школе, положительный эмоциональный и волевой настрой на учебную деятельность, на общение с преподавателями и одноклассниками.

Мотивация трудовой деятельности.

     Подшкала характеризует отношение ребёнка к труду, как в школе, так и дома.

     0 -2 полное нежелание ребёнка трудиться в школе и дома, отвращение к домашним обязанностям, крайняя леность, деструктивное реагирование на призывы выполнять какую-либо работу.  

     3 – показывает неприязненное отношение к трудовым поручениям, отказ от работы, избегание поручений.

     4-7 – достаточно прохладное отношение к трудовой деятельности, желание при первой же возможности «улизнуть» от выполнения задания, выполнение задания «лишь бы отделаться». Ребёнок не получает удовольствия от процесса труда.

     8-10 – характеризует положительную мотивацию трудовой деятельности, желанием помогать другим, радость от своего труда, любовь к различным видам трудовой деятельности.

Тенденция к самостоятельности.

     Шкала отражает желание ребёнка совершать самостоятельные действия.

     0-2 – полная беспомощность и дезаптированность ребёнка, страх самостоятельно сделать хотя бы шаг.

     3 – беспомощность и несамостоятельность ребёнка, постоянное ожидание помощи со стороны, отказ от самостоятельного выполнения задания.

     4-7 – средний уровень самостоятельности ребёнка, выполнение заданий при наличии поддержки и подсказки, опасается самостоятельно исследовать что-то новое, на улице старается держаться поближе к взрослому или тому, кто может его защитить. Пробует выполнять задания самостоятельно при поддержке педагога.

     8-10 – высокий уровень самостоятельности ребёнка, желание независимо действовать, тенденция взять на себя «шефство» над более слабыми, помогать тем, кто не способен справится с ситуацией. Предложение своих творческих решений.

Тенденция к ответственности.

    Подшкала характеризует уровень ответственности, личностной зрелости  ребёнка. В данном аспекте рассматривается ответственность за себя (за свой внешний вид, состояние здоровья, чувства и поступки), ответственность за других (тех, кто находится в прямой зависимости от ребёнка), за их чувства и действия, ответственность за порученное дело, ответственность за тот кусочек внешнего мира, который его окружает: люди на улице, животные, растения, обстановка и пр.  

     0-2 – полная безответственность и моральная опустошённость, безразличие к себе и другим, отсутствие значимых других и пр.

     3 – низкий уровень ответственности: ребёнку ничего нельзя поручить, он небрежен и неаккуратен, создаёт ситуации, в которых окружающие чувствуют себя крайне дискомфортно, безразличен к общему делу, ему «ни до чего нет дела».

     4-7 – средний уровень ответственности. Ребёнок старается быть аккуратным, не совершает деструктивных поступков, помнит о том, что ему поручено и пр.

     8-10 – высокий уровень ответственности у ребёнка, он показывает определённую личностную зрелость, ответственность за себя и общее дело, за самочувствие значимых других, сформированное у ребёнка понятие о чести и порядочности, осознание того, что судьба его зависит от собственных действий и поступков.

Тенденция к целенаправленным действиям.

     По данной подшкале оценивается степень желания ребёнка доводить дела и задания до конца; наличие внутренней тяги к завершённости какого-либо процесса.

     0-2 – полное отсутствие целенаправленных действий, беспорядочность действий, «скользящее внимание».

     3 – беспорядочные, часто бесполезные действия, не соответствующие характеру и цели задания.

     4-7 – средний уровень целенаправленных действий. Действия ребёнка соответствуют цели задания только тогда, когда он очень заинтересован. В этом случае он даже может довести дело до конца.

     8-10 – ребёнок умеет доводить дело до конца, получает удовольствие от проделанной работы и результата. Может выбирать оптимальную стратегию действий и поведения, не переключается с одной работы на другую, не закончив дела.

8. Психомоторное развитие.

     В этом разделе исследуются индивидуальные особенности и состояние психомоторной сферы.

Мелкая моторика руки.

     Объект наблюдения – движение пальцев и кистей рук.

 В данном разделе по 10-бальной шкале количественно оценивается способность ребёнка удержать лёгкий не мелкий (крупный) предмет. Способность

контролировать силу  сжимания карандаша (ручки) при письме. Нет ли искажения  начертания  и размеров букв и цифр при письме. Может ли ребёнок рисовать, вырезать и тд.

