Рабочая программа по ИЗО 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Примерная рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса. Разработана на основе программы Е.Я.Шпикаловой "Перспектива". В основном, удобный и адаптированный к праздникам и основной программе общеобразовательной школы вариант.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_rabochaya_programma_po_izo_2_klass.doc | 244.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству для 2-2 класса на 2017 – 2018 учебный год Учитель: Цимбалова Вероника Альбертовна Санкт-Петербург 2017 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38, от 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 629);
- письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 04.05.2016 г. № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;
- учебный план ГБОУ гимназии № 271 Санкт-Петербурга (протокол СОУ № 1 от 29.08.2017 г., приказ директора от 29.08.2017 г. № 73-од);
- учебно-методический комплекс ГБОУ гимназии № 271 Санкт-Петербурга (протокол СОУ № 8 от 01.02.2017 г.);
- примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству с учетом авторской программы УМК «Перспектива» Е. Я. Шпикаловой, Просвещение ,2016. (ФГОС).
Общеобразовательный предмет «Изобразительное искусство» в начальной школе способствует становлению эмоционально-образного, художественного типа мышления. Это является условием формирования всесторонне развитой, интеллектуально и духовно растущей личности.
Цель: освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека.
Задачи
- создавать условия для овладения учащимися основами универсального языка изобразительного искусства, для развития у них познавательного интереса;
- формировать у учащихся поликультурную модель изобразительного искусства при овладении ими начальными знаниями о художественной культуре народов России и мира; становление у них толерантности и способности к диалогу;
- развивать у учащихся воображения и пространственного мышления, способность видеть проявления художественной культуры в реальном мире;
- создавать условия для воспитания у учащихся зрительской культуры, эстетического мировосприятия и художественного вкуса;
- способствовать удовлетворению творческих потребностей у учащихся, вырабатыванию точных движений руки и глазомера в процессе изобразительной плоскостной и объемной деятельности, становлению у них физического здоровья;
- воспитывать эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн скульптура и др.).
Место курса в учебном плане
Рабочая программа для 2 класса нацелена на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
На изучение курса «Изобразительное искусство» во 2 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. 2 класс —34 ч (34 учебные недели).
Содержание курса
В настоящем курсе для 2 класса учебно-целевые функции предмета можно кратко выразить в опоре на субъективный опыт учащихся, демонстрации учащимся спектра возможностей, создании у них положительной стойкой мотивации.
Учебный материал подается по тематическому принципу и формируется из 4 разделов:
«В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная» (11 часов)
«В гостях у чародейки зимы » (12часов)
« Весна - красна! Что ты нам принесла?» (5 часов)
«В гостях у солнечного света» (6 часов)
Значимость курса определяется нацеленностью:
- на овладение основам художественного языка,
- на получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности,
- на развитие его универсальных способностей,
- на обогащение творческого потенциала,
- на формирование осознанного отношения к различию и сходству в искусстве и культурных традициях разных народов.
Основной учебно-методический комплекс
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класса. УМК «Перспектива» – М. : Просвещение, 2015.ФГОС
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету
«Изобразительное искусство»
Оценка «5»
- обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка «4»
- обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка «3»
- обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка «2»
- обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока.
Критерии и система оценки творческой работы
Решение композиции: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы: оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Викторины.
Кроссворды.
Тестирование.
Планируемые результаты
личностные результаты:
- формирование в ценностно-эстетической сфере эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
- формирование в познавательной (когнитивной) сфере способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- развитие художественного вкуса и способности к эстетической оценке;
- формирование в трудовой сфере навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
- приобретение навыков общения, вербализации собственных впечатлений;
метапредметные результаты:
- сопоставление результата собственной художественной деятельности с формулировкой задания;
- самооценка, оценивание работы по критериям в рубрике «Оцени свою работу»
и осознанное внесение коррективов;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно- творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- самостоятельное формулирование цели, а также разработка алгоритма деятельности
при решении проблем творческого характера;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
