Программа внеурочной деятельности младших школьников "Фантазия без границ"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности для младших школьников. Предназначена для работы с творчески одаренными учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_kruzhok_9-10_let.docx50.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №10        

Согласовано___________________                                                           Утверждено__________________

Программа внеурочной деятельности младших школьников

«Фантазия без границ»

Возраст: 9-10 лет

Направление: Изо

Срок реализаций: 1 год

Ф.И.О. составителя: Хабарова Ж.А.

г. Ставрополь

2018 г

Пояснительная записка

Программа кружка «Фантазия без границ» разработана на основании программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе».

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников обусловлена следующем:

изобразительная деятельность – это деятельность, специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные эмоций, чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, но при этом стремится преодолеть трудности.

Художественно – творческая деятельность выполняет психологическую функцию, она отвлекает детей от грустных, печальных событий в их жизни, обид, снимает нервное напряжение, преодолевает страхи. Деятельность может вызывает радостное, приподнятое настроение, также обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка. Она расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, так же формирует эстетический вкус.

Программа «Фантазия без границ» предназначена для детей начальной школы, которые имеют интерес к художественно- творческой деятельности. Программа направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Цель программы: формирование художественной и эстетической культуры учащихся как неотъемлемая часть культуры духовной жизни человека.

Учебно- воспитательские задачи:

- формирование у учащихся нравственно-эстетического вкуса на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

-развивается познавательная и  художественно-творческая активность учащихся.

-формируется творческий подход к заданию, и стремление к использованию полученных знаний

Формы работы: индивидуальная, групповая ( составление композиций), парная.

Данная программа помогает формировать культуру творческой личности, приобщать учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное самопознание и  творчество, и освоение опыта прошлого. Так же расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, его стилях,  и формирует чувство эстетического вкуса.

   Основное место в программе занимает практическая работа.

Участвуя в практической работе, ученики смогут научиться:

- развивать эстетический вкус;

- развить познавательную и художественную активность;

- уметь формировать творческий подход к заданию;

- расширять кругозор в поисках нужной информаций;

-систематизировать материал;

-работать в коллективных заданиях по составлению композиции сотрудничая друг с другом;

-доводить дело до конца;

          Программа «Фантазия без границ» разработана для детей в возрасте от 9-10 лет возраста. На учащихся 4-го класса, 70 часов в год, 2 раз в неделю. Длительность занятий -  45 минут. Программа тесно связана со школьной программой, идет расширенное, углубленное изучение.

По итогам каждой работы дети должны получать положительные эмоций. Если таковых нет, то идет мотивация для преодоления трудностей и получения положительных эмоций. Для этого учитель помогает ученикам соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы, ученики должны рассказать о своей работе, показать результат работы, и получить положительную оценку и похвалу. Потом нужно сделать выставку работ, что бы посмотреть на результат работы могли и другие дети, так же родители.

При коллективной работе дети могут разделиться на группы. Учитель внимательно контролирует процесс выполнения.

В практической работе дети учатся правильно держать кисть, смешивать краски, воплощать в живописных работах свои собственные впечатления, эмоций и настроение. Создавать прекрасное своими руками, ценить и уважать чужой труд.

В результате курса обучения программы дети приобретают основные знания, умения и навыки. Могут использовать приобретенный опыт в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Живые краски»:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в                   - творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- читать и слушать, извлекать нужную информацию, строить логическое завершение работы.

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- умение самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, находит необходимый художественный материал;

- умение принимать и сохранять учебную задачу, придумывать соответствующий образ;

- овладение умением осуществлять оценку своих работ.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Тематическое планирование.

№п/п

1

Дата

план

Тема урока

Вводный урок, инструктаж по технике безопасности.

Кол-во часов

УУД

Знакомство с  инструментами и техникой безопасности.

Раздел 1. Цветы, солнце, небо. Знакомство с новыми видами изобразительных материалов. Коллективная работы, природные стихий, русские богатыри и колдуны-

2

Знакомство с техникой рисования углем. Первые штрихи рисования.

Использование способов познания окружающего мира, и свой опыт

3

« Волшебные, фантастические животные» с помощью новой техники рисования: уголь.