Общая координация движений.

     Объект наблюдения - общее состояние двигательных возможностей, представление о «схеме тела», координация движений.

В данном разделе по 10-бальной шкале количественно оцениваются особенности передвижения ребёнка (с помощью взрослого или самостоятельно) и сохранения равновесия при ходьбе. Степень развития навыка бега, лазания по лестнице, метание мяча, выполнение элементарных гимнастических упражнений.

 Мимика.

     Объект наблюдения - способность ребёнка выражать адекватную мимическую реакцию, пластичность мышц лица.

 В данном разделе по 10-бальной шкале количественно оцениваются особенности выражения эмоциональной реакции на лице (оттенки улыбки, поднимание бровей, поджимание губ, вращение глаз). Способность выражать основные эмоциональные состояния (радость, печаль, удивление, испуг, горе, замешательство, восторг, пренебрежение, сомнение и др.).

9. Социально-бытовая адаптация.

     В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у ребёнка социальных умений и навыков, уровень его приспособления к условиям окружающей действительности. Оценивание производится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую шкалу.

Социально-бытовое ориентирование.

     Критерии наблюдения за развитием навыка социально-бытового ориентирования:

     - знание и определение частей тела человека;

     - знание своего адреса и членов семьи;

     - знание частей помещения;

     - знание условий своего быта и умение в них ориентироваться;

     - ориентирование на улице;

     -  знание элементов и особенностей флоры и фауны;

     - ориентация во времени (дни недели-времена года-часы);

     - усвоение социальных норм и правил поведения и пр.

.


Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности в 1 классе

 (2 часа в неделю, 66 ч. в год)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

прове-

дения

Цель урока

Коррекционная

 работа

Наглядность,

оборудование

1-3

Рисование по желанию (по замыслу).

3

Формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;

обучение детей правильно держать карандаш;

выявление изобразительных возможностей детей.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Моё тело».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунки из детских книг.

Рисунки учеников.

Цветные карандаши.

4-5

Рисование по шаблону с последующим раскрашиванием (флажок).

2

Выработка умения различать форму  и величину предмета при помощи зрения и обводящих движений рукой;

обучение детей правильно держать карандаш.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Покажи правильно».

Упражнения на различение цветов «Помоги рыбкам».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок –образец

Шаблон флажка.

6-8

Рисование вверху и низу бумаги.

3

Знакомство с понятиями «верх», «низ» листа бумаги;

обучение детей правильно держать карандаш.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Какая рук».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Шаблоны предметов.

9-17

Раскрашивание предметов.

8

Знакомство с основными цветами и заучивание их (красный-синий, зелёный-жёлтый, чёрный-белый);

обучение детей правильно держать карандаш.

Упражнения на различение цветов «Принеси предмет».

Упражнения для пальцев рук.

Набор одинаковых  предметов разного цвета.

Рисунок-образец.

Шаблоны предметов.

18-19

 Рисование и   раскрашивание осеннего листа.

2

Обучение рисованию предметов по трафарету и дорисовыванию недостающих деталей;

знакомство с основными цветами и заучивание их.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Какая рука».

Упражнения на различение цветов «Принеси кубик».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Трафарет для работы.

20

Рисование и раскрашивание осеннего листа по точкам.

1

Обучение рисованию предметов по точкам и дорисовыванию недостающих деталей;

знакомство с основными цветами и заучивание их.

Упражнения на ориентировку в пространстве « Покажи правильно».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

21-22

Рисование по точкам и закрашивание морковки.

2

Обучение рисованию предметов по точкам и дорисовыванию недостающих деталей;

знакомство с основными цветами и заучивание их.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Моё тело».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

23-28

Рисование прямых, вертикальных,

горизонтальных, наклонных линий (лесенка, шарфик, узор).

6

Развитие умения проводить прямые, вертикальные,

горизонтальные, наклонные линии на бумаге в клетку по опорным точкам

Обучение детей правильно держать карандаш, уверенно проводить прямые линии, соблюдая ритмичность элементов узора.

Рисунок-образец.

29-30

Рисование по замыслу «Что бывает круглое».

2

Развитие умения определять вид линий при помощи зрения и обводящих движений рукой;

развитие умения правильно держать карандаш.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Покажи правильно».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Предметы круглой формы.

31-33

Рисование круга по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам.

