Влияние тематического рисования на развитие творческих способностей у детей
статья по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Лелло Марина Сергеевна

Проблема развития творческих способностей многоаспектна и непроста. Сложность заключается в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения как на природу способности, так и на само понятие творчества, применительно к понятию « общие интеллектуальные способности», под которыми понимают высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях науки и культуры. Учебные и творческие способности отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, рождение новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание”.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Влияние тематического рисования на развитие творческих способностей у детей

Санкт-Петербург

2018г.

На наш взгляд, проблема развития творческих способностей многоаспектна и непроста. Сложность заключается в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения как на природу способности, так и на само понятие творчества, применительно к понятию « общие интеллектуальные способности», под которыми понимают высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях науки и культуры. Учебные и творческие способности отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, рождение новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание”.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит банальности, шаблону, разрушению, оно наполняет жизнь радостью, побуждает потребность в познании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Прежде всего, творческая деятельность рассматривается как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и сообразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе  решений; трудолюбия.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности.

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.

Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая.

 Познавательная деятельность развивает познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

И, конечно, лучше всего для развития творчества и творческих способностей подходят уроки изобразительного искусства. Ведь именно через рисунок ребенок раскрывает свой внутренний мир. Недаром существует так много психологических тестов, где надо нарисовать что-то (кактус, моя семья, дом и др.).

Творчество – важная составляющая часть нашей жизни. Умение применять обыденное в необычных обстоятельствах, в новых ситуациях, не только позволяет украшать свою жизнь, но и является непременным атрибутом выживания человека. В наши дни творческие личности ценятся везде. И учителю выпадает роль воспитывать творческих людей. Ведь творческое начало заложено в каждом из нас. Это нужно только уметь развивать.

Творчество, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества, как субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи.

В психологии творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают её включенность в этот процесс.

Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчётов деятелей искусства и науки (описание «вдохновения», «мук творчества» и т. п.). Некоторые крупные естествоиспытатели (Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, У. Кеннон и др.) выделили в этих самоотчётах несколько стадий в процессе творчества от зарождения замысла до момента (который нельзя предвидеть), когда в сознании возникает новая идея. Английский учёный Г. Уоллес (1924) расчленил творческий процесс на 4 фазы: подготовку, созревание (идеи), озарение и проверку. Так как главные звенья процесса (созревание и озарение) не поддаются сознательно-волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций, отводивших решающую роль в творчестве подсознательному и иррациональному факторам. Однако экспериментальная психология показала, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга. Будучи поглощён своим объектом, индивид меньше всего способен к самонаблюдению, сохраняя лишь неопределённое ощущение общего направления движения мысли: моменты догадки, открытия, внезапного решения переживаются в виде особо ярких состояний сознания, которые первоначально главным образом и описывались в психологии («ага-переживание», осознание нужного решения - у К. Бюлера, «инсайт», акт мгновенного постижения новой структуры - у В. Кёлера, и др.). Однако изучение продуктивного мышления выявило, что догадка, «озарение», неожиданное новое решение возникают в экспериментальных условиях при соответствующей организации процесса творчества (М. Вертхеймер, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев). На примере открытия Д. И. Менделеевым периодического закона Б. М. Кедров показал, что анализ продуктов и «субпродуктов» (неопубликованных материалов) творчества позволяет выявить вехи на пути научного открытия безотносительно к тому, как они осознавались самим учёным. При этом личностные механизмы творчества могут быть раскрыты только в контексте их обусловленности конкретной общественно-исторической ситуацией.

Успехи кибернетики, передача техническим устройствам поддающихся формализации умственных операций резко повысили интерес к творческим действиям личности, способностям, которые не могут быть формализованы. Предпринимаются также попытки технического моделирования процесса поиска и открытия нового знания. Перед психологией встаёт задача выяснения преобразований в характере творчества, которые происходят в условиях формализации знания. Для современного науковедения в разработке проблем научного творчества характерно стремление синтезировать подходы к творчеству с точки зрения логики, социологии и психологии.

