Развитие творческого мышления по средствам бумагопластики у детей с ОВЗ
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Цель: развитие творческих мыслительных способностей детей-инвалидов с умеренной и глубокой умственной отсталостью в возрасте от 7 лет.

Основные задачи:

В области творческого мышления:

            - развитие воссоздающего воображения в творческое воображение;

- формировать умение работать с образным, символическим и семантическим содержанием текста или рисунка;

- учить отражать реальную действительность в новых непривычных
сочетаниях, связях;

- учить преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном итоге создание заведомо нового;

В области социально-психологической адаптации:

- развивать способность рождать новые идеи, отклоняясь от традиционных схем мышления;

- активизировать вербально-логическое мышление;

- развить мелкую моторику кистей рук;

- развить цветовосприятие,  целостность восприятия  и ориентировку в пространстве;

- развить кратковременную и долговременную память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumagoplastika.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого мышления по средствам бумагопластики

Актуальность

В ходе проведения ежегодной диагностики высших психических функций был сделан вывод, что воображение воспитанников дома-интерната практически не поддается диагностике, в виду общей ригидности мышления. Даже те воспитанники, которые обучаются в школе не первый год испытывают ощутимые сложности в выполнении задания, если в инструкции встречаются такие указания, как «представь», «вообрази», «придумай».

Воспитанники, имеющие относительно высокие показатели по прочим диагностическим критериям, испытывают трудности в сфере творческого мышления, что зачастую усложняет их быт. Люди с ограниченными возможностями вынуждены подстраиваться под изменяющиеся условия окружающего мира, но для детей-инвалидов, чей диагноз подтверждается в раннем детстве и сопровождает их всю жизнь, будет целесообразнее развить творческие способности, которые в свою очередь повлияют на адаптационные способности и восприятие окружающей действительности.

Уровни освоения информации (понимание, узнавание, воспроизведение, применение и творчество) усвоены детьми лишь частично, так например, продуктивно-творческая деятельность практически не развита среди воспитанников, что приводит к невозможности решать затруднительные жизненные ситуации без помощи взрослых.

Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность - потребность в самореализации

Цель: развитие творческих мыслительных способностей детей-инвалидов с умеренной и глубокой умственной отсталостью в возрасте от 7 лет.

Основные задачи:

В области творческого мышления:

            - развитие воссоздающего воображения в творческое воображение;

- формировать умение работать с образным, символическим и семантическим содержанием текста или рисунка;

- учить отражать реальную действительность в новых непривычных
сочетаниях, связях;

- учить преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном итоге создание заведомо нового;

В области социально-психологической адаптации:

- развивать способность рождать новые идеи, отклоняясь от традиционных схем мышления;

- активизировать вербально-логическое мышление;

- развить мелкую моторику кистей рук;

- развить цветовосприятие,  целостность восприятия  и ориентировку в пространстве;

- развить кратковременную и долговременную память.

Предполагаемые результаты

Количественные показатели результативности работы получаются по итогам применения психодиагностических методик. Повышения показателей, характеризующих творческие способности ребенка, являются критериями эффективности реализации содержания программы. Освоение детьми способов, приемов, способствующих активизации творческого мышления, выработка у них умения учитывать факторы, повышающие продуктивность умственной деятельности, решать новые проблемы являются результатами обучения по предлагаемой программе.

Развитие воссоздающего воображения в творческое воображение

Воссоздающее воображение - это создание образов объектов, которые ранее не воспринимались человеком в законченном виде, хотя он уже был знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. При этом используются уже имеющиеся у человека знания о данных объектах, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время, от представлений памяти эти образы отличает большое разнообразие, гибкость и динамичность элементов. Проще говоря, воссоздающее воображение, в отличие от творческого, в большей степени осознанно опирается на предыдущий опыт.

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.

Бумагопластика

Бумагопластика – это современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. К концу 20-го столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.

Бумагопластика - это искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости или создание трехмерных скульптур. В широком смысле это творческий процесс создания произведений, в котором бумага выступает «фоном» или «предметом».

Бумага как фон выступает в следующих техниках:

- «Отпечатки» (краска наносится на бумагу с помощью листьев деревьев, трафаретов, пробок, заранее нарезанный овощей или фруктов, а так же при помощи мятой бумаги);

- «Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой).

- «Пуантилизм» (краска наносится ватным тампоном, сухой кистью, зубной щеткой или вилкой);

- «Кляксография» («монотопия»- распределение краски по половине листка и складывание его пополам,  «раздувание краски»- распределение краски по листку при помощи воздушной струи, и «предметная кляксография»- дополнение уже существуещего изображения кляксами для законченности рисунка);

- «Проступающий рисунок» (техника, при которой используются восковые мелки и акварель.);

- «Пластилинография» (приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром или сочетание бумажного элемента с пластилиновым объектом, для создания законченного произведения);

 - «Фроттаж» (техника переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа посредством натирающих движений незаточенного карандаша.);

- «Паспарту» (представляет собой поле между рамой и изображением, облегчая восприятие произведения и усиливая эстетическое воздействие.);

- «Эбру» (техника рисования специальными красками на водной поверхности);

- «Мраморная бумага» (при помощи пены для бритья и жидких красок создается узор, который в дальнейшем переносится на бумагу);

- «Объемная краска» (при помощи раствора краски с клеем ПВА или пеной для бритья на лист бумаги наносится узор, как обычной краской);

 Бумага как предмет выступает в следующих техниках:

- «Аппликация» (вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги на материал-основу. В этот раздел входят объемная аппликация, накладная, обрывная, симметричная, ленточная, модульная аппликация и коллаж);

- «Оригами» (искусство складывания фигурок из бумаги не прибегая к клею и ножницам);

- «Киригами» (вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели).

Литература для изучения

1. Афонькин С.Ю., Афонькин Е.Ю. «Игрушки из бумаги». М., 1999г.

2. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. «Праздник своими руками» - поделки к

праздникам. Ярославль. Академия развития, 2001г.

3. Гарматин А.А. «Уроки для начинающих». Владис. Рипол. Классик.

Оригами, 2011г.

4. Джун Джексон «Поделки из бумаги». М.: Просвещение, 1979г.

5. Лубковская К. «Сделаем это сами». М.: Просвещение, 1983г.

6. Тарловская Н.Ф. «Обучение детей конструированию и ручному труду».

М.: Просвещение – Владос, 1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

        Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...

Презентация "Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей".

Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей....

Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей

Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста

Большой педагогический опыт показывает, что у детей недостаток изобразительных умений зачастую приводит к уменьшению уникальности и снижению выразительности работ. Происходит это вследствие исключения...