Рабочая программа по ИЗО 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ДМИТРОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАТУАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
141865, Московская область, Дмитровский район, п. Некрасовский, ул. Парковая, д. 1
т. 8-496-222-40-47 E-mail: katuarsch@mail.ru
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Катуаровской СОШ
___________________/Н.В. Чуркина/
«______» _______20____ года
Введено в действие
приказом № _____ от «____»______20____г.
Рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
2 А класс
Составила:
Николаева Л.А.,
учитель начальных классов
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 2 класса составлена на основе авторской программы по предмету «Изобразительное искусство» в 1-4 классах Б. М. Неменского, издательство: М.: Просвещение, 2015 г., Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Катуаровской СОШ.
Учебно-методический комплект:
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 2 кл : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015 г.
2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2017 г.
3. Неменская, Л. А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1–4 кл. / Л. А. Неменская, Б. М. Неменский, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015 г.
4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 кл.: пособие для учителей общеобразоват. организация / Б. М. Неменский [и др.]. – М.: Просвещение, 2015 г.
Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Во 2 классе тема года «Ты и искусство» раскрывается в разделах «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство».
В рабочей программе определены: система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. Для этого, система уроков продолжается опираться на знакомство учащихся с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием основания детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций. Умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов. Овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Цель и задачи
Цель:
— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи:
- Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры);
- Постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями;
- Восприятие произведений искусства через развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства;
- Развитие художественно-образного мышления учащихся;
- Развитие наблюдения и переживания окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Учебный план МОУ Катуаровской СОШ предусматривает во 2 классе изучение предмета «Изобразительное искусство» в объёме 34 часа в год, по 1 часу в неделю 34 учебные недели. Данная рабочая программа в соответствии с календарным графиком школы на 2017-2018 учебный год рассчитана на 36 часов. Рабочая программа скорректирована за счет добавления двух уроков по теме «Как говорит искусство» - урок № 35 - Проектная работа «Весна пришла» (продолжение работы), урок № 36 - Защита проектов. Итоговый урок года.
Общее количество учебных часов
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Чем и как работает художник | 8 |
2 | Реальность и фантазия | 7 |
3 | О чем говорит искусство | 11 |
4 | Как говорит искусство | 10 |
Итого | 36 |
Критерии и нормы оценки знаний по предмету
Устный ответ:
Отметка "5" ставится, если ученик:
- показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;
- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
- может творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;
- последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно может излагать учебный материал литературным языком; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
- самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка "4" ставится, если ученик:
- показывает знания всего изученного программного материала, материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;
- может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи, использовать научные термины;
- не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Отметка "3" ставится, если ученик:
- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Отметка "2" ставится, если ученик:
- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- не делает выводов и обобщений;
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Практическая работа оценивается по нескольким показателям:
а) соответствие задачам, завершенность, аккуратность;
б) графические выразительные особенности, композиционное решение, живописное решение (можно поставить две оценки).
Отдельно оценивается трудолюбие — это добросовестное отношение к домашним заданиям, поддержание порядка на рабочем месте, эстетика работы, бережное и экономное отношение к художественным материалам и инструментам, выполнение отдельных поручений (работа лаборанта, роль главного художника и т.п.).
Отметка «5» ставится, когда у ученика:
- уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу полностью выполнена;
- полностью овладел программным материалом, связывает графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
- правильно решает композицию, правила перспективы, передачу пропорций и объема, отражает в своих рисунках единство формы и декора;
- интересуется учебным предметом, творчески подходит к выполнению задания, своевременно выполняет задания;
- отстаивает свое мнение по поводу рассматриваемого произведения, ведет поисковую работу по подбору иллюстративного материала;
- ошибок в изображении не делает, но допускает неточности.
