Мастер-класс по использованию нетрадиционных методов рисования на тему «Космос». Рисование мыльными пузырями, граттаж, по сырому акварелью и солью.
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Низамова Юлия Хакимяновна

Мастер-класс для педагогов по использованию нетрадиционных методов рисования на тему "Космос".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по использованию нетрадиционных методов рисования на тему «Космос». Рисование мыльными пузырями, граттаж, по сырому акварелью и солью.

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В. А. Сухомлинский

Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования, как средство развития творческих способностей у детей  младшего школьного возраста.

Задачи:

- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;

- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в рисовании;

- повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.

Материалы и оборудование:

Оформлена выставка детских работ в различных нетрадиционных техниках. На столах находятся изобразительные материалы и инструменты:

  1. Для граттажа: картон с подготовленным фоном, зубочистки, салфетки.
  2. Для монотипии:  акварель, широкие кисти, баночки с водой, бумага для акварели.
  3. Для рисования по сырому солью: акварель, кисть, соль, баночки с водой, бумага для акварели.
  4. Для рисования мыльными пузырями: гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки), бумага.

- Здравствуйте, уважаемые гости!

Музыкальное сопровождение (D.Marouani Space Opera Part)

“Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»

Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает. На экране картинка

Перед вами всем известная иллюстрация. Давайте вспомним

– Кем мечтал стать маленький Антуан ? (Художником).

– Что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть?  (“Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием”).

– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя). Многие дети  перестают рисовать, потому что боятся мнения окружающих. А ведь в творчестве нет верных или неверных путей, есть только собственный путь.

– Сегодня, я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство (ведь, наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни этого хотелось и не один раз) и пойти по этому собственному пути, пытаясь выразить себя и получить удовольствие от процесса.

А. Экзюпери в детстве называли звездочетом, а сам он говорил, что его домом было усыпанное звездами небо…И есть у него еще одна замечательная фраза-афоризм:

“У каждого человека свои звезды”.  

Да, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, “все люди вокруг нас стремятся к одному и тому же…” – к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, любимыми!!!

 Закрывайте глаза и постарайтесь представить свою звезду  далекую-далекую, яркую, необыкновенную, таинственной. Звёзд и планет во вселенной много, у каждого из вас будет своя .

 Формы  самые необыкновенные, фантастические. Чья- то планета огромная, чья- то совсем  крохотная. Но все они  дороги вам, ведь они ваши.

А теперь, не открывая глаз нарисуйте руками в воздухе контур вашей планеты.  ( рисуют в воздухе)

 Теперь откройте глаза  Мечта – это что? Иллюзия, фантазия, или другой мир? Это навсегда загадка.

 Другая реальность… Увидеть это хотят многие. Другое сознание, другое измерение и ощущение времени, красок. Цветов и звуков. Есть ли на самом деле этот другой мир? Мир иллюзий. Мир фантазий, мир снов, мир мечты!

 А вы хотите создать свой мир мечты свою звезду или планету?

А помогут вам в этом нетрадиционные техники рисования

- Уважаемые гости!  

Посмотрите, пожалуйста, какие звёзды планеты  для вас нарисовали дети на тему одну тему  «Космос», но выполнены они в разных изобразительных техниках.  В данной групповой работе сочетается 6 изобразительных техник.

 Хотите тоже попробовать? Тогда приступим. Я попрошу вас разделиться на пары. Ваша задача с помощью технологических карт нарисовать свою необыкновенную планету или звезду. Вы можете попробовать несколько техник или в одной технике сделать несколько работ.  Все вместе мы  и нарисуем карту Вселенной Маленького принца.

Итак, прошу вас, творите.

Как вы знаете, современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека.

В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка.

Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития  младших школьников.

В своей работе я часто использую различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами.  

Это увлекательная, завораживающая деятельность. И мы не раз убедились в этом, рисуя с детьми. Особый интерес у детей вызывают творческие работы по комбинированию нетрадиционных материалов. Применяя нетрадиционные способы в рисовании, дети творчески развиваются, получают дополнительный ресурс для творческого самовыражения.

В процессе знакомства с разными нетрадиционными способами в рисовании ребенок развивается, он наблюдает, сравнивает, находит решение, придумывает, додумывает, фантазирует, экспериментирует. Это значит включается в поиск и творчество.
Поэтому целью моей работы является развитие эстетического вкуса и креативности учащихся.

