Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса УМК "Планета знаний"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа. Базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ИЗО 3 класс УМК "Планета знаний" | 40.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов №1 от «30 » августа 2018 года Руководитель ШМО ____________Мурашова Е.М. | СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по УВР __________ Козлова И А. « 31 » августа 2018 года. | УТВЕРЖДАЮ. Директор школы _______Бочарникова Л.М. «01» сентября 2018г. Приказ № 20-д от 01.09.2018 года. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 3 «Д» класса
(базовый уровень)
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель: Исайкина Нина Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Домодедово 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для учащихся 3 класса составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373,
-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№373»,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»,
-учебным планом МАОУ Домодедовская СОШ №1 на 2018 – 2019 учебный год.
- разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования: «Изобразительное искусство», (автор Н.М. Сокольникова-М.:АСТ, Астрель, 2014), рекомендованной Министерством образования и науки РФ .
Общая характеристика учебного предмета
Программа ориентирована на достижение целей, определенных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Цель: приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах использования их в быту в повседневном окружении ребенка;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи изучения курса «Изобразительное искусство» в 3 классе:
- изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный карандаш, цветной карандаш, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и т.п.) в передаче различной фактуры;
- обучение умению выбирать живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и т.п.) в соответствии с замыслом;
- продолжение освоения приемов лепки фигуры человека и животных с учетом передачи пропорций;
- продолжение изучения основ цветоведения (цветовой контраст и нюанс, эксперименты по составлению различных оттенков);
- продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, размещение объектов на листе), освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных, конструктивных);
- формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и т.п.)
- ознакомление с художественно-конструктивными особенностями русской деревянной избы;
- продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, деревянная и глиняная посуда, богородские игрушки, жостовские подносы, павлопосадские платки, скопинская керамика);
- изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и т.п.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и т.п.) народных орнаментов;
- продолжение знакомства с приемами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой);
- обучение умению узнавать форму спирали, волны, яйца в объектах архитектуры и дизайна, создавать эскизы и модели дизайна на основе этих форм;
- продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
- эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
- ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
- арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
- информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:
- сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
- ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
- сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
- обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
- обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
- обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
- развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
- обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
- обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
- обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
- развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Место учебного предмета в учебном плане
На предмет «Изобразительное искусство» для 3 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные универсальные учебные действия
У третьеклассников будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
- понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
- понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
- положительная мотивация к изучению различных приемов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
- интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
- представления о роли искусства в жизни человека;
- восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
- положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
- основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Третьеклассники научатся:
- следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
- объяснять, какие приемы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
- продумывать план действий при работе в паре;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
- анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественнотворческой работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
- планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
- руководствоваться определенными техниками и приемами при создании художественно-творческой работы;
- определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Познавательные универсальные учебные действия
Третьеклассники научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
- группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
- анализировать, из каких деталей состоит объект;
- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
- характеризовать персонажей произведения искусства;
- различать многообразие форм предметного мира;
- конструировать объекты различных плоских и объемных форм.
Учащиеся получат возможность научиться:
- находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
- наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
- использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
- устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
- классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
- конструировать по свободному замыслу;
- анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
- сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
- группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
- моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Третьеклассники научатся:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
- учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественновыразительным средствам;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
- владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
- владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.
Предметные результаты
Третьеклассники научатся:
- называть и различать основные виды (скульптура, живопись, архитектура) и жанры (портрет, пейзаж, натюрморт) изобразительного искусства;
- называть ведущие художественные музеи мира: Британский музей (Лондон), Лувр (Париж), музей Прадо (Мадрид), Дрезденская картинная галерея (Дрезден), Музей Гуген-хайма (Нью-Йорк);
- узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;
- выбирать живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
- лепить фигуру человека и животных с учетом пропорциональных соотношений;
- изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные цвета и оттенки;
- составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с черным и белым;
- различать особенности использования карандаша, туши в графике;
- работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ;
- выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы;
- выбирать живописные приемы в соответствии с замыслом;
- изображать глубину пространства на плоскости;
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
- подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением.
Учащиеся получат возможность научиться:
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублев «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства), применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого и коричневого цветов;
- правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
- моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объеме;
- выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
- подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
Содержание программы
№ п/п | Раздел | Количество часов | Виды контроля |
По программе | |||
1 | Жанры изобразительного искусства | 13ч | Тест |
2 | Народное искусство | 6ч | Тест |
3 | Декоративное искусство | 9ч | Тест |
4 | Мир дизайна и архитектуры | 6ч | Тест |
Итого: | 34 часа | 4 |
«Мир изобразительного искусства» ( 13 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк).
«Жанры изобразительного искусства» (12 ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
«Мир народного искусства» (6 ч)
Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.
«Мир декоративного искусства» (9 ч)
Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.
«Мир архитектуры и дизайна» (6 ч)
Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.