Отметка «4» ставится, когда у ученика:
- уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения), и учебная задача по методу выполнена;
- полностью овладел программным материалом, связывает графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения, допуская затруднения в решении композиции, построения перспективы, передачи пропорций и объема;
- проявляет интерес к учебному предмету, своевременно выполняет задания;
- допускает ошибки второстепенного порядка, исправление которых требует периодической помощи учителя.
Отметка «3» ставиться, когда у ученика:
- уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу в основном выполнена (или выполнена не полностью);
- основной материал знает нетвердо, при выполнении задания нуждается в помощи учителя и частичного применения средств наглядности;
- обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала.
Отметка «2» ставится, когда у ученика:
- уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу не выполнена.
Критерии, определяющие степень усвоения базовых знаний, умений,
навыков в области изобразительного искусства
Для рисунка с натуры:
1. Композиционное расположение изображения (1-4 классы): изображение не выходит за пределы листа бумаги, рисунок хорошо компонуется на листе бумаги).
2. Изображение общего пространственного положения объекта в рисунке (1-4 классы): правильное изображение, соответствующее действительному общему пространственному положению объекта, его направлению в пространстве.
3. Передача в рисунке пропорций объекта изображения (1-4 классы): правильная передача пропорций (пропорции на изображении соответствуют реальным пропорциям натуры в зависимости от конкретной точки зрения).
4. Передача в рисунке конструктивного строения объекта (объектов) изображения (1-4 классы): правильная передача в рисунке конструктивного строения объекта изображения (в рисунке выявлены геометрическая основа строения натуры).
5. Передача в рисунке перспективного сокращения объекта изображения (4 класс): правильная передача в рисунке перспективного сокращения объекта (рисунок выполнен в угловой или фронтальной перспективе, правильно определены линия горизонта, точки схода, степень перспективного сокращения плоскостей).
6. Передача в рисунке цвета натуры (1-4 классы): правильная передача цвета (цвет изображения соответствует действительному цвету натуры), отношений цветовых тонов, которые являются результатом восприятия действительного цвета натуры, обусловленного особенностями освещения, воздушной перспективы, окраской окружающих предметов и т.д.
7. Передача светотени в рисунке (4 класс): правильная передача светотени (наличие в рисунке градаций светотени – света, тени, полутени, рефлексов, бликов, соответствующих действительным градациям светотени в натуре).
8. Передача в рисунке объема изображаемого объекта (4 класс): объем изображаемого объекта передается с помощью светотени, перспективного сокращения формы в пространстве, с использованием закономерностей воздушной перспективы.
Для рисунков на темы и эскизов иллюстраций:
1. Композиционное решение темы (1-4 классы): правильное композиционное решение темы (в рисунке выражена смысловая связь элементов композиции, выявлен сюжетно-композиционный центр, действие компонуется в заданном формате листа бумаги).
2. Изображение пространства в рисунке (1-4 классы): правильное изображение пространства (в рисунке основание более близких предметов изображаются ниже, дальних предметов – выше относительно нижнего края листа бумаги, передние предметы изображаются крупнее равных по размерам, но удаленных предметов).
3. Передача в рисунке конструктивного строения объектов изображения (4 класс): правильная передача в рисунке конструктивного строения объектов изображения (в рисунке выявлены геометрическая основа строения изображаемых объектов).
4. Передача в рисунке перспективного сокращения изображаемых объектов (4 класс): правильная передача в рисунке перспективного сокращения изображаемых объектов (в рисунке правильно определены линия горизонта, точка схода, степень перспективного сокращения плоскостей изображаемых объектов).
5. Передача в рисунке пропорций изображаемых объектов (1-4 классы): правильная передача пропорций (пропорции изображаемых в тематической композиции объектов соответствуют пропорциям этих объектов в действительности).
6. Передача в рисунке цвета объектов (1-4 классы): правильная передача цвета (цветовая окраска изображенных в тематическом рисунке объектов соответствует действительному цвету этих объектов, в композиции наблюдается цветовая гармония, единство и цельность цветовых пятен).
