Программа внеурочной деятельности младших школьников "Фантазия без границ"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности для младших школьников. Предназначена для работы с творчески одаренными учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_kruzhok_9-10_let.docx | 50.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №10
Согласовано___________________ Утверждено__________________
Программа внеурочной деятельности младших школьников
«Фантазия без границ»
Возраст: 9-10 лет
Направление: Изо
Срок реализаций: 1 год
Ф.И.О. составителя: Хабарова Ж.А.
г. Ставрополь
2018 г
Пояснительная записка
Программа кружка «Фантазия без границ» разработана на основании программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе».
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников обусловлена следующем:
изобразительная деятельность – это деятельность, специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные эмоций, чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, но при этом стремится преодолеть трудности.
Художественно – творческая деятельность выполняет психологическую функцию, она отвлекает детей от грустных, печальных событий в их жизни, обид, снимает нервное напряжение, преодолевает страхи. Деятельность может вызывает радостное, приподнятое настроение, также обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка. Она расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, так же формирует эстетический вкус.
Программа «Фантазия без границ» предназначена для детей начальной школы, которые имеют интерес к художественно- творческой деятельности. Программа направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Цель программы: формирование художественной и эстетической культуры учащихся как неотъемлемая часть культуры духовной жизни человека.
Учебно- воспитательские задачи:
- формирование у учащихся нравственно-эстетического вкуса на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
-развивается познавательная и художественно-творческая активность учащихся.
-формируется творческий подход к заданию, и стремление к использованию полученных знаний
Формы работы: индивидуальная, групповая ( составление композиций), парная.
Данная программа помогает формировать культуру творческой личности, приобщать учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное самопознание и творчество, и освоение опыта прошлого. Так же расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, его стилях, и формирует чувство эстетического вкуса.
Основное место в программе занимает практическая работа.
Участвуя в практической работе, ученики смогут научиться:
- развивать эстетический вкус;
- развить познавательную и художественную активность;
- уметь формировать творческий подход к заданию;
- расширять кругозор в поисках нужной информаций;
-систематизировать материал;
-работать в коллективных заданиях по составлению композиции сотрудничая друг с другом;
-доводить дело до конца;
Программа «Фантазия без границ» разработана для детей в возрасте от 9-10 лет возраста. На учащихся 4-го класса, 70 часов в год, 2 раз в неделю. Длительность занятий - 45 минут. Программа тесно связана со школьной программой, идет расширенное, углубленное изучение.
По итогам каждой работы дети должны получать положительные эмоций. Если таковых нет, то идет мотивация для преодоления трудностей и получения положительных эмоций. Для этого учитель помогает ученикам соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы, ученики должны рассказать о своей работе, показать результат работы, и получить положительную оценку и похвалу. Потом нужно сделать выставку работ, что бы посмотреть на результат работы могли и другие дети, так же родители.
При коллективной работе дети могут разделиться на группы. Учитель внимательно контролирует процесс выполнения.
В практической работе дети учатся правильно держать кисть, смешивать краски, воплощать в живописных работах свои собственные впечатления, эмоций и настроение. Создавать прекрасное своими руками, ценить и уважать чужой труд.
В результате курса обучения программы дети приобретают основные знания, умения и навыки. Могут использовать приобретенный опыт в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Живые краски»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в - творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- читать и слушать, извлекать нужную информацию, строить логическое завершение работы.
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- умение самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, находит необходимый художественный материал;
- умение принимать и сохранять учебную задачу, придумывать соответствующий образ;
- овладение умением осуществлять оценку своих работ.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Тематическое планирование.
