рабочая программа по изо 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Жернова Светлана Федоровна

изо 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс.

п/п

Тема

Основное содержание

предметные

Результаты действий

Дата

Примечание

личностные

метапредметные

1

2

3

4

5

6

7

8

                                    Р а з д е л 1. ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8) (                                 )

1

Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома.

Пейзаж родной земли

С.12- 19

Родной край. Пейзаж родной земли.

Средства живописи.

Левитан И.

Шишкин И.

Грабарь И.

Знание характерных черт родного пейзажа. Знание художников, изображающих природу.

Умение нарисовать пейзаж по памяти.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

П.: наблюдать природу и природные явления.

Р.: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

К.: находить варианты решений различных коммуникативных задач.

2

Образ традиционного русского дома.

Гармония жилья и природы. Деревня. С. 20-23

Деревянное зодчество. Гармония. Окружающий ландшафт. Конструкция русской избы.

Левитан И.

Стожаров В.

Венец. Сруб. Клеть

Знание устройства русской избы, украшение избы.

Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений.

 Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Формирование навыков коллективной деятельности.

К.: участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов.

Р.: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

П.: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

3

Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома.

С. 24-26

Деревянное зодчество. Гармония.

Наличник.

Конек.

Знание устройства русской избы, украшение избы.

Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги.  Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

К.: участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов.

Р.: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

П.: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

4

Образ традиционного русского дома.

С.27-23

Деревянное зодчество. Гармония. Окружающий ландшафт.

Храм. Четверик. Восьмерик.

Крыльцо-гульбище.

Купол

Главки

Знание устройства русской избы, украшение избы.

Умение создать образ избы в пейзаже.  Изображать живописными средствами образ русской избы и других традиционных построек деревни.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

П.: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Р.:  находить варианты решений различных художественно-творческих задач, вносить изменения;

К.: формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

5

Образ красоты человека. Женский портрет.

С.35-38

Портрет.

Национальный костюм.

Кокошник.

Аргунов И.

К. Коровин.

Знание традиционной национальной одежды, роль головного убора, украшения в народном костюме. Умение создать женский народный образ. Знание художников, изображающих женские портреты в русских национальных костюмах. Характеризовать и эстетически оценивать образы в произведениях художников.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

П.: умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи.

Р.: вносить изменения в работе;

К.: оценивать результаты художественно-творческой деятельности одноклассников.

6

Образ красоты человека. Мужской портрет.

С.39

Портрет.

Национальный костюм.

Кустодиев Б.

Знать характер сельского труда. Иметь представление

о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда. Умение изобразить сцены труда из крестьянской жизни. Овладение навыками изображения фигуры человека.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

П.: умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы.

Р.: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

К.: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

7

Народные праздники.

Коллективное панно.

С. 40-45

Праздник.

Обряд.

Традиция.

Панно.

Знание несколько произведений на темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных праздников. Овладение элементарными  основами композиции.

Умение использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно.

Формирование навыков коллективной деятельности.

К.: участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов.

Р.: умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

П.: П.: умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника,

8

Обобщение темы четверти.

Коллективное панно.

Знание правил выполнения коллективной работы. Умения использовать средства выразительности для изображения характера работы.

Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

П.: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром;

 К.: моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе.

Р.: вносить изменения в работу.

                          Р а з д е л 2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (8 ) (                                   )

9

Древнерусский город-крепость.

С.46-53

Архитектура. Город. Конструирование.  

Башни-бойницы.

Вертикаль. Пропорции.

Знание понятия «макет», как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот.  Знать конструкцию внутреннего пространства древнего русского города.

Умение конструировать крепостные башни, ворота Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом.

Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности.

Р.: умение анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям;

К.: формулировать собственное мнение и позицию;

 П.: анализировать роль пропорций в архитектуре.

10

Древние соборы.

С.54-55

Экскурсия к храму.

Образ.

Арка.

Свод.

Закомары.