Разберем теперь, что же такое творческие способности.

Существует, как минимум, три основных подхода к проблеме творческих способностей.

1.      Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Особняком стоит концепция Д. Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Д. Б. Богоявленской, является ситуативно-нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, рабочим-изобретателям

2.      Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Е. Торранса: если IQ ниже 115-120 интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Предположение Е. Торранса на удивление хорошо совпадает с данными Д. Н. Перкинса: для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.

3.      Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, А. Термен, Р. Стернберг и другие).

Определенной точки зрения на творческие способности нет. Но мы считаем, что творческими способностями обладают в той или иной мере все люди, и при определенных условиях их можно развить.

В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.

Исследования творческого мышления стали расширяться во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы.

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.

Помощь взрослых и, в частности, педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате этой помощи должен научиться:

- удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нет в мире не чудесного. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение - рождение в искусстве, где все - игра чудесных сил;

- видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) -- так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик - свой самолет, моряк - корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Память – это источник художественного творчества;

- мечтать (фантазия - цемент, скрепляющий самые разные - в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться:

- владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).

- создавать «законченную вещь», то есть произведение.

Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

- смотреть, чтобы увидеть красоту;

- слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;

- почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;

- говорить так, чтобы тебя услышали;

- быть самим собой;

- трудиться творчески;

- творить вдохновенно.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для успешного обучения.

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

- творческое мышление,

- творческое воображение,

- применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся нужно уметь развивать следующие умения:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

- преодоление психологической инерции мышления;

- оценивание оригинальности решения;

- сужение поля поиска решения;

- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения.

Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина, является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

- перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

- комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.

  1. Развитие способностей в младшем школьном возрасте

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любопытны. Для развития творческих способностей детей необходимо создать ситуацию заинтересованности. Развивающее обучение направлено на то, чтобы дети не только запоминали факты, усваивали правила и определения, но и обучались рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;

- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;

- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между ребенком и взрослыми, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свое мнение.

  1. Иллюстрация и тематическое рисование в художественно-эстетическом воспитании младшего школьника

Как уже говорилось, творчество нужно развивать в деятельности. Нельзя найти более подходящего занятия для развития творческих способностей, чем уроки изобразительного искусства. Рисование отражает саму сущность творчества. Нельзя найти двух одинаковых рисунков. И на уроках тематического рисования и иллюстрирования можно раскрыть способности ребенка.  

Иллюстрация – это изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.).

Иллюстрация, во-первых, предполагает свободный выбор фрагмента для иллюстрирования из всего текста, во-вторых, сам фрагмент можно показать по-разному. И для учителя очень важно донести до ученика, как правильно делать выбор. Так же и с тематическим рисованием. Если дается какая-нибудь тема, то ребенку нужно выбрать композицию и ее изобразить.

Перед самим рисованием ведется большая подготовительная работа, в ходе которой учитель знакомит детей с творчеством известных художников, писателей и музыкантов. В таких уроках одной из задач ставится воспитание чувства прекрасного. Очень важно для учителя, чтобы дети различали, что есть прекрасное, а что нет. И воспитание этих чувств лежит через знакомство с известными картинами, иллюстрациями, литературой.

Воспитание чувства красоты, художественно-эстетическое воспитание должно быть постоянным. Воспитывать нужно основополагающие ощущения и чувства, проистекающие из факта рождения и удивительного существования элементов культуры, то есть предметного мира. Человеческие чувства, сформированные в совокупности всех этих разнообразных ощущений, позволяют осознать красоту бытия вещей. При этом важно обеспечить методическую взаимосвязь различных областей искусства, их взаимодействие, взаимодополнение. Такой подход к художественно-эстетическому воспитанию призван способствовать развитию следующих поколений. Отсюда одно из серьезных достижений в области воспитания и образования – это понимание того, что вся образовательная система, начиная с детского сада, должна закладывать основы формирования человека на принципах культуры. Ребенок, воспитываясь в коллективе, с детских лет приучает свое сознание и линию поведения строить в соответствии с окружением.

