Урок Изоискусства по теме:"Русская изба"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Урок изоискусства с инструкционными картами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок с инструкционными картами | 509 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по изобразительному искусству. Подготовила: Черноярова Н.С. учитель начальных классов Тема: «Русская изба». Цель: развитие личности ребенка на основах национальной культуры и народного искусства. Задачи:
Оборудование: бумага, краски, кисти, схема строения русской избы, мультимедийная презентация с фотографиями домов, карточки с названиями частей избы и элементами её декора, инструкционные карты, кроссворд. Оформление доски: « У домов, как у людей, есть своя душа и своё лицо…» ( А. Дюма) Словарь: изба, плотник, сруб (стопа), кровля, конёк, фасад, щипец, наличники, ставни, причелина, полотенце, подпол, орнамент. Ход занятия: | ||
Этап занятия | Номер слайда | Деятельность учителя и учащихся |
I. Организационный момент | 1 2 | Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на котором присутствует много гостей. Тема нашего занятия: «Русская изба». Вы узнаете, какие части есть у русской избы, как украшают избу и сами будете строить свой маленький дом. Эпиграф нашего занятия звучит так: « У домов, как у людей, есть своя душа и своё лицо,на котором отражается их внутренняя сущность» ( А. Дюма) |
ІΙ. Беседа | 3 5 6 7 8 9 10 11,12 13 14 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 | Прослушайте стихотворение. Пятистенка пред тобой По прозванью охлупень Посмотри-ка ты на дом О чём идёт речь? Все ли слова вам понятны? Что вы должны узнать на занятии? \ Чтобы лучше понять это стихотворение мы должны узнать, что такое изба и как называются её части.\ Посмотрите: вот слова, которые встретятся нам на занятии. \ Словарь\ Изба - слово древнее. Оно встречалось во многих славянских языках и звучало как истьба, истобка, истопить. Оно обозначало деревянную постройку, которая отапливается, жилая комната с печью. В древности строить или «рубить избу» выходили человек 20 или, как говорили в старину, «всем миром». Это было не простое занятие: мастера использовали только топор, никаких пил, гвоздей и молотков. Не каждый мог построить избу, для этого нужны особый талант и мастерство. Место для дома выбирали высокое и сухое. Для строительства использовали сосну или ель: стволы крепкие, прямые, древесина надежная. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Венец – четыре бревна, связанные в квадрат. Венец к венцу подгоняли плотно, между ними щёлочки не увидишь. От слова плотно – образовано слово плотник. На венцах ставили зарубки – порядковые номера. Как вы думаете для чего? \ чтобы можно было его перенести в другое место и собрать \ Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе. Русские избы изумляют плотницким искусством – ни одного гвоздя нет, а стоят – не сдвинуть. Итак, плотники возводили большую коробку сруб или по-нашему стопу. Затем с большим терпением делали кровлю. Доски для неё тесали так, чтобы любую можно было заменить, не разбирая всей крыши. Верхняя треугольная часть фасада, образованная скатами крыши – щипец или , фронтон. Сруб и щипец образуют фасад дома. Самая красивая часть избы – фасад –лицо дома – выходила на улицу. По нему судили о хозяине. По окантовке крыши размещали резные доски – причелины, а в месте их соединения – полотенце. Два ската крыши соединялись бревном – охлупень –на конце которого выстругивали голову коня – конёк. Там, где соединяются фронтон- щипец и сруб прикреплялась лобовая доска. В центре сруба прорубали окна – их называли красные окна ( от слова красивые). Окна были с косяками и перекладинами и поэтому говорили: «Косящатое окно». На них натягивали кожу, бычий пузырь, чтобы сохранить тепло. Окна защищали от дождя и снега с помощью наличников , позже появились ставни. В представлениях древних славян изба делилась на три части: крыша, фронтон — небо; часть сруба ниже фронтона — земля; подпол, — подземный мир. Все элементы избы украшали резным орнаментом. Слово «орнамент» в переводе с латинского языка «украшение». Орнаментом называют украшение, построенное на ритмичном чередовании и сочетании элементов. Орнамент может быть растительным, геометрическим, зооморфным (изображение животных). Резьбой украшали причелины. Например орнамент в виде зигзаговой линии символизировал небо «небесные хляби» , знак дождя, небесной воды, недосягаемых дождевых запасов; круглые отверстия – капли дождя. На полотенцах изображали символы солнца - круг с 6 радиусами ("колесо юпитера") Встречается круг с крестом внутри него, а иногда и с восемью лучами; восходящее или заходящее солнце может быть показано полукругом (дугой вверх) с тремя лучами. Или "бегущее" солнце: внутри круга вырезают несколько дугообразных линий, они создают впечатление катящегося колеса с изогнутыми спицами. Для украшения наличников и ставень мастера использовали изображения оленей, коней, птиц. Они считались священными животными, добрыми божествами. Птица – приход весны, тепло,возрождение к жизни, богатый урожай. Конь – символ силы, красоты. Лев – охранник. Одним из наиболее интересных и самых распространенных изображений домовой резьбы является образ берегини, русалки, который не встречается ни в одном другом виде русского народного искусства. Название «берегиня» не оставляет сомнения в том, что когда-то это существо должно было оберегать от злых духов стихии. Разные орнаменты в украшении избы исполнялись не только для красоты. В давние времена люди верили в их магическую силу: они оберегали от злых сил, духов, природных стихий. Хорошо украшен дом Лев, с листом узорным схожий, примостился у окна. Птица Сирин в травах тоже рядом изображена. Вьются стройные колонны, и изящны, и легки, и на стебле розан тонкий распускает лепестки. Над колоннами витыми львы другие, словно псы: дом хранят, а перед ними шумно зыблются овсы Дом воспринимался древними людьми как живое существо, похожее на человека. Поэтому названия элементов русской избы и названия частей человеческого тела очень близки по своему звучанию и по смыслу. Давайте их сравним. Наличники - лицо, лик причелины, лобная доска - чело, лоб, окно - око, глаз Самая красивая часть избы – фасад – лицо дома и у каждого дома своё лицо. |
ІI. Первичное закрепление | 26-34 | Итак, вы теперь знаете части избы и её декоративные элементы., поэтому вам легко будет назвать их на этих фотографиях ( или на схеме) |
ІIІ. Практическая работа | 35 | А теперь мы предлагаем вам стать мастеровыми. Как бывало деревню всем миром ставили, так и вам предстоит всем вместе «построить» деревенскую улицу. А «что миром положено, тому и быть так», говаривали в народе. Только в руках у вас вместо дерева — бумага , а вместо топора и гвоздей— кисти да краски. Да и «срубите» вы только самую красивую часть избы—фасад. Посмотрите, все ли готово к работе? В каждом деле нужно быть внимательным и аккуратным. Вы разбились на пары. Один декорирует сруб, а другой – щипец. Используйте инструкционные карты. Можете обсудить план своей работы по строительству дома и приступать к делу. По окончании работы вы должны будете объяснить, почему вы так украсили дом, т.е. защитить свою работу. Можете обсудить план своей работы по строительству дома и приступать к делу. \ Дети конструируют деревенскую улицу. Одни ученики рисуют сруб избы, окна , другие ученики наводят крышу наличники, лобовые доски, причелины \ |
ΙV. Рефлексия. | Вот и готовы наши домики. Весело смотрят на нас окошки. | |
V. Итог занятия | 35 | Молодцы, ребята! Вы славно поработали сегодня, приложили много сил и старанья. А теперь я хочу узнать, понравилось ли вам наше занятие. Перед вами на столах лежат карточки с условными значками: солнышко, тучка дождик. Если занятие вам понравилось, поднимите карточку со значком «солнышко», если не очень понравилось—со значком «тучка», а если не понравилось—со значком «дождик». Немножко подумайте и поднимите карточки. Спасибо за участие! На этом наше занятие закончилось. |
Инструкционная карта
для декорирования щипца
№ шага | Содержание работы | Элементы декора |
1 | Нанести орнамент на причелины |
|
2 | Нанести орнамент на полотенце | |
3 | Нанести орнамент на лобовую доску | |
4 | Использовать яркие цвета | Красный, жёлтый – цвета солнца, силы. Зелёный – цвет весны, травы. Синий – цвет неба. Белый – символ чистоты, святости. |
Инструкционная карта для декорирования сруба
№ шага | Содержание работы | Элементы декора |
1 | Нарисовать ставни и наличники | |
2 | Нанести орнамент на ставни и наличники:
| |
3 | Задекорировать сруб по бокам | |
4 | Использовать яркие цвета | Красный, жёлтый – цвета солнца, силы. Зелёный – цвет весны, травы. Синий – цвет неба. Белый – символ чистоты, святости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая коллекция по учебному курсу "Наш край" занятие по теме"Русская изба"
Данная презентация знакомит учащихся с архитектурными особенностями русской избы, связи мотивов деревянной резьбы с народными верованиями.К презентации прилагается текстовый конспект...
Тематическая коллекция по учебному курсу "Наш край" занятие по теме "Русская изба"
Данная презентация поможет закрепить знания учащихся об особенностях крестьянского жилища. В презентации представлены цифровые диктанты, кроссворды, тесты....
конспект урока по технологии на тему русская изба 4 класс
конспект урока...
Конспект урока изоискусство по теме «Школьный карнавал»
Цели деятельности учителя: ознакомление с изображениями школьного карнавала; создание условий для развития творческих способностей в практической деятельности....
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс, УМК: Неменского Б.М.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о красоте русской деревянной избы и особенностях выполнения отдельных элементов декора избы; выполнение н...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)», 4 класс
Тема урока «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зод...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Старинная русская изба" 4 класс УМК Школа России
Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зодчества; выполнение ставень и наличников.Задачи урока:Дидактические: 1. Формировать навык...