рабочая программа по изо 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
изо 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по изо | 116.5 КБ |
пояснительная записка по изо | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс.
№ п/п | Тема | Основное содержание | предметные | Результаты действий | Дата | Примечание | |
личностные | метапредметные | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Р а з д е л 1. ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8) ( )
1 | Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома. Пейзаж родной земли С.12- 19 | Родной край. Пейзаж родной земли. Средства живописи. Левитан И. Шишкин И. Грабарь И. | Знание характерных черт родного пейзажа. Знание художников, изображающих природу. Умение нарисовать пейзаж по памяти. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | П.: наблюдать природу и природные явления. Р.: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, К.: находить варианты решений различных коммуникативных задач. | ||||||
2 | Образ традиционного русского дома. Гармония жилья и природы. Деревня. С. 20-23 | Деревянное зодчество. Гармония. Окружающий ландшафт. Конструкция русской избы. Левитан И. Стожаров В. Венец. Сруб. Клеть | Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Формирование навыков коллективной деятельности. | К.: участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Р.: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. П.: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; | ||||||
3 | Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома. С. 24-26 | Деревянное зодчество. Гармония. Наличник. Конек. | Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | К.: участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Р.: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. П.: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; | ||||||
4 | Образ традиционного русского дома. С.27-23 | Деревянное зодчество. Гармония. Окружающий ландшафт. Храм. Четверик. Восьмерик. Крыльцо-гульбище. Купол Главки | Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы в пейзаже. Изображать живописными средствами образ русской избы и других традиционных построек деревни. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | П.: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, Р.: находить варианты решений различных художественно-творческих задач, вносить изменения; К.: формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. | ||||||
5 | Образ красоты человека. Женский портрет. С.35-38 | Портрет. Национальный костюм. Кокошник. Аргунов И. К. Коровин. | Знание традиционной национальной одежды, роль головного убора, украшения в народном костюме. Умение создать женский народный образ. Знание художников, изображающих женские портреты в русских национальных костюмах. Характеризовать и эстетически оценивать образы в произведениях художников. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | П.: умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи. Р.: вносить изменения в работе; К.: оценивать результаты художественно-творческой деятельности одноклассников. | ||||||
6 | Образ красоты человека. Мужской портрет. С.39 | Портрет. Национальный костюм. Кустодиев Б. | Знать характер сельского труда. Иметь представление о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда. Умение изобразить сцены труда из крестьянской жизни. Овладение навыками изображения фигуры человека. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | П.: умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Р.: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. К.: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; | ||||||
7 | Народные праздники. Коллективное панно. С. 40-45 | Праздник. Обряд. Традиция. Панно. | Знание несколько произведений на темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных праздников. Овладение элементарными основами композиции. Умение использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно. | Формирование навыков коллективной деятельности. | К.: участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Р.: умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. П.: П.: умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, | ||||||
8 | Обобщение темы четверти. | Коллективное панно. | Знание правил выполнения коллективной работы. Умения использовать средства выразительности для изображения характера работы. | Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | П.: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром; К.: моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе. Р.: вносить изменения в работу. |
Р а з д е л 2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (8 ) ( )
9 | Древнерусский город-крепость. С.46-53 | Архитектура. Город. Конструирование. Башни-бойницы. Вертикаль. Пропорции. | Знание понятия «макет», как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Знать конструкцию внутреннего пространства древнего русского города. Умение конструировать крепостные башни, ворота Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом. | Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности. | Р.: умение анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; К.: формулировать собственное мнение и позицию; П.: анализировать роль пропорций в архитектуре. | |||
10 | Древние соборы. С.54-55 Экскурсия к храму. | Образ. Арка. Свод. Закомары. | Знание особенности соборной архитектуры, пропорции соборов. Умение объяснять, почему собор является смысловым центром города. Знание конструкции, символики частей храма, украшений храма. Умение выполнять групповую работу по постройке древнего города. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | Р.: умение анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; К.: формулировать собственное мнение и позицию; П.: понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром; | |||
11 | Древний город и его жители. С.56-63 | Кремль Торг. Посад. Монастырь. Ритм. Нрав. Уклад. Благородная простота. | Знание организации внутреннего пространства кремля. Умение написать пейзаж с церковью. Умение передавать настроение композиции, составлять композицию, последовательно её выполнять. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | П.: умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи. К.: формулировать собственное мнение и позицию; Р: контролировать и корректировать свою работу; | |||
12 | Древнерусские воины-защитники. С.54 | Князь. Дружина. Мужество. Васнецов В. | Знание, как жили князь и его люди, как одевались. Умение изобразить древнерусских воинов. Знание различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Овладение навыками изображения фигуры человека. | Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности | П.: умение создавать элементарные композиции на заданные темы графическими материалами. Умение использовать правила рисования фигуры человека. Р.: вносить изменения в работе; К.: оценивать результаты художественно-творческой деятельности одноклассников. | |||