Воспитание через тематическое рисование эстетических чувств должно быть выстроено правильно, учитель сам должен понимать что есть прекрасное и, не навязывая своего мнения, подводить ребенка к правильному пониманию действительности.

  1. Сравнение учебных программ для 4-го класса

В современных школах есть много учебных программ, по которым учитель ведет свои уроки. Но есть несколько основных программ, ориентированных на развитие детского творчества. Вот сравнительный анализ программ В.С. Кузина и Б.М. Неменского.

Сравнение программ

В. С. Кузин

Б. М. Неменский

4 класс

Рисование на темы (композиция) 7 часов

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей.

Обобщение знаний, полученных в 1-3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.

Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.

Примерные задания:

А) рисование на темы «Летний пейзаж», «Восход солнца на море», «Портрет дерева», «Осень в лесу», «Осень в городе», «На уборке урожая», «Ребята на экскурсии», «Катание с гор», «Детская железная дорога», «Праздник 9 мая – День Победы», «Песни нашей родины», «Лесные тропинки»;

Б) иллюстрирование русских народных сказок «По щучьему веленью», «Морозко», «Чудодейное колечко», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, басен И. Крылова «Квартет», «Свинья под  дубом», сказок «Растрепанный воробей» К. Паустовского, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Золушка» Ш. Перро, «Маленький мук» В. Гауфа, «Удалой портняжка» и «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен, «Маленький водяной» и «Маленькая Баба-Яга» О. Пройслер, отрывка из романа «Путешествие Гулливера» Д. Свифта.

4 класс

~ 8 часов

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Темы:

Пейзаж родной земли

Народные праздники

Древний город и его жители

Праздничный пир в теремных палатах

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Сопереживание – великая тема искусства

Знания и умения учащихся

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:

-Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);

- начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;

- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;

- основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;

- начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;

-начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

- изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- рассматривать и проводить анализ произведения искусства содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства:

- чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

- выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;

- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

- использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;

- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом  особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;

-использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;

- применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении, как выразительных средствах в аппликациях и коллективных мозаичных панно;

- передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.

Знания и умения учащихся начальной школы

В результате изучения программы учащиеся:

  • осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
  • приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
  • развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
  • развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
  • осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
  • приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;
  • учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;
  • овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
  • обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
  • обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
  • обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
  • приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
  • приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

Основные задачи преподавания изобразительно искусства:

- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Принципы, заложенные в программу:

- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;

- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

- система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

- развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

 Основные принципы программы наиболее подробно описаны в методическом пособие по данной программе, изданном в 1990 году.

1. Принцип "искусство как духовная культура", т.е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).

2. Принцип "от родного порога в мир общечеловеческой культуры", т.е. опора на национальное, народное искусство, и от этого порога ход к великим общечеловеческим духовным ценностям. Постоянная перекличка, диалог культур (национальных и исторических форм).

3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. Это раскрывается синкретично в начальной школе и расчленено на виды искусств в средней. Под приобщением необходимо понимать раскрытие языковой и социальной специфики каждой группы; доведения его до уровня, создающего потребность, способность и высокие критерии общения с этими искусствами во внешкольной и, главное, послешкольной жизни (диалог видов искусства).

4. Принцип связи с жизнью через постоянное "опрокидывание" осваиваемых проблем в окружающую ребенка вне урока жизнь. Этому служат работа с моделью-куклой "взрослых" искусств (мастер постройки, мастер изображения, мастер украшения) и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изучаемых на уроке проблем искусства (диалог урока с жизнью).

5. Блоко-тематический принцип построения программы, когда: а) блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); 
б) тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; 
в) темы каждого урока "по кирпичику" строят познание темы четверти, и "кирпичики" опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти. ...