- привнесение логических основ в художественную деятельность посредством включения элементов интеллектуально-графической культуры: анализа объектов изображения, сравнение их по выбранным критериям, построение логической цепочки рассуждений, доказательства;
предметные результаты;
- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформировать представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
- в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
К концу перового года обучения ученик получит возможность научиться:
• находить проявления изобразительного искусства в знакомых сферах жизни;
• называть некоторые значимые темы искусства (Родина, дом, защитник Родины и др.) и отражать их характерные черты в собственной работе;
• эмоционально - ценностно откликаться на художественные образы, связанные с природой, жизнью человека, общества;
• воспринимать, эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в рамках изученного);
• формулировать и высказывать элементарные суждения о сюжете, героях произведений изобразительного искусства, описывать собственные впечатления
от знакомства с произведением;
• использовать декоративные элементы для создания несложных геометрических и растительных орнаментов в полосе и украшения ими изделий;
• использовать доступные возможности изобразительных средств для воплощения собственного замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, подбирать цветовую гамму на основе определённого цвета, пользоваться палитрой для составления новых цветов;
• наблюдать, осуществлять работу с соблюдением очевидных пространственных соотношений; привлекать в изобразительной деятельности субъектный опыт, использовать результаты наблюдений за природой;
• осуществлять работу в паре, в коллективе, обсуждать результаты работы;
• использовать некоторые термины изобразительного искусства.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Содержание урока | Практика | Средства обучения | Планируемые результаты обучения | Домашнее задание | ||||||
План | Факт | ||||||||||||
«В гостях у осени. Узнай какого цвета земля родная» (11 часов) | |||||||||||||
1 | 4.09 | 4.09 | Тема лета в искусстве. | Впечатления о прошедшем лете «Что мне подарило лето?». Образ лета в живописи и народном творчестве. Лето в произведениях художников. Правила создания композиции (контраст, нахождение композиционного центра). Цветовая гамма, для изображения летней поры. | Беседа «Лето в произведениях художников». Разъяснение правил работы и обращения с художественными материалами. Создание тематического рисунка «Мой отдых летом». | Карандаш простой, гуашь/ акварель, карандаши цветные/мелки, стирательная резинка, точилка, бумага, стаканчик для карандашей, баночка для воды, чистая тряпочка, палитра. | Предметные: Познакомить с видами искусства, создать представление о живописи Метапредметные: учить строить понятное монологическое высказывание; обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, в обсуждении содержания произведений живописи и народного искусства на тему лета; принимать учебную задачу; Личностные: формировать восприятие красоты окружающего мира. | ||||||
2 | 11.09 | 11.09 | Осеннее многоцветье земли в живописи. | Виды изобразительного искусства, их связь с жизнью. Пейзажи родной природы. Цвет – основа языка живописи. Приемы создания композиции (контраст, нюанс, главные и второстепенные элементы). Средства художественного языка в живописи (цвет, оттенки, линия горизонта-высокая, низкая, пересеченная.) | Беседа «Полюбуйся многоцветьем земли в произведениях живописцев». Коллективное обсуждение проблемы: как средствами цвета в просмотренных произведениях живописи передано настроение в осенней природе. Творческая работа: нарисуй, какой ты видишь землю своего города осенью. | Карандаш простой, стирательная резинка, точилка, бумага, стаканчик для карандашей, гуашь/акварель, кисти, баночка для воды, чистая тряпочка, палитра. | Предметные: Узнать, какими художественными средствами живописцы выражают свое отношение к природе; Метапредметные: учить привлекать собственный жизненный опыт для решения учебной задачи; Личностные: Формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях. | Краски, кисти. | |||||
3 | 18.09 | 18.09 | Самоцветы земли и мастерство ювелиров. | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. Природа и искусство. Богатство цветов, сокровищ и красота, созданная ювелирами. Народный костюм как часть национальной культуры. Теплые и холодные оттенки, их гармоническое сочетание. Работа с цветовым кругом | Беседа «Подивись палитре и форме сокровищ земли». Декоративная композиция «Укрась женские праздничные головные уборы драгоценными самоцветами». Народный орнамент России. Работа над композиционной схемой, ее анализ. | краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка; баночка для воды, чистая тряпочка, палитра. | Предметные: Учить составлять декоративные композиции на основе народных орнаментов России, различать оттенки и формы каменных кристаллов, создавать нужные оттенки путем теплых и холодных тонов. Метапредметные: Учить выявлять с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений декоративно-прикладного творчества; Личностные: Учить воспринимать основы эстетической культуры через образ музыкально - поэтического и устного фольклора | Повторить понятие пейзаж. | |||||
