Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса УМК "Планета знаний"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Рабочая программа. Базовый уровень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей начальных классов №1

от «30 » августа 2018 года

Руководитель ШМО

____________Мурашова Е.М.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР

__________    Козлова И А.

« 31 » августа  2018 года.

УТВЕРЖДАЮ.

           Директор школы

_______Бочарникова Л.М.

«01» сентября 2018г.

Приказ № 20-д

от 01.09.2018 года.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для 3 «Д» класса

(базовый уровень)

на 2018 – 2019 учебный год

Составитель:  Исайкина Нина Николаевна,

учитель начальных классов

высшей  квалификационной категории

                                               

                                                         г. Домодедово 2018

                                           Пояснительная записка        

      Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для учащихся 3 класса составлена в соответствии с:

- Законом  Российской Федерации  от 29.12.2012  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373,

-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№373»,

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»,

-учебным планом МАОУ Домодедовская СОШ №1 на 2018 – 2019 учебный год.

- разработана на основе примерной основной образовательной  программы  начального общего образования: «Изобразительное искусство», (автор Н.М. Сокольникова-М.:АСТ, Астрель, 2014), рекомендованной Министерством образования и науки РФ .

                         Общая характеристика учебного предмета

Программа ориентирована на достижение целей, определенных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

Цель: приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах использования их в быту в повседневном окружении ребенка;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные задачи изучения курса «Изобразительное искусство» в 3 классе:

  • изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный карандаш, цветной карандаш, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и т.п.) в передаче различной фактуры;
  • обучение умению выбирать живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и т.п.) в соответствии с замыслом;
  • продолжение освоения приемов лепки фигуры человека и животных с учетом передачи пропорций;
  • продолжение изучения основ цветоведения (цветовой контраст и нюанс, эксперименты по составлению различных оттенков);
  • продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, размещение объектов на листе), освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных, конструктивных);
  • формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и т.п.)
  • ознакомление с художественно-конструктивными особенностями русской деревянной избы;
  • продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, деревянная и глиняная посуда, богородские игрушки, жостовские подносы, павлопосадские платки, скопинская керамика);
  • изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и т.п.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и т.п.) народных орнаментов;
  • продолжение знакомства с приемами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой);
  • обучение умению узнавать форму спирали, волны, яйца в объектах архитектуры и дизайна, создавать эскизы и модели дизайна на основе этих форм;
  • продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.

Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:

  • эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
  • ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
  • арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
  • информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).

Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:

  • сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
  • ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
  • сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
  • обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
  • обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
  • обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
  • развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
  • обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
  • обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
  • обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

—        развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;

  • развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

Место учебного предмета в учебном плане

    На предмет «Изобразительное искусство» для 3 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)

                                                   

   Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

     Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого  мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

    Планируемые  результаты  освоения  обучающимися  программы

Личностные универсальные учебные действия 

У третьеклассников будут сформированы:

  • внутренняя позиция на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
  • понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
  • понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
  • положительная мотивация к изучению различных приемов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
  • интерес к посещению художественных музеев, выставок.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
  • представления о роли искусства в жизни человека;
  • восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
  • положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
  • основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Третьеклассники научатся:

  • следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
  • объяснять, какие приемы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
  • продумывать план действий при работе в паре;
  • различать и соотносить замысел и результат работы;
  • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
  • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественнотворческой работы по заданным критериям.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
  • планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
  • руководствоваться определенными техниками и приемами при создании художественно-творческой работы;
  • определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

Познавательные универсальные учебные действия

Третьеклассники научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
  • группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
  • анализировать, из каких деталей состоит объект;
  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
  • характеризовать персонажей произведения искусства;
  • различать многообразие форм предметного мира;
  • конструировать объекты различных плоских и объемных форм.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
  • наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
  • использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
  • устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
  • классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
  • конструировать по свободному замыслу;
  • анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
  • сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
  • группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
  • моделировать дизайнерские объекты.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Третьеклассники научатся:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
  • учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественновыразительным средствам;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
  • владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
  • владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.

Предметные результаты

Третьеклассники научатся:

  • называть и различать основные виды (скульптура, живопись, архитектура) и жанры (портрет, пейзаж, натюрморт) изобразительного искусства;
  • называть ведущие художественные музеи мира: Британский музей (Лондон), Лувр (Париж), музей Прадо (Мадрид), Дрезденская картинная галерея (Дрезден), Музей Гуген-хайма (Нью-Йорк);
  • узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.;
  •  применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;
  • выбирать живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
  • лепить фигуру человека и животных с учетом пропорциональных соотношений;
  • изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные цвета и оттенки;
  • составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с черным и белым;
  • различать особенности использования карандаша, туши в графике;
  • работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ;
  • выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы;
  • выбирать живописные приемы в соответствии с замыслом;
  • изображать глубину пространства на плоскости;
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублев «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.);
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства), применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого и коричневого цветов;
  • правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
  • моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объеме;
  • выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
  • подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

                                           Содержание программы

 п/п

Раздел

 Количество часов

   Виды контроля

По программе

1

Жанры изобразительного искусства

13ч

             Тест

2

Народное искусство

Тест

3

Декоративное искусство

Тест

4

Мир дизайна и архитектуры

Тест

Итого:

34 часа

4

 «Мир изобразительного искусства» ( 13 ч)

«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк).