осваивать новые виды изобразительной  деятельности, развивают творческое мышление

4

Коллективная работа «Мир вокруг нас»

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми для реализаций проектной деятельности

5

Знакомство с техникой рисования пастелью. Первые штрихи рисования.

осваивать новые виды изобразительной  деятельности, развивают творческое мышление

6

Изображение природных стихий с помощью теплых и холодных штрихов пастели.

Учатся принимать и сохранять учебную задачу

7

Зимний лес.

Опираются на свой жизненный опыт

8

Морозные узоры

способность к познанию окружающего мира, вносить необходимые коррективы

9

Лепка из пластилина «Сказочный город зимой»

1 ч

Умение фантазировать, находить нужную информацию, работать в коллективе.

10

Лепка из пластилина «Сказочный город зимой». Завершение

Умение фантазировать, находить нужную информацию, работать в коллективе.

11

Коллективная работа «Масленица». Использование различных материалов: фетр, хлопок, нитки, ножницы, шпажки и т.д

1 ч

Умение правильно воспринимать нужную информацию. Способность общаться с учителем. Применение своих творческих способностей.

12

Весна в сердце

способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации

13

Выставка работ « Природные стихии»

Осуществляют оценку своих работ, выражают собственное отношение к рисунку

14

Злой колдун

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа

15

Русский богатырь

читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников. Сам выбирает материалы для решения творческой задачи.

16

Красна девица

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

17

Коллективная работа « Богатырь сражается с колдуном»

способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении

Раздел № 2. Избушка на курьих ножках, жар птица, сон, дуб, береза. Коллективная работа « Спит жар птица на поляне» великан, кот в сапогах. Выставка работ «Сказочная жизнь»

18

Избушка на курьих ножках.

читать и слушать, извлекая нужную информацию, строить логическое завершение работы.

19

Жар птица. Смешивание различных техник рисования.

осознавать познавательную задачу,умение использовать образный язык изобразительного искусства:

20

Жар птица. Смешивание различных техник рисования.

читать и слушать, извлекая нужную информацию, строить логическое завершение работы.

21

Тихий сон.

самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал.

22

Сказочный дуб, береза. С использованием техники шитья, фетр и т.д

обдумывает замысел творческой работы, придумывает название рисунку, выражает эмоций, находит необходимый художественный материал и самостоятельно находит информацию в необходимых источниках.

23

Сказочный дуб, береза. С использованием техники шитья, фетр и т.д. Завершение

самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал.

24

Коллективная работа « Спит жар птица на поляне»

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми для реализаций проектной деятельности

25

Знакомство со сказкой «Кот в сапогах».

Великан. Иллюстрация к сказке «Кот в сапогах»

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа

26

Кот в сапогах. Иллюстрация к сказке «Кот в сапогах»

самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал.

27

Коллективная работа «Снежная принцесса»

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа

28

Коллективная работа «Снежная принцесса». Завершение.

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми для реализаций проектной деятельности

29

Прослушивание сказки «Царевна- лягушка».

Царевна- лягушка. Работа с техникой оригами.

обдумывает замысел творческой работы, придумывает название рисунку, выражает эмоций, находит необходимый художественный материал и самостоятельно находит информацию в необходимых источниках.

30

Выставка работ «Сказочная жизнь»

Анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям

Раздел № 3 Необычная морская жизнь

31

Рыбы, крабы. Работа с бумагой

осознавать познавательную задачу, умение использовать образный язык изобразительного искусства, умение принимать и сохранять учебную задачу.

32

Морской пейзаж.

осваивать новые виды изобразительной  деятельности, развиваю творческое мышление

33

Буря

самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал.

34

Корабли

осознавать познавательную задачу, умение использовать образный язык изобразительного искусства, умение пользоваться дополнительным материалом

35

Аквариум. Создай свой вид рыб.

1 ч

самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, принимать и сохранять учебную задачу.

36

Коллективная работа « Буря мглою небо кроет»

способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении.

37

Подводная лодка

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа

38

Подводная лодка

самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал.