3

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить дугообразные лини по трафарету;

знакомство с основными цветами и заучивание их.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Моё тело».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Трафарет для работы.

34

Декоративное рисование «Узор из кругов».

1

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить дугообразные лини по трафарету, соблюдая ритмичность элементов узора.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Покажи правильно».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Трафарет для работы.

35-37

Рисование прямых линий различной толщины (тропинка, шнурки, ветка).

3

Упражнения в проведении прямых линий различной толщины на гладкой бумаге;

развитие умения правильно держать карандаш.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Найди пару».

Упражнения на различение цветов «Собери капельки в стакан».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Шнурок,ветка.

38

Рисование пройденных букв по трафарету (А).  

1

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по трафарету.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Какая рука».

Упражнения на различение цветов «Собери лепесточки».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

39

Развитие навыка правильного закрашивания.

1

Знакомство с основными цветами и заучивание их;

обучение детей правильно держать карандаш.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Какая рука».

Упражнения на различение цветов «Собери цветик семицветик».

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

40

Рисование пройденных букв по трафарету (У).

1

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по трафарету;

знакомство с основными цветами и заучивание их.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Какая рука».

Упражнения на различение цветов «Собери лепесточки».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

41-42

Развитие навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура.

2

Знакомство с основными цветами и заучивание их);

обучение детей правильно держать карандаш.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Какая рука».

Упражнения на различение цветов «Собери цветик семицветик».

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

43-44

Рисование на тему «Новогодняя ёлка» (по шаблону).

2

Уточнение и обогащение зрительных представлений об окружающих предметах;

Развитие навыка работы по шаблону.

Упражнения в определении  формы предмета «Разложи фигуры».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Трафарет ёлочки.

45-46

Рисование по трафарету, намеченным линиям больших и маленьких квадратов.

2

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по трафарету;

совершенствование умения определять разницу по величине между предметами одной и той же формы,

Упражнения на развитие глазомера «Сравни верёвочки».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

47

Рисование узора в квадрате (квадрат по трафарету).

1

Развитие графического представления формы (круг, квадрат, треугольник); подбирать для раскрашивания карандаш соответствующего цвета.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Спереди – сзади».

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

48

Рисование с натуры по трафарету пройденных букв (О).

1

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по трафарету.

Упражнения на развитие глазомера «Сравни ёлочки».

Упражнения на различение цветов «Сложи пирамиду».

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

49

Раскрашивание рисунка не выходя за контуры.

1

Знакомство с основными цветами и заучивание их;

развитие умения правильно держать карандаш

Упражнения на ориентировку в пространстве «Откуда звучит голос».

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

50-51

Рисование пройденных букв по трафарету (М), закрашивание рисунка не выходя за контуры.

2

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по трафарету;

знакомство с основными цветами и заучивание их.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Где что лежит».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

52-53

Рисование пройденных цифр по трафарету (1, 2, 3).

2

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по трафарету.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Спереди – сзади».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

54-55

Рисование геометрического орнамента по трафаретам.

2

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по трафарету.

Упражнение на выделение существенных составляющих частей у предмета «Из каких фигур нарисованы флажки».

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

56-57

Рисование по трафарету цветов, раскрашивание рисунка не выходя за контур.

2

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по трафарету;

знакомство с основными цветами и заучивание их

Упражнения на ориентировку в пространстве «Что дальше, что ближе к нам».

Упражнения на различение цветов «Какого цвета предмет».

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

58-59

Рисование пройденных букв по трафарету (С), раскрашивание рисунка, не выходя за контур.

2

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по трафарету;

знакомство с основными цветами и заучивание их

Упражнения для пальцев рук.

Упражнение на определение формы предмета «Какие фигуры ты видишь на рисунках?»

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

60

Рисование по замыслу.

1

Формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;

обучение детей правильно держать карандаш.

Упражнения на определение формы предмета «Из каких фигур сложили фигуры?». Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

61

Рисование узора из треугольников в полосе.

1

Развитие умения делить полосу на равные части, соблюдать ритмичность элементов узора.

Упражнения для пальцев рук. Упражнения на развитие глазомера «Что дальше, что ближе?».

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

62

Рисование геометрического орнамента по трафарету.

1

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по трафарету.

Упражнения на определение формы предмета «Чем похожи фигуры». Упражнения на сравнение величины предметов одной формы «Сравни предметы».