«Жанры изобразительного искусства» (12 ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.

«Мир народного искусства» (6 ч)

Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.

«Мир декоративного искусства» (9 ч)

Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.

«Мир архитектуры и дизайна» (6 ч)

Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.

         

                                         Календарно-тематическое планирование

                            уроков изобразительного искусства

 в  3 «Д» классе

№ урока

темы

Наименование разделов и тем уроков

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

1 четверть – 8 часов

Жанры изобразительного искусства (13ч)

1

1

Инструктаж по ТБ ИОТ 016-16. Художественные музеи мира. Рамы для картин. Натюрморт как жанр.

04.09.18-08.09.18

2

2

Учимся у мастеров. Композиция в натюрморте.

11.09.18-15.09.18

3

3

Светотень. Рисование шара. Последовательность рисования куба.

18.09.18-22.09.18

4

4

Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином

25.09.18-29.09.18

5

5

Пейзаж как жанр. Учимся у мастеров.  Композиция в пейзаже

02.10.18-06.10.18

6

6

Перспектива. Перспективные построения.  Воздушная перспектива

09.10.18-13.10.18

7

7

Школа живописи. Рисование пейзажа.

16.10.18-20.10.18

8

8

Автопортрет. Портрет как жанр.  Школа графики. Рисование портрета девочки.

23.10.18-27.10.18

2 четверть – 7 часов

9

9

Скульптурные портреты. Школа лепки. Лепка портрета дедушки.

06.11.18-10.11.18

10

10

Портреты сказочных героев. Силуэт.

13.11.18-17.11.18

11

11

Необычные портреты. Школа коллажа.

20.11.18-24.11.18

12

12

Проверочный урок. Твои творческие достижения. Тест.

27.11.18-01.12.18

13

13

Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда.

04.12.18-08.12.18

Народное искусство (6ч)

14

1

Богородские игрушки.  Школа народного искусства.

11.12.18-15.12.18

15

2

Жостовские подносы.   Школа народного искусства.  

18.12.18-22.12.18

3 четверть – 11 часов

16

3

Инструктаж по ТБ ИОТ 016-16. Павлопосадские платки.

08.01.19-12.01.19

17

4

Скопинская керамика.  Школа народного искусства.

15.01.19-19.01.19

18

5

Проверочный урок. Твои творческие достижения.  Тест.

22.01.19-26.01.19

19

6

Декоративная композиция. Стилизация.

29.01.19-02.02.19

Декоративное искусство (9ч)

20

1

Замкнутый орнамент.

05.02.19-09.02.19

21

2

Декоративный натюрморт.

12.02.19-16.02.19

22

3

Декоративный пейзаж.

19.02.19-23.02.19

23

4

Декоративный портрет. Школа декора

26.02.19-02.03.19

24

5

Маски из папье-маше (картона). Школа декора.    Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками.

05.03.19-09.03.19

25

6

Праздничный декор. Писанки.

12.03.19-16.03.19

26

7

Проверочный урок. Твои творческие достижения.  Тест.

19.03.19-23.03.19

                4 четверть – 8 часов

27

8

Мир дизайна и архитектуры Форма яйца.

04.04.19-06.04.19

28

9

Школа дизайна. Форма яйца. Декоративная свеча.

09.04.19-13.04.19

Мир дизайна и архитектуры (6ч)

29

1

Форма спирали в архитектуре и дизайне.

16.04.19-20.04.19

30

2

Форма спирали. Школа дизайна. Бумажная роза. Бусы. Словарный диктант

23.04.19-27.04.19

31

3

Форма волны  в архитектуре и дизайне. Коробочка для печенья.

30.04.19-04.05.19

32

4

Проверочный урок. Твои творческие достижения. Тест.

07.05.19-11.05.19

33

5

Твои творческие достижения.

14.05.19-18.05.19

34

6

Резерв

21.05.19-25.05.19

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Интернет-ресурсы.

1. Википедия: свободная энциклопедия (http//ru.wikipedia.orq/wiki)

2. Клуб учителей начальной школы (http//www.4stupeni.ru)

3. Педагогическое сообщество (http//www.pedsovet.ru)

4. Педсовет.   Всероссийский Интернет-педсовет (http//pedsovet.orq)

5. Фестиваль педагогических идей (http//festival.1september.ru)

2. Информационно-коммуникативные средства.

 Аудиозаписи. Классическая музыка.

3.        Наглядные пособия.

1. Произведения изобразительного искусств.

2. Произведения народного декоративно-прикладного искусства.

4.        Технические средства обучения.

  1. Магнитофон.
  2. Мультимедийное оборудование.

5.        Учебно-практическое оборудование.

Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.

      6. Учебно-методическое обеспечение.

1.Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство.3 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

2.Н.М. Сокольникова. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Планета знаний"

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (3 класс) УМК "Плпнета знаний" (пояснительная записка, основное содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, требования к оценки знан...

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Планета Знаний"

Содержание программы:I. Пояснительная записка. II.  Общая характеристика учебного предмета. III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. IV. Личностные, метапредме...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (Планета знаний)

Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы Н.М. Сокольниковой, С.П. Ломова «Изобразительное искусство» УМК «Планета знани...