39

Морские растения

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

40

Выставка работ

Осуществляют оценку своих работ, выражают собственное отношение к рисунку

41

Песочный берег

обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, использует дополнительные знания, доводит дело до конца

42

Морские чудовища

придумывание образа, принимают и сохраняют учебную задачу, осваивать новые виды изобразительной  деятельности.

43

Морские пещеры. Коллективная работа.

развиваю творческое мышление, осваивать новые виды изобразительной  деятельности, сохранение учебной задачи.

44

Морские пещеры. Коллективная работа.

развиваю творческое мышление, осваивать новые виды изобразительной  деятельности, сохранение учебной задачи

Раздел 4.  Строим, мастерим, выдумываем.

45

Знакомство с материалами, техникой, определениями. Техника Безопасности

осваивать новые виды изобразительной  деятельности. Придумывание образа, принимают и сохраняют учебную задачу,

46

Строим сказочный город. Техника оригами + краски

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа

47

Строим сказочный город. Техника оригами + краски. Завершение

осваивать новые виды изобразительной  деятельности. Придумывание образа, принимают и сохраняют учебную задачу,

48

Парная работа: Какой я вижу свою школу в будущем?

осваивать новые виды изобразительной  деятельности. Придумывание образа, принимают и сохраняют учебную задачу. Умение продумать свой образ.

49

Парная работа: Какой я вижу свою школу в будущем?.

Завершение

осваивать новые виды изобразительной  деятельности. Придумывание образа, принимают и сохраняют учебную задачу. Умение продумать свой образ.

50

Просмотр мультфильма «Как котенок построил дом». Разбор мультфильма, беседа.

Умение высказывать свое мнение, слушать окружающих. Ставить и принимать учебную задачу.

51

Постройка Дома для Котенка

развиваю творческое мышление, осваивать новые виды изобразительной  деятельности, сохранение учебной задачи

52

Постройка Дома для Котенка. Завершение

Осуществляют оценку своих работ, выражают собственное отношение к рисунку

53

Выставка работ

Умение высказывать свое мнение, давать правильную оценку работеОсуществляют оценку своих работ, выражают собственное отношение к рисунку.

54

Каким бывает экологичный дом?

Умение правильно и четко воспринимать и сохранять учебную задачу. Правильно строить высказывание, умение слушать других.

55

Строим экологичный дом.

осваивать новые виды изобразительной  деятельности. Придумывание образа, принимают и сохраняют учебную задачу. Умение продумать свой образ.

56

Строим экологичный дом. Завершение

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа

Раздел 5. Счастливая семья

57

Мама, папа, я счастливая семья. Просмотр подготовленных фотографий и рассказов о семье, беседы про обязанности детей в семье.

Осуществлять правильную постановку целей и задач. Правильно оценивать себя. Умение сохранять учебную задачу.

58

Портрет мамы

осваивать новые виды изобразительной  деятельности. Придумывание образа, принимают и сохраняют учебную задачу. Умение продумать и воссоздать свой образ.

59

Портрет папы

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа

60

Мои родители работают..

осознавать познавательную задачу, умение использовать образный язык изобразительного искусства, умение принимать и сохранять учебную задачу.

61

 Кто у нас растет в семье?

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, придумывание образа

62

Мой домашний питомец

1 ч

осознавать познавательную задачу, умение использовать образный язык изобразительного искусства, умение принимать и сохранять учебную задачу.

63

Каким я вижу себя?

Умение правильно себя оценивать, сохранять и принимать учебную задачу

64

Кем я хочу быть? Беседа о выборе профессии

Умение высказывать свое мнение, слушать окружающих. Ставить и принимать учебную задачу.

65

Кем я хочу быть?

осознавать познавательную задачу, умение использовать образный язык изобразительного искусства, умение принимать и сохранять учебную задачу.

66

Не имей сто рублей, а имей сто друзей! Просмотр мультфильма «Кошкин дом»

Умение высказывать свое мнение, давать правильную оценку работе Выражают собственное отношение к рисунку

67

Модель дома для кошки

1 ч

Умение высказывать свое мнение, слушать окружающих. Ставить и принимать учебную задачу.

68

Не имей сто рублей, а имей сто друзей!

осознавать познавательную задачу, умение использовать образный язык изобразительного искусства, умение принимать и сохранять учебную задачу.