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

63

Рисование по трафарету пройденных букв (Х), закрашивание рисунка, не выходя за контур.

1

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по трафарету;

знакомство с основными цветами и заучивание их

Упражнения на ориентировку в пространстве Выполни задание»«.

Упражнения на различение цветов «Сложи радугу».

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

64

Рисование домика (высокого и низкого) – по трафарету и опорным точкам.

1

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по трафарету и опорным точкам.

Упражнения на развитие глазомера «Сравни домики».

Упражнения на различение цветов Сложи башенку из кубиков».

Рисунок –образец

Трафареты для работы.

65

Рисование на тему «Салют».

1

Уточнение и обогащение зрительных представлений об окружающих предметах;

знакомство с основными цветами и заучивание их.

Упражнения на определение формы предмета «Узнай фигуру на ощупь». Упражнения на развитие глазомера «Сравни фигуры».

Рисунок-образец.

66

Рисование на тему «Цветы».

1

Развитие умений видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предмета;

знакомство с основными цветами и заучивание их.

Упражнения на развитие глазомера «Сравни животных».

Упражнения на различение цветов «Что бывает красное?».

Рисунок-образец.

Календарно - тематическое планирование по изобразительной деятельности во 2 классе

(II вариант учебного плана)

(2 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

прове-

дения

Цель урока

Коррекционная

работа

Наглядность,

оборудование

I четверть (18 часов)

1

Закрашивание готового узора с использованием 2-3 контрастных цветов.

2

Выработка умения различать форму  и величину предмета при помощи зрения и обводящих движений рукой;

обучение детей правильно держать карандаш.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Покажи правильно».

Упражнения на различение цветов «Помоги рыбкам».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Рисунки для раскрашивания.

2

Рисование с помощь трафарета узора в полосе из геометрических фигур, опираясь на образец.

3

Развитие умений чередовать элементы узора по форме и цвету;

обучение детей правильно держать карандаш..

Упражнения в определении формы предметов «Что бывает круглое?».

Упражнения в различении цветов «Какого цвета предмет?».

Рисунок-образец.

Трафареты для работы.

3

Рисование с натуры овощей с применением трафарета и без них (репа, огурец).

2

Развитие умения передавать в рисунке предметы округлой и продолговатой формы;

обучение детей правильно держать карандаш.

Упражнения в сравнении предметов округлой и продолговатой формы «Разложи по форме».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Трафареты для работы.

4

Рисование в квадрате с помощью трафарета и без него узора из листьев (на осевых линиях – диагоналях).

2

Развитие умений чередовать элементы узора по форме и цвету;

обучение детей правильно держать карандаш.

Упражнения в сравнении размера фигур одного вида «Сравни фигуры».

Рисунок-образец.

Трафареты для работы.

5

Рисование на тему «Осень».

3

Уточнение и обогащение зрительных представлений окружающей действительности;

обучение детей элементарным правилам изображения деревьев.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Моё тело».

Упражнения в определении толщины предмета «Сравни предметы».

Рисунок-образец.

6

Рисование с натуры фруктов (яблоко, груша).

2

Развитие умения передавать в рисунке предметы округлой и продолговатой формы;

обучение детей правильно держать карандаш.

Упражнения в сравнении предметов округлой и продолговатой формы «Разложи по форме».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

7

Рисование по опорным точкам пройденных цифр и букв.

4

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по опорным точкам.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Какая рука».

Упражнения на различение цветов «Собери лепесточки».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

II четверть (14 часов)

8

Самостоятельное рисование геометрического узора в полосе из геометрических фигур, опираясь на образец.

3

Развитие умений чередовать элементы узора по форме и цвету;

обучение детей правильно держать карандаш.

Упражнения в определении формы предметов «Что похоже на квадрат?».

Упражнения в различении цветов «Разложи по цвету».

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка.

9

Рисование с натуры предметов, напоминающих геометрические фигуры (тарелка, платок, часы, косынка).

4

Обучение детей умению правильно передавать основную форму изображаемых предметов и раскрашивать их в соответствующие цвета, соблюдая правила раскрашивания;

развитие умения соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов.

Упражнения в сравнении предметов по форме и размеру «Сравни предметы».

Упражнения на ориентировку в пространстве «Покажи правильно».

Рисунок-образец.

Трафарет -мерочка.