13 | Города Русской земли С. 64-70 | Рельеф. Линия. Формы. Ритм. Ансамбль. | Знание основных структурных частей города. Знание старинных русские городов: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Умение отличать эти города. Умение завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности, фантазии. | П.: умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы К.: участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Р.: контролировать и корректировать свою работу; | |||
14 | Узорочье теремов. | Бояре. Терем. Изразцы. А. Рябушкин. | Знание понятия «узорочье». Знание роли постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Умение изобразить праздничную нарядность, узорочье интерьера терема. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | П.: умение создавать элементарные композиции на заданную тему. Р.: вносить изменения в работе; К.: оценивать результаты художественно-творческой деятельности одноклассников. | |||
15 | Праздничный пир в теремных палатах. С.74-76 | Пир. Гридницы. Трон. Свод. Кафтан. В. Васнецов. | Знание картин русских художников (А. Коровина, В. Васнецова, А. Рябушкина). Умение создавать много фигурные композиции в коллективном панно, изображать предметный мир праздника «Княжеский пир | Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | К.: моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе. П.: уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. Р.: контролировать и корректировать свою работу; | |||
16 | Обобщение темы. С.77 | Лицо города. Собор. Церковь. Панно. | Знание архитектуры древнерусских городов, художников 18-19 веков и их произведения. Умение высказать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства. Умение создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир» | Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | К.: моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе. П.: уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. Р.: вносить изменения в работе. |
Р а з д е л 3. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (10 ) ( )
17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. С.80-87 | Японская культура. Графический рисунок. Гравюра. Каллиграфия. Сад камней. Пагода. Ширма. | Знание необычной художественной культуры Японии. Знание особенности легких конструкций, построек в Японии. Умение изображать природу через детали. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов | П.: уметь понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. К.: участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Р.: оценивать по заданным критериям; | |||
18 | Изображение японок в национальной одежде. С. 88-91 | Костюм. Кимоно. Сакура. | Освоение новых эстетических представлений о поэтической красоте мира. Знание представлений о красоте японской женщины, традиционной народной одежде. Умение создать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. | Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности. | П.: умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. К.: участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Р.: контролировать и корректировать свою работу; | |||
19 | Искусство народов гор и степей С. 92-101 | Н. Рерих Темпера. Иглу. Яранги. Чумы. Аулы. Юрта. Орнамент | Знание образа жилых построек народов. Умение цветом передавать пространственные планы. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов | П.: моделирование новых образов путем трансформации известных; К.: адекватно оценивать работы других; Р.: вносить изменения в работу, используя образец. | |||
20 | Города в пустыне. 103-109 | Средняя Азия. Аппликация. Изразец. Орнамент. Мавзолей. Мозаика. Портал. Медресе. Мечеть. Минарет. | Знание особенностей архитектуры среднеазиатского города Умение выполнить объёмную аппликацию среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. | Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности | П.: использовать материал учебника для реализации плана; К.: адекватно оценивать работы других; Р.: вносить изменения в работу, используя образец. | |||
21 | Образ художественной культуры Древней Греции 110-118 | Древняя Греция. Моделирование Греческие храмы. Ордер. Капитель. Парфенон. Акрополь. | Знание искусства Древней Греции, архитектуры Акрополя. Умение характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма. Умение моделировать из бумаги конструкции греческих храмов | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов | П.: выделять этапы работы. К.: участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ; Р.: анализировать свою работу, используя наглядный материал, и вносить изменения. | |||
22 | Древнегреческие праздники. С.118-125 | Античное искусство. Олимпийские игры. Пропорции. Вазы. | Знание искусства древнегреческой «вазонописи», знание скульпторов, изображающих богов. Уметь изобразить олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия, (фигуры в традиционных одеждах), работать над панно в группе | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. | П.: использовать материал учебника для реализации плана; К.: адекватно оценивать работы других; Р.: вносить изменения в работу, используя образец. | |||
23 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города. С. 126-130 | Коллективное панно. Готический. Каркас. Витраж. Портал. Арка. | Знание образа готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями Умение цветом передавать пространственные планы. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. | П.: умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. К.: участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно. Р.: вносить изменения в работу, используя образец. | |||
24- 25 | Портрет средневекового жителя. 130-135 | Костюм. Портрет. Трико. Шлейф. | Знание сословий разделения людей, средневековых готических костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Иметь представление о традиционной европейской одежде средневековья. Развитие навыков изображения человека. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | П.: умение рационально самостоятельно строить творческую деятельность, организовывать рабочее место. К.: адекватно оценивать работы других; Р.: анализировать свою работу, используя наглядный материал, и вносить изменения. | |||
26 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы. | Выставка. Панно. Коллаж. | Знание общих представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия). Умение отличать образы городов, анализировать эти отличия. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. | П.: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром. Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. К.: слушать и слышать; адекватно оценивать работы других; Р.: вносить изменения в работу, используя образец. |
Р а з д е л 4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (9 ) ( )
27 | Материнство С. 138-143 | Материнство. Образ матери и дитя. | Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать и дитя. Развивать навыки композиционного изображения. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | П.: умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. К.: участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Р.: умение давать оценку своей работе по заданным критериям. | |||