4 | 25.09 | 25.09 | В мастерской мастера-гончара. | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Керамика – древняя и юная. Связь творчества народного мастера с природой. Элементы орнаментов керамики Дагестана и Древней Греции. Знаки-символы природных стихий. | Беседа «В мастерской мастера-гончара. Узнай тайну рождения древних сосудов». Коллективное обсуждение и ответы на вопросы: чем узоры, выполненные мастерами разных стран, отличаются друг от друга, чем они похожи? Декоративная композиция по мотивам росписи греческой керамики | гуашь, простой карандаш, стирательная резинка, баночка для воды, чистая тряпочка, палитра | Предметные: учить сравнивать изделия декоративно - прикладного творчества, рисовать элементы орнамента керамики Греции. Метапредметные: Учить понимать значения знаков-символов природных стихий: земля (плодородие), вода, солнце в произведениях гончарного искусства; Личностные: Воспитывать уважительное отношение к декоративно-прикладному искусству. | Повторить понятие натюрморт. | |||||
5 | 2.10 | 2.10 | Природные и рукотворные формы в натюрморте. | Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Пропорции сосудов различной формы. Язык живописного и графического произведения: цвет, линия, форма, фактура, композиция. Правила построения композиции натюрморта из двух-трех предметов. | Разглядывание глазами художника обычных предметов (овощи, фрукты, сосуды и т. п.). Выявление красоты формы и цвета этих природных и рукотворных форм в натюрморте. Ответ на вопрос: как с помощью направления и плотности штриховки можно выявить форму предметов. Рисование с натуры натюрморта. | иллюстрации, лист белой бумаги, краски, палитра, баночка для воды, чистая тряпочка, цветные карандаши, простой карандаш, стирательная резинка | Предметные: учить определять картины - натюрморты среди картин других жанров; Метапредметные: учить представлять (моделировать), распознавать геометрические формы в природных формах и художественных вещах, созданных человеком; Личностные: учить составлять композицию из трех предметов | Повторить понятие рукотворные формы. | |||||
6 | 9.10 | 9.10 | Красота природных форм в искусстве графики. | Графика как вид изобразительного искусства. Основные изобразительные средства графики: линии, штрихи, пятна и точки. Ритм линий, пятен, цвета. Технические приемы работы графитным карандашом: параллельные штрихи и сетки | Беседа «Красота родной земли в произведениях графиков». Коллективный обмен мнениями, впечатлениями о произведениях графиков. Рисование с натуры крупных цветов. | иллюстрации, лист белой бумаги, краски, палитра, баночка для воды, чистая тряпочка, кисти, стирательная резинка, простой карандаш | Предметные: учить передавать настроение в творческой работе с помощью тона, композиции, пространства, линии, штриха; Метапредметные: учить анализировать результаты сравнения, познавая основные средства выразительности графики (линия, пятно, штрих, ритм); Личностные: учить рисовать графическим материалом | Готовим пастель. Повторить понятие портрет. | |||||
7 | 16.10 | 16.10 | Разноцветные краски осени в сюжетной композиции. | Элементы цветовой системы в искусстве, разработанные в цветоведении: цветовой круг, основные и составные цвета, цветовой контраст, дополнительные цвета. Эмоциональные возможности цвета. Передача настроения цветом. Композиционные схемы натюрморта. | Беседа «Настроение праздника в произведениях художников». Тематическая композиция «Праздничный стол с красивыми фруктами и овощами контрастных цветов». Работа по художественно-дидактической таблице «Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст». | иллюстрации, карандаш простой, стирательная резинка, точилка, бумага, гуашь, баночка для воды, чистая тряпочка, палитра. | Предметные: учить техническим приемам работы цветом. Метапредметные: развивать способности смыслового восприятия художественных произведений; Личностные: учить смешивать краски, пользоваться палитрой | Повторить понятие портрет. | |||||
8 | 23.10 | 23.10 | В мастерской мастера-игрушечника | Филимоновские узоры: связь природы и человека. Образы природы, ее стихии. Особенности пластики и цветового контраста в народной игрушке. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Приемы кистевой росписи. композиции | Цветовой контраст. Повтор за мастером элементов филимоновских узоров. Выполнение на отдельном листе вариации и импровизации по мотивам филимоновских узоров.
| иллюстрации, карандаш простой, стирательная резинка, бумага, краски, кисти, баночка для воды, политра, чистая тряпочка. | Предметные: учить приемам кистевой росписи, передавать ритм и соотношение декоративной композиции. Метапредметные: учить выявлять с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для произведения декоративно-прикладного творчества Личностные: учить уважительно относятся к произведениям декоративно - прикладного творчества | Подготовить ответ на вопрос: Что такое Дымка? | |||||
9 | 13.11 | 13.11 | Красный цвет в природе и искусстве. | Красный цвет | Значение красного цвета в жизни человека, отраженное в фольклоре, живописи и народном искусстве. Декоративная композиция. Повтор за мастером знаков-символов природных стихий в искусстве вышивки разных народов. | Краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка, плотная бумага, баночка для воды, чистая тряпочка, палитра | Предметные: учить передавать ритм элементов, располагать элементы декоративной композиции. Метапредметные: учить преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую Личностные: учить самостоятельно выполнять практическую работу | Подготовить ответ на вопрос: Что такое Дымка? | |||||