№п/п 1 | Дата план | Тема урока Вводный урок, инструктаж по технике безопасности. | Кол-во часов 1ч | УУД Знакомство с инструментами и техникой безопасности. |
Раздел 1. Цветы, солнце, небо. Знакомство с новыми видами изобразительных материалов. Коллективная работы, природные стихий, русские богатыри и колдуны- | ||||
2 | Знакомство с техникой рисования углем. Первые штрихи рисования. | 1ч | Использование способов познания окружающего мира, и свой опыт | |
3 | « Волшебные, фантастические животные» с помощью новой техники рисования: уголь. | 1ч | осваивать новые виды изобразительной деятельности, развивают творческое мышление | |
4 | Коллективная работа «Мир вокруг нас» | 1ч | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми для реализаций проектной деятельности | |
5 | Знакомство с техникой рисования пастелью. Первые штрихи рисования. | 1ч | осваивать новые виды изобразительной деятельности, развивают творческое мышление | |
6 | Изображение природных стихий с помощью теплых и холодных штрихов пастели. | 1ч | Учатся принимать и сохранять учебную задачу | |
7 | Зимний лес. | 1ч | Опираются на свой жизненный опыт | |
8 | Морозные узоры | 1ч | способность к познанию окружающего мира, вносить необходимые коррективы | |
9 | Лепка из пластилина «Сказочный город зимой» | 1 ч | Умение фантазировать, находить нужную информацию, работать в коллективе. | |
10 | Лепка из пластилина «Сказочный город зимой». Завершение | 1ч | Умение фантазировать, находить нужную информацию, работать в коллективе. | |
11 | Коллективная работа «Масленица». Использование различных материалов: фетр, хлопок, нитки, ножницы, шпажки и т.д | 1 ч | Умение правильно воспринимать нужную информацию. Способность общаться с учителем. Применение своих творческих способностей. | |
12 | Весна в сердце | 1ч | способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации | |
13 | Выставка работ « Природные стихии» | 1ч | Осуществляют оценку своих работ, выражают собственное отношение к рисунку | |
14 | Злой колдун | 1ч | Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа | |
15 | Русский богатырь | 1ч | читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников. Сам выбирает материалы для решения творческой задачи. | |
16 | Красна девица | 1ч | понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; | |
17 | Коллективная работа « Богатырь сражается с колдуном» | 1ч | способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении | |
Раздел № 2. Избушка на курьих ножках, жар птица, сон, дуб, береза. Коллективная работа « Спит жар птица на поляне» великан, кот в сапогах. Выставка работ «Сказочная жизнь» | ||||
18 | Избушка на курьих ножках. | 1ч | читать и слушать, извлекая нужную информацию, строить логическое завершение работы. | |
19 | Жар птица. Смешивание различных техник рисования. | 1ч | осознавать познавательную задачу,умение использовать образный язык изобразительного искусства: | |
20 | Жар птица. Смешивание различных техник рисования. | 1ч | читать и слушать, извлекая нужную информацию, строить логическое завершение работы. | |
21 | Тихий сон. | 1ч | самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал. | |
22 | Сказочный дуб, береза. С использованием техники шитья, фетр и т.д | 1ч | обдумывает замысел творческой работы, придумывает название рисунку, выражает эмоций, находит необходимый художественный материал и самостоятельно находит информацию в необходимых источниках. | |
23 | Сказочный дуб, береза. С использованием техники шитья, фетр и т.д. Завершение | 1ч | самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал. | |
24 | Коллективная работа « Спит жар птица на поляне» | 1ч | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми для реализаций проектной деятельности | |
25 | Знакомство со сказкой «Кот в сапогах». Великан. Иллюстрация к сказке «Кот в сапогах» | 1ч | Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа | |
26 | Кот в сапогах. Иллюстрация к сказке «Кот в сапогах» | 1ч | самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал. | |
27 | Коллективная работа «Снежная принцесса» | 1ч | Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа | |
28 | Коллективная работа «Снежная принцесса». Завершение. | 1ч | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми для реализаций проектной деятельности | |
29 | Прослушивание сказки «Царевна- лягушка». Царевна- лягушка. Работа с техникой оригами. | 1ч | обдумывает замысел творческой работы, придумывает название рисунку, выражает эмоций, находит необходимый художественный материал и самостоятельно находит информацию в необходимых источниках. | |
30 | Выставка работ «Сказочная жизнь» | 1ч | Анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям | |
Раздел № 3 Необычная морская жизнь | ||||
31 | Рыбы, крабы. Работа с бумагой | 1ч | осознавать познавательную задачу, умение использовать образный язык изобразительного искусства, умение принимать и сохранять учебную задачу. | |
32 | Морской пейзаж. | 1ч | осваивать новые виды изобразительной деятельности, развиваю творческое мышление | |
33 | Буря | 1ч | самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал. | |
34 | Корабли | 1ч | осознавать познавательную задачу, умение использовать образный язык изобразительного искусства, умение пользоваться дополнительным материалом | |
35 | Аквариум. Создай свой вид рыб. | 1 ч | самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, принимать и сохранять учебную задачу. | |