10

Рисование по опорным точкам и образцу пройденных цифр и букв.

4

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по опорным точкам.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Какая рука».

Упражнения на различение цветов «Собери цветик семицветик».

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка.

11

Рисование на тему «Зима».

3

Уточнение и обогащение зрительных представлений окружающей действительности;

обучение детей элементарным правилам изображения деревьев.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Моё тело».

Упражнения в определении толщины предмета «Сравни предметы».

Рисунок-образец.

III четверть (18 часов)

12

Самостоятельное составление узора с использованием трафаретов.

2

Развитие умений чередовать элементы узора по форме и цвету;

обучение детей правильно держать карандаш.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Найди пару».

Упражнения в различении цветов «Собери цветы в вазу».

Рисунок-образец.

Трафареты для работы.

13

Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур с использованием нескольких цветов (бусы, снежная баба).

2

Совершенствование умения передавать округлую форму частей предмета и их величину, а также пространственные отношения этих предметов и их частей

Упражнения на ориентировку в пространстве «»Откуда звучит голос?».

Упражнения в определении величины предметов «Что больше?».

Рисунок-образец.

Трафареты для работы.

14

Рисование с натуры овощей с применением трафарета и без них (лук, морковь).

2

Развитие умения передавать в рисунке предметы округлой и продолговатой формы;

обучение детей правильно держать карандаш.

Упражнения в сравнении предметов округлой и продолговатой формы «Разложи по форме».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Трафареты для работы.

15

Рисование тематической картинки на тему «23 февраля», «8 марта».

2

Развитие умения воспроизводить с образца предметы несложной формы и правильно располагать их на листе бумаги.

Упражнения в разделении сложных форм на составные её части «Сложи рисунок».

Упражнения на ориентировку в пространстве «Спереди – сзади».

Праздничные открытки.

Рисунок-образец.

16

Рисование сказки «Колобок».

4

Развитие детского воображения и умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки.

Упражнения для пальцев рук. Упражнения на развитие глазомера «Что дальше, что ближе?».

Иллюстрации к сказке.

Рисунок-образец.

17

Рисование на тему «Весна».

2

Уточнение и обогащение зрительных представлений окружающей действительности;

обучение детей элементарным правилам изображения деревьев.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Моё тело».

Упражнения в определении толщины предмета «Сравни предметы».

Рисунок-образец.

18

Рисование по опорным точкам пройденных цифр и букв.

4

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по опорным точкам.

Упражнения на развитие глазомера «Сравни ёлочки».

Упражнения на различение цветов «Сложи пирамиду».

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка.

IV четверть (16 часов)

19

Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур с использованием нескольких цветов (домик, скворечник).

2

Развитие умения видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, правильно рисовать предметы прямоугольной формы.

Упражнения в сравнении величины прямоугольников «Сравни фигуры».

Упражнения в разделении сложных форм на составные её части «Сложи рисунки из фигур».

Рисунок-образец.

Трафареты для работы.

20

Рисование с натуры весенних цветов (мать-и мачеха, одуванчик).

4

Развитие навыка передачи в рисунке основного строения цветов и их окраску;

обучение детей правильно держать карандаш.

Упражнения на различение цвета предметов «Собери радугу».

Картинки с изображением цветов.

Рисунок-образец.

21

Рисование тематичсекой картинки «1 мая»,

 «9 мая».

2

Развитие умения воспроизводить с образца предметы несложной формы и правильно располагать их на листе бумаги.

Упражнения в разделении сложных форм на составные её части «Сложи рисунок».

Упражнения на ориентировку в пространстве «Спереди – сзади».

Праздничные открытки.

Рисунок-образец.

22

Рисование по опорным точкам и образцу пройденных цифр и букв.

3

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по опорным точкам.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Спереди – сзади».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка.

23

Рисование узора в круге (расписния тарелка, шар).

3

Развитие умений чередовать элементы узора по форме и цвету;

обучение детей правильно держать карандаш.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Где что лежит?».

Рисунок-образец.

Трафареты для работы.

24

Рисование в квадрате с помощью трафарета и без него узора из листьев (на осевых линиях – диагоналях).

2

Развитие умений чередовать элементы узора по форме и цвету;

обучение детей правильно держать карандаш.