Согласно поставленной цели решаются следующие задачи:
- обучать детей способам и техникам изображения, переходя от простых к более сложным;
- решать на занятиях учебные задачи (изобразительные, технические) в сочетании с творческими (развитие воображения, создание собственных замыслов и творческое использование изобразительных материалов);
- учить детей самовыражаться, пробовать свои силы и совершенствовать свои способности.
Занятия предполагают показ техники, но не допускают показ образцов. Дети приходят на урок, как на встречу с чудом. И такие встречи пронизаны радостью открытий, неожиданностью экспериментов. Частица совместных творческих открытий останется в детских душах на всю жизнь.

  Я хочу подробнее рассказать  о таких  нетрадиционной техниках  как «Граттаж», рисование мыльными пузырями,  по сырому акварелью и солью,  энкаустика в стиле пуантилизм.

  1. Граттаж – в переводе с французского (скрести, царапать), техника процарапывания рисунка по навощенной бумаге. Белые линии эффектно смотрятся на черном фоне. В России этот способ впервые применил художник Мстислав Дубожинский в начале 20 века.

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке.
Нанесём цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрём воском, парафином или просто свечой. Нальём в розетку чёрной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. Холст готов.
А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Чем не гравюра?

Граттаж многоэтапный и длительный процесс, но для наших педагогов я облегчила задачу: сделала вам заготовки. Вам осталось проявить свою фантазию. Можно создать беспредметные абстрактные композиции, можно заселить  инопланетными существами.

  1. Рисование по сырому акварелью и солью

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге.Но существует целый ряд предметов, образов, сюжетов , которые лучше рисовать на влажной бумаге.

  • Смочить бумагу равномерно водой.
  • Когда она впитается и немного просохнет(2-3 минуты), начать рисовать.

Мазки ложатся на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Можно поднимать и наклонять  лист бумаги, чтобы краска распределялась во всех направлениях.

  • Посыпать на влажный рисунок солью.
  • Крупинки соли впитают влагу, а вместе с ней и краску. В результате на листе появятся красивые разводы, пятнышки, точечки. Стряхните соль и дорисуйте рисунок. Фактура рисунка получится необычная, словно бархатная.

Может быть, единственный способ убедиться в реальности чудес — самому их творить; и пусть это будут даже самые малые чудеса.

  • Он научил маленького мальчика пускать мыльные пузыри. Но, ударяясь о стену, пузыри лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходил сумрачный. Потом прибавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри отпрыгивали от стен, как мячики; они стали еще ярче и прекраснее.

  1. Рисование мыльными пузырями. Мыльные пузыри – легкие, воздушные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг, причем не только у детей, но и у взрослых. У каждого человека, наверное, они ассоциируются с детством. Помните, как весело и интересно лопать мыльные пузырики или просто наблюдать за ними?

Космические пейзажи наиболее эффектно можно передать рисованием  мыльными пузырями.

      Для этого в растворы мыльной воды добавляются краски или пищевой краситель.

Берем соломинку для коктейлей и начинаем пенить раствор, чтобы пузыри поднялись в стаканчике. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене. Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам.  Для творчества лучше брать плотную бумагу, а еще лучше бумагу для акварели. 

А если рисовать только голубым цветом и потом пририсовать рыбок, то получится океан.

 Очень увлекательно надувать пузыри в зимнее время на улице. 

                                                                                 

4. Монотипия     Монотипия — удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией.

 Монотипия – это графическая техника. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно — один, типия — отпечаток». Монотипия как вид искусства максимально пробуждающая фантазию и образное мышление.

Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.

Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу.

Делается очень легко: на стекло или любую гладкую поверхность размазываем жидкую гуашь .

Потом  прижимаем лист бумаги  и  "отлипаем" бумагу (поэтому эту технику называют еще и "отлип").

 - с протягиванием,  с поворотом, частично или с двух сторон одновременно.

Все варианты будут абсолютно разные. Даем краске высохнуть - у вас есть чудесные фоны или кусочки для каких либо деталей!

Еще можно "играть" в "что на что похоже" - многие пятна нарочно или случайно могут с чем то ассоциироваться , вот их можно потом подрисовать в цвет или чернилами нанести какие то штрихи - тут уже полет фантазии :)

Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!

Монотипия навсегда войдет в Вашу творческую жизнь и принесет много приятных творческих мгновений!

