Портрет мамы
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Королева Анастасия Валентиновна

Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности или создают его схематично. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. Впечатления, полученные от восприятия искусства портрета, побуждают детей взяться за кисть и попробовать себя в роли художника-портретиста, отразив свои чувства и представления об окружающих людях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_mamy.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Портрет моей мамы

Цель урока: изображение портрета своей мамы по представлению и памяти.

Задачи урока:

Образовательные:

- расширить представление детей о жанре портрета в изобразительном искусстве;

- познакомить с видами портрета;

- познакомить детей с произведениями живописи, посвященных теме материнства;

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к маме;

- воспитывать прилежание и аккуратность, при работе с художественным материалом;

Развивающие:

- развивать мышление, воображение, зрительную память, эмоциональную отзывчивость, через восприятие произведение живописи и через слова педагога.

Оборудование:

 - для учителя - репродукции художников-портретистов, заготовки частей лица, гуашь, кисть, лист А4.

- для учащихся - лист А4, карандаш, ластик, гуашь, палитра, кисти, баночка с водой.

1.Организационный момент

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Проверяю вашу готовность к уроку, на партах должны лежать карандаш, ластик, кисти, альбом, краски, вода.

2. Беседа

Зачитывает стихотворение «Маленький художник»

Мама спит – закрыты глазки

Маме нужно отдыхать.

Я беру альбом и краски,

Начинаю рисовать!

Вот – лица её овал

Я уже нарисовал…

Без подглядки, без подсказки

Сам найду, где будут глазки.

Где-то в области макушки

Нарисую маме ушки.

Не вопрос, где будет нос…

Что ж он вбок слегка уполз?

Между ушек три полоски –

Это мамина причёска.

Загляденье – сердцу любо.

Остаются только губы.

Губкам нужен красный цвет.

Красного в палитре нет.

Мама красит их помадой –

Значит, взять помаду надо.

Мама, ты проснулась - нет?

Вот, гляди – готов портрет

Мама, это – не пришелец,

Можешь громко не кричать.

Я – художник, я – умелец,

Смог тебя нарисовать!

Я горжусь своею мамой,

Распрекрасной…

Самой-самой!!!

- Ребята скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение? (Ответ детей)

   Включается песня «Мама – первое слово».

- Чем мы сегодня будем заниматься, кто догадался? Ребята, сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. А вначале познакомимся с портретами в изобразительном искусстве.

Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства.

- Как вы понимаете, что такое портрет? (Предположения детей)

- Портрет – это изображение одного человека или группы людей.

Если изображен один человек, то это - одиночный портрет. А если несколько человек, то это групповой портрет.

Портреты бывают: мужской, женский, детский, в полный рост, по пояс, голова с плечами.

Портрет всегда рисуется с натуры. Художник выбирает человека, которого хочет изобразить, придает ему красивую позу, иначе говоря, просит позировать. Перед художником стоит сложная задача – передать внешний облик человека, его лицо, фигуру, движение, костюм, обстановку, в которой он находится. Но главная ценность этого жанра в том, что он нам передает не только внешний вид человека, но и его характер, настроение, его внутренний мир, индивидуальность, возраст.

    -Как же рисуется портрет? Что мы должны для этого узнать? Проведем небольшое расследование.

-Посмотрите друг на друга. Какую форму имеет голова? ( круглая, овальная).

-Она симметрично делится на две части: правую и левую.

Лицо делится на три равных части: брови-глаза, нос, рот.

-Какой формы брови, глаза? (брови дугообразные, глаза овальные)

-В центре глаза находится радужная оболочка, от которой зависит цвет глаз.

-А где расположены глаза? (под бровями)

-Примерно на середине лица . Посмотрите друг на друга. Так ли это? Кстати, уши находятся на одной линии с глазами.

-какой формы у человека нос? Где он расположен на лице?(нос треугольной формы, может быть большим, прямым, маленьким; находится на середине лица; начало носа- на одной линии с глазами).

-Вы должны помнить мимике лица - выражении, которое зависит от настроения человека. Какое может быть настроение у человека? (радостное, удивленное, печальное, сердитое, спокойное). Из-за этого изменяется расположение частей лица между собой.

-А сейчас, расскажите, какая ваша мама?

Дидактическая игра «Какая?»

Ответы детей ( добрая,  ласковая,  заботливая,  хорошая,  молодая,  красивая,  стройная,  модная,  весёлая,  здоровая,  строгая,  крепкая,  спортивная,  воспитанная, культурная,  нарядная,  довольная,  счастливая  и  т.д.)