7. Передача в рисунке светотени (4 класс): правильная передача светотени (наличие на изображаемых объектах градаций светотени – света, тени, полутени, рефлексов, бликов, соответствующих действительным градациям светотени на этих объектах).
8. Передача в рисунке объема изображаемых объектов (4 класс): объем изображаемых объектов передается с помощью светотени, использования закономерностей линейной и воздушной перспективы.
Для декоративных рисунков (1-4 классы):
1. Композиционное решение орнамента (узора): правильное композиционное решение орнамента (в рисунке выражена смысловая связь всех частей композиции, подчеркнуто общее движение элементов узора).
2. Умение перерабатывать реальные формы растительного и животного мира в декоративные.
3. Умение стилизовать реальный цвет объектов в декоративный.
4. Умение использовать в декоративном рисунке необходимые элементы узора – линию симметрии и ритм.
Общими критериями для всех видов рисунков (1-4 классы) являются:
1. Самостоятельность в выполнении рисунка.
2. Выразительность рисунка.
3. Способ выполнения рисунка: правильный (эффективный) способ выполнения рисунка – от общего к частному и от частного снова к общему; выполнение предварительного эскиза, использование схем, линий построения рисунка.
4. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу рисования и рисунку.
Критерии оценки изделия по лепке
Лепка с натуры
Изделие должно соответствовать натуре, отражать самые существенные её черты: общий характер предмета и его строение
Лепка на основе представления и фантазии
Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления назначению изделия
Лепка сюжетной композиции
Образное представление, смысловая связь сюжета, решение композиции в пространстве Лепка по мотивам народных игрушек
Характерная особенность мотива народной глиняной игрушки
Самостоятельная и контрольная работы.
Критерии оценок.
Отметка «5» - точное и полное выполнение всех заданий
Отметка «4» - неполные, но правильные ответы на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развёрнутых ответах на остальные.
Отметка «3» - неточное выполнение трёх и более заданий, выполнение двух заданий при точном выполнении остальных.
Отметка «2» - невыполнение трёх заданий и более заданий.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
- выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно — творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как и чем работает художник (8 часов)
Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти. Белая и черная краски. Изображение небесных объектов и стихий. Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего леса по памяти. Выразительные возможности аппликации. Аппликация коврика. Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса. Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное изображение животных. Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки. Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города.
Любой материал может стать выразительным (обобщение).
Реальность и фантазия (7 часов)
Изображение и реальность. Изображение диких (домашних) животных. Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника. Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города Конструирование из бумаги подводного мира. Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение). Ёлочные игрушки.
О чем говорит искусство (11 часов)
Выражение характера животных. Изображение животных с характером. Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского образа. Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа. Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей. Изображение природы в разных состояниях (контрастных). Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия. Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация). Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке Создание композиций, передающих мир сказочных героев.
Как говорит искусство (10 часов)
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев
Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц
Пропорции выражают характер. Лепка людей, животных с разными пропорциями. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц». Проектная работа «Весна пришла»
Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли.
Форма организации учебных занятий: урок, работа по группам, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа, индивидуально - коллективная, защита проектов, экскурсия и др.
Основные виды учебной деятельности
- практическая художественно-творческая деятельность;
- наблюдение и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
- творческие проекты и презентации;
- развитие художественно-образного мышления.
Входной контроль, промежуточный, итоговый.