Знание особенности соборной архитектуры, пропорции соборов.

Умение объяснять, почему собор является смысловым центром города. Знание конструкции, символики частей храма, украшений храма.

Умение выполнять групповую работу по постройке древнего города.

 Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Р.: умение анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям;

К.: формулировать собственное мнение и позицию;

 П.: понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром;

11

Древний город и его жители.

С.56-63

Кремль

Торг. Посад.

Монастырь.

Ритм.

Нрав. Уклад.

Благородная простота.

Знание организации внутреннего пространства кремля.

Умение написать пейзаж с церковью. Умение передавать настроение композиции, составлять композицию,  последовательно её выполнять.

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

П.: умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи.

К.: формулировать собственное мнение и позицию;

Р: контролировать и корректировать свою работу;

12

Древнерусские воины-защитники.

С.54

 Князь.

 Дружина.

Мужество.

Васнецов В.

Знание, как жили князь и его люди, как одевались.

Умение изобразить древнерусских воинов. Знание различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Овладение навыками изображения фигуры человека.

Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности

П.: умение создавать элементарные композиции на заданные темы графическими материалами. Умение использовать правила рисования фигуры человека.

Р.: вносить изменения в работе;

К.: оценивать результаты художественно-творческой деятельности одноклассников.

13

Города Русской земли

С. 64-70

Рельеф.

Линия.  Формы.

Ритм.

Ансамбль.

Знание основных структурных частей города. Знание старинных русские городов: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий.

Умение отличать эти города. Умение завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности, фантазии.

П.: умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы

К.:  участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Р.: контролировать и корректировать свою работу;

14

Узорочье теремов.

Бояре.

Терем.

Изразцы.

А. Рябушкин.

Знание понятия «узорочье». Знание роли постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Умение изобразить праздничную нарядность, узорочье интерьера терема.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

П.: умение создавать элементарные композиции на заданную тему.

Р.: вносить изменения в работе;

К.: оценивать результаты художественно-творческой деятельности одноклассников.

15

Праздничный пир в теремных палатах.

С.74-76

Пир.

 Гридницы.

Трон.

Свод.

Кафтан.

В. Васнецов.

Знание картин русских художников (А. Коровина, В. Васнецова, А. Рябушкина). Умение создавать много фигурные композиции в коллективном панно, изображать предметный мир праздника «Княжеский пир

Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

К.: моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе.

 П.: уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им.

Р.: контролировать и корректировать свою работу;

16

Обобщение темы.

С.77

Лицо города.

Собор. Церковь.

Панно.

Знание архитектуры древнерусских городов, художников 18-19 веков и их произведения. Умение высказать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства. Умение создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир»

Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

К.: моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе.

П.:  уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им.

Р.: вносить изменения в работе.

Р а з д е л 3. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (10 )  (              )

17

Страна восходящего солнца.

Образ художественной культуры Японии.

С.80-87

Японская культура. Графический рисунок.

Гравюра.

Каллиграфия.

Сад камней.

Пагода.

Ширма.

Знание необычной художественной культуры Японии. Знание особенности легких конструкций, построек в Японии.

Умение изображать природу через детали. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

П.: уметь понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.

К.: участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Р.: оценивать по заданным критериям;

18

Изображение японок в национальной одежде.

С. 88-91

Костюм.

Кимоно.

Сакура.

Освоение новых эстетических представлений о поэтической красоте мира. Знание представлений

о красоте японской женщины, традиционной народной одежде.

Умение создать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.

 Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности.

 П.: умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.

 К.: участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Р.: контролировать и корректировать свою работу;

19

Искусство народов гор и степей

С. 92-101

Н. Рерих

Темпера.

Иглу. Яранги. Чумы. Аулы. Юрта.

Орнамент

Знание образа жилых построек народов. Умение цветом передавать пространственные планы.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

П.: моделирование новых образов путем трансформации известных;

К.: адекватно оценивать работы других;

Р.:  вносить изменения в работу, используя образец.

20

Города в пустыне.

103-109

Средняя Азия.

Аппликация.

Изразец. Орнамент. Мавзолей.

Мозаика. Портал. Медресе. Мечеть. Минарет.

Знание особенностей архитектуры среднеазиатского города Умение выполнить объёмную аппликацию среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности

П.: использовать материал учебника для реализации плана; К.: адекватно оценивать работы других;

Р.:  вносить изменения в работу, используя образец.

21

Образ художественной культуры Древней Греции

110-118

Древняя Греция. Моделирование Греческие храмы. Ордер. Капитель. Парфенон. Акрополь.

Знание искусства Древней Греции, архитектуры

Акрополя. Умение характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма.

Умение моделировать из бумаги  конструкции греческих храмов

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

П.:  выделять этапы работы.

К.: участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ;

Р.: анализировать свою работу, используя наглядный материал, и вносить изменения.

22

Древнегреческие праздники.

С.118-125

Античное искусство.

Олимпийские игры. Пропорции. Вазы.

Знание искусства древнегреческой «вазонописи», знание скульпторов, изображающих богов. Уметь изобразить олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия, (фигуры в традиционных одеждах), работать над панно в группе

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов.

П.: использовать материал учебника для реализации плана; К.: адекватно оценивать работы других;

Р.:  вносить изменения в работу, используя образец.

23

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города.

С. 126-130

Коллективное панно.

Готический. Каркас.  

Витраж. Портал. Арка.

Знание образа готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями

Умение цветом передавать пространственные планы.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов.

П.: умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы.

К.: участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно.

Р.: вносить изменения в работу, используя образец.

24-

25

Портрет средневекового жителя.

130-135

Костюм. Портрет. Трико.

Шлейф.

Знание сословий разделения людей, средневековых готических костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Иметь представление о

традиционной европейской одежде средневековья.

Развитие навыков изображения человека.

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

П.: умение рационально самостоятельно строить творческую деятельность, организовывать рабочее место.

К.: адекватно оценивать работы других;

Р.: анализировать свою работу, используя наглядный материал, и вносить изменения.

26

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы.

Выставка. Панно. Коллаж.

Знание общих представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия).

Умение отличать образы городов, анализировать эти отличия.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов.

П.: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром. Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им.

К.: слушать и слышать; адекватно оценивать работы других;

Р.:  вносить изменения в работу, используя образец.

Р а з д е л  4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (9 ) (                              )

27

Материнство

С. 138-143

Материнство. Образ матери и дитя.

Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать

и дитя. Развивать навыки композиционного изображения.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

П.: умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства.

 К.: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Р.: умение давать оценку своей работе по заданным критериям.

28

Мудрость старости.

Портрет пожилого человека.

Мудрость души.

Эль Греко.

Автопортрет.

Знание художников, изображающих пожилых людей. Знание, что красота – это эстетическая и духовная категория.

Умение найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку. Развивать навыки восприятия произведения искусства.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

П.: умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства.

Р.: умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников

К.:  умение давать адекватную оценку работам товарищей.

29

Сопереживание.

148-151

Человеческая скорбь, отчаяние и т. п. Драматический сюжет.

Знание, художников и полотен Раскрывающих тему сопереживания.

Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

П.: использовать материал учебника для реализации плана; К.: адекватно оценивать работы других;

Р.:  вносить изменения в работу, используя образец.

30

Герои- защитники.

152-153

Экскурсия  к памятнику города

Герои-защитники. Памятники героям-защитникам.

Графика.

Скульптура.

Эскиз.

Знание героев Сталинградской битвы. Знание памятников героям Отечества.

Умение выполнить памятник в графике.

 Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

П.: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Р.: умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников

К.:  умение давать адекватную оценку работам товарищей.

31

Юность и надежды.

154-155

Детство, юность, надежда.

