Технологическая карта урока по ИЗО 1-й класс " Дымковская игрушка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Технологическая карта урока по ИЗО 1-й класс " Дымковская игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства  1-й класс

Тема: Дымковская игрушка


Цель: научиться украшать дымковскую игрушку по готовому контуру.

Оборудование:

  • для учащихся: шаблоны для обводки контура «Дымковской игрушки», краски, кисти, баночка для воды, альбом,  (ватные палочки 2 шт.), простой карандаш.
  • для учителя: дымковские игрушки, плакат

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1. Оргмомент (1-2 мин.)

Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Альбом, кисти, краски!
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

 

Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
Личностные УУД

2. Работа по теме урока. (15 мин.)

а) Актуализация знаний.


Давным-давно, за дремучими лесами, за далекими морями, на берегу реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село.

Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково… 
Слайд 4
– Как вы думаете. Чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Но не об обычных игрушках, а о народных игрушках.

Дети внимательно слушают рассказ учителя.

Ответы детей.
Об игрушках.

Дети читают стихи (Приложение 1)

Формируем умение слушать собеседника.
Коммуникативные УУД

Осуществлять актуализацию жизненного опыта.
Познавательные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Регулятивные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные УУД

б) Постановка учебной задачи.

– Как вы думаете какая тема нашего урока?
– Ребята, чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

– Молодцы, вы сами для себя поставили цель урока. 

Ответы детей.
– Познакомиться с дымковской игрушкой.
Научиться расписывать игрушку.

 

3. Исследовательская работа.

Издавна в Дымковской слободе жили гончары.  

Гончары – это люди, которые лепили посуду из глины.

Но не только посуду, а из местной красной глины лепили еще дудочки – свистульки.
Слепят и в печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех радовали.
А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

– А расскажет нам об этом интересном названии праздника Соколова Марина.
Почему «свистунья?» А вот послушайте легенду.


Позднее ярмарка – праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик.

– Сейчас мы с вами окажемся на этой ярмарке.

Демонстрация слайдов.

– Что общего у всех игрушек?

– А где в природе встречается белый цвет? Цвет чего?
Белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг белым-бело. Сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочет ему 
сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне.
– Какие цвета встречаются?
– Какие элементы использовали мастера? 
– Что обозначают круги?
– Что имеет круглую форму?
Круги означали солнце.
– А волнистые линии, что могли обозначать?
Волнистые линии – вода;
Маленькие кружочки – семена, засеянное поле.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище. Детей, их поля. 
Посмотрите на элементы росписи.
Таблица «Элементы росписи»

Проводит Власова Анастасия.

Потренируемся в рисовании элементов росписи.
– Нарисуйте желтый, синий круги.
– Что надо сделать, чтобы получилась змейка?

1) Берем на кисть красный цвет и , слегка нажимая на кисть проводим волнистую линию – змейку.

– Что имеет круглую форму?
– Как ее можно украсить?
Украшаем ее зелеными точками в изгибах снаружи и внутри.
2) – Как можно украсить желтый кружок? В середине рисуем еще кружок красного цвета, затем украсим точками вокруг этих кружков.
3) – А синий кружок? Затем украсим точками красного цвета вокруг этого круга. 
(
Учитель выполняет рисование элементов на интерактивной доске)

Вывод: Я уже вижу, что вы освоили элементы дымковской росписи и можете приступить к основной работе.

Уч-ся читает объяснение слова в словаре.

Читает хорошо читающий ученик из книги.

 

 

Рассказ уч-ся.(Приложение 2)

 

 

 

Дети читают стихи об игрушках. (Приложение 3)

Уч-ся рассматривают игрушки.

Ответы детей.
Белый фон, яркие краски, геометрические узоры.

Ответы детей. (Снега, чистоты)

Жёлтый, синий, красный, зелёный, чёрный.

Круги, овалы, клетки, полоски, линии, точки.
Ответы детей.

 

 

 

Дети выполняют рисование отдельных элементов росписи.

Формируем умение строить монологическое высказывание.
Коммуникативные УУД

Формируем умение слушать собеседника.
Коммуникативные УУД

Формируем умение осуществлять анализ данных объектов.
Познавательные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД

4. Физкультминуткапод музыку.

Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так–
Не обидятся никак.

 

 

5. Практическая работа.
Тренировка в рисовании элементов росписи.

Сегодня мы будем расписывать коня.
Обведите его по шаблону.
Коня выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками».
Следующий год – год лошади. Подумайте немного о том, каким узором вы распишите свою игрушку.
Подумали, а теперь приступим к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными.
Узоры должны быть похожи именно на дымковскую роспись. Успехов вам в работе.

 

Умение применять полученные знания на практике.
Познавательные УУД

6. Самостоятельная работа.

 

Дети расписывают игрушку, индивидуальная помощь уч-ся.

Развитие самостоятельности, эстетических чувств.
Личностные УУД

7.  Рефлексия деятельности

– Понравились ли вам ваши лошадки?
– Все ли у вас получилось?
– С какой росписью познакомились?

Мы с вами будем изучать на уроках изобразительного искусства и другие росписи, а элементы этой росписи вы уже знаете как рисовать.

Давайте сейчас устроим выставку работ и посмотрим, какие у вас интересные работы получились.

Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки:
Кружочки, точечки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

Мы оформим выставку-ярмарку и ваши родители посмотрят на искусство своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.
А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке. Молодцы.

– Понравился ли вам урок?

Спасибо за урок.

 

Коррекция, внесение необходимых дополнений, изменений в результат своей деятельности.
Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия.
Регулятивные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.Личностные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе "Дымковская игрушка"

Цель:•способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства;•закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушкеЗадачи:•продолжать знакомить детей с на...

Технологическая карта урока английского языка во 2 классе по теме "Мои игрушки"

Технологическая карта урока английского языка во 2 классе по теме "Мои игрушки"...

УРОК изобразительного искусства В 1 КЛАССЕ «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»

Цель урока: Воспитать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения русских мастеров, развить эстетическое восприятие и чувство ритма.Задача урока: - познакомить с...

Технологическая карта урока технологии “ Конструирование из бросового материала. Динамическая игрушка из бумажного стаканчика” (4 класс)

Цель урока: освоение технологии конструирования, динамической игрушки  посредством изготовления изделия.Дидактические:Освоение приёмов работы с бросовым материалом, картоном, ножницами и скотчем....

Технологическая карта урока Технологии «Конструирование из картона» Изделие: «Подвижная игрушка - обезьянка» (2 класс, УМК Школа России)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: освоение технологии конструирования из картона игрушки-дергунчика с подвижным соединением Задачи урока Дидактические:1.Дать п...

Технологическая карта урока технологии «Весёлый зверинец. Завершение работы» Изделие: «Игрушки из помпонов» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: освоение технологии изготовления мягкой игрушки на основе помпона. Задачи урока Дидактические: 1) актуализировать знания о новом текстильном материале - пряжа; 2) вспомнить определени...

Технологическая карта урока по технологии в 4 классе. Тема «Конструирование игрушки на основе конуса»

Технологическая карта урока по технологии.4 класс. Тема «Конструирование игрушки на основе конуса»...