                                     Вопросы для рефлексии:

  • Возник ли у вас интерес к использованию нетрадиционных техник  в рамках учебно-воспитательного процесса?
  • Пригодилась ли вам практическая часть нашего мастер-класса?

 

- Итак, ваши рисунки уже подсохли, и вы можете их  приклеить на нашу карту  Вселенной Маленького принца.

«У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!

И он сам засмеялся» (детский смех)

                                «А есть ведь волшебство на самом деле!

Оно в дождинке, в радуге, в цветах и в нас!

Мы в детстве видеть волшебство умели

Вам нужно вспомнить, и оно проснётся в Вас».

Спасибо коллеги!

Технологическая карта

СПОСОБ

монотипия

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Рисование акварелью, гуашью

МАТЕРИАЛ

Плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Выбор темы, цветовой гаммы.
  • Нанести краски на стекло, предварительно смочив его.  
  • Увлажнить бумагу.
  • Наложить бумагу на стекло
  • Снять оттиск
  • Поправить кистью Высушить монотипию  
  • Оформить работу.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, цвет, симметрия.

Технологическая карта

СПОСОБ

Рисование по сырому акварелью и солью

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Рисование акварелью

МАТЕРИАЛ

Акварель, кисти, соль, бумага

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Смочить бумагу равномерно водой.
  • Когда она впитается и немного просохнет(2-3 минуты), начать рисовать.
  • Мазки ложатся на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы.
  • Посыпать на влажный рисунок солью.
  • Крупинки соли впитают влагу, а вместе с ней и краску. В результате на листе появятся красивые разводы, пятнышки, точечки. Стряхните соль и дорисуйте рисунок. Фактура рисунка получится необычная, словно бархатная.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, фактура, цвет.

Такая техника рисования  требует выполнения определённых правил:

- краски необходимо смешивать до образования правильной концентрации;

- для достижения хороших результатов применяйте однотонные цвета;

- поверх краски добавляйте воды, чтобы усилить эффект;

- прежде чем использовать краску, проверяйте тон на палитре или небольших кусочках бумаги;

- можно поднимать и наклонять  лист бумаги, чтобы краска распределялась во всех направлениях;

- чтобы рисунок получился выразительным, старайтесь, чтоб поверхность для посыпания соли была достаточно влажной, иначе соль плохо прилипнет.

Технологическая карта

СПОСОБ

Рисование лёгкими

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Рисование мыльными пузырями

МАТЕРИАЛ

Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки), бумага

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Взять мелкую баночку, приготовить в  ней раствор из гуаши, воды и шампуня (5:1:1), по консистенции он должен быть, как сливки.
  • Опустить в смесь трубочку для коктейля, дунуть таким образом, чтобы получились мыльные пузыри.
  • Взять лист бумаги, осторожно опустить его на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, цвет.

Технологическая карта

СПОСОБ

процарапывание

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Граттаж (рисование по восковой прокладке)

МАТЕРИАЛ

  • плотная бумага или картон
  • акварельные краски или восковые мелки
  • свеча
  • гуашевая краска черного цвета или тушь
  • любое жидкое моющее средство (шампунь)

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Нанесем цветной фон акварелью и подсушим бумагу.
  • Весь фон полностью затереть воском, парафином или просто свечой.
  • Налить в розетку гуаши (черной, синей), добавим жидкое мыло (шампунь) и тщательно их перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов.
  • После высыхания палочкой процарапать рисунок. Далее возможно дорисовывать недостающих деталей гуашью. 

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Линия, штрих, контраст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеинтеллектуальное направление «Исследователи» Модуль «Я познаю мир» Тема: « Эти таинственные мыльные пузыри»

Занятие «Эти таинственные мыльные пузыри» разработано по общеинтеллектуальному направлению (программа «Исследователи»).  На занятии используются формы обучения, основанные на учебном сотрудничест...

Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционно-логопедической работе с учащимися с речевыми нарушениями

Создание условия для повышения речевой активности и  изменения мотивационной сферы учащихся с различным речевым недоразвитием....

Использование нетрадиционных методов коррекции при работе с детьми с нарушениями речи

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном ит...

Предупреждение дисграфии при использовании нетрадиционных методов развития мелкой моторики

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возм...

Предупреждение дисграфии при использовании нетрадиционных методов развития мелкой моторики

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возм...

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"...