Рабочие программы 2-4 классы по предмету изобразительное искусство учебник Н.М.Сокольникова
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2, 3, 4 класс) на тему

Ильина Елена Петровна

Аннотация

к рабочей  программе по предмету  «Изобразительное искусство»

 

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

1-4

Нормативно- правовые документы

1.Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

2. Приказ  Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесение изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» .

3. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. «Планета знаний»

4. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Нижнеякушкинская ООШ

Учебники

1. Изобразительное искусство:1 класс: учебник. /Н.М.Сокольникова– Москва: АСТ Астрель, 2012.-143с.

2. Изобразительное искусство:2 класс: учебник. /Н.М.Сокольникова– Москва: АСТ Астрель, 2015.-141с.

3. Изобразительное искусство:3 класс: учебник. /Н.М.Сокольникова– Москва:Дрофа.  Астрель, 2016.-142с.

4. Изобразительное искусство:4 класс: учебник. /Н.М.Сокольникова– Москва: АСТ: Астрель, 2014.-142с.

Цель изучения предмета

Приобщение школьников к миру изобразительного искусства;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений;

 нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, к традициям.

Срок реализации программы

4 года

Место учебного предмета в учебном плане

1 класс- 1час в неделю, 33 часа в год

2 класс -1 час в неделю, 34 часов в год

3 класс- 1 час в неделю, 34 часов в год

4 класс- 1 час в неделю, 34 часов в год

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные , предметные

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Андрей\Desktop\2017-2018\11.jpegСодержание

Разделы

Страницы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

3 - 6

2. Содержание учебного предмета.

6 - 8

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы.

8

4. Приложение

4.1. Календарно – тематическое планирование

4.2. Контрольно – измерительные материалы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

1.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

- положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;

- осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;

- внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

- эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;

- понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

- положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

- интереса к посещению художественных музеев, выставок;

- представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

    Предметные

Обучающиеся научатся:

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;

-  определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);

-  передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

-  подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

-  использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);

- учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;

-  правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

- изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;

- выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;

- понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;

- выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;

- подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

   Метапредметные

   Регулятивные

Обучающиеся научатся:

- понимать цель выполняемых действий,

- понимать важность планирования работы;

· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

- осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

- адекватно оценивать правильность выполнения задания;

- осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

-  решать творческую задачу, используя известные средства;

       Обучающиеся получат возможность научиться:-

 - продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

- объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

-  различать и соотносить замысел и результат работы;

-  включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

   Познавательные

      Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

 - сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

- характеризовать персонажей произведения искусства;

- группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

- конструировать объекты дизайна.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

- сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты

дизайна и архитектуры по их форме.

   Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

 выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

- уметь слышать, точно реагировать на реплики;

-  учитывать мнения других в совместной работе;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

-  задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.

В результате изучения изобразительного искусства во втором классе обучающиеся:

научатся /понимать или узнавать:

- цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные - цвета, насыщенные и ненасыщенные цвета, контрастные и нюансные цвета;

- известные народные художественные промыслы Севера России (Каргополь, Мезень, Пермогорье, Архангельск), произведения из этих центров;

получат возможность научиться:

- работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также выполнение заданий по лепке, архитектуре и дизайну;

- выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);

- элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа);

- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

- составлять дополнительные цвета из основных цветов;

- подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

- выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);

- определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (каргопольская игрушка, мезенские, борецкие и пермогорские прялки, архангельская щепная птица, тетёрки);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- развития представлений о роли искусства в жизни человека; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

- анализа результатов собственной и коллективной работы;

- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

- самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, декоративной и конструктивной);

- приобретения опыта коллективной творческой работы.

1.2. Карта контрольно-оценочной деятельности.

Вид контроля

Форма контроля

№ урока

II четверть

Тематический

Проверочный урок. Твои творческие достижения.  Лепка декоративной чаши.

14

III четверть

Тематический

Проверочный урок. Твои творческие  достижения.