Упражнения на развитие глазомера «Сравни полоски».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Трафареты для работы.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 3 классе

(II вариант учебного плана)

(2 часа в неделю)

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

прове-дения

Цель урока

Коррекционная

работа

Наглядность,

оборудование

I четверть (18 часов)

1

Рисование геометрического узора.

2

Развитие умения самостоятельно составлять

геометрического узора;

совершенствование умения делить полосу на равные части.

Упражнения в сравнении предметов по цвету «Найди пару».

Рисунок-образец.

Трафареты для работы.

2

Рисование геометрического узора по образцу, по обводке.

3

Закрепление умения рисовать полосу и делить его на равные части;

совершенствование навыка проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии.

Упражнения на развитие глазомера «Разложи по размеру».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Листы с контурами узора.

3

Рисование геометрического орнамента в квадрате (деление по диагоналям).

6

Закрепление умения рисовать квадрат и делить его на равные части;

совершенствование навыка проводить прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии.

Упражнения на развитие глазомера «Разноцветные круги».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Трафареты для работы.

4

Обводка растительного узора в полосе с самостоятельным раскрашиванием.

3

Совершенствование умения делить полосу на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании.

Упражнения на развитие глазомера «Что выше, что

ниже?».

Рисунок-образец.

Листы с контурами узора.

5

Составление и закрашивание растительного узора в полосе с помощью трафарета.

2

Развитие умения самостоятельно составлять

геометрического узора;

совершенствование умения делить полосу на равные части.

Упражнения в сравнении предметов по цвету «Найди пару».

Рисунок-образец.

Трафареты для работы.

6

Рисование на тему «Осенний лес».

2

Обучение детей передавать свои наблюдения и располагать предметы в рисунках ближе и дальше;
обогащение детских представлений.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Автомобили».

Упражнения в различении цветов «Какого цвета не стало?».

Рисунок-образец.

Изображения деревьев различных  пород

II четверть (14 часов)

7

Самостоятельное рисование растительного узора в полосе (ёлка, гриб, снежинка, снеговик).

8

Обучение детей правильно располагать элементы узора и самостоятельно подбирать цветовые сочетания:

обогащение детских представлений.

Упражнения на развитие глазомера «Самая длинная, самая короткая».

Рисунок-образец.

Трафареты для работы.

8

Рисование узора из цветов и листочков.

2

Обучение детей правильно располагать элементы узора и самостоятельно подбирать цветовые сочетания:

обогащение детских представлений.

Упражнения в сравнении предметов по цвету «Найди пару».

Рисунок-образец.

9

Рисование новогодних игрушек (бусы, флажки, шары).

3

Уточнение и обогащение зрительных представлений об окружающих предметах;

рисование с натуры и по представлению предметов несложной формы.

Упражнения в определении  формы предмета «Разложи фигуры».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Трафареты для работы.

10

Рисование на тему «Новогодняя ёлка».

1

Развитие умения рисовать по представлению после наблюдения;

создание по словесному описанию представления о ранее виденных предметах (ёлочных игрушках).

Упражнения на ориентировку в пространстве «Автомобили».

Упражнения в определении величины предметов «Что в чём».

Рисунок-образец.

Трафареты для работы.

III четверть (18 часов)

11

Рисование с помощью шаблона листьев дуба, берёзы, тополя.

3

Развитие умения рисовать знакомые предметы по шаблону.

Упражнения в сравнении предметов по цвету «Найди пару».

Рисунок-образец.

Шаблоны для работы.

12

Рисование овощей, фруктов, ягод, грибов.

4

Развитие умения рисовать знакомые предметы округлой и продолговатой формы и правильно передавать их цвет.

Упражнения в различении формы предмета «Найди предмет указанной формы». Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

13

Рисование предметов прямоугольной формы (портфель).

2

Развивать умение рисовать предметы прямоугольной формы, правильно передавать их цвет и пропорции частей.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Твой путь в школу».

Упражнения на развитие глазомера «Сравни предметы по высоте».

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка.

14

Рисование цветов (ромашка, колокольчик).

2

Развитие умений наблюдать и передавать в рисунке строение растения, форму цветков и листьев.

Упражнения на различение цвета предметов «Неразлучные цвета».

Картинки с изображением цветов.

Рисунок-образец.

15

Тематическое рисование «Открытка к 8 марта».

3

Развитие умения красиво размещать элементы рисунка на листе бумаги, подбирать яркие, праздничные краски.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Твой путь из школы».