36 | Коллективная работа « Буря мглою небо кроет» | 1ч | способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении. | |
37 | Подводная лодка | 1ч | Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа | |
38 | Подводная лодка | 1ч | самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал. | |
39 | Морские растения | 1ч | Умение принимать и сохранять учебную задачу. | |
40 | Выставка работ | 1ч | Осуществляют оценку своих работ, выражают собственное отношение к рисунку | |
41 | Песочный берег | 1ч | обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, использует дополнительные знания, доводит дело до конца | |
42 | Морские чудовища | 1ч | придумывание образа, принимают и сохраняют учебную задачу, осваивать новые виды изобразительной деятельности. | |
43 | Морские пещеры. Коллективная работа. | 1ч | развиваю творческое мышление, осваивать новые виды изобразительной деятельности, сохранение учебной задачи. | |
44 | Морские пещеры. Коллективная работа. | 1ч | развиваю творческое мышление, осваивать новые виды изобразительной деятельности, сохранение учебной задачи | |
Раздел 4. Строим, мастерим, выдумываем. | ||||
45 | Знакомство с материалами, техникой, определениями. Техника Безопасности | 1ч | осваивать новые виды изобразительной деятельности. Придумывание образа, принимают и сохраняют учебную задачу, | |
46 | Строим сказочный город. Техника оригами + краски | 1ч | Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа | |
47 | Строим сказочный город. Техника оригами + краски. Завершение | 1ч | осваивать новые виды изобразительной деятельности. Придумывание образа, принимают и сохраняют учебную задачу, | |
48 | Парная работа: Какой я вижу свою школу в будущем? | 1ч | осваивать новые виды изобразительной деятельности. Придумывание образа, принимают и сохраняют учебную задачу. Умение продумать свой образ. | |
49 | Парная работа: Какой я вижу свою школу в будущем?. Завершение | 1ч | осваивать новые виды изобразительной деятельности. Придумывание образа, принимают и сохраняют учебную задачу. Умение продумать свой образ. | |
50 | Просмотр мультфильма «Как котенок построил дом». Разбор мультфильма, беседа. | 1ч | Умение высказывать свое мнение, слушать окружающих. Ставить и принимать учебную задачу. | |
51 | Постройка Дома для Котенка | 1ч | развиваю творческое мышление, осваивать новые виды изобразительной деятельности, сохранение учебной задачи | |
52 | Постройка Дома для Котенка. Завершение | 1ч | Осуществляют оценку своих работ, выражают собственное отношение к рисунку | |
53 | Выставка работ | 1ч | Умение высказывать свое мнение, давать правильную оценку работеОсуществляют оценку своих работ, выражают собственное отношение к рисунку. | |
54 | Каким бывает экологичный дом? | 1ч | Умение правильно и четко воспринимать и сохранять учебную задачу. Правильно строить высказывание, умение слушать других. | |
55 | Строим экологичный дом. | 1ч | осваивать новые виды изобразительной деятельности. Придумывание образа, принимают и сохраняют учебную задачу. Умение продумать свой образ. | |
56 | Строим экологичный дом. Завершение | 1ч | Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа | |
Раздел 5. Счастливая семья | ||||
57 | Мама, папа, я счастливая семья. Просмотр подготовленных фотографий и рассказов о семье, беседы про обязанности детей в семье. | 1ч | Осуществлять правильную постановку целей и задач. Правильно оценивать себя. Умение сохранять учебную задачу. | |
58 | Портрет мамы | 1ч | осваивать новые виды изобразительной деятельности. Придумывание образа, принимают и сохраняют учебную задачу. Умение продумать и воссоздать свой образ. | |
59 | Портрет папы | 1ч | Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа | |
60 | Мои родители работают.. | 1ч | осознавать познавательную задачу, умение использовать образный язык изобразительного искусства, умение принимать и сохранять учебную задачу. | |
61 | Кто у нас растет в семье? | 1ч | Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа | |
62 | Мой домашний питомец | 1 ч | осознавать познавательную задачу, умение использовать образный язык изобразительного искусства, умение принимать и сохранять учебную задачу. | |
63 | Каким я вижу себя? | 1ч | Умение правильно себя оценивать, сохранять и принимать учебную задачу | |
64 | Кем я хочу быть? Беседа о выборе профессии | 1ч | Умение высказывать свое мнение, слушать окружающих. Ставить и принимать учебную задачу. | |
65 | Кем я хочу быть? | 1ч | осознавать познавательную задачу, умение использовать образный язык изобразительного искусства, умение принимать и сохранять учебную задачу. | |
66 | Не имей сто рублей, а имей сто друзей! Просмотр мультфильма «Кошкин дом» | 1ч | Умение высказывать свое мнение, давать правильную оценку работе Выражают собственное отношение к рисунку | |
67 | Модель дома для кошки | 1 ч | Умение высказывать свое мнение, слушать окружающих. Ставить и принимать учебную задачу. | |
68 | Не имей сто рублей, а имей сто друзей! | 1ч | осознавать познавательную задачу, умение использовать образный язык изобразительного искусства, умение принимать и сохранять учебную задачу. | |
69 | Полет фантазии | 1ч | обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, использует дополнительные знания, доводит дело до конца | |
70 | Итоговое занятие. Выставка творческих работ | 1ч | Осуществление контроля качества над собственным результатов выполнением творческих работ. |
Содержание программы- 70 часов
Вводное занятие 1 час. Вводный урок, инструктаж по технике безопасности.