22

IVчетверть

Тематический

Проверочный урок. Твои творческие достижения

29

Тематический

Проверочный урок. Твои творческие достижения

34

2. Содержание учебного курса

2.1. Содержание учебного курса.

Программа для 2 класса структурирована в виде четырёх больших тем: «Виды изобразительного искусства», «Декоративное искусство», «Народное искусство», «Мир дизайна и архитектуры», на изучение которых отводится по одной четверти.

Эти темы  соответствуют основным содержательным линиям программы: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного и декоративного искусства», «Мир дизайна и архитектуры». Так, содержание линии «Мир изобразительного искусства»раскрывается через разделы «Живопись», «Графика», «Скульптура».

Содержание линии «Мир народного и декоративного искусства» отражено в разделах «Декоративное рисование», «Монотипия», «Декоративные эффекты», «Коллаж», «Росписи Северной Двины», «Каргопольская игрушка», «Тетёрки», «Птица счастья».

Линии «Мир дизайна и архитектуры» соответствуют разделы «Дизайн и архитектура», «Призмы», «Пирамиды», «Конусы», «Цилиндры».

Темы завершаются тренингами «Твои творческие достижения» и проектами, реализуемыми в различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, ярмарка, викторина, выставка работ и рисунков).

«Мир изобразительного искусства»(14ч)

«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж,  Музей изобразительных искусств  им.  А. С.Пушкина,  Музей современного искусства в Москве, Музей изобразительных искусств в Казани и др.).

 Виды изобразительного искусства (13ч). Живопись. Графика. Скульптура.

«Живопись. В мастерской художника-живописца» (5 ч.) /Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Акварель. Тёплый цвет. Небо на закате. Холодный цвет. Облака. Зимнее окно. Краски и настроение.

«Графика. В мастерской художника-графика» (4 ч.). Выразительные средства графики. Ветвистое дерево. Что может карандаш. Тушь и перо. Нарядные ёлочки. Кувшин и яблоко. Осенний листок. Сказочное окошко.

«Скульптура. В мастерской художника-скульптора» (4 ч.). Лепка декоративной чаши. Лепка рельефа «Птичка». Котик и медвежонок.

Проект «Изобразительное искусство»

            «Мир декоративного и народного искусства» -15 ч

           «Мир декоративного искусства» (8 ч)

«Декоративное искусство. Декор вокруг нас». Декоративное рисование. Грибы и ёлочки. Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. Монотипия. Бабочка. «Волшебные ладошки». Печать предметами. Печать осенними листьями. Декоративные эффекты. Рисуем солью. Коллаж. Грибы. Аппликация из листьев «Лесные человечки». Декоративная бумага для подарков. Декоративные ракушки. Коллаж «Море».

         Мир народного искусства (7 ч)

«Народное искусство» Росписи Северной Двины.  Пермогорская роспись. Птица сирин. Пермогорские узоры. Борецкая роспись. Прялки. Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Каргопольская игрушка. Полкан. Тетёрки. Птица счастья.

Проект «Народное искусство»

«Мир дизайна  и архитектуры» (6ч)

«Форма и цвет в дизайне и архитектуре». Дизайн и архитектура.

Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Пирамиды. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. Конусы. Петушок. Весёлая мышка. Цилиндры. Весёлые зверята. Гусеничка. Подарочная упаковка.

Проект «Дизайн и архитектура»

2.2. Прохождение практической части программы по предмету

Общее количество

Всего часов

Проверочных работ

Проектов

1 четверть

8

2 четверть

8

1

1

3 четверть

10

1

1

4 четверть

8

2

1

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

 п/п

Название разделов и тем

Количество часов

1.

Мир изобразительного искусства

           14

Путешествие в мир искусства

          1

Виды изобразительного искусства

13

2.

Мир  декоративного и народного искусства

15

3

Мир  дизайна и архитектуры

5

Итого:

34

+



Предварительный просмотр:

Содержание:

Разделы

Страницы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

2-5

2. Содержание учебного предмета.

6

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы.