 Мечта о счастье, подвиге, путешествии.

Знание основных сюжетов и тем детства, юности в произведениях художников.

Умение изобразить радость детства с помощью графических материалов. Овладевать основами владения графическими материалами.

 Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа.

П.: умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы.

К.: адекватно оценивать работы других;

Р.:  вносить изменения в работу, используя образец.

32-33

Искусство народов мира. Обобщение темы

Культура.

Народ.

Обычаи.

Знание видов искусств, жанров искусств, главные художественные музеи России, знание художников. Уметь выполнить коллективный коллаж,

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. человека.

П.:  понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром.

К.: слушать и слышать; адекватно оценивать работы других;

Р.:  вносить изменения в работу, используя образец.

34

Выставка работ

Коллаж. Выставка.

Знание видов искусств, жанров искусств

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

П.: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Р.: умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников

К.:  умение давать адекватную оценку работам товарищей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

городского округа Реутов

Московской области

          «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                       Директор МБОУ СОШ №5

____________И.К. Евдокимова

«_____» ________2015__г.

                                            Рабочая программа учителя _______

(ФИО)

по _изобразительному искусству____, 4         класс

(предмет)

(___базовый_уровень)

                                                             

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и на основе «Рабочей  программы по изобразительному искусству. Предметная линия учебников под ред. Б.М.  Неменского. 1-4классы. Москва  «Просвещение»,2011»

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.

2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В Федеральном базисном учебном плане в 4 классах на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 35 часов (35 учебных недель).

3. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир изобразительных (пластических) искусств

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание  искусства.  Отражение  в  произведениях  изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура,  дизайн, декоративно-прикладное искусство  (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Рембрандта ван Рейна); пейзаж; натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная).

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников. (

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем.

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт);  декоративно-прикладного  искусства  и  дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение навыками бумагопластики.

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).

тема

часы

экскурсии

1.

История родного искусства

8

2

Древние города нашей земли

8

1

3

Каждый народ- художник

10

4

Искусство объединяет народы

9

1

Итого

35

2

     

 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

 умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

 в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

 в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

Знать / понимать:

•  доступные сведения о памятниках культуры и искусства, о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;

•  отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;

•  названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;

•  средства художественной выразительности  (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;

• магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы по-строения (ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента), характер элементов городецкой росписи – растительный и зооморфный, антропоморфный;

•  о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;

•  названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;

•  способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;

•  особенности вышивки разных регионов России;

•  традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачество;

•  понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;

•  виды природных материалов, используемых в плетении;

уметь:

•  применять приемы акварельной живописи («по сырому», а-ля прима и др.), приемы получения «звучных», чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;

•  пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;

•  применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизации);

•  соблюдать последовательность выполнения изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);

• анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;

• решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;

•  высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;

•  решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;

•  комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;

•  выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;

•  оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;

•  экономно и рационально использовать материалы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

•  выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

•  в самостоятельном творчестве;

•  высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

•  проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, страны и других народов мира;

•  проявлять положительное отношение к процессу труда, результатам своего труда и труда других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.

6. ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса.


В 4б классе  (32 человека, 4- новеньких) учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

      7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Литература.
  1. Изо.  Каждый народ-художник. 4 класс: учеб.  для  общеобразовательных организаций/ Л.А. Неменская;  под ред. Б.М. Неменский. - 4-е изд.- М.: Просвещение. 2014 г.
  2. Рабочая тетрадь.
  1. Дополнительная литература.

1. Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. – М.: Детская литература, 1984.

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.

3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.

4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.

5. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.

2. Интернет-ресурсы.

1. Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org

3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru

4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru

5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su

6. «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru

3. Технические средства обучения.

1. Компьютер

2. Проектор.

  1. Интерактивная доска

4. Наглядные пособия.

5. Учебно-практическое оборудование: аудиторная доска с магнитной поверхностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...