6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. Рисуем, работаем цветом, конструируем, декорируем всегда ради выражения определенного отношения, определенной эмоции. Вся методика - для обеспечения этой цели. Все навыки и знания должны быть включаемы в процесс только при условии их связывания с выполнением содержания, они должны быть необходимы для этого ученику, и такая необходимость должна быть предусмотрена характером задания.

7. Вся методическая система программы должна быть нацелена на решение этих основополагающих задач. Поэтому принцип художественного уподобления воспринимающего передающему является здесь основой отбора. Переживание (сопереживание) как способ, форма обучения, как метод освоения материала  для искусства является единственной возможностью приобщиться к содержанию, "понять" его. Поэтому "подобное подобным": обучение искусству вообще немыслимо без урока как драматургически, т.е. художественно построенного действия, без вхождения ученика "в роль", без ощущения учителя себя как режиссера общего действа под названием "урок". Отсюда и необходимость образно-художественной целостности всех элементов урока (и восприятия, и создания), и отсутствие монологичности. Диалог!"

Чаще всего в школах используют программу В.С. Кузина, потому что программа Б.М. Неменского совмещает в себе уроки изобразительного искусства и технологии. Но вместе с тем, она и более творческая. Там больше разнообразных заданий, включающих лепку, аппликацию, составление коллективных панно, что сильно развивает творческие способности. Но при этом у В.С. Кузина в программе учитель может выбирать темы из предложенных и составлять уроки так, как нужно по обстоятельствам, у Б.М. Неменского темы же все заложены в программу. В обеих программах одной из целей является развитие творчества. Но достигаются эти цели разными способами.

Но, как уже говорилось, немногие школы могут позволить себе объединять уроки изобразительного искусства и технологии, поэтому используют учебные программы В.С. Кузина.

Вывод

Развитие творческих способностей это процесс долгий и требующий больших усилий от всех участников. Учителю важно помнить о том, что немаловажную роль играет и сама личность педагога. Насколько он сам будет подходить творчески к процессу обучения, настолько и будут сильнее развиваться творческие способности учеников.

Также следует учитывать при проведении уроков индивидуальный подход. Только при учете индивидуальных свойств личности можно развивать способности.

Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между ребенком и взрослыми, проявлять критичность и самокритичность, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, , свободно выражать свое мнение.

От личности педагога зависит не только общее развитие ученика, но и творческое развитие. Насколько творчески подходит учитель к своим урокам, настолько и ученики будут творчески подходить к заданиям.

Очень важно проводить разнообразные задания, которые позволят повысить творческий потенциал ребенка. И, конечно, нужно уметь правильно давать знания, так, чтобы дети могли ими воспользоваться.

  1. Практическая педагогическая деятельность по развитию творческих способностей детей 4-го класса

2.1. Изучение уровня сформированности творческих способностей у детей 4-го класса.

Для выявления уровня творческих способностей, творческого развития была проведена диагностика на основании беседы с учителем и проведен один урок на тему.

Диагностика проводилась в ГОУ СШ №331 в 4 классе. Класс состоит из 28 учеников, из них 10 девочек и 18 мальчиков.

Задачи педагога:

  1. Определить характер интереса каждого ребенка во время работы
  2. Распознать у детей способность к самоконтролю и оценке результата в соответствии с замыслом
  3. Выявить знания, умения, навыки для создания творческой работы.

На основе беседы с учителем были заполнены таблицы, которые показали уровень сформированности творческих способностей, умений, навыков, увлеченности процессом рисования.

Высокий уровень творческих способностей имеют 6 учеников, низкий уровень так же у 6 учеников. Высокий уровень проявлений самостоятельности наблюдается у 9 учеников, низкий уровень у 8 учеников.

Первичная диагностика приведена в приложениях 1-4

Так же был проведен пробный урок на тему «Полет на другую планету» (Приложение 5), в ходе которого выявилась заинтересованность детей темой и уровень творчества. На подготовительном уроке к рисованию на тему детям были предложены образцы для рисования. 10% детей отказались от них и рисовали сами. Остальные копировали изображения с образцов. На самом тематическом рисовании образцы работ не предлагались, и дети рисовали по памяти и воображению.