7

4. Приложение

8

4.1. Календарно – тематическое планирование

4.2. Контрольно- измерительные материалы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Обучающихся  будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;

- понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;

- понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

- положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

-интерес к посещению художественных музеев, выставок.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

- представления о роли искусства в жизни человека;

- восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;

-положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;

- основ эмоционально - ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

Предметные результаты:

Обучающиеся  научатся:

-называть и различать основные виды изобразительного искусства;

- называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);

- узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов - Майдан, Мезень, Каргополь и др.);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;

- выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;

-лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;

-изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);

- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

-составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чёрным и белым.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублёв «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.);

-сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно -прикладного искусства);

-применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;

-правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;

-моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;

- выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

-подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

- следовать при выполнении художественно – творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

-объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

- продумывать план действий при работе в паре;

-различать и соотносить замысел и результат работы;

-включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);

-анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно- творческой работы по заданным критериям.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно выполнять художественно – творческую работу;

- планировать свои действия при создании художественно - творческой работы;

-руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно - творческой работы;

-определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по выбранным критериям.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

-осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

-свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

- группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме; анализировать, из каких деталей состоит объект;

-различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

- характеризовать персонажей произведения искусства;

-различать многообразие форм предметного мира;

-конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

- наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

-использовать знаково - символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

- устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);

- классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;

-конструировать по свободному замыслу;

- анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

- сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

- группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

- моделировать дизайнерские объекты.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

-выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

- задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;

-учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;

-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- высказывать собственное мнение о художественно - творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

-задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно - выразительным средствам;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно- творческой работы в группе;- владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;

- владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.

        

        1.2. Карта контрольно-оценочной деятельности

Вид контроля

Форма контроля

№ урока

Iчетверть

II четверть

Тематический

Мир изобразительного искусства. Проверочный  урок. Твои творческие достижения. Проект  по теме «Изобразительное искусство»

13

III четверть

Тематический

Мир народного искусства . Проверочный  урок. Твои творческие достижения.

19

IVчетверть

Тематический

Мир декоративного искусства . Проверочный  урок. Твои творческие достижения. Проект «Народное и декоративное искусство».

28

Тематический

Мир архитектуры и дизайна . Проверочный  урок. Твои творческие достижения. Защита  проекта  « Мир дизайна и архитектуры»

34

Промежуточная аттестация

Итоговая контрольная работа

35

2. Содержание учебного курса

2.1. Содержание учебного курса

«Мир изобразительного искусства» ( 13 ч)

«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью - Йорк).

«Жанры изобразительного искусства» (12 ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.

Проект «Изобразительное искусство»

«Мир народного искусства» (6 ч)

Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.

«Мир декоративного искусства» (9 ч)

Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.

Проект «Народное и декоративное искусство»

«Мир архитектуры и дизайна» (6 ч)

«Повторение» (1ч)

Форма яйца. Форма спирали. Форма волны. Проект «Мир дизайна и архитектуры»

2.2. Прохождение практической части программы по предмету

Общее количество

Всего часов

Контрольных работ

Проектов

1 четверть

8

2 четверть

8

1

3 четверть

10

1

4 четверть

8

1

1

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Название разделов и тем

Количество  часов

Мир изобразительного искусства

13

Мир народного искусства

6

3.

Мир декоративного искусства

9

4.

Мир архитектуры и дизайна

6

Итого:

34



Предварительный просмотр:

C:\Users\Андрей\Desktop\2017-2018\11.jpeg

Содержание:

Разделы

Страницы

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

3

2.Содержание учебного предмета.

8

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение конкретной темы.

