Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_4_klass.zip88.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

       Рабочая программа составлена и адаптирована на основании образовательной программы школы,  авторской  программы Т. Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство», издательство – М.: Просвещение, 2014 г. и с учетом годового календарного графика на 2015 - 2016 учебный год.

Цели и задачи предмета.

Цели:

– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи:

– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Место учебного предмета в учебном плане.

            На изучение изобразительного искусства в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, учебных недель в году 34, поэтому программа рассчитана на 34 часа в год.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Формируемые УУД

В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

- в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

- в познавательной сфере– способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

- в трудовой сфере– навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

- умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Планируемые результаты.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

Знать / понимать:

-  доступные сведения о памятниках культуры и искусства, о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;

-  отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;

- названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;

-  средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;

-  магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы построения (ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента), характер элементов городецкой росписи – растительный и зооморфный, антропоморфный;

-  о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;

-  названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;

-  способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;

-  особенности вышивки разных регионов России;

-  традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачество;

-  понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;

-  виды природных материалов, используемых в плетении.

Уметь:

-  применять приемы акварельной живописи («по сырому», а-ля прима и др.), приемы получения «звучных», чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;

-пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;

-  применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизации);

-  соблюдать последовательность выполнения изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);

-  анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;

-  решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;

-  высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;

-  решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;

-  комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;

-  оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;

-  экономно и рационально использовать материалы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

-  выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

-  в самостоятельном творчестве;

-  высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

-  проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, страны и других народов мира;

-  проявлять положительное отношение к процессу труда, результатам своего труда и труда других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.

Основное содержание программы.

Раздел 1. Восхитись вечно живым миром красоты (11ч.)

     Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание  искусства.  Отражение  в  произведениях  изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Рембрандта); пейзаж; натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

    Раздел 2. Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч.)

 Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей,  ритм,  силуэт);  декоративно-прикладного  искусства  и  дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

   Раздел 3. Восхитись созидательными силами природы и человека (9ч.)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер;

- интерактивная доска;

-МФУ;

-магнитная доска.

Используемая методическая литература

Для учителя:

  1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. – М. : Просвещение, 2014.
  2. Т. Я. Шпикалова. Изобразительное искусство. 4 класс. Пособие для учителя.
  3. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 4 класс» [Электронный ресурс] / Т. Я. Шпикалова. – Режим доступа :http://www.prosv.ru/ebooks/pdf/izo_4kl.pdf

Для учащихся:

Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс [Текст] : учеб.для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс

Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству  УМК «Школа России» 3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс ФГОС

В программе указаны основные виды деятельности учащихся. Программа написана  в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс по ФГОС

В рабочей программе учтены все требования по написанию программ, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке....

Рабочая программа по изобразительному искусству (УМК "Школа России"). 2 класс

Рабочая программа составлена в соответствии:- с Федеральными государ­ственными образовательными стандартами начального общего обра­зования;-  Концепцией духовно-нравственного развития и воспи­тан...