Раздел № 1. Цветы, солнце, небо. Коллективная работы, природные стихий, русские богатыри и колдуны- 12 часов.
Раздел № 2. Избушка на курьих ножках, жар птица, сон, дуб, береза, Коллективная работа « спит жар птица на поляне» великан, кот в сапогах, Выставка работ « сказочная жизнь»
Раздел № 3. Необычная морская жизнь
Раздел 4. Строим, мастерим, выдумываем.
Раздел 5. Счастливая семья
Итоговое занятие. Выставка детских работ 1 час.
В течение года учащиеся научатся выполнять индивидуальные работы с проявлением фантазий, групповые композиций и доводить дело до конца.
Материально-техническое обеспечение
- Листы А4, А3
- Цветные листы А3 для составления композиций
- Кисти «Белка» «Пони» 1-6 размер.
- Гуашь
- Палитра
- Презентация с предварительным показом образов на урок. ( Образ богатыря, русской девушки, жар птицы и т.д)
- Шаблоны
- Фетр
- Нитки
Исходный материал: белая бумага А4 , гуашь.
Основные инструменты: кисти, ножницы, иголки.
Для составления композиций потребуется цветная бумага.
Композиция в (изобразительном искусстве) — это организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
Задания на составление композиций помогают развить коллективные отношения сотрудничества; художественный вкус; эстетическое чувство; развивают активную творческую работу. Все работы, которые выполнены с любовью и со вкусом помогут украсить кабинет класса или интерьер дома.
Учебники и учебные пособия для учащихся:
- «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 2 класс». Рабочая тетрадь, Неменская. Л. А 9-е изд. – М.: 2008. – 48 с
- Е.И Коротеева. «Искусство и ты» 2 класс. Москва. Просвещение 2001г. По Неменскому Б.М.
- Искусственные цветы. Н.Гликина. М: Изд-во Эксмо; СПб.: Терция, Валери СПД, 2004.- 256 с.,ил.
Методические пособия для учителя:
-Поурочные разработки 4 кл, по программе Неменского Б.М. Москва « Вако» 2009г
-Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 класс. Просвещение 1001 г.
-«Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс». Рабочая тетрадь, Неменская. Л. А 9-е изд. – М.: 2008. – 48 с
Список литературы
- «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс». Рабочая тетрадь, Неменская. Л. А,9-е изд. - М.: 2008. – 48 с
- Неменская Л.А. Каждый народ художник. Л.А.Неменская.М.: Просвещение .2007
- программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе». Просвещение 2006г.
- Поурочные разработки 4 кл, по программе Неменского Б.М. Москва « Вако» 2009г
- Искусственные цветы. Н.Гликина. М: Изд-во Эксмо; СПб.: Терция, Валери СПД, 2004.- 256 с.,ил.
- https://ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Самый умный»
Краткая характеристика программыПрограмма предназначена для успешной подготовки к решению нестандартных задач в начальной школе. Реализация задач курса позволяет сформировать у детей правильное ...
Программа внеурочной деятельности младших школьников кружок "Живое слово" для учащихся 1-4 классов (научно - познавательное направление)
Программа внеурочной деятельности для младших школьников кружок "Живое слово" для учашихся 1-4 классов. Цель кружка: создать условия для формирования личности, полноценно владеющей устной и пись...
Авторская программа внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического направления "Чудо- тесто"
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Чудо-тесто" художественно-эстетического направления. Актуальной эта программа является потому, что соленое тесто -это доступный, экологически чист...
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Умелые руки» (художественно-эстетическое направление) для 1 класс на 2013/ 2014 учебный год
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Умелые руки" (художественно-эстетическое направление) для 1 класса на 2013/2014 учебный год...
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Фантазия без границ"
Программа кружка «Фантазия без границ» разработана на основании программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе».Актуальность и пе...
Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».
образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...