10

4.Приложение:

4.1.Календарно-тематическое планирование

4.2.Контрольно-измерительные материалы  

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

1.1 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

-осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

-представления о роли искусства в жизни человека;

-восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;

-положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;

-понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;

-основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

-устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

-понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;

-понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;

-потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

-эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);

-восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;

-художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

-способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

-понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

-различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;

-называть ведущие художественные музеи России и мира;

-различать и называть цвета цветового круга (12 цветов),основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;

-применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

-правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);

-выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;

-изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;

-передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;

-использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;

-изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;

-передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;

-определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов(Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское,Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посади др.);

-изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;

-выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;

-выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-сравнивать различные виды изобразительного искусства(графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;

-узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;

-использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;

-использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;

-передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;

-моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;

-выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

-различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;

-использовать стилизацию форм для создания орнамента;

-создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint);

-оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

-самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;

-планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;

-следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

-руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;

-определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;

-осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач;

-осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;

-вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ;

-анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

-находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

-наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

-использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

-устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);

-различать многообразие форм предметного мира;

-сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

-группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

-выполнять несложные модели дизайнерских объектов;

-выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;

-конструировать по свободному замыслу.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопедическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

-анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

-моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;

-сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;

-использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;

-понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником;

-узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

-высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;

-задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;

-договариваться и приходить к общему решению;

-владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;

-владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;

-аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.

Обучающийся научится:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

-высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

-·пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

-выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

-·изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

1.2 Карта контрольно оценочной деятельности.

Вид контроля

Форма контроля

№ урока

Текущий

Твои творческие достижения

15

Текущий

Твои творческие достижения

23

Текущий

Твои творческие достижения

30

Текущий

Твои творческие достижения

34

  1. Содержание учебного курса

2.1. Содержание учебного курса

4 класс (34 ч)

«Мир изобразительного искусства» (15 ч)

«Путешествие в мир искусства».Знакомство с необычными художественными музеями.

«Виды и жанры изобразительного искусства»

Проект «Изобразительное искусство»

Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.

«Мир декоративного искусства» (8 ч)

Проект «Декоративное искусство»

Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.

«Мир народного искусства» (7ч)

Проект «Народное искусство»

Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.

«Мир архитектуры и дизайна» (4 ч)

Проект «Мир архитектуры и дизайна»

Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.

Основные задачи обучения и развития:

  • продолжение освоения выразительных возможностей графических материалов, различных способов штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.;
  • продолжение освоения живописных приёмов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.) и способов применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);
  • продолжение освоения правильной передачи пропорциональных соотношений фигуры человека и животных;
  • продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (изучение основ линейной и воздушной перспективы);
  • изучение основ светотени;
  • продолжение освоения цветоведения, изучение и составление гармоничных цветовых сочетаний, освоение колористической живописи, изучение особенностей выступающих и отступающих цветов;
  • формирование умения передавать движение в композиции;
  • продолжение формирования умения точно передавать в тематической композиции, иллюстрации сюжет, создавать выразительные образы;
  • развитие умения выбирать формат композиции в зависимости от замысла, выделять один или несколько композиционных центров;
  • продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (Федоскино, Палех, Мстёра, Касли, Вологда);
  • знакомство с традиционными орнаментами и костюмами народов России;
  • продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе растительных и животных форм.

2.2 Прохождение практической части программы по предмету.

Общее количество

Всего часов

Проверочных работ

Проектов

1 четверть

1

1

2 четверть

2

1

1

3 четверть

4

2

1

4 четверть

3

2

1

3. Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы.

№ п/п

Название разделов

Количество часов

1.

Мир изобразительного искусства

15

2.

Мир декоративного искусства

8

3.

Мир народного искусства

7

4.

Мир архитектуры и дизайна

4

Итого :

34



Предварительный просмотр:

    Календарно тематическое планирование 2 класс

№ п\п

Дата

Количество часов

Тема урока

Корректировка

план

факт

Виды изобразительного искусства (14часов)

1

1

Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца.

2

1

Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи.

3

1

Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди».

(продолжение работы) Школа графики и живописи.

4

1

Акварель. Тёплый цвет.

Школа живописи. «Небо на закате»

5

1

Акварель. Холодный цвет.

Школа графики и живописи.

«Зимнее окно». «Облака». Гуашь».

6

1

Школа живописи. «Краски и настроение».