3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебному предмету «Изобразительное искусство» во 2 А классе
на 36 часов (1 недельный час по учебному плану)
на 2017-2018 учебный год
№ п/п | № уро- ка в раз деле | Тема урока | Сроки проведения | Использование ИКТ | |
по плану | по факту | ||||
Чем и как работает художник (8 ч.) | |||||
1 | 1 | Три основных цвета | 01.09.17 | ||
2 | 2 | Белая и черная краски | 04.09 – 08.09.17 | ||
3 | 3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображение осеннего леса. | 11.09 – 15.09.17 | Презентация «Осень в творчестве русских художников» | |
4 | 4 | Выразительные возможности аппликации. Коврик осенней земли. | 18.09 – 22.09.17 | ||
5 | 5 | Выразительные возможности графических материалов. Зимний лес. | 25.09 – 29.09.17 | ||
6 | 6 | Выразительность материалов для работы в объеме. Животные | 02.10 – 06.10.17 | Презентация по иллюстациям произведений Е. Чарушина | |
7 | 7 | Выразительные возможности бумаги. Игровая площадка | 09.10 – 13.10.17 | ||
8 | 8 | Неожиданные материалы. Ночной город | 16.10 – 20.10.17 | ||
Реальность и фантазия (7 ч.) | |||||
9 | 9 | Изображение и реальность. Любимое животное | 23.10 – 27.10.17 | ||
10 | 1 | Изображение и фантазия. | 07.11 – 10.11.17 | ||
11 | 2 | Украшение и реальность. Снежинки. | 13.11 – 17.11.17 | ||
12 | 3 | Украшение и фантазия. Кружева | 20.11 – 24.11.17 | Презентация «Вологодские кружева» | |
13 | 4 | Постройка и реальность. Подводный мир | 27.11 – 01.12.17 | ||
14 | 5 | Постройка и фантазия. Фантастический город | 04.12 – 08.12.17 | ||
15 | 6 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 11.12 – 15.12.17 | ||
О чем говорит искусство (11 ч.) | |||||
16 | 1 | Изображение природы в различных состояниях | 18.12 – 22.12.17 | ||
17 | 2 | Изображение характера животных | 25.12 – 29.12.17 | ||
18 | 3 | Изображение характера человека: женский образ | 09.01 – 12.01.18 | ||
19 | 4 | Изображение характера человека: мужской образ | 15.01 – 19.01.18 | ||
20 | 5 | Образ человека в скульптуре | 22.01 – 26.01.18 | Презентация «Экскурсия в Музей им. Пушкина» | |
21 | 6 | Человек и его украшения. Аппликация | 29.01 – 02.02.18 | ||
22 | 7 | Человек и его украшения | 05.02 – 09.02.18 | ||
23 | 8 | О чем говорят украшения | 12.02 – 16.02. 18 | Презентация «Н.Рерих. Заморские гости» | |
24 | 9 | О чем говорят украшения | 19.02 – 22.02.18 | ||
25 | 10 | Образ здания. Сказочная постройка | 12.03 – 16.03.18 | ||
26 | 11 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | 26.02 - 02.03.18 | ||
Как говорит искусство (8 ч.) | |||||
27 | 1 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | 05.03 – 07.03.18 | ||
28 | 2 | Тихие и звонкие цвета. Весенняя земля | 12.03 – 16.03.18 | Презентация «Пейзажи Левитана» | |
29 | 3 | Что такое ритм линий. Весенний ручей | 19.03 – 23.03.18 | ||
30 | 4 | Характер линий. Нежные и могучие ветки | 03.04 – 06.04.18 | ||
31 | 5 | Ритм пятен. Летящая птица | 09.04 – 13.04.18 | ||
32 | 6 | Пропорции выражают характер. Лепка птиц | 16.04 – 20.04.18 | Презентация картины Саврасова «Грачи прилетели» | |
33 | 7 | Ритм линий, пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. Весна, шум птиц. | 23.04 – 27.04.18 | ||
34 | 8 | Проектная работа «Весна пришла» | 14.05 – 18.05.18 | ||
35 | 9 | Проектная работа «Весна пришла» (продолжение работы) | 21.05 – 25.05.18 | ||
36 | 10 | Защита проектов. Итоговый урок года. | 28.05.18 |
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол от «____» _________ 20___г. №____
Руководитель ШМО
_____________/_________________/
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________/________________/
«____»_______20___г.
Лист корректировки планирования
по учебному предмету «Изобразительное искусство» во 2 А классе
учитель Николаева Л.А.
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...