69

Полет фантазии

обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, использует дополнительные знания, доводит дело до конца

70

Итоговое занятие. Выставка творческих работ

Осуществление контроля качества над собственным результатов выполнением творческих работ.

Содержание программы- 70 часов

Вводное занятие 1 час. Вводный урок, инструктаж по технике безопасности.

Раздел № 1. Цветы, солнце, небо. Коллективная работы, природные стихий, русские богатыри и колдуны- 12 часов.

Раздел № 2. Избушка на курьих ножках, жар птица, сон, дуб, береза, Коллективная работа « спит жар птица на поляне» великан, кот в сапогах, Выставка работ « сказочная жизнь»

Раздел № 3. Необычная морская жизнь

Раздел 4.  Строим, мастерим, выдумываем.

Раздел 5.  Счастливая семья

Итоговое занятие. Выставка детских работ 1 час.

В течение года учащиеся научатся выполнять индивидуальные работы с проявлением фантазий, групповые композиций и доводить дело до конца.

Материально-техническое обеспечение

- Листы А4, А3

- Цветные листы А3 для составления композиций

- Кисти «Белка» «Пони» 1-6 размер.

- Гуашь

- Палитра

- Презентация с предварительным показом образов на урок. ( Образ богатыря, русской девушки, жар птицы и т.д)

- Шаблоны

- Фетр

- Нитки

Исходный материал: белая бумага А4 , гуашь.

Основные инструменты: кисти, ножницы, иголки.

Для составления композиций потребуется цветная бумага.

Композиция в (изобразительном искусстве) —  это организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

Задания на составление композиций помогают развить коллективные отношения сотрудничества; художественный вкус; эстетическое чувство; развивают активную творческую работу. Все работы, которые выполнены с любовью и со вкусом помогут украсить кабинет класса или интерьер дома.

Учебники и учебные пособия для учащихся:

- «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 2 класс». Рабочая тетрадь, Неменская. Л. А 9-е изд. – М.: 2008. – 48 с

- Е.И Коротеева. «Искусство  и ты» 2 класс. Москва. Просвещение 2001г. По  Неменскому Б.М.

- Искусственные цветы. Н.Гликина. М: Изд-во Эксмо; СПб.: Терция, Валери СПД, 2004.- 256 с.,ил.

Методические пособия для учителя:

-Поурочные разработки 4 кл, по программе Неменского Б.М. Москва « Вако» 2009г

-Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 класс. Просвещение 1001 г.

-«Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс». Рабочая тетрадь, Неменская. Л. А 9-е изд. – М.: 2008. – 48 с


Список литературы

  1.  «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс». Рабочая тетрадь, Неменская. Л. А,9-е изд. - М.: 2008. – 48 с
  2. Неменская Л.А. Каждый народ художник. Л.А.Неменская.М.: Просвещение .2007
  3. программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе». Просвещение 2006г.
  4. Поурочные разработки 4 кл, по программе Неменского Б.М. Москва « Вако» 2009г
  5. Искусственные цветы. Н.Гликина. М: Изд-во Эксмо; СПб.: Терция, Валери СПД, 2004.- 256 с.,ил.
  6. https://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Самый умный»

Краткая характеристика программыПрограмма  предназначена для успешной подготовки к решению нестандартных задач в начальной школе. Реализация задач курса позволяет сформировать у детей правильное ...

Программа внеурочной деятельности младших школьников кружок "Живое слово" для учащихся 1-4 классов (научно - познавательное направление)

Программа внеурочной деятельности для младших школьников кружок  "Живое слово" для учашихся 1-4 классов. Цель кружка: создать условия для формирования личности, полноценно владеющей устной и пись...

Авторская программа внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического направления "Чудо- тесто"

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Чудо-тесто" художественно-эстетического направления. Актуальной эта программа является потому, что соленое тесто -это доступный, экологически чист...

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Умелые руки» (художественно-эстетическое направление) для 1 класс на 2013/ 2014 учебный год

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Умелые руки" (художественно-эстетическое направление) для 1 класса на 2013/2014 учебный год...

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Фантазия без границ"

Программа кружка «Фантазия без границ» разработана на основании программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе».Актуальность и пе...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...