7

1

Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. Школа графики «Ветвистое дерево».

8

1

Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики «Нарядные ёлочки».

9

1

Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко».

10

1

Школа живописи и графики. «Осенний листок».

11

1

Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки.

12

1

Лепка декоративной чаши. Школа декора.

13

1

Лепка рельефа «Птички.» Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок».

14

1

Проверочный урок. Твои творческие достижения. Лепка декоративной чаши.

1

Декоративное искусство (8 часов)

15

1

Декоративное искусство вокруг нас.

16

1

Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки»

17

1

Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент.

18

1

Школа декора. Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки».

19

1

Школа декора. Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами.

20

1

Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью.

21

1

Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». Школа декора. «Волшебный ковёр».

22

1

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

Народное искусство (7 ч)

23

1

Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись.

Школа народного искусства.

24

1

Пермогорские узоры. Прялки. Школа народного искусства.

25

1

Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного искусства.

26

1

Каргопольская игрушка.

Полкан. Школа народного искусства.

27

1

Печенье тетёрки. Школа народного искусства.

28

1

Архангельская птица Счастья. Школа народного искусства.

29

1

Проверочный урок. Твои творческие достижения

Мир дизайна и архитектуры (6 ч)

30

1

Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна.

31

1

Пирамиды. Школа дизайна.

Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки.

32

1

Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка».

33

1

Цилиндры. Школа дизайна.

«Весёлые зверята». «Гусеничка».

34

1

Проверочный урок. Твои творческие достижения. Подвеска «ангел».



Предварительный просмотр:

3 ИЗО Календарно тематическое планирование 3 класс

№ п\п

Дата

Количество часов

Тема урока

Корректировка

план

факт

Жанры изобразительного искусства (13час)

1

1

Художествен-ные музеи мира. Рамы для картин. Натюрморт как жанр.

(Урок изучения нового.)

2

1

Натюрморт. Композиция в натюрморте. Учимся у мастеров.

(Урок обобщения и систематизации знаний.)

3

1

Светотень. Школа графики. Рисование шара или крынки (карандаш). Последовательность рисования куба.  (Комбинированный урок.)  

4

1

Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином (акварель).

(Урок обобщения и систематизации знаний.)

5

1

Пейзаж как жанр. Композиция в пейзаже. Учимся у мастеров.

(Урок изучения нового.)

6

1

Перспектива. Перспективные построения. Воздушная перспектива. (Урок изучения нового.)

7

1

Школа живописи. Рисование пейзажа (акварель).

(Урок обобщения и систематизации знаний.)

8

1

Портрет как жанр. Автопортрет.

(Урок изучения нового.)

9

1

Школа графики. Рисование портрета девочки (карандаш). (Комбиниро-ванный урок.)  

10

1

Скульптурные портреты. Школа лепки. Лепка портрета дедушки (пластилин или глина).

(Урок изучения нового.)

11

1

Портреты сказочных героев. Силуэт.

(Урок изучения нового.)

12

1

Необычные портреты. Школа коллажа.

(Урок изучения нового.)

13

1

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

(Урок обобщения и систематизации знаний.)

Народное искусство (6 час)

14

1

Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда.

(Урок изучения нового.)

15

1

Богородские игрушки. Школа народного искусства.

(Урок изучения нового.)

16

1

Жостовские подносы. Школа народного искусства.

(Комбинированный урок.)

17

1

Павлово-посадские платки.

(Комбинированный урок.)

18

1

Скопинская керамика.

Школа народного искусства. (Комбинированный урок.)

19

1

Проверочный урок.

Твои творческие достижения.

(Урок обобщения и систематизации знаний.)

Декоративное искусство (9 час)

20

1

Декоративная композиция. Стилизация.

(Урок изучения нового.)

21

1

Замкнутый орнамент.

(Комбинированный урок.)

22

1

Декоративный натюрморт.

(Комбинированный урок.)

23

1

Декоративный пейзаж.

(Комбинированный урок.)

24

1

Декоративный портрет.

Школа декора.

(Комбинированный урок.)

25

1

Маски из папье-маше (картона). Школа декора.