Календарно-тематическое планирование
уроков изобразительного искусства
в 3 «Д» классе
№ урока | № темы | Наименование разделов и тем уроков | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | |
1 четверть – 8 часов Жанры изобразительного искусства (13ч) | |||||
1 | 1 | Инструктаж по ТБ ИОТ 016-16. Художественные музеи мира. Рамы для картин. Натюрморт как жанр. | 04.09.18-08.09.18 | ||
2 | 2 | Учимся у мастеров. Композиция в натюрморте. | 11.09.18-15.09.18 | ||
3 | 3 | Светотень. Рисование шара. Последовательность рисования куба. | 18.09.18-22.09.18 | ||
4 | 4 | Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином | 25.09.18-29.09.18 | ||
5 | 5 | Пейзаж как жанр. Учимся у мастеров. Композиция в пейзаже | 02.10.18-06.10.18 | ||
6 | 6 | Перспектива. Перспективные построения. Воздушная перспектива | 09.10.18-13.10.18 | ||
7 | 7 | Школа живописи. Рисование пейзажа. | 16.10.18-20.10.18 | ||
8 | 8 | Автопортрет. Портрет как жанр. Школа графики. Рисование портрета девочки. | 23.10.18-27.10.18 | ||
2 четверть – 7 часов | |||||
9 | 9 | Скульптурные портреты. Школа лепки. Лепка портрета дедушки. | 06.11.18-10.11.18 | ||
10 | 10 | Портреты сказочных героев. Силуэт. | 13.11.18-17.11.18 | ||
11 | 11 | Необычные портреты. Школа коллажа. | 20.11.18-24.11.18 | ||
12 | 12 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Тест. | 27.11.18-01.12.18 | ||
13 | 13 | Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда. | 04.12.18-08.12.18 | ||
Народное искусство (6ч) | |||||
14 | 1 | Богородские игрушки. Школа народного искусства. | 11.12.18-15.12.18 | ||
15 | 2 | Жостовские подносы. Школа народного искусства. | 18.12.18-22.12.18 | ||
3 четверть – 11 часов | |||||
16 | 3 | Инструктаж по ТБ ИОТ 016-16. Павлопосадские платки. | 08.01.19-12.01.19 | ||
17 | 4 | Скопинская керамика. Школа народного искусства. | 15.01.19-19.01.19 | ||
18 | 5 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Тест. | 22.01.19-26.01.19 | ||
19 | 6 | Декоративная композиция. Стилизация. | 29.01.19-02.02.19 | ||
Декоративное искусство (9ч) | |||||
20 | 1 | Замкнутый орнамент. | 05.02.19-09.02.19 | ||
21 | 2 | Декоративный натюрморт. | 12.02.19-16.02.19 | ||
22 | 3 | Декоративный пейзаж. | 19.02.19-23.02.19 | ||
23 | 4 | Декоративный портрет. Школа декора | 26.02.19-02.03.19 | ||
24 | 5 | Маски из папье-маше (картона). Школа декора. Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками. | 05.03.19-09.03.19 | ||
25 | 6 | Праздничный декор. Писанки. | 12.03.19-16.03.19 | ||
26 | 7 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Тест. | 19.03.19-23.03.19 | ||
4 четверть – 8 часов | |||||
27 | 8 | Мир дизайна и архитектуры Форма яйца. | 04.04.19-06.04.19 | ||
28 | 9 | Школа дизайна. Форма яйца. Декоративная свеча. | 09.04.19-13.04.19 | ||
Мир дизайна и архитектуры (6ч) | |||||
29 | 1 | Форма спирали в архитектуре и дизайне. | 16.04.19-20.04.19 | ||
30 | 2 | Форма спирали. Школа дизайна. Бумажная роза. Бусы. Словарный диктант | 23.04.19-27.04.19 | ||
31 | 3 | Форма волны в архитектуре и дизайне. Коробочка для печенья. | 30.04.19-04.05.19 | ||
32 | 4 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Тест. | 07.05.19-11.05.19 | ||
33 | 5 | Твои творческие достижения. | 14.05.19-18.05.19 | ||
34 | 6 | Резерв | 21.05.19-25.05.19 | ||
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Интернет-ресурсы.
1. Википедия: свободная энциклопедия (http//ru.wikipedia.orq/wiki)
2. Клуб учителей начальной школы (http//www.4stupeni.ru)
3. Педагогическое сообщество (http//www.pedsovet.ru)
4. Педсовет. Всероссийский Интернет-педсовет (http//pedsovet.orq)
5. Фестиваль педагогических идей (http//festival.1september.ru)
2. Информационно-коммуникативные средства.
Аудиозаписи. Классическая музыка.
3. Наглядные пособия.
1. Произведения изобразительного искусств.
2. Произведения народного декоративно-прикладного искусства.
4. Технические средства обучения.
- Магнитофон.
- Мультимедийное оборудование.
5. Учебно-практическое оборудование.
Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.
6. Учебно-методическое обеспечение.
1.Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство.3 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
2.Н.М. Сокольникова. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс УМК Планета знаний
Программа скорректирована для классов 4 вида....
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Планета знаний"
Рабочая программа "Изобразительное искусство" (3 класс) УМК "Плпнета знаний" (пояснительная записка, основное содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, требования к оценки знан...
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Планета Знаний"
Содержание программы:I. Пояснительная записка. II. Общая характеристика учебного предмета. III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. IV. Личностные, метапредме...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс. "Планета Знаний".
Рабочая программа для 3 класса. "Планета Знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (Планета знаний)
Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы Н.М. Сокольниковой, С.П. Ломова «Изобразительное искусство» УМК «Планета знани...