28 | Мудрость старости. | Портрет пожилого человека. Мудрость души. Эль Греко. Автопортрет. | Знание художников, изображающих пожилых людей. Знание, что красота – это эстетическая и духовная категория. Умение найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку. Развивать навыки восприятия произведения искусства. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | П.: умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Р.: умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников К.: умение давать адекватную оценку работам товарищей. | |||
29 | Сопереживание. 148-151 | Человеческая скорбь, отчаяние и т. п. Драматический сюжет. | Знание, художников и полотен Раскрывающих тему сопереживания. Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | П.: использовать материал учебника для реализации плана; К.: адекватно оценивать работы других; Р.: вносить изменения в работу, используя образец. | |||
30 | Герои- защитники. 152-153 Экскурсия к памятнику города | Герои-защитники. Памятники героям-защитникам. Графика. Скульптура. Эскиз. | Знание героев Сталинградской битвы. Знание памятников героям Отечества. Умение выполнить памятник в графике. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | П.: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Р.: умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников К.: умение давать адекватную оценку работам товарищей. | |||
31 | Юность и надежды. 154-155 | Детство, юность, надежда. Мечта о счастье, подвиге, путешествии. | Знание основных сюжетов и тем детства, юности в произведениях художников. Умение изобразить радость детства с помощью графических материалов. Овладевать основами владения графическими материалами. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа. | П.: умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. К.: адекватно оценивать работы других; Р.: вносить изменения в работу, используя образец. | |||
32-33 | Искусство народов мира. Обобщение темы | Культура. Народ. Обычаи. | Знание видов искусств, жанров искусств, главные художественные музеи России, знание художников. Уметь выполнить коллективный коллаж, | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. человека. | П.: понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром. К.: слушать и слышать; адекватно оценивать работы других; Р.: вносить изменения в работу, используя образец. | |||
34 | Выставка работ | Коллаж. Выставка. | Знание видов искусств, жанров искусств | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | П.: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Р.: умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников К.: умение давать адекватную оценку работам товарищей. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
городского округа Реутов
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №5
____________И.К. Евдокимова
«_____» ________2015__г.
Рабочая программа учителя _______
(ФИО)
по _изобразительному искусству____, 4 класс
(предмет)
(___базовый_уровень)
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и на основе «Рабочей программы по изобразительному искусству. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 1-4классы. Москва «Просвещение»,2011»
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– формирование навыков работы с различными художественными материалами.
2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В Федеральном базисном учебном плане в 4 классах на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 35 часов (35 учебных недель).
3. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Рембрандта ван Рейна); пейзаж; натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная).
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников. (
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики.
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).
№ | тема | часы | экскурсии |
1. | История родного искусства | 8 | |
2 | Древние города нашей земли | 8 | 1 |
3 | Каждый народ- художник | 10 | |
4 | Искусство объединяет народы | 9 | 1 |
Итого | 35 | 2 |
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Знать / понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;
• названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;
• средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;
• магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы по-строения (ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента), характер элементов городецкой росписи – растительный и зооморфный, антропоморфный;
• о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;
• названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;
• способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
• особенности вышивки разных регионов России;
• традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачество;
• понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
• виды природных материалов, используемых в плетении;
уметь:
• применять приемы акварельной живописи («по сырому», а-ля прима и др.), приемы получения «звучных», чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;
• пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;
• применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизации);
• соблюдать последовательность выполнения изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);
• анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;
• решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;
• высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;
• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;
• комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
• выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;
• оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;
• экономно и рационально использовать материалы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
• в самостоятельном творчестве;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, страны и других народов мира;
• проявлять положительное отношение к процессу труда, результатам своего труда и труда других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
6. ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса.
В 4б классе (32 человека, 4- новеньких) учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Литература.
- Изо. Каждый народ-художник. 4 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменский. - 4-е изд.- М.: Просвещение. 2014 г.
- Рабочая тетрадь.
- Дополнительная литература.
1. Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. – М.: Детская литература, 1984.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.
4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.
5. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.
2. Интернет-ресурсы.
1. Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org
3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru
4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru
5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su
6. «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru
3. Технические средства обучения.
1. Компьютер
2. Проектор.
- Интерактивная доска
4. Наглядные пособия.
5. Учебно-практическое оборудование: аудиторная доска с магнитной поверхностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...