10 | 20.11 | 20.11 | Найди оттенки красного цвета. | Изобразительные и выразительные возможности цвета в произведениях живописи. Оттенки цветового круга. Красный цвет и его оттенки. Смешение красок. Натюрморт: расположение предметов на плоскости, оттенки красного цвета. | Рисование с натуры. Сравнение красного цвета в живописном реалистическом и декоративном натюрмортах. Рисование с натуры натюрморта из двух-трех предметов сближенных цветов | Краски (гуашь, акварель), систи, Простой карандаш, стирательная резинка, губка, Плотная бумага, Баночка для воды, Чистая тряпочка, Палитра, Стаканчик для кистей | Предметные: учить называть все оттенки цветового круга, видеть и различать цвета в изображении с натуры. Метапредметные: учить осуществлять анализ объектов при выполнении натурной постановки предметов, устанавливать аналогии при выяснении цвета натуры и для подбора оттенков красок при рисовании натюрморта; Личностные: учить наблюдать и описывать собственные ощущения. узнавать произведения жанра натюрморт. | Повторить материал урока. | |||||
11 | 27.11 | 27.11 | Загадки белого и черного. | Черный и белый цвета в природе и в искусстве. Роль белой | Беседа «Узнай, как белый и черный цвета создают образ». Знакомство с богатством приемов, декоративных возможностей, которые скрыты в стекле. Объяснение основных способов получения симметричного изображения. Рисование вазы с натуры. | Карандаш простой, Карандаши цветные/мелки, Стирательная резинка, Точилка, Бумага, Стаканчик для карандашей. | Предметные: учить изображать симметричную форму предметов, применять пятно, линию, белую оживку при рисовании домашних животных, выбирать графические материалы; Метапредметные: учить осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме о красоте произведений из фарфора и стекла, богатстве декоративных возможностей, скрытых в стекле; Личностные: формировать адекватную мотивацию, оценку результатов работы | Повторить материал урока. | |||||
«В гостях у чародейки зимы» (12 часов) | |||||||||||||
12 | 4.12 | 4.12 | В мастерской художника Гжели. | Узоры Гжели. Связь декора с формой посуды. Выполнение технического приема – гжельского мазка с тенями. Техника кистевой росписи. Декоративная композиция по мотивам гжельской росписи. | знакомство с особенностями колорита Гжели: красота русской земли и очарование синего и белого в гжельской росписи. Рассматривание изделий гжельского промысла. Выполнение упражнения: мазок с тенями (живописный мазок). Сочинение узоров для гжельской посуды. | Краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка, , плотная бумага, баночка для воды, чистая тряпочка, палитра | Предметные: учить называть оттенки синего цвета, выполнять кистевую роспись, сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета. Метапредметные: учить извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; Личностные: учить эстетически воспринимать произведения декоративно-прикладного искусства; | Повторить материал урока. | |||||
13 | 11.12 | 11.12 | Фантазируй волшебным гжельским мазком. | Природа и природные явления: их характер и эмоциональное состояние. Зимний пейзаж в произведениях живописи и декоративно-прикладного искусства. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия: линия горизонта, ближе –больше, дальше – меньше, загораживания. Композиционные схемы зимних пейзажей. | Беседа «Чародейка-зима в произведениях художников». Рассматривание произведений живописи. Ответы на вопросы: какой видят зиму поэты, художники, народные мастера? Добиваться разных оттенков синего цвета. Рисование картины зимнего леса. | Краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка, , плотная бумага, баночка для воды, чистая тряпочка, палитра | Предметные: учить читать и рисовать композиционные схемы зимнего пейзажа, составлять разные оттенки синего цвета, использовать приемы гжельского живописного мазка. Метапредметные: учить выявлять с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для начала зимы, умение наблюдать природу при отсутствии действия, сюжета, а также задерживать свое внимание на деталях; Личностные: учить видеть красоту реальной действительности путем наблюдения природы, понимать значение красоты природы и произведений поэтов, художников, народных мастеров для человека и принимать его. | Ответить на вопрос: какого цвета снег? | |||||
14 | 18.12 | 18.12 | Маска, ты кто? | Маска, ее виды. Маски народов мира. Карнавальная, обрядовая маска. Происхождение ритуальной маски разных народов, своеобразие ее связей с жизнью, трудом, с поэтическим (мифологическим) восприятием природы. Пропорции лица. Выражение лица. Декоративность маски. | Объяснение по схематическому рисунку, как изображать пропорции лица. Выполнение своего эскиза веселой маски для новогоднего представления. | Краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка, плотная бумага, баночка для воды, чистая тряпочка, палитра | Предметные: учить выполнять быстрые линейные наброски выражения лица: человек смеется или сердится, спокоен или гневается. Метапредметные: учить ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного (с помощью учителя), перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Личностные: учить понимать причины успеха или неуспеха выполненной работы, уважительно относятся к творчеству, как своему, так и других людей | Повторить материал урока. | |||||