-Хорошие у вас мамы, внимательные, заботливые, иногда строгие, но добрые и нежные! Это здорово!

    - Давайте посмотрим репродукции картин, на которых изображены девочки, девушки и женщины.

- Ребята, для начала мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику, затем продолжим работу.

Наши мамы

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

 себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,

затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

3. Рисование портрета карандашом.

Намечаем и рисуем овал в верхней части листа.

Рисуем шею и плечи.  Рисуем разметку лица: горизонтально делим лицо пополам, а вертикально на три примерно равные части. На верхней линии рисуем брови. Рисуем овалы глаз, кружок радужки и зрачок.

Ноздри как раз расположены на нижней линии. Делаем линии крыльев носа (открывающая и закрывающая скобки), потом – ноздри, они, как волнистая линия.

Уши размещаем между верхней и нижней линиями разметки.

Губы находятся посередине между подбородком и нижней линии. Верхняя губа похожа немного на букву «М», только растянута чуть-чуть. Нижняя – как волна: сверху, с точки соприкосновения губ, вниз, потом снова немного вверх, только плавно, вниз и взлетает вверх, навстречу верхней губе.

Рисуем прическу и одежду. Пусть ребенок сам выберет во что одеть портретируемого.


4. Рисование портрета красками.

Чтобы разукрасить лицо и шею необходимо смешать белую краску с красной и желтой – получится приятный телесный цвет.

 Фон лучше сделать светлым – я хочу сделать его желтым.

Я хочу, чтобы моя мама была одета в яркую красную кофточку. Поэтому я разукрашу ее одежду красной краской.

  А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

Дружно помогаем маме

Мы белье полощем сами

1,2,3,4 – (наклоны вперед),

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились!

(хлопки в ладоши).

- Как вы помогаете мамам? Когда у мамы появится больше свободного времени, она станет чаще улыбаться и всегда будет красивой. Можно сказать, что все мамы красивы? Почему?

- Каждый человек неповторим. Мы все с вами разные, но у каждого из нас есть своя «изюминка», которая придает нам неповторимость. Каждое лицо по-своему интересно и привлекательно.

-Вспомните или посмотрите на фотографию, какого цвета у мамы глаза, волосы, чтобы подобрать нужный цвет или оттенок.

Когда краска подсохнет, приступаем к рисованию прически – мазки направляем от места «пробора» вниз, по росту волос.

Для изображения глаз понадобится тонкая кисточка, которую окунаем в белую краску и делаем основу. После разукрашиваем цвет глаз - радужную оболочку и зрачок глаза.

Губы делаем красными.

Розовым цветом выделяем щечки.

Прорисовываем нос и мелкими мазками брови.

Для выразительности обводим глаза тонкой черной линией, а также рисуем зрачки и реснички.

Проводим тонкую черту-улыбку на губах.

Дополняем портрет мелкими деталями – белыми серьгами и бусами.

Завершающим штрихом рисунка станет букет ромашек у мамы в руках. Сначала рисуем желтую серединку, а затем белые лепестки.

Листья и стебли цветов рисуем зеленой и оттеняем бирюзовой краской.

Осталось украсить фон мелкими деталями в виде цветочков или листьями.

4. Итог урока

Выставка и анализ работ

- Какая красота получилась! Сколько счастливых улыбок на маминых лицах. Вот мама обрадуется такому подарку!

- Дома, вместе с папой, смастерите рамку для вашего портрета и повесьте на стену. Глядя на портрет, мама будет улыбаться, у нее всегда будет хорошее настроение.

Обобщение темы урока

- Что такое портрет?

- Как получить цвет кожи?

- Что старается показать художник-портретист в своих работах.

Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся рисовать портрет мамы

Небольшая презентация к уроку изобразительного искусства по теме "Рисуем портрет мамы", которая поможет ребятам сделать подарок маме к празднику 8 Марта....

Портрет мамы (поэтапно)

Презентация поможет ученикам начальной школы нарисовать портрет мамы...

Портрет мамы к 8 марта

Портрет мамочки Соскар Аниты...

Методическая разработка занятия «Портрет мамы» (к празднику День матери)

Методическая разработка занятия «Портрет мамы» (к празднику  День матери)...

Конспект по внеурочной деятельности на тему: «Портрет мамы»

Конспект занятия по внерочной деятельности учащися нач.классов....