(Урок обобщения и систематизации знаний.)

26

1

Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками.

(Урок обобщения и систематизации знаний.)

27

1

Праздничный декор. Писанки.

(Комбинированный урок.)

28

1

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

(Урок обобщения и систематизации знаний.)

Мир архитектуры и дизайна (7 час)

29

1

Мир дизайна и архитектуры. Форма яйца.

(Урок изучения нового.)

30

1

Школа дизайна. Форма спирали. Декоративная свеча.

(Урок обобщения и систематизации знаний.)

31

1

Школа дизайна. Бумажная роза. Бусы. Барашек.

(Урок обобщения и систематиза-ции знаний.)

32

1

Форма волны. Архитектура и дизайн. (Урок изучения нового.)  

33

1

Школа дизайна. Изготовление декоративного панно. Коро-бочка для печенья. (Урок-викторина.)

34

1

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

(Урок обобщения и систематизации знаний.).



Предварительный просмотр:

4 ИЗО Календарно тематическое планирование 4 класс

№ п\п

Дата

Количество часов

Тема урока

Корректировка

план

факт

Мир изобразительного искусства (16 час)

1

1

Беседа «Необычные музеи».

Рисование по представлению «Как я провел лето».

2

1

Анималистический жанр. Школа лепки. Школа графики.

3

1

Школа живописи. «Храбрый лев» (гуашь).

4

1

Исторический жанр.

Выдающиеся произведения отечественной и зарубежной художественной культуры.

5

1

Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия. Школа живописи и графики. «Богатырское сражение».

6

1

Бытовой жанр.

Рисование композиции «Семейное чаепитие».

7

1

Портрет, пейзаж, натюрморт. Пропорции. Школа графики. Рисование фигуры человека.

8

1

Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. Рисуем автопортрет.

9

1

Натюрморт. Перспектива. Школа живописи и графики. «Натюрморт с двумя книгами».

10

1

Пейзаж. Линия горизонта. Школа живописи. Рассвет. Лунная ночь.

11

1

Книжная графика. Иллюстрирование басни И,Крылова «Стрекоза и Муравей».

12

1

Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. «Чудо-звери».

13

1

Компьютерная графика. Программа «Adobe PhotoShop»

Компьютерная графика. Программа «Paint».

14

1

Школа компьютерной графики. «Игрушечный мишка».

15

1

Обобщение по теме: «Мир изобразительного искусства».

16

1

«Мир декоративного искусства» 7 часов

17

1

Художественная керамика и фарфор. Хрусталь. Музей хрусталя.

18

1

Декоративные звери и птицы. Школа декора.

19

1

Художественный металл. Каслинское литьё. Кузнечное ремесло. Волшебный фонарь.

Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Музей валенок.

20

1

Школа декора. Украшаем валенки.

21

1

Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.

22

1

Обобщение по теме: «Мир декоративного искусства».

23

1

«Мир народного искусства» 7 часов

24

1

Лаковая миниатюра. Школа народного искусства. Палехские деревья.

25

1

Русское кружево. Вологодские узоры

26

1

Резьба по кости. Холмогорские узоры.

27

1

Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы.

28

1

Р/к Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Кавказа и Севера. Музей утюга.

Тульские самовары и пряники. Русский самовар. Пряничные доски.

29

1

Обобщение по теме: «Мир народного искусства».

30

1

«Мир архитектуры и дизайна» 5 часа

31

1

Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Мой первый автомобиль.

32

1

Человек в дизайне.

Школа дизайна. Дизайн костюма.

33

1

Школа дизайна. Фитодизайн. Игрушки из природных материалов.

34

1

Обобщение по теме: «Мир архитектуры и дизайна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с КТП по учебному предмету "Изобразительное искусство" 4 класс.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с учебным планом МКОУ «Одесская СОШ №2» на 2014-2015 учебный год, на основе Федерального государ­ственного образ...

Рабочие программы 1-4 классы"Школа России". Изобразительное искусство.

Рабочие программы 1-4 классы "Школа  России". Изобразительное  искусство. ...