15 | 25.12 | 25.12 | Цвета радуги в новогодней ёлке. | Русские зимние праздники в произведениях художников и народных мастеров. Цвет как способ передачи настроения (праздника), эмоций. Композиционное построение рисунка. Форма | соотношение ближних и дальних предметов на картинах художников. Работа с цветовым кругом. Рисование с натуры новогодних шаров. | Краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка, плотная бумага, баночка для воды, чистая тряпочка, палитра | Предметные: учить передавать настроение (праздника), эмоции с помощью цвета и использования различных художественных материалов. Метапредметные: учить осознанно и произвольно высказываться в устной форме об особенностях новогоднего натюрморта на русских зимних праздниках; Личностные: сориентировать на активное восприятие произведений живописи, литературы, понимать чувства других людей и сопереживать им | ||||||
16 | 15.01 | 15.01 | Храмы Древней Руси. | Знакомство с храмами древнерусской архитектуры. Основные архитектурные объемы и детали русского храма. Термины: архитектура, храм (церковь), купол, барабан, глава, основная часть и нижнее основание храма. Композиционные схемы одноглавого храма. Передача образа архитектурного сооружения (симметрия, ритм, пропорции, значение вертикали). | Что восхищает нас | Краски (гуашь, акварель), Кисти, Простой карандаш, Стирательная резинка., Плотная бумага, Баночка для воды, Чистая тряпочка, Палитра, Стаканчик для кистей, Влажные салфетки. | Предметные: учить различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику Метапредметные: учить осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Выполнить открытку. | |||||
17 | 22.01 | 22.01 | Измени яркий цвет белилами. | Зима и зимние забавы в произведениях живописи выдающихся художников. Изобразительные и выразительные возможности белого цвета при смешении его с другими в изображении зимнего пейзажа. Композиционные схемы зимнего пейзажа. | Беседа «Какого цвета снег?». Зимние пейзажи в произведениях художников. Выполнение упражнения на получение нежных оттенков цвета (6 цветов по цветовому кругу) при увеличении количества белил. Рассматривание и «чтение» композиционных схем зимнего пейзажа. Рисование зимней картины. | Краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка. плотная бумага, баночка для воды, чистая тряпочка. Палитра, стаканчик для кистей | Предметные учить составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа Метапредметные: учить приводить поэтические, изобразительные примеры зимы; Личностные учить понимать значение красоты природы и произведений поэтов, художников, народных мастеров для человека и принимать его; | Выполнить открытку. | |||||
18 | 29.01 | 29.01 | Зимняя прогулка. | Изображение фигур детей в движении. Пропорции и общее строение человеческой фигуры. Варианты расположения фигурок ребят на фоне зимнего пейзажа. Соотношение главных элементов схематической детской фигурки при изображении разнообразных движений. Композиция. Пропорции и перспектива. | Как изменяется соотношение главных элементов схематической детской фигурки при изображении разнообразных движений? варианты расположения фигур детей на фоне зимнего пейзажа. | Краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка, плотная бумага, баночка для воды, чистая тряпочка. Палитра, стаканчик для кистей | Предметные: учить сравнивать собственные наблюдения природы с зимним пейзажем, увиденным на картине, передавать пропорции и общее строение человеческой фигуры, делать набросок кистью. Метапредметные: учить выявлять с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых графических и живописных произведений, уметь анализировать результаты сравнения, познавать основные средства выразительности в изобразительном искусстве; Личностные: учить видеть проявления прекрасного в произведениях искусства и окружающем мире | Доделать работу урока. Готовим мелки, фломастеры, гелевые ручки, цв карандаши. | |||||
19 | 5.02 | 5.02 | Русский изразец в архитектуре. | Изразцы в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры. Искусство украшения изразцами русских храмов и печей. Одноцветные и многоцветные изразцы. Орнамент. Знакомство с композиционными схемами размещения орнамента на квадрате и на прямоугольнике. Техника кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции. | Знакомство со словом изразец и памятниками древнерусской архитектуры, | Краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка, плотная бумага, баночка для воды, чистая тряпочка. Палитра, стаканчик для кистей | Предметные: учить «читать» композиционные схемы, продолжить освоение творческих принципов народного искусства; Метапредметные: учить пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике; Личностные: сориентировать на эмоционально-ценностное восприятие изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры, адекватно оценивать результаты своей работы | Что такое изразец? Мелки, цв карандаши, гелевые ручки. | |||||
