Мастер-класс по использованию нетрадиционных методов рисования на тему «Космос». Рисование мыльными пузырями, граттаж, по сырому акварелью и солью.
материал по изобразительному искусству (изо) по теме
Мастер-класс для педагогов по использованию нетрадиционных методов рисования на тему "Космос".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_ispolzovaniyu_netraditsionnyh_metodov_risovaniya_na_temu_kosmos.docx | 40.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по использованию нетрадиционных методов рисования на тему «Космос». Рисование мыльными пузырями, граттаж, по сырому акварелью и солью.
"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
В. А. Сухомлинский
Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования, как средство развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;
- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в рисовании;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.
Материалы и оборудование:
Оформлена выставка детских работ в различных нетрадиционных техниках. На столах находятся изобразительные материалы и инструменты:
- Для граттажа: картон с подготовленным фоном, зубочистки, салфетки.
- Для монотипии: акварель, широкие кисти, баночки с водой, бумага для акварели.
- Для рисования по сырому солью: акварель, кисть, соль, баночки с водой, бумага для акварели.
- Для рисования мыльными пузырями: гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки), бумага.
- Здравствуйте, уважаемые гости!
Музыкальное сопровождение (D.Marouani Space Opera Part)
“Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»
Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает. На экране картинка
Перед вами всем известная иллюстрация. Давайте вспомним
– Кем мечтал стать маленький Антуан ? (Художником).
– Что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? (“Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием”).
– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя). Многие дети перестают рисовать, потому что боятся мнения окружающих. А ведь в творчестве нет верных или неверных путей, есть только собственный путь.
– Сегодня, я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство (ведь, наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни этого хотелось и не один раз) и пойти по этому собственному пути, пытаясь выразить себя и получить удовольствие от процесса.
А. Экзюпери в детстве называли звездочетом, а сам он говорил, что его домом было усыпанное звездами небо…И есть у него еще одна замечательная фраза-афоризм:
“У каждого человека свои звезды”.
Да, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, “все люди вокруг нас стремятся к одному и тому же…” – к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, любимыми!!!
Закрывайте глаза и постарайтесь представить свою звезду далекую-далекую, яркую, необыкновенную, таинственной. Звёзд и планет во вселенной много, у каждого из вас будет своя .
Формы самые необыкновенные, фантастические. Чья- то планета огромная, чья- то совсем крохотная. Но все они дороги вам, ведь они ваши.
А теперь, не открывая глаз нарисуйте руками в воздухе контур вашей планеты. ( рисуют в воздухе)
Теперь откройте глаза Мечта – это что? Иллюзия, фантазия, или другой мир? Это навсегда загадка.
Другая реальность… Увидеть это хотят многие. Другое сознание, другое измерение и ощущение времени, красок. Цветов и звуков. Есть ли на самом деле этот другой мир? Мир иллюзий. Мир фантазий, мир снов, мир мечты!
А вы хотите создать свой мир мечты свою звезду или планету?
А помогут вам в этом нетрадиционные техники рисования
- Уважаемые гости!
Посмотрите, пожалуйста, какие звёзды планеты для вас нарисовали дети на тему одну тему «Космос», но выполнены они в разных изобразительных техниках. В данной групповой работе сочетается 6 изобразительных техник.
Хотите тоже попробовать? Тогда приступим. Я попрошу вас разделиться на пары. Ваша задача с помощью технологических карт нарисовать свою необыкновенную планету или звезду. Вы можете попробовать несколько техник или в одной технике сделать несколько работ. Все вместе мы и нарисуем карту Вселенной Маленького принца.
Итак, прошу вас, творите.
Как вы знаете, современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка.
Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников.
В своей работе я часто использую различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами.
Это увлекательная, завораживающая деятельность. И мы не раз убедились в этом, рисуя с детьми. Особый интерес у детей вызывают творческие работы по комбинированию нетрадиционных материалов. Применяя нетрадиционные способы в рисовании, дети творчески развиваются, получают дополнительный ресурс для творческого самовыражения.
В процессе знакомства с разными нетрадиционными способами в рисовании ребенок развивается, он наблюдает, сравнивает, находит решение, придумывает, додумывает, фантазирует, экспериментирует. Это значит включается в поиск и творчество.
Поэтому целью моей работы является развитие эстетического вкуса и креативности учащихся.
Согласно поставленной цели решаются следующие задачи:
- обучать детей способам и техникам изображения, переходя от простых к более сложным;
- решать на занятиях учебные задачи (изобразительные, технические) в сочетании с творческими (развитие воображения, создание собственных замыслов и творческое использование изобразительных материалов);
- учить детей самовыражаться, пробовать свои силы и совершенствовать свои способности.
Занятия предполагают показ техники, но не допускают показ образцов. Дети приходят на урок, как на встречу с чудом. И такие встречи пронизаны радостью открытий, неожиданностью экспериментов. Частица совместных творческих открытий останется в детских душах на всю жизнь.
Я хочу подробнее рассказать о таких нетрадиционной техниках как «Граттаж», рисование мыльными пузырями, по сырому акварелью и солью, энкаустика в стиле пуантилизм.
- Граттаж – в переводе с французского (скрести, царапать), техника процарапывания рисунка по навощенной бумаге. Белые линии эффектно смотрятся на черном фоне. В России этот способ впервые применил художник Мстислав Дубожинский в начале 20 века.
Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке.
Нанесём цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрём воском, парафином или просто свечой. Нальём в розетку чёрной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. Холст готов.
А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Чем не гравюра?