На основе проведенной диагностики можно наметить следующие задачи для более успешного развития творческих способностей:

  1. Создание среды, способствующей развитию творческих способностей
  2. Осуществление индивидуальной работы с детьми с низким уровнем творческих способностей
  3. Развитие творческой деятельности посредством ознакомления с тематическими композициями известных художников
  4. Работа с родителями (рекомендации)

2.2. Проект фрагмента программы по развитию творческих способностей у детей 4-го класса посредством тематического рисования

Развитие творческих способностей происходит непрерывно в течение всей жизни. Чем больше человек узнает, тем лучше он может применять свои знания в новых, необычных обстоятельствах и ситуациях. И, конечно, достигнуть какого-то конечного результата в развитии творческих способностей нельзя. Можно лишь дать толчок к дальнейшему самостоятельному пути развития.

Поскольку в школе используется программа В.С. Кузина, то на весь учебный год отводится 7 уроков рисования на темы. И, за время практики, не было возможности реализовать программу по развитию творческих способностей, поэтому предлагается проектная работа, которая может повысить уровень творческих способностей 4-го класса.

Темы, которые предложено использовать:

  1. Рисование на тему «Восход солнца на море»;
  2. Иллюстрирование сказки «Маленький мук» В. Гауфа;
  3. Рисование на тему «Детская железная дорога»;
  4. Иллюстрирование сказки «Морозко»;
  5. Рисование на тему «Лесные тропинки»;
  6.  Иллюстрирование отрывка из романа «Путешествие Гулливера» Д. Свифта

На занятиях нужно использовать различные методы и приемы, например включение музыки, использование декораций и презентаций, так же возможно использование необычных уроков (урок-путешествие), если есть возможность, то лучше использовать интерактивную доску.

Занятие 1

Тема «Восход солнца на море»

Приложение 6

Оборудование учителя: аппаратура для показа презентаций, магнитофон, диск с музыкой

Оборудование учеников: альбом для рисования, карандаш, стирательная резинка, акварель, мелки, кисти

D:\дпизо\восход солнца на море\zakat.jpg

Задачи

-Закреплять и развивать композиционные навыки, наблюдательность и зрительную память

-развивать технические навыки в рисовании карандашом, мелками, акварелью

-научить передавать свои впечатления, фантазировать

-развивать моторику руки, память, мышление, воображение, чувство пространства, цвета

-воспитывать чувство прекрасного, любовь к родине, чувство цвета, дружелюбие, фантазию.

Занятие 2

Предварительная работа

Подготовительный урок «арабский костюм»

Подготовительный урок «архитектура арабского города»

Тема «Иллюстрирование сказки «Маленький Мук» В. Гауфа»

Приложение 7

Оборудование учителя: аппаратура для показа презентаций

Оборудование учеников: альбом, карандаш, стирательная резинка, мелки, гуашевые краски, кисти

D:\дпизо\evgeniy_15.jpg

-Закреплять и развивать композиционные навыки

-развивать технические навыки в рисовании карандашом, гуашевыми красками

-Учить использовать дополнительную литературу для изображения национального костюма

-развивать моторику руки, память, мышление, воображение, чувство пространства, цвета

-воспитывать чувство прекрасного, любовь к родине, чувство цвета, дружелюбие, фантазию.

Занятие 3

Предварительная работа

Подготовительный урок «вагон»

Подготовительный урок «перрон»

Тема «Детская железная дорога»

Приложение 8

Оборудование учителя: аппаратура для показа презентаций, магнитофон, диск с музыкой

Оборудование учеников: альбом, карандаш, мелки, цветные карандаши

D:\дпизо\puti-dorogi.jpg

-Закреплять и развивать композиционные навыки

-развивать технические навыки в рисовании карандашом, цветными карандашами

-Учить передавать свои впечатления, фантазировать

-Развивать творческие навыки, применять необычные решения

-развивать моторику руки, память, мышление, воображение, чувство пространства, цвета

-воспитывать чувство прекрасного, любовь к родине, чувство цвета, дружелюбие, фантазию.