20 | 12.02 | 12.02 | Изразцовая русская печь. | Печь как неотъемлемая часть интерьера русской избы. Многофункциональность русской печи. Связь печи со стихиями огня и земли. Композиционные схемы с изображением печи. Передача ритма, соотношения элементов в декоративной композиции. | Беседа «О чем может рассказать русская печь». Знакомство с многофункциональностью русской печи в жизни крестьянина. Чтение композиционных схем | Карандаш простой, карандаши цветные /фломастеры/уголь/перо и тушь/сангина/пастель, стирательная резинка, точилка, бумага белая/цветная, плотный картон, стаканчик для карандашей, краски, кисти | Предметные: учить составлять сюжетно- декоративную композицию по мотивам народной сказки, в которой печь помогает героям, выбирать цветовую гамму для композиции. Метапредметные: учить извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; Личностные: сориентировать на эмоционально-ценностное восприятие картин жизни и поверий далеких предков, проявлять интерес к культуре и истории своего народа. | Как вы с семьёй встречаете Масленицу? Мелки, гелевые ручки, цв карандаши. | |||||
21 | 19.02 | 19.02 | Русское поле. Воины- богатыри. | Знакомство Костюм Схематическое изображение фигурки всадника на коне. | Рисование по представлению фигурок воинов на боевых конях в композиции «Русское поле». Рисование по представлению воинских доспехов и оружия (меч, копье, щит, лук, стрелы), хранящих бесценную память о подвигах русского оружия. | Карандаш простой, карандаши цветные/мелки, стирательная резинка, точилка, бумага, стаканчик для карандашей, краски, кисти | Предметные: учить передавать пропорции и общее строение человеческой фигуры в движении Метапредметные: осознанное | Кто такие защитники Отечества? | |||||
22 | 26.02 | 26.02 | Народный календарный раздник «Масленица» в искусстве. | Красота, гармония, поэтичность обрядового действа в произведениях искусства и песенном фольклоре. Произведения живописи и декоративно-прикладного искусства с сюжетами масленичных обрядов. Колорит картин. Знаки-символы солнца и земли-матушки. Композиционные схемы расположения узора в квадрате и на прямоугольнике. | Колорит картин, созвучный праздничному веселью. Самостоятельная работа – сочинение узоров для украшения праздничных саночек. | Краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка, плотная бумага, баночка для воды, чистая тряпочка. Палитра, стаканчик для кистей | Предметные: учить выполнять декоративную композицию по мотивам народных узоров, передавать настроение колоритом рисунка, украшать саночки, импровизируя образы-символы лучистого солнышка, земли; Метапредметные: учить использовать знаково-символические средства представления информации для создания схем решения учебной и практической задачиЛичностные: формировать мотивацию к творческому труду, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, работе на результат, понимать необходимость в бережном отношении к духовным ценностям | Готовим краски, кисти. | |||||
23 | 5.03 | 5.03 | Натюрморт из предметов старинного быта. | Домашняя утварь: практическая и символическая функции предметов крестьянского быта. Натюрморты современного художника, в которых изображены предметы старинного быта. Композиционные схемы | Эмоционально-эстетическое восприятие учащимися натюрморта современного художника, в котором есть предметы старинного быта. Чтение композиционных схем с изображением натюрмортов, включающих предметы старинного быта. Самостоятельное рисование с натуры. | Краски (гуашь, акварель), Кисти, Простой карандаш, Стирательная резинка, Плотная бумага, Баночка для воды, Чистая тряпочка, Палитра, Стаканчик для кистей, | Предметные: учить определять место предметов на плоскости. Метапредметные: учить эмоционально реагировать на цвет и форму предметов в натюрморте, преобразовывать модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (выявление формы и цвета предметов); Личностные: сориентировать на эмоционально-эстетическое восприятие предметов традиционной русской домашней утвари, натюрмортов современных художников, в которых есть предметы старинного быта, уважительно относиться к истории своего народа | Повторить материал урока. | |||||
«Весна-красна! Что ты нам принесла?» (5 часов) | |||||||||||||
24 | 12.03 | 12.03 | «А сама-то величава, выступает, будто пава…». Образ русской женщины. | Волшебный мир народного костюма. Главные элементы женского народного костюма. . Соотношение цветов главных частей костюма. Приемы рисования по мотивам декора народного костюма. Особенности конструкции и декоративного решения костюма. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве | Рассматривание видов женского народного костюма. Беседа о красоте праздничного северорусского народного костюма. Рисование декора костюма красной девицы. | Карандаш простой, карандаши цветные/фломастеры/уголь/перо и тушь/сангина/пастель, Стирательная резинка, Точилка, Бумага белая/цветная, Плотный картон, Стаканчик для карандашей | Предметные: учить решать задачи на вариацию и импровизацию орнамента, рисовать фигуру красной девицы в народной одежде. Метапредметные: учить составлять и анализировать варианты декора женских народных костюмов; Личностные: учить эстетически воспринимать окружающий мир, предметы быта, выполненные народными мастерами, произведения искусства, выражать в творческой работе свое отношение | Что такое Палех? | |||||
25 | 26.03 | 12.03 | Чудо палехской сказки. | Сокровища русского искусства. Палех. Работы мастеров лаковой миниатюры. Создание образа сказочного чуда, победы добра и красоты палитрой красок. Создание образа сказочного героя из «Сказки о царе Салтане» с помощью цвета, соотношения главных частей композиции. Последовательность работы над рисунком. Композиционное решение рисунка. Подбор цвета. Пропорции фигуры человека. | Создание образа сказочного героя из «Сказки о царе Салтане» с помощью цвета, соотношения главных частей композиции. Последовательность работы над рисунком. Композиционное решение рисунка. Подбор цвета. Пропорции фигуры человека. | Карандаш простой, карандаши цветные/фломастеры/уголь/перо и тушь/сангина/пастель, Стирательная резинка, Точилка, Бумага белая/цветная, Плотный картон, Стаканчик для карандашей, краски, кисти | Предметные: учить строить композицию, исходя из собственного замысла, подбирать на палитре красивое сочетание цветов, создавать образ сказочного героя. Метапредметные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы | Что такое Палех? | |||||
26 | 2.04 | 9.04 | Цвет и настроение в искусстве. | Идет матушка весна. Изменения в природе и настроении человека. Приметы ранней весны | Беседа «Черный не только цвет печали». Творческая работа: рисование яркой, по-весеннему звонкой картины «Увидал грача – весну встречай». Наблюдения за состоянием природы в это время года, особенности красок ранней весны: колебание бледно-лазоревых, голубых, серых, коричневых и преобладание холодных цветов. | Карандаш простой, карандаши цветные/мелки, стирательная резинка, точилка, бумага, стаканчик для карандашей, краски, кисти | Предметные: учить передавать особенности соотношения цветовых оттенков начала весны, смешивать краски на палитре для получения нужных оттенков. Метапредметные: учить приводить поэтические, изобразительные примеры изображения ранней весны; Личностные: сориентировать на особое отношение к природе – источнику красоты и вдохновения | ||||||
27 | 9.04 | 9.04 | Весна разноцвет-ная. | Изменения в природе и настроении. Выразительные средства, с помощью которых художники передают разное весеннее состояние природы. Пейзажи разных географических широт. Знакомство с графическими техниками. Линия, штрих, пятно, художественный образ. | Беседа о тех изменениях и настроении, которые дарит нам природа весной «Весна разноцветная». Объяснение и самостоятельная работа | Краски (гуашь, акварель) Кисти. Простой карандаш. Стирательная резинка. Баночка для воды. Чистая тряпочка. Палитра. Стаканчик для кистей. | Предметные: учить передавать эмоциональное состояние природы определённым цветовым сочетанием. Метапредметные: учить составлять описания весенней природы; Личностные: учить воспринимать природу и искусство, понимать необходимость бережного отношения к природе, важность ее сохранения для жизни на земле. | ||||||
28 | 16.04 | 16.04 | Космические фантазии. | Красота и гармония мироздания. Природные стихии в художественном изображении. Определение разных видов изображений. Последовательность работы над композицией «Космические фантазии». Выбор приема для передачи космического пейзажа. Композиционное решение рисунка. | Беседа «Космические фантазии». Рассматривание произведений живописи, фотографий с изображением космических пейзажей. Определение разных видов изображений (знак-символ, реальное, абстрактное, декоративное). Работа над творческой композицией космического пейзажа. | Карандаши цветные, стирательная резинка, точилка, бумага, стаканчик для карандашей, краски, кисти | Предметные: учить подбирать цвета для воплощения своего замысла; Метапредметные: учить формулировать познавательной цели; поиски выделение информации; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте космических пейзажей, уметь составлять, анализировать, сравнивать варианты композиционных схем, выбирать лучший; Личностные: учить видеть красоту реальной действительности путем наблюдения природы; | ||||||
«В гостях у солнечного света» (6 часов) | |||||||||||||
29 | 23.04 | 23.04 | Тарарушки из села Полохо-вский Майдан. | . Знакомство | Знакомство с цветовым контрастом в росписи. Повтор за мастером любимых полховцами элементов: большой розы, бутона с листиками. Сочинение игрушки в подарок, украшение ее по мотивам народных узоров «тарарушек». | Карандаш простой, стирательная резинка, точилка, бумага, стаканчик для карандашей, краски, кисти | Предметные: учить художественно - графическим умениям в передаче ритма, цветового контраста, связывать узор с украшаемым предметом; Метапредметные: учить производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи (анализ, сравнение узоров с целью выяснения их особенностей); Личностные: сориентировать на эмоционально-ценностное восприятие произведений народных мастеров из с. Полховский Майдан, уметь видеть связь декоративного образа с природой. | ||||||
30 | 30.04 | 23.04 | Печатный пряник с ярмарки. | Печатный пряник: история, традиции, изготовление. Обрядовая роль пряника. Знакомство | Русский пряник «в почесть» и сладкий подарок детям. Представление о многообразии искусства мастеров (резчиков и пекарей), связанного с обрядовой ролью пряников в русском быту. с пряничной доски. Работа над эскизом резной доски для печатного пряника. | Карандаш простой, карандаши цветные/фломастеры, стирательная резинка, точилка, бумага белая/цветная, плотный картон, стаканчик для карандашей. | Предметные: учить выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы, выполнять изображение с учетом стилизации образа коня, птицы в декоративном рисунке. Метапредметные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы | ||||||