Граттаж многоэтапный и длительный процесс, но для наших педагогов я облегчила задачу: сделала вам заготовки. Вам осталось проявить свою фантазию. Можно создать беспредметные абстрактные композиции, можно заселить инопланетными существами.
- Рисование по сырому акварелью и солью
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге.Но существует целый ряд предметов, образов, сюжетов , которые лучше рисовать на влажной бумаге.
- Смочить бумагу равномерно водой.
- Когда она впитается и немного просохнет(2-3 минуты), начать рисовать.
Мазки ложатся на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Можно поднимать и наклонять лист бумаги, чтобы краска распределялась во всех направлениях.
- Посыпать на влажный рисунок солью.
- Крупинки соли впитают влагу, а вместе с ней и краску. В результате на листе появятся красивые разводы, пятнышки, точечки. Стряхните соль и дорисуйте рисунок. Фактура рисунка получится необычная, словно бархатная.
Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес — самому их творить; и пусть это будут даже самые малые чудеса.
- Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее.
- Рисование мыльными пузырями. Мыльные пузыри – легкие, воздушные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг, причем не только у детей, но и у взрослых. У каждого человека, наверное, они ассоциируются с детством. Помните, как весело и интересно лопать мыльные пузырики или просто наблюдать за ними?
Космические пейзажи наиболее эффектно можно передать рисованием мыльными пузырями.
Для этого в растворы мыльной воды добавляются краски или пищевой краситель.
Берем соломинку для коктейлей и начинаем пенить раствор, чтобы пузыри поднялись в стаканчике. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене. Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам. Для творчества лучше брать плотную бумагу, а еще лучше бумагу для акварели.
А если рисовать только голубым цветом и потом пририсовать рыбок, то получится океан.
Очень увлекательно надувать пузыри в зимнее время на улице.
4. Монотипия Монотипия — удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией.
Монотипия – это графическая техника. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно — один, типия — отпечаток». Монотипия как вид искусства максимально пробуждающая фантазию и образное мышление.
Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.
Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу.
Делается очень легко: на стекло или любую гладкую поверхность размазываем жидкую гуашь .
Потом прижимаем лист бумаги и "отлипаем" бумагу (поэтому эту технику называют еще и "отлип").
- с протягиванием, с поворотом, частично или с двух сторон одновременно.
Все варианты будут абсолютно разные. Даем краске высохнуть - у вас есть чудесные фоны или кусочки для каких либо деталей!
Еще можно "играть" в "что на что похоже" - многие пятна нарочно или случайно могут с чем то ассоциироваться , вот их можно потом подрисовать в цвет или чернилами нанести какие то штрихи - тут уже полет фантазии :)
Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!
Монотипия навсегда войдет в Вашу творческую жизнь и принесет много приятных творческих мгновений!
Вопросы для рефлексии:
- Возник ли у вас интерес к использованию нетрадиционных техник в рамках учебно-воспитательного процесса?
- Пригодилась ли вам практическая часть нашего мастер-класса?
- Итак, ваши рисунки уже подсохли, и вы можете их приклеить на нашу карту Вселенной Маленького принца.
«У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!
И он сам засмеялся» (детский смех)
«А есть ведь волшебство на самом деле!
Оно в дождинке, в радуге, в цветах и в нас!
Мы в детстве видеть волшебство умели
Вам нужно вспомнить, и оно проснётся в Вас».
Спасибо коллеги!
Технологическая карта
СПОСОБ | монотипия |
ВОЗРАСТ | С 5 лет |
ВИД | Рисование акварелью, гуашью |
МАТЕРИАЛ | Плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, цвет, симметрия. |
Технологическая карта
СПОСОБ | Рисование по сырому акварелью и солью |
ВОЗРАСТ | С 5 лет |
ВИД | Рисование акварелью |
МАТЕРИАЛ | Акварель, кисти, соль, бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, фактура, цвет. |
Такая техника рисования требует выполнения определённых правил:
- краски необходимо смешивать до образования правильной концентрации;
- для достижения хороших результатов применяйте однотонные цвета;
- поверх краски добавляйте воды, чтобы усилить эффект;
- прежде чем использовать краску, проверяйте тон на палитре или небольших кусочках бумаги;
- можно поднимать и наклонять лист бумаги, чтобы краска распределялась во всех направлениях;
- чтобы рисунок получился выразительным, старайтесь, чтоб поверхность для посыпания соли была достаточно влажной, иначе соль плохо прилипнет.
Технологическая карта
СПОСОБ | Рисование лёгкими |
ВОЗРАСТ | С 5 лет |
ВИД | Рисование мыльными пузырями |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки), бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, цвет. |
Технологическая карта
СПОСОБ | процарапывание |
ВОЗРАСТ | С 5 лет |
ВИД | Граттаж (рисование по восковой прокладке) |
МАТЕРИАЛ |
|
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Линия, штрих, контраст. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общеинтеллектуальное направление «Исследователи» Модуль «Я познаю мир» Тема: « Эти таинственные мыльные пузыри»
Занятие «Эти таинственные мыльные пузыри» разработано по общеинтеллектуальному направлению (программа «Исследователи»). На занятии используются формы обучения, основанные на учебном сотрудничест...
Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционно-логопедической работе с учащимися с речевыми нарушениями
Создание условия для повышения речевой активности и изменения мотивационной сферы учащихся с различным речевым недоразвитием....
Использование нетрадиционных методов коррекции при работе с детьми с нарушениями речи
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном ит...
Предупреждение дисграфии при использовании нетрадиционных методов развития мелкой моторики
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возм...
Предупреждение дисграфии при использовании нетрадиционных методов развития мелкой моторики
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возм...
Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"
Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"...