Упражнения на развитие глазомера «Самый высокий, самый низкий».

Праздничные открытки.

Рисунок-образец.

16

Рисование растительного узора в круге (салфетка).

2

Обучение детей сознательному использованию схемы узора, к умению составлять узор в готовой форме, размещая его элементы в центре и по краям круга.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Где что лежит?».

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка.

17

Иллюстрирование сказки «Репка».

4

Развитие детского воображения и умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки.

Упражнения для пальцев рук. Упражнения на развитие глазомера «Что дальше, что ближе?».

Иллюстрации к сказке.

Рисунок-образец.

IV четверть (16 часов)

18

Рисование моделей несложных конструкций

(2 кубика и призма).

3

Обучение детей передавать в рисунке расположение кубиков и призмы, их форму и цвет.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Пустыня». Упражнения в определении формы, цвета и величины предметов «Нарисуй предмет».

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка.

19

Рисование игрушек.

4

Обучение детей передавать форму, взаимное расположение, величину и цвет деталей изображаемого предмета.

Упражнения в определении формы, цвета и величины предметов «Назови предмет».

Рисунок-образец.

20

Рисование на тему «Деревья весной».

2

Развитие умения передавать свои представления в рисунке.

Упражнения в определении формы, цвета и величины предметов «Выбери предмет».

Рисунок-образец.

Изображения деревьев различных  пород.

21

Тематическое рисование «Мой дом, моя школа к празднику 1 мая».

2

Развитие умения красиво размещать элементы рисунка на листе бумаги, подбирать яркие, праздничные краски.

Упражнения в определении формы, цвета и величины предметов «Узнай предмет».

Праздничные открытки.

Рисунок-образец.

22

Рисование по образцу пройденных цифр и букв.

6

Развитие умения правильно держать карандаш, уверенно проводить  лини по опорным точкам.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Спереди – сзади».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка.

Календарно – тематическое планирование  по изобразительному искусству в 4 классе

(II вариант учебного плана)

(1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

прове-

дения

Цель урока

Коррекционная

работа

Оборудование,

наглядность

I четверть (9 ч)

1

Рисование декоративных узоров.

2

Развитие умения самостоятельно составлять

геометрического узора;

совершенствование умения делить полосу на равные части.

Упражнения в сравнении предметов по цвету «Найди пару».

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка

3

Рисования растительного узора в полосе по образцу.

1

Совершенствование умения делить полосу на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании.

Упражнения на развитие глазомера «Что выше, что

ниже?».

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка

4

Рисование предметов включающих в себя геометрические формы: одноэтажный дом, многоэтажный дом, автобус.

3

Формирование умения передавать строение, форму и пропорции предметов;

использование правильных движений руки при рисовании прямых линий.

Упражнения в разделении сложных форм на составные её части «Узор».

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка

5

Рисование  башенки   из элементов строительного материала.

1

Обучение детей передавать в рисунке расположение элементов строительного материала, их форму и цвет.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Пустыня». Упражнения в определении формы, цвета и величины предметов «Нарисуй предмет».

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка

6

Рисование на тему «Моя улица».

1

Рисование по представлению после наблюдения группы предметов, предающих расположение в пространстве.

Упражнения в определении формы, цвета и величины предметов «Выбери предмет».

Рисунок-образец.

7

Иллюстрация сказки «Гуси – лебеди»

1

Развитие детского воображения и умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки.

Упражнения для пальцев рук. Упражнения на развитие глазомера «Что дальше, что ближе?».

Иллюстрации к сказке.

Рисунок-образец

II четверть (7 ч)

8

Рисование растительного узора из двух фигурок-трафаретов в полосе.

1

Совершенствование умения делить полосу на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании.

Упражнения на развитие глазомера «Что выше, что

ниже?».

Рисунок-образец.

Трафарет для работы.

9

Рисование растительного узора в полосе.

1

Развитие умения самостоятельно составлять растительный узор в полосе.

Упражнения на развитие глазомера «Разложи по размеру».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

10

Рисование узора из линий различной конфигурации и цвета.

1

Развитие умения самостоятельно составлять

геометрического узора;

совершенствование умения делить полосу на равные части.

Упражнения в сравнении предметов по цвету «Найди пару».

Рисунок-образец.

11

Рисование елки с игрушками.

1

Развитие умения рисовать по представлению после наблюдения;

создание по словесному описанию представления о ранее виденных предметах (ёлочных игрушках).

Упражнения на ориентировку в пространстве «Автомобили».

Упражнения в определении величины предметов «Что в чём».

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка

12

Рисование гирлянды с новогодними игрушками (шары).

1

Уточнение и обогащение зрительных представлений об окружающих предметах;

рисование с натуры и по представлению предметов несложной формы.

Упражнения в определении  формы предмета «Разложи фигуры».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

Трафарет для работы.

13

Рисование снеговика.

1

Развитие умения рисовать по представлению после наблюдения предметы круглой формы.

Упражнения в сравнении предметов по цвету «Найди пару».

Рисунок-образец.

Трафарет для работы.

14

Рисование на тему

 « Новый год».

1

Уточнение и обогащение зрительных представлений об окружающих предметах;

рисование с натуры и по представлению предметов несложной формы.

Упражнения в определении  формы предмета «Разложи фигуры».

Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

III четверть (9ч)

15

Рисование узора в квадрате по образцу и самостоятельно: платок, скатерть, салфетка.

3

Обучение детей сознательному использованию схемы узора, к умению составлять узор в готовой форме, размещая его элементы в центре и по краям квадрата.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Где что лежит?».

Рисунок-образец.

16

Рисование на тему

«23 февраля».

1

Развитие умения красиво размещать элементы рисунка на листе бумаги, подбирать яркие, праздничные краски.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Твой путь из школы».

Упражнения на развитие глазомера «Самый высокий, самый низкий».

Праздничные открытки.

Рисунок-образец.

17

Рисование на тему

 «8 марта».

1

Развитие умения красиво размещать элементы рисунка на листе бумаги, подбирать яркие, праздничные краски.

Упражнения в определении формы, цвета и величины предметов «Назови предмет».

Праздничные открытки.

Рисунок-образец.

18

Рисование листьев березы и ивы.

2

Развитие умения рисовать знакомые предметы по трафарету.

Упражнения в сравнении предметов по цвету «Найди пару».

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка

19

Рисование листьев клена и дуба.

2

Развитие умения рисовать знакомые предметы по трафарету.

Упражнения в сравнении предметов по цвету «Найди пару».

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка

IV четверть ( 8   ч)

20

Рисование узора в квадрате, расположенного на данных линиях.

1

Развитие умения самостоятельно составлять узор в квадрате на данных линиях.

Упражнения в сравнении предметов по цвету «Найди пару».

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка

21

Рисование на тему «Ракета в космосе».

1

Уточнение и обогащение зрительных представлений об окружающих предметах;

рисование с натуры и по представлению предметов несложной формы.

Упражнения в определении формы, цвета и величины предметов «Узнай предмет».

Праздничные открытки.

Рисунок-образец.

22

Рисование узора в круге (люстра).

1

Обучение детей сознательному использованию схемы узора, к умению составлять узор в готовой форме, размещая его элементы в центре и по краям круга.

Упражнения на ориентировку в пространстве «Где что лежит?».

Рисунок-образец.

Трафарет-мерочка

23

Рисование цыпленка.

1

Обучение детей передавать форму, взаимное расположение, величину и цвет деталей изображаемого предмета.

Упражнения в определении формы, цвета и величины предметов «Назови предмет».

Рисунок-образец.

24

Рисование овощей и фруктов различной формы.

2

Развитие умения рисовать знакомые предметы округлой и продолговатой формы и правильно передавать их цвет.

Упражнения в различении формы предмета «Найди предмет указанной формы». Упражнения для пальцев рук.

Рисунок-образец.

25

Рисование на тему «Деревня весной».

2

Развитие умения передавать свои представления в рисунке.

Упражнения в определении формы, цвета и величины предметов «Выбери предмет».

Рисунок-образец.

Изображения деревьев различных  пород.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

Пособие для учителя: Сборник диктантов Для обучающихся 2-4 классов Специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данный сборник диктантов является примерным пособием для учителей  II –  IV классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составлен в соответствии с учебной программой по письму и раз...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов специальной(коррекционной) школы VIII вида по И.М. Бгажноковой.

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся 1-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой. Физическая культура в специ...

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной

В пояснительной записке к рабочей программе даны общие сведения об особенностях организации уроков чтения в 4 классе спеиальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной. ...

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...