31 | 7.05 | 30.04 | Русское поле. Памятник доблестному воину. | Виды изобразительного искусства. Скульптура как один из видов изобразительного искусства. Язык пластических форм скульптуры. Последовательность работы над эскизом для рельефной плиточки, посвященной подвигам бойцов. Образ защитника Отечества. Красота человека, выраженная средствами скульптуры. Объем в пространстве | Беседа «Русское поле». Образ доблестного воина в скульптуре. Характеристика образа доблестного воина | Краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка, плотная бумага, баночка для воды, палитра. | Предметные: учить различать виды скульптурных произведений, выполнять композиции для памятной доски защитников Отечества, использовать свой рисунок для лепки рельефного изображения памятной доски. Метапредметные: учить осознанно и произвольно высказываться в устной форме об особенностях одного из видов изобразительного искусства – скульптуры, выразительных возможностях разных видов скульптуры, составление описания скульптурных произведений искусства; Личностные: воспитывать патриотические чувства. | ||||||
32 | 14.05 | 7.05 | Братья наши меньшие. | Домашние животные. Иллюстрации к книгам о животных. Изображение птиц, животных: общие и характерные черты. Пропорции, строение тела животных. Композиционные схемы рисунка. Цветовое решение рисунка | Рассматривание иллюстраций к книгам о животных. Коллективное обсуждение впечатлений о просмотренных произведениях, техниках рисования животных. Рисование животного | Краски (гуашь, акварель), кисти, простой карандаш, стирательная резинка, плотная бумага, баночка для воды, палитра. | Предметные: учить создавать выразительный образ домашнего животного и предавать свое отношение к нему; Метапредметные: Учить: искать и выделять информацию; составлять и анализировать варианты композиционных схем; сравнивать их и выбирать лучший; Личностные: формировать мотивацию к творческому труду, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, работе на результат. |
| |||||
33 | 21.05 | 14.05 | Цветы в природе и искусстве. | Эрмитаж – ведущий художественный музей России. Орнамент народов мира (на примере декоративного фарфора из Китая и вазы из Индокитая). Виды орнаментов. Растительные орнаменты народов мира. Цветок – один из главных мотивов в орнаментах разных народов. Связь декора | Беседа «Цветут цветы в орнаменте народов мира». Рассказ | Карандаш простой, карандаши цветные/мелки, стирательная резинка, точилка, бумага, стаканчик для карандашей, краски, кисти. | Предметные: учить пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности декоративно- прикладного искусства в исполнении декоративной композиции Метапредметные: учить искать и выделять информацию (общее и различное в растительных орнаментах разных стран); Личностные: сориентировать на активное восприятие произведений живописи, литературы, самостоятельны в поиске решения различных изобразительных задач | ||||||
34 | 21.05 | 21.05 | Всякому молодцу ремесло к лицу. | Жанр портрета. Знакомство с творчеством художников-портретистов. Объяснение смысла пословицы. Пропорции лица человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке | Знакомство с произведениями живописи художников-портретистов. Рисование портрета человека. | Карандаш простой, карандаши цветные/мелки, стирательная резинка, точилка, бумага, стаканчик для карандашей, краски, кисти. | Предметные: учить решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении. Метапредметные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы |
Литература для учащихся
- Аксенова М, Майсурян Н, Володихин Д. Энциклопедия для детей. Искусство ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство с древнейших времен до эпохи возрождения. - М.: Аванта+, 2005.
- Алленов М., Алленова Е, Астахов Ю, Борисовская Н, Бусева-Давыдова И, Ельшевская Г., Усачёва С., Чурак Г., Юденкова Т. «Мастера русской живописи». - Белый город, 2007.
- Гордеева М., «Великие художники». - М.: «Директ-медиа», 2010.
- Литвиненко В. «Учимся рисовать». - М.: Кристалл, 2001 г.
- Энциклопедия для детей. Искусство ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство 17 – 20 веков. - М.: Аванта+, 2005.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класса. УМК «Перспектива» – М. : Просвещение, 2015.ФГОС
Литература для учителя
- Журнал «Юный художник». № 7. М., 1990.
- Изобразительное искусство в школе. Научно – методический и научно – популярный журнал. № 1.- М., 2003
- Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. - М., 1994.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класса. УМК «Перспектива» – М. : Просвещение, 2015.ФГОС
- Изобразительное искусство и художественный труд. М. «Просвещение» АО «Учебная литература», 1995 год.
- Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
- Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Интернет – ресурсы
- Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
- Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
- Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
- Академия художеств «Бибигон» http://www.bibigon.ru/
- Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
- www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
- http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал
- http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков
- http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
- http://festival.1september.ru/ - Викторины
- http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал
- http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников
- http://art.festival.1september.ru/ - Газета «Искусство» издательского дома «Первое сентября»
- http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования
ИНФОРМАЦИЯ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...