Занятие 4

Предварительная работа:

Подготовительный урок «русский народный костюм»

Тема «Иллюстрирование сказки «Морозко»

Приложение 9

Оборудование учителя: аппаратура для показа презентаций

Оборудование учеников: альбом, карандаш, стирательная резинка, мелки, акварель, кисти

D:\дпизо\1.jpg

-Закреплять и развивать композиционные навыки

-развивать технические навыки в рисовании карандашом, мелками, акварельными красками

-Учить находить неординарные решения

-Развивать творческие навыки, применять необычные решения

- развивать моторику руки, память, мышление, воображение, чувство пространства, цвета

- воспитывать чувство прекрасного, любовь к родине, чувство цвета, дружелюбие, фантазию.

Занятие 5

Предварительная работа

Подготовительный урок «дерево»

Тема ««Лесные тропинки»

Приложение 10

Оборудование учителя: аппаратура для показа презентаций, магнитофон

Оборудование учеников: альбом, карандаш, стирательная резинка, мелки, акварель, кистиD:\дпизо\rd2-3.jpg

-Закреплять и развивать композиционные навыки

-развивать технические навыки в рисовании карандашом, акварелью, мелками

-Учить передавать свои впечатления, фантазировать

-Развивать творческие навыки, применять необычные решения

- развивать моторику руки, память, мышление, воображение, чувство пространства, цвета

- воспитывать чувство прекрасного, любовь к родине, чувство цвета, дружелюбие, фантазию.

Занятие 6

Предварительная работа

Подготовительный урок «фигура человека»

Тема «Иллюстрирование отрывка из романа «Путешествие Гулливера» Д. Свифта»

Приложение 11

Оборудование учителя: аппаратура для показа презентаций

Оборудование учеников: альбом, карандаш, стирательная резинка, мелки, акварель, кисти

D:\дпизо\MironLiudaGuliver.jpg

-Закреплять и развивать композиционные навыки

-развивать технические навыки в рисовании карандашом, мелками, акварельными красками

-Учить передавать свои впечатления, фантазировать

-Развивать творческие навыки, применять необычные решения

- развивать моторику руки, память, мышление, воображение, чувство пространства, цвета

- воспитывать чувство прекрасного, любовь к родине, чувство цвета, дружелюбие, фантазию.

Заключение

Развитие творческих способностей процесс долгий, и начинать его надо с раннего детства. В школе учитель может лишь дать необходимые знания и подтолкнуть ребенка к дальнейшему саморазвитию. Без умения самостоятельно добывать знания, выделять нужное из всей массы информации, подходить творчески к любой трудности, не возможно развитие человека. Конечно, за пару уроков нельзя развить творческие способности, но можно научить ребенка видеть необычное в обыденном. Учителю важно помнить, что он является авторитетом для ребенка, и учащиеся подражают учителю. Поэтому и к проведению уроков нужно подходить творчески. Искать необычные решения, не использовать шаблоны. Учитель должен создавать условия для развития творчества у детей. Мы считаем, что наши уроки как нельзя лучше подходят для создания таких условий.

Очень важно уметь находить подход ко всем детям, но особенно важно заниматься с теми детьми, которые используют шаблонные методы. Подталкивать их к необычным, неординарным решениям, заставлять думать в неожиданном направлении. Научить не бояться трудностей. При проведении уроков нужно опираться на произведения известных художников. Только в сравнении можно увидеть, к чему надо стремиться. Ребенок должен знать, на что опираться. И, конечно, немаловажным фактором является работа с родителями, ведь детей воспитывает не только учитель, но в первую очередь сами родители. И учитель должен сообщать родителям, как лучше им взаимодействовать со своими детьми для лучшего достижения результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей.

Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина....

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности

Рисовать можно чем  угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать сво...

«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей».

         Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность.Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование к...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей младших школьников

Разработка комплекса занятий с применением нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих способностей младших школьников, которые могут быть применены в учебно-воспитательном пр...

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей.

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей....